Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 91-93.
Ю. В. Астахов
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Рассматриваются актуальные проблемы использования социально-технологического подхода в муниципальном управлении. Автор подчеркивает, что идея необходимости тех-нологизации всех сфер социальной жизни и управления является одной из концептуальных установок современного общественного развития в условиях XXI в. Основное внимание в работе автор акцентирует на социально-технологическом подходе, который находит свое воплощение в кадровой политике, так как кадровая политика - объективно обусловленное социальное явление. Объектом исследования являются кадровые технологии, применяемые в системе муниципального управления.
Ключевые слова: технологии; социальные технологии; социально-технологический поход; муниципальное управление; технологизация управления; кадровая политика.
Идея необходимости технологизации всех сфер социальной жизни и управления является одной из концептуальных установок общественного развития в условиях XXI в. Формулируя ее, профессор Л. Я. Дятченко подчеркивает: «Требуется продуманная технология создания условий для того, чтобы общество развивалось без авторитарного давления, ущемления прав и свобод отдельной личности и социальных групп. Для решения этой общегосударственной проблемы необходима выработка и претворение в жизнь различных региональных и локальных программ, то есть социальных технологий на мезоуровне, проектированием которых могут заниматься достаточно небольшие группы, объединяющие ученых и специалистов различного профиля»1.
Имеющийся опыт муниципального управления позволяет рассматривать данный процесс не просто как «метод управленческой деятельности», а как технологию.
Слово 'технология' происходит от греческого слова 'технэ' -мастерство, искусство, умение делать что-либо из естественного материала.
И если под техникой понимается то, посредством чего человек преобразует природу, себя, общество, то технология означает способ воздействия субъекта на объект для достижения социального результата с наименьшими затратами.
С точки зрения производственного процесса, технология - это система способов и методов воплощения цели в конкретный вид продукции или ее составную часть. Техно-
логия позволяет интегрировать частные случаи в общие модели. С помощью технологии осуществляется перевод интеллектуальной информации на язык практических нормативов. Технология - это продуманная система «как» и «каким образом» цель воплощается в конкретный вид продукции или ее составную часть2.
Технология включает, как минимум, три компонента: 1) совокупность операций; 2) последовательность операций; 3) определенные способы осуществления операций. Эти компоненты относятся к любой технологии -от технологии власти до технологии электросварки. Их совокупный эффект выражается в терминах 'технологичность', 'технологический'. В более расширенном варианте социальная технология в силу своей специфики и особенностей объекта включает как минимум шесть компонентов (блоков): структурный, функционально-целевой (функциональный), нормативный, операционно-процедурный,
^ »3
инструментальный и организационный3.
Если мы рассматриваем социально-технологический подход в муниципальном управлении, то полагаем, что уместно говорить о социальных технологиях.
Понятие социальных технологий связывают с именами Карла Манхейма (20-е гг. ХХ в.) и Карла Поппера (40-е гг.). Карл Ман-хейм в своей работе «Диагноз нашего времени» отразил потребность общества в социальных технологиях. Согласно Манхейму, общество перестает быть стихийно приспосабливающимся и становится планируемым.
92
Ю. В. Астахов
В таком обществе технологии играют более важную роль, чем экономическая структура и социальная стратификация, поскольку они способны затормозить экономические процессы и разрушить социальные классы. В концепции Карла Поппера социальная технология выступает как способ применения теоретических выводов социологии в практических целях.
В современном понимании социальные технологии - это «целенаправленная деятельность человека по совершенствованию социальных отношений и себя как личности»4.
Социальные технологии - это продолжение производственной технологии, определяющей требования к материалу, процессу, операций и человеку с точки зрения социально-профессиональных, социально-демографических, психофизиологических характеристик и социокультурных потребностей и возможностей их удовлетворения5.
Социальная технология, по мнению профессора Г. В. Атаманчука, дает ответ на вопрос: «Как рационально и эффективно действовать, чтобы достичь социальных целей с минимальными общественно необходимыми затратами?»6. По средствам технологизации социальных процессов обеспечивается их оптимизация, т. е. осуществление их лучшего варианта, как с точки зрения результативности, так и с точки зрения эффективности, т. е. минимизации затрат.
М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т. п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур7.
В. Г. Афанасьев, отмечая, что социальная технология выступает специфическим посредником между объективно протекающими процессами и субъективной действительностью людей, органически связывает ее с социальным управлением, в котором ей принадлежит «свое место», т. е. обеспечение действия всего механизма социального управления. Иначе говоря, в социальной технологии реализуется «перевод объективных законов в механизм социального управления, т. е. "пе-
ревод" абстрактного языка науки, отражающей объективные законы развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей на достижение поставленных целей»8.
В нашем понимании применительно к деятельности органов местного самоуправления социальную технологию можно рассматривать как рациональный способ согласованных действий власти, бизнеса и населения для достижения социально-экономических целей с наименьшими затратами.
Социально-технологический подход в управлении направлен на эффективные действия власти, на достижение социальных целей с минимальными рисками, потерями и затратами. Социально-технологический подход базируется на современной социально-технологической доктрине, сформировавшейся в начале XXI в. Это альтернатива административно-командному подходу, движению общества от тоталитаризма, авторитаризма в сторону демократии участия, общественного интеллекта.
Социально-технологический подход предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений, многовариантности и естественности их изменений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого человека возможности реализовать свой собственный потенциал, развернуть жизненные силы. Объединив, интегрировав все вышеназванные подходы, социально-технологический механизм позволит субъектам управления преобразовать жизненное пространство, обустроить каждое городское и сельское поселение, дать простор жизненным силам человека. Гуманно-коллективистское и индивидуально-личностное начала получают живительную влагу и производят социальность высокого интеллектуального качества благодаря грамотному использованию социально-технологического подхода в системе государственного и муниципального управления, объективации идеальных целей и субъективации общественного интеллекта9. Социально-технологический подход находит свое воплощение и в кадровой политике, так как кадровая политика - объективно обусловленное социальное явление. Она объективна по своему содержанию - в том смысле, что отражает объективные закономерности раз-
Актуальные проблемы социально-технологического подхода.
93
вития кадровых процессов, формулирует в виде целей, задач и принципов устойчивые и повторяющиеся в них кадровые отношения.
Социальная технология - это стержень социологии управления. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие инновационные технологии, то для социального прогресса таковыми являются новые технологии жизнедеятельности людей, создания благоприятных условий для воспроизводства их жизни, реализации творческого потенциала каждой личности. Все вышесказанное подчеркивает значимость принципа единства знаний, умений, практических навыков и действий в технологизации социального пространства10.
Объектом нашего исследования являются кадровые технологии, применяемые в системе муниципального управления. Это обстоятельство, как мы полагаем, требует социологической интерпретации данного понятия.
Кадровые технологии, применяемые в системе муниципальной службы, позволяют в сжатые сроки вооружать кадры руководителей органов местного самоуправления, структурных подразделений, кадровых служб наукой и искусством работы с людьми. Мы их разделяем на универсальные и конкретные.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, технологизация муниципального управления, как и любой другой деятельности, является отражением объективных требований, предъявляемых для построения общества, которое задает лучшие стандарты жизни, предоставляет равные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей.
Во-вторых, технологизация управления в современных условиях невозможна без тех-
нологизации системы экономики знаний, обосновывающих рациональные способы использования современных кадровых технологий и органично соединяющих теорию и практику муниципального управления, фундаментальность и прикладную направленность.
Примечания
1 Дятченко, Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород : Центр соц. технологий, 1993. С. 4.
2 Шепель, В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманитоло-гия). М. : Финансы и статистика, 1992. 138 с.
3 Данакин, Н. С. Социально-технологическая культура молодого специалиста // Науч. ведомости БелГУ. 2000. № 3. С. 23-25.
4 Дятченко, Л. Я. Социальные технологии... С. 4.
5 Оганян, К. М. Социальные технологии как форма социальной самоорганизации, средство социального познания и социального преобразования // Социальные технологии : теория и практика : межвуз. науч.-практ. конф. (13-14 июня 2003 г.) : тез. докл. СПб. : СПбГИЭУ, 2003. С. 6.
6 Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. М. : Омега-Л, 2004. 356 с.
7 Марков, М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982. С. 57-58.
8 Афанасьев, В. Г. Общество : системность, познание и управление. М. : Омега - Л, 1983. 369 с.
9 Патрушев, В. И. Введение в теорию социальных технологий. М., 2008.
10 Патрушев, В. И. Основы общей теории социальных технологий. М. : ИКАР, 2008.