Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2014. Вып. 1
С. В. Мальцева, Е. Ю. Станюкович-Денисова
Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / под ред. А. В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2012. 584 с.
В ноябре 2012 г. вышел в свет ожидаемый второй выпуск сборника научных статей «Актуальные проблемы теории и истории искусства». Объемное издание (44 п.л.) включает в себя 77 статей, сгруппированных по тематическим разделам, представляющим на сегодняшний день основные направления искусствознания: «Искусство Древнего мира и средневекового Востока»; «Восточнохристианское искусство»; «Древнерусское искусство»; «Западное искусство Средневековья и Нового времени»; «Западное искусство Х1Х-ХХ вв. и теория искусства»; «Русское искусство XVIII в.»; «Русское искусство XIX — нач. XX в.»; «Русское искусство XX в.».
В книгу вошли материалы докладов второй Международной конференции молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства», которая с 2010 г. поочередно проводится как ежегодное совместное мероприятие отделением искусствоведения МГУ имени М. В. Ломоносова и кафедрами истории русского и западноевропейского искусства СПбГУ и в 2011 г. прошла на базе исторического факультета МГУ Большинство статей написано молодыми искусствоведами, недавними выпускниками ведущих профильных вузов России (МГУ, СПбГУ, СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, МГАХИ им. В. И. Сурикова, МГХПА им. С. Г. Строганова) и ряда стран Европы (университеты Рима и Падуи, Италия; Белграда, Сербия; Мюнстера, Германия, и др.), в настоящее время работающими над своими диссертационными проектами и/или занимающимися научной деятельностью в музеях, преподающими в вузах.
Тематика антиковедческих статей сборника весьма разнообразна: от анализа конкретных вещей (например, алебастровых предметов из гробницы Тутанхамона или боспорских акварельных пелик) до попытки реконструировать по данным письменных источников и археологии панораму художественной и архитектурной деятельности в Афинах раннеклассического периода, как в статье Н. А. Налимовой (МГУ). Мусульманское искусство получило отражение в статьях Л. Д. Петровой и Е. В. Кирюшкиной.
Раздел по восточнохристианскому искусству является одним из наиболее значимых как по составу участников, так и по кругу изучаемых
ими проблем. В него вошли работы итальянских исследователей, посвященные вопросам взаимодействия византийского и мусульманского искусства (С. Педоне, В. Кантоне). Византийской книжной миниатюре посвящено еще несколько статей московских исследователей — А. В. Захаровой (МГУ), М. В. Гринберг (ГосНИИР), О. Д. Беловой (Музей декоративно-прикладного и народного искусства). Следует отметить включение сразу нескольких перспективных тем по византийскому зодчеству, представленных авторами из СПбГУ: региональной специфики в архитектуре Несебра (Е. А. Немыкина), балканских влияний и параллелей в древнерусском зодчестве (С. В. Мальцева) и проблемы соотношения центрального ядра и периферийных зон в византийских и древнерусских храмах IX-XII вв. (А. А. Фрезе).
Иконографический характер носят статьи, касающиеся живописи: фресок Нерези (О. В. Овчарова), монументальной живописи Грузии (А. Л. Макарова, ГИИ), малоизвестных памятников иконописи: образа Богородицы конца XII в. из Андрия (А. В. Веремьева) и иконы «Воскрешение Лазаря» первой трети XV в. из ГРМ (В. А. Ханько). Наконец, проблеме подделок, весьма актуальной и для истории изучения византийского искусства, посвящена статья Дж. Газбарри (Университет «Сапиенца»).
Древнерусское искусство в основном представлено исследованиями по иконографии: святых князей Бориса и Глеба (Д. А. Скобцова; Н. М. Абраменко); образа конного архангела (П. А. Тычинская, ГИИ), полихромных зооморфных инициалов в московских рукописях конца XV в. (Е. И. Морозова, МГУ; ВХРНЦ им. И. Э. Грабаря); зооморфного изображения св. Христофора (Д. В. Найденова, СПбГУ); врат Рождественского храма в Суздале (А. М. Манукян). Работы молодых петербургских специалистов по архитектуре (Д. Д. Ёлшин, ГЭ; А. В. Трушникова, СПбГУ) представляют собой серьезные исследования актуальных вопросов, связанных как со строительными технологиями и конструкциями в древнерусском зодчестве, так и с соотношением различных региональных традиций и школ.
В разделе русского искусства XVIII-XX вв. многие статьи посвящены новым и малоизученным произведениям: храму с. Руднева Тульской губернии — И. В. Северцевой; иконостасу церкви св. Климента в Москве — П. Л. Баранова; ранним альбомам М. Шагала — И. Р. Манашеровой (все
из МГУ). Еще три работы посвящены такой практически неисследованной теме, как монументальная церковная живопись Синодального периода (А. А. Сурова, СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина; А. Л. Павлова, ГИИ; Е. О. Мирошина, МГАХИ им. В. И. Сурикова). Статьи Е. Д. Евсеевой (МГУ и ГТГ) и Е. Ю. Станюкович-Денисовой (СПбГУ) представляют собой публикацию результатов недавних архивных исследований. А. А. Варламова и Е. И. Катрунова (СПбГУ) затрагивают насущные вопросы теоретической и практической реконструкции первоначального облика памятников архитектуры XIX в. Несколько статей представителей МГУ посвящены русской графике и живописи 1920-1930-х годов (О. А. Го-щанская, К. А. Кораблева, О. В. Фурман). Другие работы касаются интереснейшей проблемы взаимосвязей русского и европейского искусства конца XIX — начала XX в. (Т. Малышева, Университет Мюнстера; Э. Р. Ахмерова, ГТГ; Н. Л. Данилова, СПбГУ). Новые данные о взаимодействии между мастерами Баухауза и советскими архитекторами опубликовала Т. А. Эфрусси (Музей МАРХИ). Наконец, замечательный аналитический обзор трансформаций классических форм в отечественной архитектуре XX — начала XXI в. представил В. Г. Басс (ЕУ в Санкт-Петербурге).
Раздел по искусству Западной Европы XIII-XVIII вв. открывают статьи Л. Риккарди (университет «Сапиенца») и Н. А. Коваленко (Общецерковная аспирантура им. свв. Кирилла и Мефо-дия) о станковой живописи Италии XIII-XIV вв.; М. Л. Мусурок (СПбГУ) — о миниатюрах братьев Лимбургов. Традиционно сильными являются исследования, посвященные искусству Возрождения, подготовленные представителями школы МГУ: Е. И. Таракановой — о связях росписей итальянских капелл XV в. с театром; М. А. Лопухо-вой — о росписях капеллы Строцци; аналитический обзор интерпретаций античных купольных построек Рима в рисунках и теоретических работах архитекторов эпохи Возрождения — Е. А. Титовой. Междисциплинарное исследование представляет собой статья П. А. Алешина, где делается попытка выявить соотношение вербального и визуального образов и общие принципы формообразования в поэзии и изобразительном искусстве маньеризма. Искусству эпохи барокко посвящены работы М. М. Прохорцовой (СПбГУ) и А. Т. Куркиной (МГУ).
Работы по западноевропейскому искусству XIX-XX вв. в сборнике представляют Е. А. Сквор-цова (СПбГУ) — об английской графике начала XIX в.; Е. Г. Гойхман (МГУ) — о восточных сюжетах в живописи Делакруа; Е. А. Петухова
(СПбГУ) — о французских афишах 1890-х годов; О. В. Муромцева (МГУ) — о живописи объединения «Новеченто итальяно». Д. Н. Алешина (СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина) рассматривает проблему русских влияний в британской абстрактной живописи школы Сент-Айвз.
В отличие от первого выпуска во втором появились статьи по теории искусства: исследование истории понятия «гезамткунстверк» (А. В. Григораш, МГХПА им. С. Г. Строганова); размышление о специфических топосах аналитического дискурса, направленного на постижение произведения искусства (С. С. Ванеян, МГУ); анализ некоторых аспектов творчества А. Вар-бурга (М. Ю. Торопыгина, Российский институт культурологии); цитирование в искусстве постмодернизма (А. А. Зоря, СПбГУ) и др.
Как и первый сборник статей «Актуальные проблемы теории и истории искусства», рецензируемое издание чрезвычайно разнообразно по проблематике и методологии включенных в него работ. В него вошли и студенческие работы, и труды дипломированных специалистов, научных сотрудников или преподавателей, имеющих ученую степень. В целом уровень представленных работ очень высок, что относится и к студенческим, и к аспирантским работам. Среди последних немало исследований, вводящих в научный оборот новые данные, посвященные неизученным памятникам, мастерам, проблемам. Зачастую они представляют новейшие результаты участия в продолжающихся крупных научных проектах, в том числе международных, таких как раскопки Десятинной церкви в Киеве, раскрытие фресок церкви Ефросиниева монастыря в Полоцке, проект «ВХУТЕМАС-БАУХАУЗ» или университетских НИР (Мероприятие 2. СПбГУ «Традиционное и современное искусство в России и Западном мире в контексте общеевропейских интеграционных процессов: модульное структурирование»).
Следует отметить прекрасное полиграфическое исполнение издания, столь редкое сегодня для такого жанра, как научный сборник, наличие в нем цветных иллюстраций (их 119), совершенно необходимой части при любой публикации, связанной с проблематикой изобразительного искусства.
Тесное сотрудничество и взаимодействие разных направлений и научных школ является непременным условием дальнейшего плодотворного развития российского искусствознания. Потребность международного искусствоведческого сообщества в площадке для молодежной научной дискуссии назрела давно. Похоже, что конференция «Актуальные проблемы теории
и истории искусства» и периодически выходящий сборник статей под тем же названием начинают успешно заполнять эту лакуну. Уверены, что это позволит укрепить перспективы международного научного сотрудничества на долгие годы. Привлечение представителей зарубежных научных школ дает возможность нашим молодым специалистам адекватно оценивать современный уровень знаний в той или иной области, учитывать последние достижения, уметь
использовать новые методы, расширять научные контакты.
В связи с вышесказанным продолжение издания «Актуальные проблемы теории и истории искусства» на регулярной основе представляется остро необходимым и востребованным научным сообществом.
Сведения об авторах
Мальцева Светлана Владиславовна — ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; e-mail: [email protected]
Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна — старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; e-mail: [email protected]