Философия. Культурология
204 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 204-
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА Н. МАКИАВЕЛЛИ
© 2007 г. Э.Р. Сафаргалиев
Набережночелнинский торгово-технологический институт [email protected]
Поступила в редакцию 06.06.2007
Проводится аналогия современной российской действительности, называемой «Возрождением России», с итальянской эпохой Возрождения. Эпоха Ренессанса оставила плеяду великих имен, среди которых можно выделить Н. Макиавелли. Его труды, такие как «Государь», «Рассуждения Тита Ливия», «История Флоренции», не теряют своей актуальности и интереса. В последние годы теории Макиавелли вызывают много дискуссий в разрезе новейших наук и сфер деятельности. Наиболее обсуждаемыми являются вопросы морали, применимости учения Макиавелли в контексте политики и совсем новый аспект - использование учения Макиавелли как руководства по практическому менеджменту.
В России снова «ветер перемен». Не всегда и не всем переменам можно радоваться, однако современные тенденции нашей
действительности позволяют, на мой взгляд, вздохнуть с облегчением. Все чаще и чаще появляются сообщения об экономическом росте, об укреплении национальной валюты, об улучшении инвестиционного климата, о борьбе с коррупцией и т.д. Провозглашаются новые приоритеты государства, такие как повышение уровня жизни, повышение рождаемости, повышение качества образования.
С каждым новым подобным лозунгом (кстати, даже претворяемым в жизнь) в сознании появляется и крепнет термин «Возрождение». Возрождение России, нации, науки, искусства и т.д. Недавно провозгласили повышение статуса Государственной премии (путем сокращения количества ее получающих и повышения суммы вознаграждения).
Известный российский интеллектуальный потенциал и невероятный отечественный оптимизм позволяют предположить, что время российского возрождения оставит след в форме новых имен, достижений в науке, технике, искусстве. Хотя, вероятно, современной действительности по величию открытий будет сложно тягаться с итальянской эпохой Возрождения.
Кажется, ни в предыдущие, ни в последующие века ни одна страна не рождала столько титанов. Никогда более, может быть, кроме краткого века расцвета Перикловых Афин, человечество не взмывало столь внезапно на такие высоты Разума, Духа и Искусства как в эпоху Возрождения. В это время рождаются Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Эпоха Ренессанса оставила плеяду великих имен, откровений, загадок. Даже сейчас эпоха эта притягивает
блеском своих достижений. Отголоски изобретений, трактатов не только остались в истории, но и используются в наши дни.
Одним из великих деятелей эпохи Ренессанса явился Николо Макиавелли. Его труды, такие как «Государь», «Рассуждения Тита Ливия», «История Флоренции», не теряют своей актуальности и интереса.
До недавних пор трактаты Макиавелли, известного политического деятеля эпохи гуманизма, рассматривали только в рамках политических учений. Причем обращение к его учениям носило фактически исторический аспект.
Однако в последние годы теории Макиавелли вызывают много дискуссий в разрезе новейших наук и сфер деятельности. Наиболее обсуждаемыми являются вопросы морали, применимости учения Макиавелли в контексте политики и совсем новый аспект -использование учения Макиавелли как руководства по практическому менеджменту.
Проблема морали была традиционно спорным вопросом на протяжении веков. Столь известные лозунги, как «Цель оправдывает средства» и «Победителей не судят», принадлежащие перу Николо Макиавелли, долгое время не оставляли в покое общественность. Методы Макиавелли часто называют аморальными.
Однако современные западные авторы отстаивают новый взгляд на проблему морали и этики макиавеллианства. Они считают, что называть Макиавелли аморальным было бы обобщением и искажением. Безусловно, что большая часть его работ поощряет действия, которые соответствуют нашим стандартам морали. Макиавелли отстаивал поведение, которое мы могли бы счесть аморальным только при определенных обстоятельствах, то
есть когда свободе государства угрожали. В действительности он поддерживал
представление о том, что мы теперь называем чрезвычайными полномочиями правительства. Макиавелли никогда не предлагал, чтобы аморальные действия были нормой. Он полагал, что человек должен всегда действовать в согласии со временем, и это правило относил и к этике.
«Просто не разумно и не практично постоянно придерживаться морали. Каждому, кто намеревается быть всегда добродетельным, придется претерпеть много бед от недобродетельного большинства» [8].
При этом Макиавелли добавлял: «Государь должный казаться милосердным, верным своему слову, гуманным, честным и религиозным, и он действительно должен иметь эти качества» [8].
Часто Макиавелли обвиняли в том, что он поддерживал тиранию. Однако Макиавелли определял тиранию как правление в собственных корыстных целях и презирал ее, так же как и коррупцию, полностью противоречащую интересам государства. А свою работу Макиавелли делал исключительно для применения в общественной деятельности; он вовсе не концентрировался на частных отношениях. Макиавелли выделял два уровня этики: общественный и частный - и отмечал, что моральная ценность каждого не была неотъемлемо выше другого. Однако если возникает конфликт между государством и личностью, тогда приоритет приобретают интересы государства. Соответственно, в определенных ситуациях цель не оправдает средства, а диктует средства [11]. Обстоятельства периодически требуют, чтобы правительство действовало способами, которые, по Макиавелли, будут публично моральны, но конфиденциально безнравственны. Макиавелли не поддержал бы общий принцип, что цель оправдывает средства; он полагал, что одна особенная цель (свобода) диктует средства. Он не был аморальным и недобросовестным: он просто полагал, что этика была опасно догматической, непрактичной и
безответственной. Поэтому следует сделать следующий вывод, что аморальное изображение Макиавелли - не что иное, как искажение значимости того, кто наблюдал власть на собственном опыте и предлагал то, что действительно работало. Его взгляд на эффективное руководство помогает понять инструменты, философию, которые
необходимы для достижения цели.
Второй спорный на сегодняшний день вопрос - возможность применения идей Макиавелли в современном демократическом обществе.
Сегодня возникают прения по поводу применимости его политических учений в контексте современной политики. Западные политологи говорят о том, что идеи Макиавелли относительно мер и средств, оправданных и дозволенных в современной политике, не актуальны.
Так, по мнению М. Ремси, «макиавеллианская тактика устарела и не подходит для немакиавеллианского
политического контекста отношений между либерально-демократическими государствами и внутри них» [5]. В своей работе М. Ремси утверждает: нужно помнить, что потребность нарушать моральные нормы первоначально возникла в мире Макиавелли, где отношения межу государствами были анархическими, по своей сути - конфликтными, и характеризовались борьбой за власть. «В контексте беззаконности, где не было контроля над властью, где государства для защиты своих интересов должны были полагаться на собственные ресурсы, считалось, что мораль оправданно не принимается во внимание в отношениях между суверенными
государствами при защите их национальных и стратегических интересов» [5].
Однако в работах других политологов сквозит необходимость применения тактики Макиавелли. Так, французский политолог Ф. Шабо заявил, что «концепция Макиавелли относится к тому, что должен делать государственный деятель, что логично и разумно сделать, чтобы сохранить здоровье и силу государства. Необходимость
содействовать интересам государства оправдывает мошенничество, силу, ложь и насилие. Цели политики диктуют не моральность, а рациональность средств» [10].
Третья группа аналитиков творчества Макиавелли видит в его советах не внеморальную или аморальную доктрину, а этически нейтральный технический императив в форме «если вы хотите получить X, делайте У». Цели как таковые не обосновываются как рациональные или добрые, средства для их достижения не хвалятся и не проклинаются. Их защищают только как необходимость для достижения желаемого результата. С этой точки зрения макиавеллизм как метод одновременно этически нейтрален и политически не связан обязательствами [5]. Хотя эти авторы признают
моральные затраты, входящие в принятие макиавеллианской тактики, они делают вывод, что подсчеты на основе логических следствий необходимы в политике, что аморальные средства неизбежны и в целом оправданны. М. Уолцер заключает, что «политические деятели не могут приносить добро в политике, если не готовы использовать необходимые средства, ибо никто не достигает успеха в политике не испачкав рук» [5]. Аналогичных взглядов придерживаются американские политологи Т. Найджел, С. Гемпшир и Б. Уильяме:
«...предсказуемая и вероятная опасность общественной жизни такова, что случаются ситуации, в которых явно требуется нечто морально неприятное» [5]. Отказ по моральным основаниям делать что-либо подобное означает, что о преследовании моральных целей в политике не может быть и речи.
И совсем новый вопрос для российской действительности, однако, достаточно часто возникающий в современной западной литературе по менеджменту, - вопрос о применимости макиавеллианской теории в контексте современного менеджмента.
Во второй половине XX века специалисты по менеджменту проявили повышенное внимание к работам Н. Макиавелли. В его произведениях - политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах -обнаружили идеи, в совокупности составляющие оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников.
Западные менеджеры активно изучают его творчество. Идеям Макиавелли посвящены курсы в школах бизнеса, научные семинары и конференции, докторские диссертации, специальные монографии и популярные брошюры.
Появление «Государя» на курсах бакалавров и магистров менеджмента и маркетинга привело к появлению дискуссий. Ключевой вопрос: «Как Макиавелли связан с менеджментом и, тем более, с маркетингом? Можно понять применение его взглядов в политических, философских и
филологических изысканиях. Но в менеджменте и маркетинге? Уж что не имеет отношения к учению Макиавелли, так это процесс обмена материальными ценностями»
История обращения к центральным работам и идеям Макиавелли и применения их в менеджменте науки и в повседневной жизни насчитывает уже много-много лет.
В книгах по менеджменту, касающихся стратегии и организационного поведения, ссылки на Макиавелли (почти всегда на «Государя») - обычное дело. В результате Макиавелли воспринимают как руководство к действию. Один из авторов заявляет так: «Государь» - это эквивалент XVI в. книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» [5].
В этом контексте современные топ-менеджеры видятся как «естественные правители», которым может быть доверена организация. Проводится параллель между Макиавелли и современным менеджером, прочерчивается прямая интеллектуальная последовательность между «Государем» и современными методиками управления.
Джордж Булл утверждает: «В своих ведущих политических работах, «Государе» и «Рассуждениях о Тите Ливии», Макиавелли сконструировал охватывающую все вопросы - и неизбежно чрезмерно их упрощающую -политическую философию, в высшей степени уместную в управлении бизнесом» [6].
Алистер Макалпайн подтверждает мысль Джорджа Булла: «Государь», без сомнения, -произведение искусства. Это почти безупречная книга, которая, будучи произведением искусства, выдержала испытание временем: она настолько же актуальна в политике сегодня, насколько и в год написания, и, как я попытался показать в «Новом Макиавелли», столь же уместна в сегодняшнем бизнесе, как и в политике» [6].
Джордж Булл утверждает, что рассмотрение Макиавелли в контексте современного бизнеса оправданно, если учитывать, что он всегда вызывал огромный интерес не только у ученых, но и у всех деятельных людей. Другой вопрос, до какой степени он оказывал влияние на их дела: «Правители главным образом обращались к Макиавелли или, во всяком случае, цитировали его работы, особенно «Государя», чтобы найти скорее обоснование для своих методов, чем вдохновение для них. Без сомнения, то же самое верно для современных руководителей и советников того, что эквивалентно Государству в наши дни, а именно крупной коммерческой организации, корпорации» [4].
Однако, по-мнению Терри Берроу, рассматривать Макиавелли в качестве ведущего
консультанта менеджеров XV в. не справедливо. Т. Берроу думает, что такие параллели по большей части слабы, а в остальных случаях и вовсе недопустимы. «Вполне очевидно, что Макиавелли имеет дело с некоей целостностью - городом-государством, чье существование и сохранение требует организационных, структурированных подходов. Но неужели кто-нибудь действительно полагает, что современный исполнительный/генеральный директор - это Чезаре Борджа? Что политическое государство - то же самое, что и коммерческая организация? Макиавелли вряд ли согласился бы с этим. Коммерческая организация составляет одно из подмножеств государства и гораздо менее важна. Таким же образом, когда Макиавелли в своих книгах говорит об убийстве политических врагов, это не метафора, а практическое решение проблемы оппозиции и урок остальным. Его совет «разорять их» (то есть врагов) точно так же бескомпромиссен и не фигурален. Совет Макиавелли - не безобидная риторика и не цветастая метафора, он дается всерьез» [4].
Более того, Морин Ремси, утверждает, что и в политическом контексте «макиавеллианская тактика устарела и не подходит ни для отношений между либерально-
демократическими государствами и внутри них» [4].
Возникает вопрос: почему же тогда Макиавелли так часто цитируется в сфере менеджмента и бизнеса?
Т. Берроу объясняет это следующим образом:
«Первая причина в том, что он («Государь». - Прим. авт.) в высшей степени пригоден для цитирования. Его афоризмы -замечательное «звуковое сопровождение» для сегодняшних специалистов по «раскрутке» от менеджмента. В конце концов, их же не предполагается принимать дословно, не правда ли? Они видятся просто как толика черного юмора. Это тем более верно, так как большинство людей не читали «Государя», не говоря уже о более длинных «Рассуждениях». Более того, им мало что известно о жизни, современной Макиавелли. Короче говоря, Макиавелли гораздо чаще цитируют, чем действительно читают! Прочтите его целиком, и вы увидите, насколько он уместен в современной политической жизни» [4].
Удивительно, что Бенито Муссолини в своей работе «Preludio al Principe» выразил эту точку зрения в высшей степени ясно: «Я хотел, чтобы
было как можно меньше возможных посредников, старых и новых, итальянских или зарубежных, между Макиавелли и мной, чтобы не испортить воздействие прямого контакта между его учением и моей реальной жизнью»
[4].
«Другая причина частого цитирования Макиавелли, я полагаю, происходит из его печальной известности и веса, которые дают пятьсот лет истории. Поскольку современная теория менеджмента столь давними традициями похвастаться не может, смею предположить, что ей не хватает страсти, она какая-то приземленная, выглядит
интеллектуальной выскочкой. Таким образом, Макиавелли обеспечивает интеллектуальную родословную науке-полукровке, менеджменту. Он также дает «героя», которого можно цитировать в подходящие моменты» [4].
«Истинный гений Макиавелли видится в политологии, и «заимствование» его талантов для вопросов менеджмента как науки, без сомнения, ошибочно» [4].
Однако, на наш взгляд, несмотря на вполне обоснованные утверждения относительно причин столь частого обращения к «Государю» Макиавелли Терри Берроу приуменьшает значение макевиаллианской мысли в современном менеджменте и маркетинге. Это доказывают работы Энтони Джея «Менеджмент и Макиавелли», Квентина Скиннера «Макиавелли», Майкла Ши «Влияние: руководство для современного Макиавелли», Ч. Харриса, ну и конечно же, Алистера Макалпайна «Новый Макиавелли: ренессансная реалполитика для современных менеджеров».
Джей в 1964 году пользовался трудами Макиавелли для исследования того, как управлять и выживать в современном корпоративном мире. А тема «Государя» часто применялась в качестве метафорического инструмента для выстраивания параллелей с ситуациями и ролями современного менеджмента.
В маркетинге изучение рыночной власти в поведении продавцов и покупателей является едва ли не ключом к пониманию покупательских решений. Интерактивный подход, маркетинг взаимоотношений и услуг -все эти дисциплины позаимствовали свои базовые концепции из Макиавелли, только применены они в более современные времена.
Использование простого языка для передачи сложных идей считается моментом первостепенной важности. Правильный подбор сообщения и использования технологий
политического маркетинга с тем, чтобы «протолкнуть» политические идеи и общаться с избирателями, - все это есть у Макиавелли.
Сегментирование рынка и понимание того, чего хотят люди, - основа основ практического маркетинга. «Государь» и «О военном искусстве» полны фундаментальных потребительских исследований такого рода, равно как и их применений.
Макиавелли во всех своих трудах применял метод кейсов, только это были кейсы из жизни Борджа, Савонаролы, Медичи и так далее. Все они раскрывают конкретные аспекты менеджмента и их применение. Фишер и др. даже отталкивались от Макиавелли, когда обрисовывали эффективную стратегию ведения переговоров.
Макиавелли писал о том, как управлять людьми и создавать эффективные команды для достижения целей. Его идеи особенно уместны для понимания внутренних процессов в высших эшелонах крупных корпораций.
Кристи и Гейс даже разработали специальную шкалу для измерения личных убеждений лидеров, которые контролируют остальных с помощью манипуляции, что совпадает с идеями «Государя» и «Рассуждений». Они наблюдали у многих лидеров следующие характеристики:
относительное невнимание к традиционной морали, отсутствие явной психопатологии, отсутствие принятых на себя идеологических обязательств [4].
Хант и Чонко воспользовались этой шкалой и осуществили исследовательский проект над работниками отделов маркетинга американских организаций, чтобы выяснить, действительно ли они более склонны к манипуляции и неэтичны, чем другие члены общества, и выяснили, что в маркетинге столько же манипуляторов и неэтичных людей, сколько среди других групп общества. Те, кто находятся наверху в любой группе, развивают у себя больше манипулятивных и неэтичных навыков, чем остальные, и это отражается во всех профессиях и группах общества. Чтобы добраться до верха, человек должен обладать тенденцией быть в большей степени макиавеллианцем, чем другие [8].
В мае 1998 года в Манчестере в здании Школы Чатема прошел научный семинар под названием «500 лет правления Макиавелли». Замысел этого форума возник в результате дискуссий на конференции британской Академии маркетинга (1997 г.), которая касалась идей Макиавелли относительно корпоративного лоббирования и политического
маркетинга. В семинаре приняли участие профессора ведущих британских
университетов, видные политические и общественные деятели. Особый колорит семинару придало участие в нем графини Беатрис Рангони Макиавелли, которая является президентом Европейского комитета по экономике и социальной политике [3].
Семинар остался бы не замеченным в России, если бы не книга «Макиавелли, маркетинг и менеджмент» под редакцией Фила Харриса, Эндрю Люка и Патрисии Рис, явившаяся научным результатом выступлений и дискуссий. У нас она была переведена на русский язык и выпущена издательством «Питер» в 2004 году [4].
Прочтение данной книги натолкнуло нас на изучение освещенности работ Макиавелли в России. Анализ литературы показал, что в России термин «макиавеллизм» получил широкое распространение в теоретических работах отечественных авторов конца XIX -начала XX века и означал продуманное, целенаправленное воздействие на массы с целью решения ими определенных социально и политически значимых задач. В то же время «макиавеллизм» понимался как высший уровень достижения целей невидимыми средствами. Он рассматривался в качестве особой системы навыков и умений государственного деятеля, отстаивающего свои интересы или интересы государства, им представляемого, любыми (даже
недозволенными) способами [2].
Дальнейшие работы в России, связанные с именем Макиавелли, рассматривают работы автора только в ключе политики и военного искусства. Первое упоминание Макиавелли как консультанта по управлению в России появилось в работах Кравченко А.И.: «Сегодня в Макиавелли видят высочайший интеллектуальный авторитет, создателя одного из самых эффективных лидерских стилей, образец консультанта по управлению, теоретика социального конфликта» [3]. Других подобных работ о применимости идей Макиавелли к современному бизнесу в России не отмечено.
Бурное развитие рыночной экономики в России, появление крупных корпораций, которые по масштабам сопоставимы даже с небольшими государствами, ставит вопрос о переложении идей Макиавелли к управлению современными российскими корпорациями.
Невозможно переоценить вклад Н. Макиавелли в теории гуманитарных наук, это с точностью подтверждает тот факт, что вот уже
более 500 лет как Н. Макиавелли ушел из жизни, а его работы вызывают дискуссии, эмоции. Макиавелли до сих пор в тех или иных аспектах упоминается философами,
политологами, историками, а сегодня и менеджерами.
Список литературы
1. Андреев С.Н. Макиавеллизм и маркетинг некоммерческих субъектов // Некоммерческие организации в России, 2005, № 1 Б. С. 24-26.
2. Бледный С.Н. Истоки российского «макиавеллизма». М.: Экслибрис-пресс, 2003. 201 с.
3. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2007. 560 с.
4. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра-М, 2005. 731 с.
5. Харрис Ф., Локк Э., Рис П. Макиавелли, маркетинг и менеджмент. СПб.: Питер, 2004. 272с.
6. Jay A. Machiavelli and Management. London.: Hodder & Stoughton, 1967. P. 141.
7. Hant K., Chonko P. Putting Marketing Ideas into Action. London.: Library Assosiation, 1984. P. 160.
8. Machiavelli N. The Prince. trans. G. Bull. Harmondsworth.: Penguin, 1961. P. 101.
9. McAlpine A. The New Machiavelli: The Art of Politics in Business. London.: HarperCollins, 1997. P. 212.
10. Shaboa P. Machiavelli, Leonardo and the Science of Power. Paris.: Notre Dame, 1958. P. 136.
11. Woline N. Postmodern Management. London: Bodley Head, I96G. P. 144.
ACTUAL PROBLEMS OF MACHIAVELLI'S CREATIVE WORK E.R. Safargaliev
The author of article compares modern Russia with Italian Renaissance. There are many famous names connected with Renaissance, and one of them is the name of N. Machiavelli. His works such as «Prince», «The Discourses», «The History of Florence» are still actual and interesting for us. Many problems which Machiavelli raises are discussed by scientists and representatives work. Among them are questions of ethics, politics and management. The author suggests using Machiavelli's books as guidance for modern managers.