Актуальные проблемы, существующие в формировании учетной информации для обеспечения управления земельными ресурсами на территории Республики Крым как
нового субъекта Российской Федерации
Actual problems existing in the formation of accounting information to ensure land management in the Republic of Crimea as a new subject of the Russian Federation
Чумаченко Виолетта Алексеевна
Студент 1 курса
Факультет Бухгалтерский учет и контроллинг в системе корпоративного управления ФГАОУ ВО "Севастопольский Государственный Университет "
Российская Федерация ,г.Севастополь e-mail: [email protected]
Chumachenko Violetta Alekseevna
Student 1 term
Faculty of Accounting and controlling in the corporate governance system
"Sevastopol State University" Russian Federation, Sevastopol e-mail: [email protected]
Научный руководитель Шипилов Николай Юрьевич
доцент
ФГАОУ ВО "Севастопольский Государственный Университет"
Российская Федерация ,г.Севастополь e-mail: [email protected]
Scientific adviser Shipilov Nikolay Yuryevich
docent
"Sevastopol State University" Russian Federation, Sevastopol e-mail: [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем, которые существуют в процессе формирования учетной информации для обеспечения управления земельными ресурсами на территории Республики Крым как нового субъекта Российской Федерации. Проанализированы понятия «информация» и «информатизация» и их содержание, условия использования информации о земельных ресурсах и других объектах недвижимости, основные аспекты формирования информационного пространства России. Делается вывод о том, что для эффективного управления земельными ресурсами необходимо преодоление информационной разобщенности управленческих структур и кадастров, а также сопряжение новых информационных технологий с традиционными средствами распространения информации. Также проведены сравнения государственного управления земельными ресурсами в Российской Федерации с зарубежными странами. Сделаны выводы, о том что современная рыночная экономика требует особого государственного управления ресурсами.
Annotation.
The article is devoted to the consideration of urgent problems that exist in the process of creating accounting information to ensure land management in the Republic of Crimea as a new subject of the Russian Federation. The concepts of "information" and "informatization" and their contents, the conditions for using information about land resources and other real estate objects, the main aspects of the formation of the information space in Russia are analyzed. The conclusion is made that for effective land management it is necessary to overcome the information disunity of management structures and cadastres, as well as pairing new information technologies with traditional means of disseminating information. Also, comparisons of state land management in the Russian Federation with foreign countries are made. Conclusions are drawn that the modern market economy requires special state resource management.
Ключевые слова: земельные ресурсы, сельскохозяйственные земли, кадастровый учет, государственное управление в сфере земельных отношений.
Key words: land resources, agricultural land, cadastral registration, public administration in the field of land
relations.
Постановка проблемы. Опыт зарубежных стран и развитие экономики в целом во всем мире дает возможность понять, что в современных рыночных условиях контролируемая экономика требует особого государственного управления земельными ресурсами, которое бы могло обеспечивать жесткое и точное соблюдение системы земельного и гражданского законодательства, а так же сохраняло экономическую самостоятельность собственников и землепользователей. В Республике Крым как нового субъекта РФ создание системы мониторинга (наблюдение и контроль) земельных ресурсов является важной научной и практической задачей.
Постановка задачи. Целью данного исследования является рассмотрение уже существующих методов и инструментов, а так же изучение актуальных проблем, которые встречаются при формировании учетной информации по обеспечению в управлении земельными ресурсами на территории Республики Крым как нового субъекта Российской Федерации
Изложение основного материала. Государственное Управление и мониторинг на государственном уровне объектами недвижимости в виде земельных ресурсов является системным и целенаправленным воздействием научного сообщества, государственных структур и всего общества на земельные отношения исходя из накопленных статистических данных и существующей информации в условиях влияния внешних причин.
Государственной аграрной политикой подчеркивается важнейшее значение земли. Одними из главнейших задач государства в сфере управления земельными ресурсами являются:
- сохранность земель сельскохозяйственного назначения, как природного ресурса и способа преумножения благосостояния населения;
- стабильное и устойчивое развитие села и сельских территорий.
Оперативное и своевременное управление в сфере земельных ресурсов в нашей злободневности - это важнейшая проблема на всех уровнях федерального и регионального агропромышленного комплекса. Это обусловлено тем что сильно снизился производственный потенциал сельскохозяйственных производителей, что привело к снижению отдачи основного ресурса, на котором и базируется вся аграрная сфера земель сельскохозяйственного назначения. Для оперативности работы в управлении земельными ресурсами требуются актуальные обновления и усовершенствования самой системы, а для этого необходимо разрабатывать, внедрять и расширять инновационные технологии. Существующие на сегодняшний день современные информационные системы в целом удовлетворяют запросам в сфере управления земельными ресурсами, но если брать статистические данные, то частично. Разработанные современные информационные ресурсы в сфере управления земельных отношений применяются в основном только в крупных городах и административных центрах, и ориентированы на фискальные цели в основном, как правило, на ведении учета кадастровой недвижимости. Для того чтобы была возможность интеграции накопленной информации в общие базы данных о земельных ресурсах жизненно необходимо создание единого информационного пространства агропромышленного комплекса, но на сегодняшний день этот вопрос остается до сих пор только дискуссионным и не решенным.
Для своевременного принятия эффективных мер в сфере управления земельными ресурсами АПК в области регулирования земельных отношений все субъекты земельных отношений должны иметь доступ к достоверной, актуальной и оперативной информации о состоянии земельного фонда и перспектив его развития. Такие данные могут быть получены только путём государственного мониторинга (наблюдение и контроль) земель сельскохозяйственного назначения, что позволит принимать своевременные решения, которые смогут обеспечить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и спрогнозировать развитие
АПК. Важнейшая задача централизации земельно-кадастровой информации - это сбор, накопление информации о состоянии земель и обеспечение такой информацией всех субъектов хозяйствования, вовлеченных в земельные отношения.
Системы земельного кадастрового учета служат базой для формирования эффективного и рационального учета всех земельных ресурсов в Российской Федерации. Во всех актуальных источниках (бумажных и электронных) термин кадастр подразумевается как: «Кадастр - это единый, официальный реестр, составленный на основании системного свода информационных данных об экономических ресурсах, которыми располагает государство, а так же описание и оценка объектов недвижимости (земельный участок), которые подлежат налоговому обложению» [1,с. 48]..
Основной целью государственного кадастрового учета является внесение в единый государственный реестр сведений об имуществе физических и юридических лиц, так как иного способа подтверждения факта реального существования недвижимого имущества, или наоборот, не существует. При возникновении понятия «собственность» для владельца недвижимость представляет ценность, именно поэтому потребность в постановке на государственный кадастровый учет и регистрацию права возникает в первую очередь у него. Для полноценного распоряжения своей недвижимостью необходимо ее идентифицировать и индивидуализировать. Анализируя полученную информация из разносторонних источников (бумажные издания, электронные сервисы системы интернет) выделяем два «определения», которые делим на две основные части, или подсистемы земельного кадастра - «система учета и регистрации» и «система оценки» земельных владений. Создание данных подсистем, связано непосредственно с созданием земельного кадастра города, района или области. Каждая из этих подсистем использует свои методы и инструментальные средства.
Под влиянием внешних факторов и изменений происходящих в окружающей среде, экономике, политике и международных отношениях меняется государственная значимость земельного кадастра. Земельный кадастр как движущая сила в области мировой экономики во всем мире играет ведущую роль как инструмент бухгалтерского учета и налогообложения в сфере землепользования в условиях рыночных отношений, несмотря на то, что в плановой экономике земельный кадастровый учет есть не что иное как простой реестр «перечет» земель. Острая необходимость в создании единого земельного кадастрового учета возникла по причине того, что земельный кадастр должен охватывать все категории земель всей нашей необъятной территории России. Реестр (учет) можно определить, как земельный кадастр объектами которого выступают земли всех категорий земельного фонда страны. Каждая категория земли имеет общие обязательные характеристики:
- структуру;
- функции;
- принципы составления и ведения.
Собственник же земли выступает субъектом единого земельного кадастра.
Рассмотрев найденные материалы в открытых источниках о ситуации которая сложилась в земельной сфере можно предположить, а точнее сделать вывод что земельный фактор еще только начинает играть определенную роль в инвестиционной области по регионам. Это обуславливается еще тем что существует неоднородность экономических условий в России которые могут способствовать инвестиционной активности во всех регионах страны. Чтобы иметь возможность оценить характерные факторы которые влияют в той или иной мере на инвестиционную привлекательность конкретного региона применяется понятие - «инвестиционная привлекательность региона» (совокупность разных объективных возможностей и ограничений, которые определяют интенсивность привлечения в основной капитал региона). На основании всех этих факторов и строятся рейтинги инвест привлекательности всех регионов страны.
Весь земельный фонд находящийся в границах Российской Федерации, является объектом единого земельного кадастра на федеральном и региональном уровнях управления землепользованием. От того с какой периодичностью обновляется накопленная информация содержащая сведения об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках значительно зависит её объем, который содержится в едином земельном кадастре.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что требуется установить определенный интервал т.е. период обновления сведений, содержащих информацию о количестве и качестве земель, их нормативной (кадастровой) стоимости, рыночной цене и земельном налоге в пределах двух-трех лет. Однако нужно обязательно сказать, что при формировании единого земельного кадастра необходимо сохранить как минимум ежегодное обновление о количественном и качественном состоянии земель. От того каким будет складываться характер экономических отношений в стране и регионах а так же состояние окружающей среды, будет зависеть общий объем информации, который содержится в едином кадастровом реестре. Все вышеуказанные факторы определяют последующие действия внесения сведений и ведения земельного кадастра (его структуру, функции, периодичность обновления информации и т.д.)
Ведение единого земельного кадастра осуществляется за счет бюджетных средств государства. Однако главный орган кадастрового учета «Росреестр - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» оказывает большое количество услуг на платной основе (регистрация вещных прав, предоставление выписок из ЕГРН, выписок по денежной оценке, сведения из картографических фондов и многое другое) за счет чего идут пополнения в казну государства[2,с. 1625].
Все вышеперечисленные методы и правила касаются той части Российской Федерации которые постепенно адаптировались в земельных, имущественных и градостроительных сферах, но этого нельзя сказать о Республике Крым. Так как Республика Крым долгое время жила по законом другого государства, с налета применять все правила и нормативы практически не возможно. В связи с необратимостью определенных причин Республика Крым стала частью Российской Федерации и в 2014 году при вхождении Крыма в состав России зашла речь об интеграции и применении на практике нового законодательства. Какие-то вопросы решались быстро, а некоторые требовали и сейчас требуют много времени. Например, в области имущественных и земельных отношений еще необходимо завершить переоформление документов на земельные участки и внести все эти сведения в кадастровый реестр, о чем даже сегодня нельзя сказать, что это сделано, а вот в градостроительной сфере положение обстоит еще хуже. Как выяснилось, почти у всех районов и городов республики отсутствовала должным образом подготовленная и согласованная градостроительная документация (генпланы) которая является базисом для всего. В данный момент самые актуальные вопросы предпринимателей и юридических лиц связаны с получением разрешения на строительство, так как скоро закончится действие «особенного» порядка с сфере градостроительства, ведь на сегодняшний день градостроительный кадастр в Республике Крым не ведется по сложившимся причинам (отсутствие утвержденных генпланов, программного обеспечения (финансовые трудности муниципальных образований), а так же квалифицированных специалистов в этой области), не проводится также расчет арендной платы за землю и земельного налога исходя из кадастровой стоимости. Согласно проведенным анализам статистами оказалось если применять такой расчет то стоимость аренды может взлететь от 2 до 20 раз, именно по этой причине было принято решение о применении кадастровой оценки в налоговых расчетах с 2020 года. Так же можно сказать и о земельных участках всех категорий. На сегодняшний день нет точного понятия какое количество в гектарах числится за каждой категорией так как все еще идет юридическое оформление и дооформление согласно тех нормативных документов, которые были приняты правительством республики Крым. Все данные которые на сегодня числятся в кадастровом реестре пока условные так как сведения взяты из тех материалов которые были накоплены при нахождении Крыма в составе
Украины, а регистрация имущественных прав двигается не очень быстро в связи с плохим состоянием правоустанавливающих документов собственников недвижимости.
Проанализировав выше сказанное выделяем следующие причины для актуального информационного обеспечения земельными ресурсами АПК:
- быстро растущие объемы накопленной информации, которая незамедлительно должна обрабатываться;
- необходимость в детальной проверке поступающей информации;
- разнородность и противоречивость поступающей информации.
В ходе исследования нами были выявлены следующие проблемы формирования учетной информации в обеспечении управления земельными ресурсами, а именно:
- отсутствие должного и эффективного механизма регулирования земельных отношений;
- отсутствие единого информационного пространства региональных АПК и его структурных подразделениях;
- отсутствие четкого и жесткого контроля за механизмом и этапами вывода земель из сельскохозяйственного назначения;
- необходимость оптимального планирования в использовании земель сельскохозяйственного назначения с учетом научно-обоснованных требований и рекомендаций.
Чтобы обеспечить рациональность и эффективность в принятии решений по управлению земельными ресурсами АПК необходимо на государственном уровне определить объемы инвестиций для планомерного проведения следующих работ:
- инвентаризации земель;
- комплексному обследованию земельного фонда;
- оценке земель для усовершенствования действующей системы платежей за землю;
- созданию автоматизированной системы ведения мониторинга (контроля) за использованием земель, а в особенности сельскохозяйственного назначения[3,с. 115].
Выводы. В подведении итогов хотелось бы сказать, что базовой основой для ведения бухгалтерского учета земельных ресурсов, сможет служить только качественный и четко сформированный земельный кадастр на всех уровнях в совокупности всех мер и факторов при его разработке. Для формирования государственного банка данных, его накопления, обработки и выдачи земельно-кадастровой информации в автоматизированном режиме была разработана государственная программа ведения единого государственного реестра всех объектов недвижимости в том числе объектов капитального строительства и земельных участков, а так же своевременное ее освоение и умение применять полученные навыки на практике каждый день.
Для эффективного использования, а также принятия своевременных и рациональных решений в области управления земельных ресурсов АПК, необходима разработка автоматизированной информационной системы мониторинга всех категорий земель, в особенности сельскохозяйственного назначения так как они являются стратегическим сырьем для полноценной жизни общества, которая бы позволила усовершенствовать процессы управления земельными ресурсами и оптимизировать их использования, а также создание единого реестра земельных ресурсов, для интегрирования и обмена данных между всеми уровнями контроля.
Список используемой литературы:
1. Титков А.А. Управление земельными ресурсами в сельском хозяйстве:современное состояние и элементы совершенствование/ А.А. Титков — Текст : непосредственный, электронный // Экономика труд управление в сельском хозяйстве. — 2019. — № 5 (63). — С. 47-52
2. Черпита Д.Н Информационное обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости (управления земельными ресурсами) / Д.Н.Черпита — Текст : непосредственный, электронный // Форум молодых ученых. — 2019. — № 6 (53). — С. 1624-1628
3. Гагаринова Н.В., Цораева Э.Н., Бакуменко Н.С. Проблемы эффективного управления земельными ресурсами России / Н.В.Гагаринова, Э.Н. Цораева, Н.С. Бакуменко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. №3 (225) . — С. 114-120