ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
УДК 342.3
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ СРЕДСТВ
ЗАЩИТЫ ПРАВОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Мусаелян М.А., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, [email protected]
Научная статья посвящена исследованию проблем совершенствования конституционных средств защиты правового суверенитета в системе обеспечения национальной безопасности России, изучению основ терминологического определения понятия «суверенитет» и его важнейшего элемента - «правового суверенитета». Актуальность анализа специфики правового суверенитета определяется, в том числе, и современной практикой взаимодействия мировых держав с межгосударственными объединениями и международными организациями, и необходимостью создания механизма взаимоотношений, который функционировал бы в интересах всех субъектов данных общественных отношений. Методологическую основу проведенного в научной статье исследования составили современные методы научного познания, включая системно-структурный, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический. В результате применения данных методов автором исследованы объекты в их взаимосвязях, определены их соотношения, выявлен ряд элементов анализируемых понятий, что позволило осуществить обобщения и сделать выводы. В ходе исследования сделан вывод о разнородности понятий «суверенитет», «независимость» и «государственная целостность». В то же время эти категории взаимосвязаны и обладают общими составными элементами, они воздействуют друг на друга, вызывая обоюдные изменения. При утрате одной из категорий ставится под сомнение существование и функционирование другой. В ходе исследования сделан вывод о том, что правовой суверенитет, являясь проявлением государственного суверенитета, характеризуется внутренним и внешним аспектами и призван гарантировать национальную безопасность государства только при условии сочетания всех тех положительных наработок, которые накопились за все годы действия системы российского законодательства и механизма обеспечения государственного суверенитета. Правовой суверенитет означает признание верховенства права во взаимодействии между государством и обществом и между разными странами. При этом правовой суверенитет отдельного государства расширяется при помощи механизмов международно-правового суверенитета.
Ключевые слова: государственный суверенитет, правовой суверенитет, независимость, национальная безопасность, общественный мандат, национальные интересы, конституционная культура.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-57-60
UDC 342.3
ACTUAL PROBLEMS OF IMPROVING CONSTITUTIONAL MEANS OF PROTECTING LEGAL
SOVEREIGNTY IN THE SYSTEM OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
Musaelyan M.A., Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russian Federation,
kafedra. [email protected]
The Scientific article is devoted to the study of the problems of improving the constitutional means of protecting legal sovereignty in the national security system of Russia, studying the basics of the terminological definition of the concept of "sovereignty" and its most important element - "legal sovereignty". The relevance of the analysis of the specifics of legal sovereignty is determined, among other things, by the modern practice of interaction of world powers with interstate associations and international organizations, and the need to create a mechanism of relations that would function in the interests of all subjects of these public relations. The methodological basis of the research carried out in the scientific article is based on modern methods of scientific knowledge, including system-structural, sociological, comparative legal, and formal legal. As a result of using these methods, the author investigated objects in their relationships, determined their relationships, identified a number
of elements of the analyzed concepts, which allowed to make generalizations and draw conclusions. The study concluded that the concepts of "sovereignty", "independence" and "state integrity"are heterogeneous. At the same time, these categories are interconnected and have common components, they affect each other, causing mutual changes. If one category is lost, the existence and functioning of the other is called into question. The study concluded that legal sovereignty, as a manifestation of state sovereignty, is characterized by internal and external aspects, and is intended to guarantee the national security of the state only if a combination of all the positive developments that have accumulated over the years of the system of Russian legislation and the mechanism for ensuring state sovereignty. Legal sovereignty means recognizing the rule of law in interactions between the state and society and between different countries. At the same time, the legal sovereignty of an individual state is expanded through the mechanisms of international legal sovereignty.
Key words: state sovereignty, legal sovereignty, independence, national security, public mandate, national interests, constitutional culture.
Б01: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-57-60
Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации носит перманентно актуальный характер и влечет целесообразность исследования различных аспектов своего проявления как в теоретическом аспекте, так и на практике.
Правовой суверенитет, являясь проявлением государственного суверенитета, более гибок к трансформации действительности, способен подстраиваться под новое содержание общественных отношений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности общества и государства в условиях глобализации и развития демократии. Именно правовой суверенитет способен сочетать в себе вызовы современности и обеспечение интересов личности, ее прав и свобод, не только во внутригосударственных отношениях, но и в международном взаимодействии.
Сущность понятия «суверенитет» состоит в самостоятельности и независимости государства в его внутренних делах и внешней политике. При этом проблемы изменения объема суверенитета, расширения или сужения его границ, субъекта его выражения, разграничения его объемов в различных областях не перестают быть актуальными, так как, несмотря на то, что суверенитет является традиционно признанным принципом конституционного и международного права, прогрессирующее развитие взаимодействия и интеграции государств на международной арене приводит к необходимости передачи отдельных суверенных прав в надго-сударственную сферу.
Народ является источником власти в государстве, которое получает своеобразный «общественный мандат» на осуществление управления государственными и общественными делами, что детерминирует право представителей гражданского общества осуществлять контроль за функционированием институтов публичной власти в рамках, установленных правом. Именно право очерчивает возможности государства в части гарантирования независимости и самостоятельности, определяет правомочия представителей гражданского общества по осуществлению контрольно-надзорной дея-
тельности, устанавливает механизмы обеспечения национальной безопасности страны.
Исследование различных сторон проявления правового суверенитета позволяет выделить два его аспекта.
Во-первых, внутренний, который проявляется в построении национальной правовой системы в соответствии с определенными правовыми идеями и концепциями, формировании правовой системы в соответствии с потребностями и традициями государства, в целевой ориентации правотворческого процесса, формировании устойчивой практики правоприменения, построении и функционировании механизмов судебной и иной защиты.
Во-вторых, следует выделять внешний аспект правового суверенитета, который демонстрирует базовый принцип развития международных отношений, который закреплен в международно-правовых документах начала и середины ХХ в., в документах ООН, конвенциях и пактах о правах и свободах человека и гражданина, в решениях Совета Европы и СНГ, и означает признание независимости государства в формировании и обеспечении его внешней и внутренней политики с учетом международных принципов взаимодействия стран, организаций и граждан.
Внешний аспект правового суверенитета находит свое проявление в праве государства на выбор форм своего участия в международных делах, в обеспечении структурирования международных норм в соответствии со свободной договоренностью между странами, в гарантировании обязательности международных норм для государств — членов союзов, объединений и т. п., активном участии стран в процедуре создания массива международно-правовых актов, правильном сочетании государственных и международных интересов.
При этом право всегда выступает своеобразным официальным проявлением всех аспектов государственного суверенитета, что детерминирует целесообразность введения в официальный юридический терминологический оборот понятия «правовой суверенитет», поскольку право не служит лишь обществу и государству, а гарантирует возмож-
М.А. МУСАЕЛЯН
ность нормальной жизнедеятельности социальных субъектов права, в том числе граждан и их объединений.
При этом наметившаяся тенденция заимствования зарубежного опыта формирования правовой системы и осуществления международного взаимодействия носит проблемный характер, так как у России имеется свой собственный исторический опыт развития и формирования, в том числе и права в целом, и его обязательно необходимо учитывать, а не просто следовать чьему-либо, даже успешному, опыту. Правовой суверенитет Российской Федерации призван гарантировать ее национальную безопасность только при условии сочетания всех тех положительных наработок, которые накопились за все годы действия системы российского законодательства и механизма обеспечения государственного суверенитета. При проведении любых реформ необходимо поддерживать российскую национальную государственность.
Необходимость активного участия России в международных отношениях является бесспорной, в том числе, и с целью гарантирования правового суверенитета, так как международное взаимодействие позволяет усилить правовую защиту национальных интересов.
Таким образом, правовой суверенитет означает признание верховенства права во взаимодействиях между государством и обществом и между разными странами. При этом правовой суверенитет отдельного государства расширяется при помощи механизмов международно-правового суверенитета.
При этом исследование данной проблематики порождает множество вопросов, в частности, о соотношении национально-правовых и международно-правовых регуляторов, их юридической силе, механизмах взаимодействия и взаимовлияния, разрешения юридических коллизий.
Для гарантирования правового суверенитета важнейшее значение имеет формирование нового типа правовой системы с учетом национальных и международных интересов, самостоятельности и независимости государства во внутренних и внешних вопросах, свободного развития личности.
Важнейшим способом обеспечения защиты правового суверенитета Российской Федерации является повышение правовой культуры населения страны, в том числе знания российскими гражданами международного и национального права, механизмов защиты их прав и свобод как внутри государства, так и за его пределами. Повышение конституционной культуры при помощи буквального ознакомления с конституционным текстом не произойдет до тех пор, пока не будет решен весь комплекс проблем в сфере реализации Конституции РФ, возможно, даже путем отказа от универсальных («социально-демократических») правовых конструкций в пользу национальных [1, с. 13]. Необходимо повышать уровень правовой грамотности
и конституционной культуры населения, усиливать уверенность граждан в том, что они реально могут принимать участие в осуществлении управления государством [2, с. 81].
Если суверенитет - это совокупность государственных полномочий и если государство конституционным образом передает некоторые их этих полномочий либо межгосударственным объединениям, либо - в случае федеративного государства -своим субъектам, то очевидно, что суверенитет как раз является делимым [3, с. 156]. Однако стоит согласиться с тем, что, напротив, в закреплении соответствующих предписаний во многом и проявляется неограниченный суверенитет России, добровольно берущей на себя международно-правовые обязательства и добровольно их выполняющей. Передача своих полномочий межгосударственным объединениям не означает передачи им своего суверенитета или отдельных его элементов хотя бы потому, что такая передача носит временный характер и по желанию России может быть отменена, что также является проявлением неограниченного суверенитета [4, с. 46]. Ведь, как верно отмечает Д.М. Гаджиев, укрепление суверенитета государства достигается, помимо прочего, за счет эффективной деятельности его регионов, а она невозможна без независимости региональных высших должностных лиц от различных кланов и олигархов, решения вопросов социально-экономического характера, качественного управления на местах, противодействия коррупции [5, с. 53]. Как известно, нормативно-правовая система конституционной федерации исключает возможность самостоятельного выхода из состава федеративного союза какого-либо отдельно взятого субъекта, в т.ч. и республиканского уровня. При этом, разумеется, что главным и единственным субъектом суверенитета является Российская Федерация, в силу чего ее субъекты в какой бы то ни было форме лишены этой конституционной нормы [6, с.150]. Соответственно, поиск наиболее оптимальной модели государственного суверенитета, в том числе и в рамках его разграничения с субъектами Федерации, является важной задачей современного государства в целях обеспечения национальной безопасности в целом.
Сохранение территориальной целостности страны — это самый серьезный вызов, который стоит перед современным Российским государством. Вызов такого рода имеет как внутреннюю, так и внешнюю составляющие [7, с. 96]. Соответственно, национальная безопасность Российской Федерации должна обеспечиваться как внутригосударственными, так и международными способами. Необходимо в рамках гарантирования национальной безопасности предупреждать возникновение различных конфликтов в конституционно-правовом пространстве, чему также способствуют механизмы гарантирования правового суверенитета. Конституционные конфликты могут возникать, в том числе и в процессе применения международных
норм, их соотношении с национальными. Соответственно создание целостного и действенного юридического механизма гарантирования правового суверенитета будет содействовать обеспечению
национальной безопасности Российской Федерации.
Литература
1. Баринов Э. Э. Политико-правовые аспекты конституционной культуры // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4.
2. Маркина Е.В., Позднышов А.Н. О целесообразности изменения избирательного законодательства как меры предупреждения возникновения конституционных конфликтов // Конституционное и административное право: проблемы совершенствования публичной власти [Электронное издание]: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 12 декабря 2019 года) / отв. ред. А.Н. Осяк, Ю.В. Капранова. Ростов н/Д: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2019.
3. Бланкенагель А ., Левин И. С. В принципе нельзя, но можно! Конституционный Суд России и дело об обязательности решений Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. №5.
4. Баринов Э.Э., Позднышов А.Н. Правовой суверенитет России: проблемы обеспечения в условиях глобализации // Наука и образование. Хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2016. № 12 (79).
5. Гаджиев Д. М. О некоторых региональных факторах, ослабляющих суверенитет государства // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. №2.
6. Сакарова Д.С. Об изменениях в конституционно-правовой системе Республики Дагестан // Власть. 2014. №12.
7. Мусаева Г.М., Курбанкадиев Н.М. Вызовы и угрозы государству как проблема национальной безопасности // Государственная служба и кадры. 2019. № 3.
References
1. Barinov E.E. Politiko-pravovye aspekty konstitucionnoj kul'tury // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2019. № 4. (In Russian)
2. Markina E.V., Pozdnyshov A.N. O celesoobraznosti izmeneniya izbiratel'nogo zakonodatel'stva kak mery preduprezhdeniya vozniknoveniya konstitucionnyh konfliktov // Konstitucionnoe i administrativnoe pravo: problemy sovershenstvovaniya publichnoj vlasti [Elektronnoe izdanie]: sb. materialov vseros. nauch.-prakt. Konf. (Rostov-na-Donu, 12 dekabrya 2019 goda) / otv. red. A.N. Osyak, YU.V. Kapranova. Rostov n/D: FGKOU VO RYUI MVD Rossii, 2019. (In Russian)
3. Blankenagel'A., Levin I.S. V principe nel'zya, no mozhno! Konstitucionnyj Sud Rossii i delo ob obya-zatel'nosti reshenij Evropejskogo suda po pravam cheloveka // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2015. №5. (In Russian)
4. Barinov E.E., Pozdnyshov A.N. Pravovoj suverenitet Rossii: problemy obespecheniya v usloviyah globalizacii // Nauka i obrazovanie. Hozyajstvo i ekonomika, predprinimatel'stvo, pravo i upravlenie. 2016. № 12 (79). (In Russian)
5. Gadzhiev D.M. O nekotoryh regional'nyh faktorah, oslablyayushchih suverenitet gosudarstva // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. 2018. №2. (In Russian)
6. Sakarova D.S. Ob izmeneniyah v konstitucionno-pravovoj sisteme Respubliki Dagestan // Vlast'. 2014. №12. (In Russian)
7. Musaeva G.M., Kurbankadiev N.M. Vyzovy i ugrozy gosudarstvu kak problema nacional'noj be-zopasnosti // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2019. №3. (In Russian)
Поступила в редакцию 17 февраля 2020 г.
Received 17 February, 2020