Научная статья на тему 'Актуальные проблемы современного литературоведения (на примере татарской науки о литературе)'

Актуальные проблемы современного литературоведения (на примере татарской науки о литературе) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2898
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / MODERN LITERARY STUDIES / SOCIO-CULTURAL SITUATION / NATIONAL PECULIARITIES / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закирзянов Альфат Магсумзянович

В статье раскрываются проблемы современного татарского литературоведения. Показывается взаимосвязь между переломными этапами истории и эволюцией научно-теоретических исследований в науке о литературе. Особое внимание уделяется выявлению социокультурных предпосылок изменений, теоретических и методологических проблем, а также задач и перспектив дальнейшего развития татарского литературоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы современного литературоведения (на примере татарской науки о литературе)»

УДК 821.512.145

А. М. Закирзянов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОЙ НАУКИ О ЛИТЕРАТУРЕ)

В статье раскрываются проблемы современного татарского литературоведения. Показывается взаимосвязь между переломными этапами истории и эволюцией научно-теоретических исследований в науке о литературе. Особое внимание уделяется выявлению социокультурных предпосылок изменений, теоретических и методологических проблем, а также задач и перспектив дальнейшего развития татарского литературоведения.

The problems of modern Tatar literary studies are revealed in this article. The interconnection between the crucial stages of history and the evolution of theoretical literary research is shown. Special attention is paid to theoretical and methodological problems, objectives and perspectives of further development of Tatar literary studies..

Ключевые слова: современное литературоведение, социокультурная ситуация, национальная особенность, методология.

Keywords: modern literary studies, socio-cultural situation, national peculiarities, methodology.

Конец XX - начало XXI в. характеризуется интенсивными поисками в области литературоведения, формированием различных идейно-эстетических и философских взглядов, изменением парадигм. Именно к этому времени применительно определение «переходный период». Динамическое развитие культурной жизни, которое доминировало в советское время, входит в противоречие. «Кризис эволюционной доктрины, претендующей на исчерпывающее понимание развития, породил рост интереса к альтернативной теории развития, т. е. к теории циклов. В соответствии с этой доктриной, переход воспринимается переходом от цикла к циклу» [1]. Характеризующие «переходный период», эти особенности дают возможность выявить черты современного татарского литературоведения, трансформацию ее традиций и возникновения на прежних основах новых тенденций. Так, некоторые исследователи (Р. К. Ганиева, Ю. Г. Нигматулли-на) отмечают схожесть современной культурной ситуации с началом XX в. Достижения того времени, которые в советское время были отвергнуты (модернистские поиски, «романтизм идей» и т. д.), теперь вновь «реабилитируются».

Современное состояние татарского литературоведения объясняется, с одной стороны, общественными, социальными, культурными условия-

© Закирзянов А. М., 2011

ми переходного периода, с другой стороны, самим литературным процессом и внутренними изменениями в науках, его объясняющих, во время переходного периода. Конец XX - начало XXI в. характеризуется установлением новой социальной и культурной ситуации. В современном общественном сознании литература начинает терять былую значимость. Татарская литература теряет своего массового читателя и статус «учебника жизни». Основной причиной данного явления стало возникновение новой социокультурной ситуации, когда «культура утрачивает локально-национальные свойства, приобретает черты массового товара, становится все более гомогенной, формульной, "одноразовой", все больше использует визуальный и музыкальный, а не словесный образ» [2]. Традиционные функции культуры переходят к масс-медиа.

На смену жарким спорам и серьезным дискуссиям пришло время для неторопливого обдумывания состояния литературы и поисков способов выхода из создавшейся ситуации. Работа развернулась в разных направлениях: первое - возвращение народу его классического наследия в полном объёме. Особую значимость имела публикация произведений Гаяза Исхаки. Вслед за этим свет увидели не изданные в своё время по разным причинам произведения Г. Рахима, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, М. Ханафи и других писателей. второе - восстановление правдивой, объективной истории татарского народа и освещение ее в произведениях различного жанра; третье - возвращение зарубежной татароязычной публицистики и литературы. С начала девяностых годов с этим интересным, богатым, своеобразным творчеством знакомится и широкий круг наших читателей. Особенно много для этого сделали Х. Миннегу-лов, А. Каримуллин, Т. Айди, М. Усманов, Л. Гай-нанова, А. Сахапов и другие. Четвертое - позитивная переоценка религиозных духовных ценностей. Начинается процесс освоения многовековой духовной литературы, с одной стороны, при понимании роли ислама в жизни татарского народа, с другой стороны, при осторожном подходе к этому вопросу, и её изучения с точки зрения идейно-эстетической наполненности. Изменение взглядов на религию, формирование контингента верующих татар обусловили появление отдельной литературной ветви, именами Ф. Байрамовой, А. Ха-лима, Г. Салимова и других знаменуется становление отдельной отрасли литературы - духовной. Пятое - начало поиска национальной идеи в татарской литературе и культуре, её раскрытие для широкого круга читателей. Шестое - в современном татарском искусстве слова начинаются собственные имманентные поиски. В реалистических и романтических направлениях, которые являются магистральной линией как всей татарской ли-

тературы, так и современной, начинаются «кипения». Опираясь на традиции 1960-80-х гг., писатели активно обращаются к приемам психологизма, средствам мифопоэтики и т. д. Интерес писателя к внутренней, духовной жизни человека через преломление личных и общественных интересов приводит к переоценке взглядов к изображаемой действительности. В ткань произведений проникают символические образы, метафорические явления, приемы условности. Произведения «постреализма» выводят на передний план события и явления, которые оставались до этого в стороне, личность человека стала рассматриваться как центр вселенной при частом обращении к пограничным состояниям: жизни/ смерти, счастья/ несчастья, любви/ненависти, величия/низости, бессознательности и т. д. Вместе с тем литературоведение не было готово к оценке истории литературы, особенностей современного литературного процесса. Используемые в прошлые эпохи принципы и пути анализа привели к однобокому раскрытию литературных явлений. В таких условиях возникает необходимость выявления научно-теоретических и методологических проблем, структурирование их в определенные системы, которые стали основой для объяснения истории литературы, раскрытия состояния искусства слова на стыке веков, основных тенденций, особенностей развития национальной литературы.

Вместе с необходимостью серьезных исследований в каждой из отраслей татарского литературоведения, выявления основных тенденций, основополагающих методов на передний план в современных исследованиях выходят проблемы определения современного состояния науки о литературе, теоретических и методологических задач и перспектив дальнейшего развития. Сформировался интерес к изучению роли татарской литературы в мировом литературном процессе, взаимовлияния разных литератур и к освоению богатств, накопленных европейским, русским и восточным литературоведением.

По методологии татарского литературоведения фундаментальные исследования пока еще не написаны. Вместе с тем многие проблемы литературоведческого толка нашли отражение в конкретных исследованиях, в работах по истории и теории литературы начиная с начала XX в. В изучении теоретических и методологических проблем до середины 80-х гг. XX в. хотя и были достигнуты определенные успехи, все они были недостаточными. Утверждение их в виде теоретических категорий, закономерностей отстает от потребностей искусства слова.

В настоящее время татарское литературоведение открывает для себя новые горизонты научно-теоретической мысли. В современной науке используется понятие парадигмы как критерия

«собственно научного развития, как инструмента в изучении методологии современной теории литературы. В этом смысле парадигма - совокупность теоретических и методологических положений, принципов, определяющих структуру научного знания на конкретном этапе развития науки». Смена парадигмы объясняется в первую очередь формированием научной методологии, «основанной на исторической преемственности и обладающей собственными внутренними законами саморазвития» [3], которая, в свою очередь, вызывается, с одной стороны, особенностями переходного исторического периода, с другой -возникновением новых тенденций как проявлений определённых закономерностей в развитии старых традиций.

Среди них важное место занимает выделение указанного периода как переходного, для которого характерны следующие качества: 1) смена картин мира и, соответственно, изменения в восприятии пространства и времени; 2) активизация мифа и архетипа; 3) культ творчества; 4) открытие логики «вечного возвращения»; 5) эсхатологическое переживание истории; 6) активизация личности маргинального типа; 7) кризис коллективной идентичности; 8) автономизация искусства и обособление его видов [4]. Все эти особенности достаточно четко проявляются в современном литературном процессе и в татарском литературоведении.

В начале 1990-х гг. на повестку дня был поставлен вопрос об определении отношения к теоретическим и методологическим принципам, созданным советской системой. Многочисленные споры привели к отказу от догматических методологических оценок, опирающихся на марксистско-ленинскую идеологию. Следующая проблема возникла вокруг литературного наследия. С одной стороны, в исследованиях, основанных на марксистско-ленинской эстетике, присутствовало незаслуженное восхваление советской литературы; с другой - необходимо было и учитывать определенные успехи советского периода. Эти научно-теоретические достижения прошли испытание временем, и приверженность к ним стала важной необходимостью. Еще одна проблема связана отношением к современному читателю. В конце XX - начале XXI в. налицо формирование нового поколения читателей, готовых к восприятию произведений различных направлений.

Одна из научно-теоретических проблем связана с получением доступа к достижениям зарубежного литературоведения. Русское литературоведение было готово к восприятию результатов исследований зарубежной науки и достаточно успешно поднялось на новую ступень исследований. В татарском литературоведении уста-

новилось противоречивое отношение к новому. Этому тоже есть свои причины. Первая связана с традициями татарской науки о литературе, в которой в советское время к модернистским течениям отнеслись с настороженностью. Вторая причина в том, что с начала 90-х гг. с развитием национального самосознания выросло стремление выработать национальную концепцию литературоведения. Оно привело к осторожному отношению к русско-европейским терминам и понятиям.

Основой научных исследований является система, воплотившая в себе развитие внутренних закономерностей литературоведения. Как отмечает М. Xасанов, «одна из серьезных проблем -необходимость формирования собственной методологии татарского литературоведения» [5] с учетом достижений всей филологической науки, которая бы позволяла соединить особенности национальной литературы. Это, в свою очередь, требует анализа следующих вопросов.

В последние годы возрос интерес к изучению истории литературоведческой науки. Сегодняшняя наука о литературе не возникла на пустом месте, она со времен формирования впитала в себя все лучшее, что была выработано в этой области. Исследования Ф. Г. Галимуллина, Д. Ф. Загидулли-ной, Э. Р. Галиевой, Г. Р. Азизовой, Ч. М. Гилазо-вой раскрывают нам облик татарского литературоведения начала XX в. и послеоктябрьского периода, а особенно периода 20-30-х гг. XX в. На рубеже XX-XXI вв. публикуются работы Ю. Г. Ниг-матуллиной, Р. К. Ганиевой, Т. Н. Галиуллина, Н. Ш. Xисамова, А. Г. Ахмадуллина, X. Ю. Минне-гулова, А. М. Шарипова, Р. Г. Салихова, Н. Xанза-фарова, Ф. З. Яхина, Ф.Баширова и других исследователей, а также академическая «История татарской литературы» в шести томах, литературоведческие словари, учебники для вузов и школ, в которых затрагиваются и вопросы истории татарского литературоведения.

Литературоведение, как и объект её изучения - литература, использует из своего прошлого опыта всё самое ценное и не потерявшее своей значимости. Так формируется преемственность традиций. Традиция и новаторство как диалектически взаимосвязанные понятия опираются на внутренние законы развития науки о литературе, тем самым определяя исторические тенденции и основные направления ее развития. Они важны для татарского литературоведения, так как сохраняют и развивают традиции и восточных, и русско-европейских литератур. Современная наука о литературе больше ориентируется на русское литературоведение, так как мы живем в общей духовно-культурной среде. В то же время возвращение наследия древних и средних веков, тесно связанного с мусульманским Востоком, ин-

терес к суфийской литературе, переиздание религиозных и полурелигиозных трактатов, учебников, а также возрастание в мире интереса к классической литературе Востока приводят к активному изучению многовековых взаимосвязей с восточными литературами. При этом возникает проблема, которая связана с терминологией. В татарской науке о литературе она еще не приведена к единообразию. Кроме того, меняется содержание понятий, которые обозначены общепринятыми терминами. Вошедшие в последние годы в научный оборот такие категории, как образ автора, диалогичность творческого процесса, «герменевтический круг», «горизонт ожидания» и т. д., расширили понимание литературного произведения. Вместе с тем исследования по выработке новых понятий, которые бы отразили национальные особенности татарской литературы, необходимо продолжить.

Творческое освоение русской и западноевропейской, а также восточной научно-теоретической мысли, различных концепций является в целом основой для дальнейшего развития татарского литературоведения, с чем связана, в частности, активизация такого направления литературоведения, как сопоставительное исследование татарской литературы в сравнении с другими литературами. Это направление литературоведения связано со сравнительно-историческим литературоведением, занимающимся выявлением принципов, методов, путей сравнительного изучения литературы. Сравнительно-сопоставительное изучение литературы имеет свою давнюю историю, развитые теоретические подходы, реализованные в многочисленных практических разработках. Татарское литературоведение конца XX - начала XXI в. обогатилось работами сопоставительно-исторического плана [6]. Исследования подобного рода позволяют увидеть в новом свете особенности национальных литератур, сделать анализ через их сопоставление глубоким и полным, как результат - выявление подлинных, в определённой мере скрытых тенденций и их места в мировом и общероссийском литературном процессе.

Многие аспекты теории литературы, которая изучает природу художественного творчества, её закономерности и отличительные особенности, построение, принципы оценки, а также закономерности литературного процесса, подверглись серьезному обновлению. Как было отмечено в ходе предыдущего изложения, утрата идеологических ориентиров вместе с потерей ставших уже историей принципов партийности и классовости привела к острым спорам вокруг понятий «тип творчества», «творческий метод», «творческое направление» и т. д. Началось обсуждение таких направлений, как классицизм, сентимента-

лизм и модернизм, которые не получили в советское время своего должного отражения в татарской науке. Соответственно, в татарском литературоведении выдвигается на передний план принцип повторяемости художественных явлений на новой ступени их развития. Вышеперечисленные особенности переходного периода также способствуют более полному научному раскрытию указанного принципа.

Обогащаются новым содержанием и понятия поэтики, составляющей сердцевину теории литературы. Если сам литературный образ как важнейшая часть литературного произведения, его типы и разновидности, а также строение изучались и раньше, то его эстетические функции, его качественная связь с разными литературными направлениями, методами и течениями и с другими элементами литературного произведения в современном татарском литературоведении получают свои определения в новых понятиях. Изучение других трансформированных элементов поэтики (пафос, жанр и разновидности жанра и т. п.) представляет собой один из серьёзных аспектов татарского литературоведения.

Среди методологических проблем особое место занимает вопрос о выделении присущих татарскому литературоведению особенностей. Известно, что народы, живущие в одних и тех же культурно-исторических условиях, не могут не создавать близкие по форме и духу художественные произведения, поэтому естественно, что татарское литературоведение ориентируется на русское литературоведение и литературоведение других народов, обращается к получившим мировое признание методологическим принципам в целях определения в татарской литературе тенденций, характерных черт. Наряду с этим в последние два десятилетия появляются и работы татарских литературоведов по выработке методологических принципов литературоведческого исследования. Они в основном нацелены на изучение истории литературы в свете новых подходов, но при этом в методологическом плане раскрывают свои новые отличительные черты, являющиеся основанием для развития татарского литературоведения. Ф. М. Мусин пишет: «Если изучение общественно-политического, культурно-духовного прошлого народа в контексте национальной идеи перевести в плоскость более точных методологических определений, то, по нашему мнению, нужно в первую очередь вести речь о принципах историзма и национальности» [7]. Вопрос об историзме по отношению к истории литературных процессов ставится уже в начале XX в., и он понимается как обоснование неразрывности литературного процесса, тесной связи его с жизнью, подчинённости его историческим закономерностям, как начало, объединяющее

старые традиции с новыми веяниями в единое целое. В переходный период принцип историзма обогащается новым содержанием. Живущий на стыке веков читатель, изучая произведения различных периодов, под влиянием социально-культурных, философско-эстетических взглядов своего времени входит в новые диалогические отношения. Это приводит к раскрытию новых значений, ранее не замеченных. В то же время не теряют своего смысла и «первоначальные» значения. Своеобразный «диалог» позволяет раскрыть современное звучание произведения, испытание его временем, а также предвидение автора.

Категория национального в татарском литературоведении начала ХХ в. занимает одно из основных мест, но в советское время понимание его значения рассматривалось через призму эстетики соцреализма, т. е. как особенность литературы того или иного народа. В современной науке о литературе отражение национальных особенностей рассматривается в единстве с национальной идеей и связывается с ментальными качествами народа. В произведениях, появившихся на рубеже веков, национальная жизнь занимает центральное место. Национальность как лейтмотив проходит через все произведение, является одной из важных характеристик героев. Категория национального выражается в следующих аспектах: 1) формирование целостной системы истории национальной литературы; 2) выявление и оценка литературных приемов и средств, обозначающих национальные особенности, проявление их через образы-характеры и т. д.; 3) оценивание литературы прошлого и настоящего с позиций методологических школ, опирающихся в своей основе на национальные особенности литературного произведения; 4) раскрытие и объяснение в объекте исследования национальных и общечеловеческих ценностей с учетом диалогического характера категории национального.

Таким образом, изменения в общественной жизни имеют своё влияние и на литературно-культурную область. Татарское литературоведение вступает в новую фазу своего развития, и в качестве ответа на запросы времени формируются новые научные подходы, во многом альтернативные когда-то существовавшим.

Примечания

1. Хренов Н. А. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеационного типа // Переходные процессы в русской художественной культуре: новое и Новейшее время / отв. ред. Н. А. Хренов; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; науч. совет «История мирвой культуры» РАН. М.: Наука, 2003. С. 24.

2. Кабанова И. В. Введение // Современная литературная теория: антология / сост. И. В. Кабанова. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 7.

С. В. Шеянова. Обновление эпической традиции в историческом романе М. Сайгина «Трудное счастье»

3. Богаткина М. Г. Теория литературы: формирование новой научной парадигмы: учеб. пособие / Казан. гос. ун-т; филол. фак.; каф. рус. лит. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. С. 11.

4. Хренов Н. А. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов // Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука, 2002. С. 11-55.

5. Хасанов М. Некоторые методологические проблемы изучения истории татарской литературы // Казан утлары. 1992. № 1. С. 141-147.

6. Миннегулов Х. Ю. Татарская литература и Восточная классика (Вопросы взаимосвязей и поэтики). Казань: Изд-во КГУ, 1993; Нигматуллина Ю. Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. Казань: Фэн, 1997; Га-ниева Р. К. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. Казань: Изд-во КГУ, 2002; Аминева В. Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины XIX в. и татарских прозаиков первой трети ХХ в.). Казань: Казан. гос. ун-т, 2010.

7. Мусин Ф. М. История татарской литературы и время // Мирас. 1996. № 1-2. С. 18-29.

УДК 821.511.152-131

С. В. Шеянова

ОБНОВЛЕНИЕ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ М. САЙГИНА «ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ»

В статье выявлены аспекты обновления национальной эпической традиции в романе М. Сайгина «Трудное счасть». Трансформация эпической формы связана с философизацией, психологизацией, с углублением лиризма повествования, с разработкой нравственно-этических проблем бытия.

The article deals with the aspects of modernizing the national epic tradition in M. Saygin's novel "The Difficult Happiness". The transformation of the epic form is connected with the author's special concern with philosophical and psychological problems, moral and ethical issues, and with his efforts to deepen the lyricism of the narrative.

Ключевые слова: эпическая традиция, новаторство, трансформация, философизация, психологизация, лиризм.

Keywords: epic tradition, innovation, transformation, philosophization, psychologization, lyricism.

Проблемы преемственности и новаторства, поступательного развития национального художественного сознания приобретают сегодня особую актуальность. Можно утверждать, что современный мордовский роман наследует предшествующий опыт и вместе с тем содержит в себе принципиально новые художественные открытия.

© Шеянова С. В., 2011

Исторический взгляд на роман позволяет уловить динамику национальной эпической традиции, проследить связь прошлого и настоящего и, что особенно важно, осмыслить те новые художественно-эстетические ценности, которые мордовский роман прибавляет на современном этапе к уже накопленному опыту.

Историческая романистика сегодня преимущественно сосредоточена на выявлении роли отдельной личности в истории и направлена на нравственно-этический аспект изучения истории. В этом жанре больше, чем в других, видны признаки обновления эпической традиции - философи-зация, углубленный психологизм, лирическая насыщенность, нравственно-этический анализ бытия, многослойность построения повествования и т. д. По этому поводу справедливо утверждение известного мордовского литературоведа А. И. Бры-жинского о том, что «мордовские писатели достигли успехов в овладении методами психологического анализа, философского осмысления явлений действительности, решении нравственных и морально-этических проблем, углублении лиризма, раскрытии внутреннего мира героев» [1]. Об этом свидетельствуют романы-сказания К. Абрамова «Пургаз» и «За волю», историко-биографи-ческие романы А. Доронина «Тени колоколов» и «Кузьма Алексеев», историческое полотно М. Сай-гина «Трудное счастье», в котором четко прослеживаются черты психологического, философского, лирического романа.

Трилогия «Трудное счастье» отличается зрелыми жанровыми и эстетическими признаками нового исторического романа 1990-х гг.: присутствием эпического разворота событий, вмещающего историческую, общественную и частную жизнь; многоконфликтностью и многосюжетнос-тью линий, сплетающихся в один узел в судьбах общества и отдельной личности; слиянием событийного начала и психологического анализа. В романе М. Сайгина проявляются и другие признаки эпичности - синтетичность форм лиризма и драматического диалога, многоголосие художественной речи.

С точки зрения требований монографического исследования творчество М. Сайгина имеет добротную теоретико-эстетическую основу (научные труды А. И. Брыжинского, Н. В. Зиновьева, Е. А. Жиндеевой, С. В. Добрынкиной), однако проблема обновления художественных традиций в романе «Трудное счастье» не нашла должного литературоведческого анализа. В стремлении к изучению данного теоретического вопроса, необходимого для художественного осмысления национальной психологии, национального менталитета, объективного исследования эволюции мордовской эпической художественной системы, заключается актуальность настоящей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.