5. Дубинин М.А., Советов П.М. Аутсорсинг, частно-государственное партнерство, частно-муниципальное партнерство [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pdt.vscc.ac.ru.
6. Система муниципального управления / Под ред. Зотова. - М., 2005.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
© Корчак Е.А.*
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина
Кольского научного центра Российской академии наук, г. Апатиты
В статье представлены результаты исследования социального благополучия населения территорий арктической зоны Мурманской области. Определено, что актуальными проблемами социального благополучия населения этих территорий являются распространение феномена безработицы, а также низкий уровень оплаты труда. Предложены приоритетные направления достижения социального благополучия населения территорий арктической зоны Мурманской области.
В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» в состав арктической зоны России «полностью или частично входят территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также земли, острова, прилегающие к ним территории, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом [1]». Государственная политика в арктической зоне РФ проводится с учетом специфических особенностей этих территорий, вызванных особой уязвимостью природной среды и повышенными издержками хозяйственной деятельности [1].
Арктическая зона Мурманской области, имеющая важное социально-экономическое значение для региона и России в целом, характеризуется наличием производственной и социальной инфраструктур, основанных на сырьевых отраслях экономики, а также военно-промышленным и транспортным комплексами. В состав арктической зоны региона входят следующие территории, общая численность населения которых на 01.01.2010 г. составила 521,51 тыс. чел. или 62,3 % населения региона [2, 3]:
* Старший научный сотрудник отдела Социальной политики на Севере, кандидат экономических наук.
- Кольский муниципальный район, на территории которого расположены месторождения строительных материалов и поделочных камней, залежи апатито-магнетитовых, медно-никелевых, титановых руд; гидроэлектростанции и энергосетевые сооружения; сельскохозяйственные предприятия, специализирующиеся на скотоводстве молочного направления, птицеводстве, оленеводстве, выращивании ценных пушных зверей (на долю этих организаций приходится более 40 % производства сельхозпродукции области);
- Ловозерский муниципальный район, на территории которого расположены крупнейшая сырьевая база редких и редкоземельных элементов; специализированные оленеводческие хозяйства;
- Печенгский муниципальный район с расположенными здесь месторождениями медно-никелевой руды, облицовочного камня пирок-сенита; гидроэлектростанциями;
- город Мурманск. На территории муниципального образования расположены рыбодобывающие флота Северного морского бассейна, судоремонтные и рыбообрабатывающие организации, атомный ледокольный флот;
- ЗАТО Заозерск, Островной, Александровск, Североморск с расположенными здесь объектами Минобороны РФ и базами Северного флота ВМФ России.
На современном этапе развития РФ основными направлениями государственной политики России в арктической зоне в сфере достижения социального благополучия ее населения являются государственный протекционизм в области социальной политики, государственное регулирование жизнеобеспечения населения, создание условий для привлечения рабочей силы, совершенствование системы подготовки кадров, а также обучение и воспитание молодежи [1, 4].
Несмотря на особое значение территорий арктической зоны Мурманской области, актуальными проблемами социального благополучия ее населения остаются негативная ситуация на рынке труда, а также низкий уровень оплаты труда. В частности, для современного состояния территориальных рынков труда арктической зоны региона характерны следующие особенности [2, 3, 5, 6]:
- структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на фоне уменьшения численности потенциальных работников. Согласно данным региональной статистики, характерной особенностью трудового потенциала территорий арктической зоны области является высокая доля военнослужащих, работающих за границей российских граждан (прежде всего, моряков), домохозяек и пенсионеров;
- феномен безработицы, усилившийся под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике и социальной сфере региона,
сокращения кадров в Вооруженных Силах РФ, оптимизации учреждений бюджетной сферы и численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса. Так, среди высвобождаемых работников наиболее многочисленна группа работников, обеспечивающих финансово-экономическую деятельность войсковых подразделений, медперсонал военных медицинских учреждений, связисты, работники пищеблоков [6]. Особую актуальность представляет проблема дифференциации муниципальных образований арктических территорий области по уровню безработицы: в 2010 г уровень зарегистрированной безработицы (в % к трудоспособному населению) в Ловозерском районе составил 5,2 %, в Печенгском - 2,5 %, в Кольском - 2,6 %, по ЗАТО - от 1 % в г Североморске до 4,3 % в г. Полярном, в г. Мурманске 1,7 % (при среднеобластном уровне в 2,3 %). Помимо этого, озабоченность вызывает значительная продолжительность безработицы и высокий коэффициент нагрузки на одно свободное рабочее место (например, на 01.07.2011 г нагрузка на 1 вакансию в Ловозерском районе составила 10,45, в г Заозерске -5,68, в Печенгском районе - 4,08, в Кольском районе - 0,97, при среднеобластном уровне в 1,26). Уровень трудоустройства в Ловозерском районе в 2010 г составил 32 %, Печенгском - 43 %, в г. Мурманске - 41 % при среднем по области в 44 %. Причиной такого низкого уровня является низкая конкурентоспособность граждан на рынке труда: например, в Ловозерском районе в общем объеме заявленной работодателями потребности в кадрах более 90 % составляют вакансии для рабочих (при этом основными клиентами службы занятости являются граждане, не имеющие соответствующей профессиональной квалификации - свыше 40 % зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования) [5-7].
Ситуацию в сфере социального благополучия населения арктической зоны Мурманской области усугубляет низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей, приводящий к распространению феномена экономической бедности, а также оттоку квалифицированных кадров, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, невозможности восполнить кадровый дефицит в долгосрочной перспективе. Так, среднемесячная начисленная заработная плата (крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций) в Ловозерском муниципальном районе в 2010 г. составила 2,38 прожиточных минимума трудоспособного населения (2,43 в 2009 г.), в Кольском - 3,26 (3,21), в Печенгском - 3,84 (3,71), в г. Мурманске - 3,97 (3,84). В Мурманской области сложился высокий уровень дифференциации заработной платы по муниципальным образованиям арктической зоны, в частности, в 2010 г. среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций муниципальной формы собственно-
сти в Кольском районе составила 2,24 прожиточного минимума трудоспособного населения, Ловозерском - 2,36, Печенгском - 2,2, в г. Мурманске -2,38. При этом в Печенгском районе заработная плата работников муниципальной сферы составила в 2010 г. 57,5 % от заработной платы работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций, в Кольском -68,7 %, в Ловозерском - 99,2 % [5, 8, 9].
Выявленные проблемы в сфере социального благополучия населения территорий арктической зоны в целом ведут к ухудшению демографической ситуации в регионе, распространению асоциального поведения молодежи, что, в свою очередь, ставит под угрозу формирование трудового потенциала, необходимого для реализации государственной политики России на этих территориях. Поэтому приоритетными в сфере достижения социального благополучия населения территорий арктической зоны Мурманской области являются следующие направления:
1. развитие государственного вектора освоения территорий арктической зоны региона. Очевидно, что такое освоение должно вестись силами госкорпораций, ибо частный сектор будет решать свои локальные задачи, не вникая в социальные проблемы местных сообществ арктических территорий области. Поэтому, для арктической зоны региона базовый критерий рыночной экономики «прибыль и эффективность» не должен быть определяющим, поскольку государство заинтересовано в сохранении контроля над этой территорией и в обеспечении национальной безопасности страны в целом [10];
2. развитие территориальной трудовой мобильности населения (перераспределение трудовых ресурсов с учетом спроса на рабочую силу) арктической зоны области, в т.ч.:
- прогнозирование перспектив развития и обеспечение задач экономического роста и повышения занятости населения, а также подготовка целевых программ по созданию и расширению рабочих мест;
- ориентация политики на рынке труда, в первую очередь, на жителей местных северных периферийных сообществ, поскольку для работы в арктической зоне должны привлекаться специалисты, подготовленные не только в профессиональном плане, но и адаптированные к проживанию в суровых природно-климатических условиях. В этой связи следует обратить внимание на развитие системы профессиональной подготовки на местах и более широко привлекать к финансированию этой сферы частный бизнес. Примерами такого государственно-частного партнерства являются внедрение практики заказа на рабочие профессии предприятий с образовательными учреждениями; экспертиза профессиональных программ подготовки представителями бизнес-сооб-
щества; проведение корпоративных программ по профориентации и воспитанию молодежи с целью влияния на осознанный выбор школьниками своей будущей профессии, повышения уровня знаний и последующего трудоустройства молодежи;
3. переосмысление существующей системы северных гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Арктики, с точки зрения закрепления высококвалифицированных рабочих кадров (предыдущие 20 лет функционирования которой показали масштабный отток наиболее активного трудоспособного населения) и повышения их материального благополучия:
- законодательное закрепление понятия «арктической зоны» и входящих в ее состав территорий и установление на этой основе районных коэффициентов и полярных надбавок повышенного размера и с первого дня работы на предприятиях, организациях и в учреждениях арктической зоны региона вне зависимости от формы собственности;
- установление дополнительных «северных» льгот для молодежи в возрасте до 30 лет, работающей на предприятиях, в организациях и учреждениях арктической зоны региона;
- повышение базовых должностных окладов работников бюджетных учреждений муниципальной сферы до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;
- развитие системы социального партнерства, в т.ч. дальнейшая совместная работа Правительства Мурманской области, Мурманского областного совета профсоюзов и Союза промышленников и предпринимателей области в части повышения размера минимальной заработной платы, а также обеспечение предоставления полного объема «северных» льгот для работников внебюджетного сектора экономики.
Список литературы:
1. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html (дата обращения: 27.04.2009).
2. Муниципальные образования Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. - Мурманск, 2010. - 199 с.
3. Корчак А.Д., Корчак Е.А. Ситуация на рынке труда арктического побережья Мурманской области в свете национальной морской политики РФ // Стратегия развития России и национальная морская политика в Арктике. III Всероссийская морская научно-практическая конференция. Материалы
конференции. Мурманск, 14-15 сентября 2010 г. - Мурманск: издательство Мурманского государственного технического университета, 2010. - 136 с.
4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: от 27.07.2001. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
5. Социально-экономическое положение муниципальных образований Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecoш-mics.gov-murman.ru/razvitie_municip/monit (дата обращения: 17.10.2011).
6. О программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Мурманской области, от 12.01.2010 N 6-1111. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
7. Государственная служба занятости ГСЗН Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.murman-zan.ru (дата обращения: 14.10.2011).
8. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (дата обращения: 07.09.2011).
9. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://murmanskstat.gks.ru/munstat/IndDoc/Forms/Items.aspx (дата обращения: 07.09.2011).
10. Корчак А.Д. Проблемы формирования и развития рынка труда арктической зоны Мурманской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. - Апатиты: изд-во КНЦ РАН. - 2010. - № 2 (28). - С. 91-93.