Научная статья на тему 'Актуальные проблемы участия российских вузов в Болонском процессе'

Актуальные проблемы участия российских вузов в Болонском процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы участия российских вузов в Болонском процессе»

менном рынке труда. Одно из главных требований работодателей - это наличие опыта работы и практических навыков, которые студент может приобрести, только совмещая учебу и трудовую деятельность. Современный вуз должен иметь собственную службу трудоустройства, которая будет содействовать временному и постоянному трудоустройству студентов и выпускников, оказывать помощь студентам в поиске места прохождения практики, привлекать молодежь к участию в деятельности студенческих отрядов, предоставлять юридические консультации студентам и выпускникам по вопросам трудоустройства. Только совместная деятельность вуза с организациями и предприятиями на основе взаимовыгодного сотрудничества позволит создать эффективную систему адаптации и трудоустройства молодых специалистов на рынке труда.

Список литературы

1. Большакова О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социс. 2005. № 4. С. 136-139.

2. Исследование проблем студентов дневного отделения: Отчет о науч.-исслед. работе. Челябинск: ЧелГУ, 2004.20 с.

А. Я. Карпович, Т. А. Коркина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Формирующиеся механизмы согласования хозяйственных решений по всей цепочке от научно-исследовательских результатов и опытно-конструкторских работ через проектирование, обучение персонала, производство и; сопровождение в течение всего жизненного цикла наукоемких изделий предъявляют во многом новые требования к образованию всех специалистов, участвующих в этих процессах, особенно специалистов с высшим образованием. Соответственно, система высшего образования должна достаточно оперативно адаптироваться к изменяющимся запросам общества. Для этого в первую очередь необходимо трансформировать саму отечественную высшую школу, в частности сблизить ее с лучшими европейскими ттпгопямтт, Интеграционные процессы в Европе идут уже несколько лет и сейчас получили ориентацию на заинтересованность студентов в получении образования, которое признавалось бы одновременно в нескольких странах с целью наилучшей реализации своего потенциала или, по крайней мере, просто дм того, чтобы повысить шансы нахождения достойной работы.

Термин «Болонский процесс» появился 19 июня 1999 года после подписания 29 министрами, ответственными за образование в европейских странах, в городе ролонье Декларации «О создании единого европейского пространства высшего образования», согласно которой к 2010 году вся Европа должна иметь единую систему высшей школы.

Факторы, вызвавшие необходимость данного процесса, неоднозначны по масштабу и значимости. Существуют мировые и европейские причины для реформирования образовательной сферы. Основными из них являются:

1. Коренные преобразования в экономике развитых стран. Это связано, например, с быстрым совершенствованием производства на основании нппайттщх информационных технологий.

2. Перемещение конкуренции в научную сферу. Теперь выигрывают те, кто сможет быстрее разработать и внедрить в производство новый товар или процесс.

3. Внутренняя зацикленность системы образования, то есть ориентиры вузов при подготовке специалистов не учитывают быстроменяющихся требований работодателей и рынка труда. Вузы дают набор теоретических знаний и минимальный набор практических навыков, которые не позволяют выпускнику эффективно включиться в работу на конкретном предприятии.

4. Стремление европейских стран объединить их разрозненные потенциалы в единую экономическую систему.

Первоначально было сформулировано шесть целей:

1. «Понимаемость» системы высшего образования через оформляемое специальным образом приложение к диплому об академической квалификации выпускника, облегчающее трудоустройство. Приложение выдается по запросу студента бесплатно и заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространенных европейских языков (как правило, английском).

2. Двухступенчатая система с первым циклом не менее трех лет. Первый уровень - бакалавриат (степень «бакалавр»). Второй уровень - магистратура (степень «магистр»),

3. Внедрение системы зачетных единиц по типу ЕСТв - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости - как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Академический кредит - единица трудоемкости учебного труда студента. При расчете кредитов в трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы» по европейской терминологии), самостоятельная учебная работа студента, написание им рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ, магистерских и докторских диссертаций, прохождение практик, стажировок, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов и т. п.

4. Создание условий для значительного повышения мобнльносш студентов н преподавателей. Студент, как правило, должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год. Он обучается там на языке страны пребывания или на английском язкрте. На этих же языках осуществляется текущий и итоговый контроль его знаний. В базовом вузе (вузе, в который студент поступал) студенту после его возвращения полностью засчитываются полученные академические кредиты, если стажировка была должным образом согласована с деканатом. Он, как правило, не доедает дисциплине!, пройменные его сокурсниками во время его отсутствия и не имевшие аналогов в зарубежных вузах.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Вуз должен контролировать весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачет кредитов, а также качество заполнения европейского приложения.

6. Содействие европейским воззрениям в высшем образовании.

Позже, в Берлине, было добавлено еще, по крайней мере, три цели:

• социальная сплоченность и ответственность вузов за ее повышение;

• усиление интеграции науки и образования;

• открытость Европы миру в целом.

Растущее внимание уделяется проблеме обучения в течение всей жизни. Происходит поворот к социальной, постиндустриальной («постматериалистической») ориентации в общемировом пространстве.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ находится в поиске наиболее эффективных путей дальнейшего развития российской высшей школы,

оптимальных условий и возможностей ее интеграции в европейское образовательное пространство. Рассмотрим проблемы, которые возникают при этом.

Относительно первой цели - приложение к диплому - решено, что он должен выдаваться каждому выпускнику бесплатно на одном из широко распространенных в Европе языков, В Российской Федерации такой документ введен довольно давно и достаточно полно отражает содержание и качество освоения соответствующей образовательной программы. Но в России еще сделаны не вое возможные шаги по реализации данной тгепи, в частности, четко не обозначены понятия академической квалификации и профессиональной квалификации, широко используемые в Европе. При этом отмечается, что никакого автоматизма признания дипломов выпускников и, как следствие, повышения их мобильности нет и быть не может, потому что европейское сообщество не намерено широко открывать доступы на рынок труда, особенно извне, в том числе из России.

По второй цеди - двухступенчатая система высшего образования - речь идет уже не о двух-, а о трехступенчатой системе, которая в качестве последней, третьей ступени включает аспирантуру (в Европе - докторантуру). Это существенное уточнение структуры ступеней высшего образования стало результатом международного обсуждения содержания высшего образования. Главным становится не количество лет получения образования на той или иной ступени, а набор общих и специальных компетенций, осваиваемых на каждой из них. Каждая предыдущая ступень должна готовить не только к выходу на рынок труда, но и к продолжению обучения на следующей ступени, Российские стандарты магистров и дипломированных специалистов в подавляющем большинстве ориентированы на второй уровень академической квалификации. Поэтому если независимая экспертиза установит компетенции выпускников вуза соответствующими второй ступени по конкретной профессиональной образовательной программе, то это и будет подтверждением независимо от того, по какой схеме (программе) получено это образование.

Достижение третьей цели - внедрение системы зачетных единиц (СЗЕ) - должно предполагать не механический пересчет академических часов в унифицированную единицу измерения, а разработку нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования сразу в зачетных «ушнипятс. Переход к СЗЕ в управлении учебным процессом облегчает разработку и введение новых форм такого управления (модульные системы, рейтинги, асинхронное формирование образовательных траекторий для каждого обучающегося и т.д.). Как отмечают специалисты, при переходе от «синхронной» (линейной) системы обучения, то есть изучения дисциплин образовательной программы в определенной последовательности, к «асинхронной» (нелинейной), то есть предоставлению возможности для каждого студента формировать индивидуальную образовательную траекторию, возможна потеря уже имеющегося уровня качества образования. Причины подобной ситуации в начальный период — недостаточная проработанность эффективных методов организации самостоятельной работы студентов, необходимость освоения новых информационных источников и создания новых образовательных технологий, формирование новых организационных структур и отработка возможных механизмов их взаимодействия. Переход на СЗЕ также таит в себе угрозу разрушения существующих форм участия студентов в научно-исследовательской работе кафедр - из-за возрастающей ттяш^и смены студенческого контингента, то есть СЗЕ не может обеспечить учет научной составляющей образовательного процесса. Хотя отмечается, что и любая другая «объективная» система учета этого полностью не обеспечит,

К тому же существует проблема междисицплинарвости значительной части образовательных программ. В некоторых публикациях отмечается, что введение зачетных

единиц ВОЗМОЖНО ЛИШЬ В ограниченном Варианте, ИСХОДЯ ИЗ НорматиЕшп-ттрЯТ^кмУ

условии функционирования российской системы образования (курсовая система обучения). Возможным решением проблемы может быть введение наряду с действующими стандартами экспериментальных образовательных стандартов и предоставление возможности вузам, участвующим в эксперименте, работать на их основе. Также необходимо воздержаться от дальнейшего увеличения объема вузовского компонента основных образовательных программ высшей школы для поддержания единого образовательного пространства страны.

В делом, СЗЕ - это новая философия образования, ориентированная на переход образовательных учреждений от коллективных к индивидуальным формам обучения, удобным для рынка образовательных услуг формам организации учебного процесса и, следовательно, к рыночному пониманию качества образования, когда ключевым аспектом функционирования образовательных институтов становятся ценовые характеристики их образовательной деятельности.

По четвертой цели - содействие мобильности студентов - существенных изменений не произошло. Вместе с тем можно отметить основное отличие побудительных стимулов участия в Болонском процессе европейских стран и России. Пространственная мобильность подразумевает формирование единого рынка труда высшей квалификации в экономически единой Европе. Но Россия не является частью этого пространства, она сама представляет естественную основу для экономической интеграции ряда независимых государств, часть из которых не входит в географические границы Европы. В то же время особенности социального и экономического состояния России свидетельствуют о том, что в ней нет и, очевидно, долго не будет объективных условий для существования единого рынка труда.

В этих условиях более целесообразно развивать так называемую «виртуальную мобильность», связанную с органичным включением в образовательный процесс современных информационных технологий. Кроме того, недостаток пространственной мобильности может и должен компенсироваться повышенной профессиональной мобильностью людей с высшим образованием, так как высокая способность к обучению -одно из конкурентных преимуществ в нашей стране.

Что касается пятой цели - содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий, то здесь произошло значительное уточнение структуры самой цели, а именно четко вт,тдегтйньт -три уровня системы обеспечения качества образования: непосредственно сами вузы, страны, Европа в целом.

Основная ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из вузов. На европейском уровне с этой целью предполагается создать набор согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов, исследовать способы обеспечения адекватной согласованной проверки для обеспечения качества и аккредитации агентств, занимающихся определением качества образования.

Шестая цель - содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании - весьма далека от актуальных проблем российской высшей школы. Суть ее состоит в том, чтобы «формировать европейский кругозор, масштаб видения» у людей, которые в рамках средней школы получают образование, сосредоточенное на отдельно взятых странах, их истории, культуре, духовных ценностях. Данная цель не является особо актуальной для России, так как российское образование давало и дает более широкий взгляд на мир,

В целом, Прогресс в продвижении к конечной цели Болонского процесса, достигнутый за четыре года, привел к существенным изменениям приоритетов этого процесса. Высший приоритет получило обеспечение качества. Затем следует двухступенчатая система и признание степеней за период обучения.

Однако можно выделить три задачи высшего образования, специфичные дня России и не укладывающиеся в формат Болонского процесса:

• фундаментальность и комплексность образования, особенно на первых годах обучения, когда закладывается основа для профессиональной мобильности обучающегося на всю оставшуюся жизнь;

• повышенная роль региональных вузов в формировании социальной и культурной среды, привлекательной для реализации жизненных устремлений всех жителей региона;

• перевод центра активности ведущих столичных вузов с поиска в регионах суйптлту абшуриентов на содействие профессиональному росту профессорско-преподавательского состава вузов по всей стране.

Для многих ведущих вузов выполнение условий Конвенции в значительной мере носит организационно-методический характер, поскольку целый рад нормативных документов, отраслевых программ, международных проектов и инициатив вузов уже направлен на решение проблем в русле Болонского процесса (повышение качества образования, дополнительное образование, непрерывное повышение квалификации, реализация вариативности учебных программ).

Все эти цели вполне достижимы и никоим образом не угрожают сохранению и развитию традиций российской высшей школы. Активное участие вузов в горизонтальных контактах как внутри России, так и на международном уровне будет и впредь способствовать повышению качества российского высшего образования, его привлекательности и авторитета

Список литературы

1. Митрофанов С. Плюсы и минусы Болонского процесса // Материалы к Зональному совещанию по Болонскому процессу, Екатеринбург: УрГУ, 2004.

2. Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высш. образование в России. 2004. № 4. C. 2-18.

3. Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высш. образование в России. 2004. Ш. С. 43-50.

4. Сенашенко В. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций // Высш. образование в России, 2003, № 3. С. 25-34.

5. Кириллов В. Б., Гладков Г. И. Единое европейское пространство высшего образования и российские вузы. Болонский процесс: Памятка. М.: Восток-Запад, 2005.48 с.

H.A. Терешкова

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Содержание подготовки будущих специалистов имеет сложную и многокомпонентную структуру, отличается большим разнообразием изучаемых объектов, явлений и процессов. Наряду с глубоким усвоением значительного объема теоретических знаний у студентов должны быть сформированы развитые практические вамлгя и умения, позволяющие творчески использовать их в различных учебных и реальных условиях обстановки. Дидактические задачи, решаемые в ходе подготовки студентов по каждой из дисциплин учебного плана, разнообразны и глубоко специфичны, имеют профессиональную теоретическую и практическую направленность, характеризуются целост-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.