Социальная педиатрия и организация здравоохранения
От редакции
В статье профессора Л.П. Чичерина, посвящённой развитию и проблемам социальной педиатрии в нашей стране, выдвинуты, бесспорно, важные положения. Вместе с тем, многие из них имеют явно дискуссионный характер. Предлагаем читателям журнала высказать своё видение решения проблем в области охраны здоровья детского населения России.
Л.П.Чичерин
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН, Москва
Актуальные проблемы социальной педиатрии России
В СТАТЬЕ ОБСУЖДАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ, ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ УРОВНЕ. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МНОГОЛЕТНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДСТАВЛЕНО СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА. РАССМОТРЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЕНИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ КАК НОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК/АМБУЛАТОРИЙ. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПОСВЯЩЁН ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПОВ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Контактная информация:
Чичерин Леонид Петрович,
доктор медицинских наук, профессор,
заведующий Сектором охраны материнства
и детства Национального НИИ
общественного здоровья РАМН
Адрес: 103064, Москва,
ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1,
тел. (495) 916-06-29
Статья поступила 12.09.2006 г.,
принята к печати 18.11.2006 г.
В целях реализации стратегии ВОЗ «Здоровье для всех в XXI веке» странам-участницам этой международной организации рекомендовано придать надлежащий приоритет, прежде всего, медико-социальным потребностям подрастающего поколения, усилить меры профилактики, роль первичной медико-санитарной помощи.
Исследования последних лет свидетельствуют о декларативности целого ряда призывов государства в области охраны здоровья детей, включая, и, скорее всего, научно необоснованный, так называемый «приоритетный национальный проект в области здравоохранения», представляющий собой, по сути дела, лишь некоторые меры по улучшению финансирования такой социально значимой отрасли. Явно недостаточное внимание органами и учреждениями здравоохранения, научными коллективами уделяется внесению реального вклада в общественное здоровье путём совершенствования работы педиатрических ЛПУ (амбулаторий/поликлиник, стационаров, санаториев и других, как составляющих общей системы охраны материнства и детства — ОМД), разработке новых, адекватных требованиям времени организационных форм их функционирования с акцентом на превентивную и медико-социальную направленность. Это относится в первую очередь к особой роли, отводимой тысячам амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) в городской и сельской местности России в деле медицинского обеспечения более чем 30 млн детей до 17 лет. Эта цифра не случайно представляется педиатрам достаточно внушительной, поскольку они привыкли, что в официальной литературе чаще всего речь идёт лишь о самостоятельных детских городских поликлиниках, на долю которых приходится менее 5%. Причём из 478 функционирующих в Рос-
L.P. Chicherin
National Research Institute of Public Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Urgent issues of social pediatry in Russia
THE ARTICLE HIGHLIGHTS THE ISSUES OF SOCIAL PEDIATRY, ARISING FROM
EVENTS AIMED AT PRESERVATION AND PROMOTION OF HEALTH, PREVENTION OF DISEASES AMONG CHILDREN AND TEENAGERS AT THE OUTPATIENT
LEVEL. BASED ON THE FINDINGS OF THE LASTING RESEARCH, THE AUTHORS DESCRIBED THE STATE OF SOCIAL PEDIATRY IN THE BEGINNING OF THE
21ST CENTURY. THEY EXAMINED THE ACTIVITY OF MEDICAL AND SOCIAL CARE DEPARTMENTS AS NEW UNITS OF THE CHILDREN'S OUTPATIENT HOSPITALS. SPECIAL CHAPTER IS DEDICATED TO THE IMPLEMENTATION OF GENERAL PRACTICE AND FAMILY PRACTICE PRINCIPLES INTO THE ACTIVITY OF MEDICAL AND PREVENTIVE TREATMENT FACILITIES OF THE PRIMARY CHAIN WITHIN THE PEDIATRIC SERVICE.
KEY WORDS: SOCIAL PEDIATRY, PUBLIC HEALTH ORGANIZATION, FORMATION OF PEDIATRIC SERVICE, CHILD WELFARE.
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
сийской Федерации таких учреждений половина (240) приходится на мегаполисы — Москву и Санкт-Петербург. В то же время именно на этих крупных ЛПУ отрабатываются основные медико-организационные механизмы деятельности первичного звена, в дальнейшем рекомендуемые для внедрения в деятельность учреждений, как правило, небольшой мощности.
В настоящее время из общей численности населения России, равной 143,5 млн человек дети в возрасте 0-14 лет насчитывают 22,6 млн, в возрасте 15-17 лет — 7,5 млн. Всего детей в возрасте 0-17 лет — более 30 млн, или 20,9% от общего числа жителей. А с учётом насчитывающихся в Российской Федерации порядка 41 млн семей, имеющих детей, понятна масштабность стоящих, прежде всего, перед педиатрами задач периода социально-экономических преобразований в стране.
Всего в 2004 г. в системе Министерства здравоохранения и социального развития России работали 60,4 тыс. вра-чей-педиатров (из них около 50 тыс. в АПУ) при обеспеченности 20,0 на 10 тыс. детей в возрасте 0-17 лет. Из всего числа этих специалистов врачей-педиатров участковых — 22 тыс. Укомплектованность ими составила примерно 77%, в том числе 80% в городах и 50% — в сельской местности.
Остановимся лишь на некоторых, основных, по нашему мнению, аспектах социальной педиатрии, реализуемых на амбулаторном этапе функционирования службы. Социальная педиатрия — век XХI. Профессор Н.Г. Веселов писал, что официальный статус социальная педиатрия получила совсем недавно, опираясь на многолетний международный опыт (Европейское общество социальной педиатрии было основано в 1977 г. ).
Понятие «социальная», появившееся три десятилетия назад применительно к термину «педиатрия» (в любом цивилизованном государстве его институты — образование, медицина, включая педиатрию, наука, культура и иные — всегда социальные, т.е. общественные), только на первый взгляд кажется тавтологией.
Главным представляется тот факт, что трактовка «социальной педиатрии» подразумевала практически всё то, что позднее стало обозначаться понятием «охрана здоровья» (детей), имея в виду «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, образовательного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья». То же можно сказать и о толковании понятия «медико-социальная помощь», трактуемого как «организованное индивидуальное социальное обслуживание различных групп и контингентов населения, нуждающихся в решении социальных проблем и жизненных ситуаций, в целях долгосрочной профилактики расстройств и улучшения состояния их здоровья».
Поступательное развитие педиатрии по пути приоритета превентивных мер выдвинуло в тот период положение о необходимости риск-подхода к состоянию здоровья ребёнка с учётом многих, прежде всего, социальных факторов. Очевидно, что одно только это в существенной мере способствовало привлечению внимания к обострившимся в период политических, социальных и экономических преобразований проблемам охраны здоровья детского населения. Причём, при непременном повышении роли в их решении, помимо здравоохранения, ведомств социальной защиты, образования, физической культуры и спорта, правоохранительного, культуры и других.
И сегодня разрабатываемая при нашем участии Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации до
2010 г. не случайно базируется, как минимум, на трёх основных составляющих:
• государственная охрана здоровья и прав ребёнка, интересов семьи;
• межведомственная интеграция усилий в данном направлении;
• активное участие самого населения, родителей, детей и подростков.
В 1986 г. профессор Н.Г. Веселов создал первую кафедру социальной педиатрии — ныне кафедру социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии (зав. — проф. В.И. Орёл). В СССР были организованы и успешно функционировали три другие кафедры/лаборатории, возглавляемые в Нижнем Новгороде проф. В.Ю. Альбицким, в Москве — проф. Е.Л. Лепар-ским (НИИ педиатрии РАМН) и проф. И.П. Катковой (ЦОЛИУВ). В настоящее время продолжают функционировать кафедры в Санкт-Петербурге (проф. В.И. Орёл) и в Москве (кафедра медико-социальных проблем охраны здоровья матери и ребёнка, заведующий кафедрой — профессор Н.Н. Ваганов), а также создан отдел социальной педиатрии в Научном центре здоровья детей РАМН (заведующий — проф. В.Ю. Альбицкий).
С учётом стоящих перед современной педиатрической наукой и практикой задач мы убеждены, что назрела необходимость расширения сети таких кафедр в России. Необходимо создание хотя бы одной кафедры в каждом федеральном округе в качестве своеобразного учебно-методического и информационного центра, который был бы в состоянии также содействовать принятию оптимальных, специфичных для региона организационно-управленческих решений по проблеме.
При этом, отдавая должное активной жизненной позиции сотрудников кафедр поликлинической педиатрии (В.А. До-скин, А.Г. Грачева, Т.Г. Авдеева и др.), их инновациям, несомненной приоритетной роли в обеспечении нормальной работы первичного звена службы детства России, очевидна также значимость совершенствования деятельности в данном направлении и кафедр общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов.
Отделения медико-социальной помощи как новые подразделения детских поликлиник. Прямыми последствиями происходящих в криминализированном обществе «реформ» социального расслоения населения, распада института семьи, переживаемого психологического стресса являются выраженные негативные факторы, диагностируемые у детей, относящихся, как правило, к группе «социального риска». В число негативных факторов входят: так называемые «трудные жизненные ситуации», включая употребление психоактивных веществ (ПАВ) — наркотиков, табака, алкоголя, токсикоманических средств), безнадзорность, девиантные формы поведения, раннее начало половой жизни, социально обусловленные заболевания и др.
В этой связи на детские поликлиники, включая участковую службу, помимо традиционных функций превентивного характера возлагается и целый ряд достаточно новых задач, что явилось основой для создания в детских АПУ страны специальных отделений (кабинетов) медико-социальной помощи (МСП).
В соответствии с инструкцией, утверждённой приказом МЗ РФ от 05.05.1999 г. № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста», в городах с населением более 100 тыс. организуются отделения, с населением менее 100 тыс. чел. — кабинеты. Эти впервые создаваемые в структуре детских АПУ подразде-
ления имеют своей целью реализацию медико-социальных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом стиле жизни и т.п. Среди них: профилактика и раннее выявление с детского периода потребления ПАВ, иных форм проявления социального неблагополучия в семьях; гигиеническое (в том числе половое) воспитание, подготовка к семейной жизни и осознанному родительству, ориентация на здоровую семью, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, оказание медико-психологической помощи, врачебно-профессиональное консультирование (включая определение профпригодности и медицинское обеспечение профессиональной ориентации детей), организация социально-правовой работы, медицинское обеспечение приписки и призыва юношей на воинскую службу и др.
Следовательно, только в последние 5-6 лет в первичном звене педиатрической службы в полной мере на практике стали реализовываться те составляющие медико-социального характера и риск-подхода, которые ещё в период существования СССР были определены родоначальниками отечественной социальной педиатрии (Ю.Е. Вельтище-вым, Н.Г. Веселовым и другими).
Несмотря на оптимистические рапорты с территорий о создании отделений МСП, ясно, что переходный период в этом плане (прежде всего, его амбулаторный этап) ещё далёк от завершения, а о полноценном таковом стационарном и санаторном — тем более. В частности, предполагалось, например, что в состав таких отделений должны быть введены (помимо врачей-педиатров и средних медицинских работников) должности медицинского психолога, подросткового врача-терапевта, а также юрисконсульта и социального работника, которые в идеале осуществляли бы свою деятельность по типу социальноправового кабинета.
Между тем, экспертиза и изучение опыта на местах показали ощутимый дефицит указанных специалистов в силу, прежде всего, явно недостаточной их подготовки для работы в специфических условиях амбулаторно-поликлинического звена, отсутствия должного контроля этого процесса со стороны Минздравсоцразвития России.
Особо острой представляется предсказываемая нами, вероятно, уже необратимая ситуация с организацией в детских поликлиниках работы подростковых врачей-терапев-тов. Мы были убеждены, что имея большой опыт работы с подростками, эти специалисты должны были быть введены в штаты детских поликлиник в качестве врачей-кон-сультантов для участковых педиатров. Между тем, только за последние 5 лет число подростковых терапевтов, работающих в АПУ (преимущественно взрослой сети), сократилось вдвое: с 2 тыс. в 2000 г. до 1 тыс. в 2004 г. (как и обеспеченность ими — с 2,8 до 1,4 на 10 тыс. подростков 15-17 лет соответственно). Нежелание работать в педиатрической сети они объясняют, прежде всего, существенной потерей ими заработной платы в системе ОМС при переходе в детские АПУ. Есть серьёзные опасения, что детская поликлиника «потеряла» профессионала, который смог бы оказывать квалифицированную помощь подросткам. Хотя бы на явно затянувшийся период пересмотра и реализации программ вузовского обучения и послевузовской подготовки участковых педиатров по пока ещё мало знакомым им проблемам подросткового возраста 15-17 лет. При этом считаем уместным напомнить, что, к сожалению, до сих пор в должной мере не выполняются положения упомянутого приказа МЗ РФ от 05.05.1999 г. № 154 (7-летней давности!) в части:
• определения потребности территорий во врачах-тера-певтах подростковых и обеспечения их специализации по вопросам педиатрии при работе в детских АПУ;
• подготовки информационного письма о порядке аттестации врачей, перешедших на работу в детские АПУ с должностей врачей-терапевтов подростковых;
• разработки учебной программы по специализации врачей-терапевтов подростковых по вопросам педиатрии.
Некоторые проблемы общей врачебной практики в педиатрии. «Угрозы» о постепенном вытеснении в Российской Федерации участкового педиатра врачом общей практики продолжают иметь место, получая уже документальное подтверждение.
Так, в приказе Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 г. № 28 «Об организации деятельности врача-педиатра участкового» подчёркивается, что в соответствии с п. 9 Порядка осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача), утверждён приказом МЗСР России от 17.01.2005 г. № 84, в труднодоступных и отдалённых районах, в сельской местности с недостаточным числом врачей-педиатров возможно проведение диспансерного наблюдения детей из прикрепленного контингента (в т.ч. детей раннего возраста), врачом общей практики (семейным врачом) с последующим направлением детей с отклонениями в состоянии здоровья к вра-чам-специалистам.
Этим же документом было утверждено Положение об организации деятельности врача-педиатра участкового. Напомним, что свыше двух десятилетий АПУ страны руководствовались приказом Минздрава СССР от 19.01.1983 г. № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторнополиклинической помощи детскому населению в городах». Новое Положение, будучи, разумеется, в значительной мере расширенным с учётом специфики требований времени, тем не менее не содержит многих закрепившихся позиций работы этого специалиста, особенно профилактического характера. Речь идёт о забвении функций работы с семьей, проведения санитарного просвещения и гигиенического воспитания, преемственности с женской консультацией, повышения квалификации, подчинённости этого специалиста и др.
Как было показано выше, социально-экономическая ситуация в стране способствовала формированию контингента детей, подростков и их матерей, нуждающихся в совершенно новом, с существенно расширенным кругом задач подходе при их обслуживании на педиатрическом участке, требуя современных форм их медицинского обеспечения и, соответственно, другого, более высокого уровня квалификации персонала детского АПУ, в первую очередь, членов педиатрической бригады — участкового врача и медицинской сестры.
В этой связи не могут не вызывать тревоги результаты проведённых в ряде територий России экспертной оценки и тестирования, показывающие достаточно низкий уровень знаний участковых врачей по актуальным разделам, прежде всего, превентивной педиатрии (табл.).
Надежды на повышение профессиональной компетентности педиатров с увеличением их медицинского стажа не оправдываются. Так, при длительности работы на участке 10 лет и более 40,5% врачей испытывают затруднения в организации диспансерного наблюдения за детьми с хронической патологией, 29,7% — в технологии своей деятельности и пр.
В системе ОМД в целом и в её педиатрической службе в частности, выявлены также дефекты во взаимосвязи и преемственности в деятельности учреждений родовспо-
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2006/ ТОМ 5/ № 6
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
Таблица. Экспертная оценка уровня подготовки современного участкового врача-педиатра по основным разделам его деятельности, %
Раздел работы Уровень подготовки Всего
хороший удовлетвори- тельный неудовлетво- рительный затруднились с ответом
Профилактический 41,6 50,6 5,3 2,5 100,0
Оздоровительный (дети группы риска) 21,7 57,2 18,6 2,5 100,0
Диагностический 48,4 48,1 2,0 1,5 100,0
Лечебный 44,8 50,5 2,8 1,8 100,0
Реабилитационный 17,6 57,4 21,4 3,6 100,0
можения и детства — женских консультаций, родильных домов, детских амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров. Резко упали авторитет участкового врача, доверие к нему населения.
По материалам исследований Национального НИИ общественного здоровья РАМН по изучению мнения родителей об организации профилактической помощи детям раннего возраста на педиатрическом участке, свыше половины родителей (54%) при первых признаках заболевания ребёнка склонны избегать посещения своего участкового педиатра, занимаясь самолечением либо обращаясь в коммерческие структуры. В каждом третьем случае контакты с медработниками поликлиники оцениваются ими как посещения для выписки рецептов на бесплатное питание или листков нетрудоспособности по уходу за ребёнком; отмечается невнимание к ребёнку со стороны педиатра и медсестры и отсутствия индивидуального подхода к пациенту; посещения носят зачастую формальный характер, включая таковые с профилактической целью. Почти в каждом пятом случае (18,5%) родителями обращается внимание на очевидную коммерциализацию медицинских услуг в детских поликлиниках. В целом лишь порядка 23% родителей довольны качеством работы участкового врача-педиатра. Кроме того, проблемы в амбулаторно-поликлиническом обеспечении не могли не отразиться на функционировании служб неотложной и скорой медицинской помощи, повлияв на её своевременность и качество. Не это ли всё стало одной из причин того мало приятного педиатрам факта, что осенью 2005 г., когда возникла реальная угроза разрушения участковой педиатрической службы в стране, родители не «заступились» за своего участкового педиатра?
Таким образом (по материалам экспертной оценки) даже специально подготовленный участковый врач не в состоянии должным образом организовать и реализовать в условиях педиатрического участка весь комплекс мер, которые бы обеспечивали необходимое непрерывное динамическое медицинское наблюдение за ребёнком с его рождения (а с учётом антенатальной профилактики — и задолго до него) и до достижения подростком возраста 17 лет включительно.
Поэтому не так однозначно можно воспринимать положение приказа Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 г. № 28 о том, что на должность участкового педиатра назначается не только специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «педиатрия», но, помимо него, также и «лечебное дело» и получивший в дальнейшем сертификат по специальности «педиатрия». Полагаем, что, в отличие от выпускника педиатрического факультета, этот специалист столкнется с немалыми трудностями в ходе медицинского обеспечения ребёнка, работы с матерью ребёнка.
Очевидно, что указанные выше недостатки в самой системе здравоохранения и педиатрической службе последних лет, особенно выраженные на амбулаторно-поликлиническом этапе, являются, как это ни покажется странным, одним из серьёзных препятствий на пути реализации рекомендаций по переходу педиатров на общеврачебную практику. Проследим по терминологии временную трансформацию представлений об истинном предназначении специалистов, играющих ключевую роль при переходе отечественного здравоохранения на общеврачебную практику.
Врач общей практики (семейный врач) — врач, прошедший специальную последипломную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи пациентам и членам их семей, независимо от пола и возраста (Источник: приказ Минздрава России от 20.11.2002 г. № 350 «О совершенствовании амбулаторнополиклинической помощи населению Российской Федерации»).
Через два года наименование этих специалистов пишется через «или», сохранив в целом старую трактовку понятий (Источник: приказ Минздравсоцразвития России от 17.01.2005 г. № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)».
Но сегодня мы (в который раз) — вынуждены обратить внимание специалистов на тот факт, что в самом первом, подготовленном при нашем участии приказе МЗ РФ от 26.08.1992 г. № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» в прилагаемом Положении о враче общей практики (семейном враче) совершенно чётко было записано:
• врач общей практики — специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению;
• (однако) врач общей практики, оказывающий первичную многопрофильную медико-социальную помощь семье, независимо от возраста и пола пациентов, является семейным врачом.
То есть изначально экспертами, участвующими в подготовке приказа, совершенно чётко мыслилось, что врач общей практики и семейный врач — это не один и тот же специалист!
Сегодня, спустя 13 лет, в изданной Национальным НИИ общественного здоровья РАМН «Терминологии по общественному здоровью и здравоохранению» истина восторжествовала и возвращено именно такое представление об этих двух, на самом деле разных специалистах.
Полагаем, что эту ошибку и в терминологии, и в подходе, а главное — в программах подготовки и переподготовки кадров по общей врачебной практике и семейной медицине, нужно срочно исправить.
Хотелось бы высказать и ряд других вытекающих из материалов наших исследований предложений, которые могли бы быть оперативно рассмотрены, в том числе и в связи с изменением структуры и новых функций самого нынешнего Минздравсоцразвития России.
Прежде всего, это — внесение корректив в приказ МЗ РФ «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» и в утверждённый им Перечень соответствия врачебных специальностей должностям специалистов. Напомним, что, согласно этому документу, на должности, например, «врача-детского хирурга» работает специалист по «детской хирургии», на должности «врача-неонатолога» — специалист по «неонатологии» и т.п. А участковый педиатр уже давно в этом плане как специалист обойдён, поскольку отсутствует ориентированная подготовка врача по искомой специальности. Кстати, на аналогичную ситуацию во «взрослой» службе обращает внимание и академик РАМН И.Н. Денисов: в России сегодня в перечне врачебных специальностей нет врача-терапевта участкового, высшая школа также не готовит такого специалиста.
Как мы полагаем, для создания нацеленной подготовки участкового педиатра новой формации и введения ординатуры по амбулаторной педиатрии необходимо наличие соответствующей специальности. В этой связи отсутствие специальности «участковая педиатрия» давно является нонсенсом, что и обусловливает наше давнее (с проф. А.Г. Грачевой) предложение к указанному Перечню: врачебная должность, врачебная специальность было: врач-педиатр участковый педиатрия предлагается: врач-педиатр участковый, участковая педиатрия.
Таким образом, участковая педиатрия — это предлагаемая нами редакция наименования новой специальности, требующая, несомненно, широкого обсуждения.
Представляется также, что сегодня уже некорректно лечебно-профилактические учреждения, перешедшие на медицинское обеспечение детей подросткового возраста 10-17 лет, включая юношей и девушек в возрасте 15-17 лет, по-прежнему именовать «детскими городскими поликлиниками». К тому же практика, как и материалы проводимых нами опросов свидетельствует, что, например, в представлении данного контингента, как, впрочем, и родителей подростков, наблюдение в ЛПУ со старым (детская поликлиника) названием негативно воспринимаемо и психологически «уязвимо» для самолюбия молодого человека. Потому считаем целесообразным переименовать их в «городские поликлиники для детей и подростков». И, соответственно, видоизменить понятие «амбулатория», дав его, например, в редакции «амбулатория для детей и подростков».
И, наконец, главное: широкий спектр перечисленных в статье мероприятий, применение на практике знаний в областях, остающихся, как правило, вне поля зрения педиатра на территориальном участке (нередко направляющего ребёнка по малейшему поводу к врачам других специальностей), являются основой для формирования традиционно сложившегося в стране специалиста — участкового врача-педиатра (выполняющего в современных условиях по «наполняемости» своей повседневной деятельности общепрактикующие функции).
В целом поднятые проблемы, свидетельствуя об очевидной необходимости не только внесения корректив, но и — с учётом многогранной специфики амбулаторной педиатрии — коренного пересмотра всей системы подготовки детских врачей на вузовском и послевузовском этапах, нуждаются в обсуждении, особенно практических, технологических их аспектов, с привлечением профильных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки — М.: Издат. Дом «Династия», 2003. — 51 с.
2. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 2. — С. 4-8.
3. Веселов Н.Г. Социальная педиатрия (курс лекций). — С-Пб.: Ривьера, 1996. — 394 с.
4. Грачева А.Г. Врач-педиатр и проблемы первичной медико-санитарной помощи детям // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 3. — С. 54-58.
5. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — М., 2005. — 54 с.
6. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / Под ред. А.А. Баранова и Л.А. Щеплягиной. — М.: РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения. — 2003. — 480 с.
7. Рзянкина М.Ф. Совершенствование медико-социальной помощи детям подросткового возраста крупного индустриального центра: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — Хабаровск, 2005. — 46 с.
8. Стволинский И.Ю. Научное обоснование методологических и организационных подходов к обеспечению медико-социальных потребностей детского населения при медицинском обслуживании: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — СПб, 2003. — 42 с.
9. Чичерин Л.П., Лешкевич И.А., Михальская Е.В., Прошин В.А. Проблемы оптимизации медицинского обеспечения детей и подростков // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 4. — С. 51-54.
10. Чичерин Л.П. Проблемы общественного здравоохранения применительно к педиатрической службе // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2005. — № 3-4. — С. 4-10.
11. Чолоян С.Б. Современные подходы к реформированию системы оказания медицинской помощи детскому населению: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — СПб, 2005. — 45 с.
12. Шарапова О.В. Медико-социальная помощь семье, женщинам и детям в современных условиях // Здравоохранение. — 2005. — № 12. — С. 24-32.
13. Яковлева Т.В. Инвалидность и смертность детского населения России: региональные особенности и законодательное обеспечение путей снижения: Автореф.. дис. ... докт. мед. наук. — М., 2005. — 52 с.
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2006/ ТОМ 5/ № 6