Научная статья на тему 'Актуальные проблемы системы управления государственной гражданской службой в Российской Федерации'

Актуальные проблемы системы управления государственной гражданской службой в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
921
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ / SYSTEM OF MANAGEMENT OF PUBLIC SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / SYSTEM OF MANAGEMENT OF PUBLIC CIVIL SERVICE IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / REFORMING AND DEVELOPMENT OF PUBLIC CIVIL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / MEASURES FOR CREATION OF MODERN SYSTEM OF MANAGEMENT OF PUBLIC CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репникова А.С.

В данной статье рассматриваются особенности формирования системы государственного управления гражданской службы в субъекте Российской Федерации. В статье говорится об основных проблемах и факторах данного процесса и необходимостью создания нормативных, организационных и технологических основ системы государственного управления служебной как на федеральном, так и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF MANAGEMENT SYSTEM OF STATE CIVIL SERVICE IN RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the features of the formation of public administration of civil service in the Russian Federation. The article deals with the main problems and factors of this process and the need to create regulatory, organizational and technological foundations of the system of public administration at the Federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы системы управления государственной гражданской службой в Российской Федерации»

Репникова А.С.

Студентка 3 курса Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры кадрового управления

Выжимова Н.Г. г. Тамбов, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования системы государственного управления гражданской службы в субъекте Российской Федерации. В статье говорится об основных проблемах и факторах данного процесса и необходимостью создания нормативных, организационных и технологических основ системы государственного управления служебной как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ключевые слова: система управления государственной службой Российской Федерации, система управления государственной гражданской службой в субъектах Российской Федерации, реформирование и развитие государственной гражданской службы Российской Федерации, меры по созданию современной системы управления государственной гражданской службой.

Repnikova A.S.

3ndyear student Tambov state University named after G.R. Derzhavin Department of personnel management and service Scientific adviser: Ph. D., associate Professor of personnel management Vyzhimova N. G.

Tambov, Russia

ACTUAL PROBLEMS OF MANAGEMENT SYSTEM OF STATE CIVIL SERVICE IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract: This article discusses the features of the formation of public administration of civil service in the Russian Federation. The article deals with the main problems and factors of this process and the need to create regulatory, organizational

and technological foundations of the system of public administration at the Federal and regional levels.

Key words: system of management of public service of the Russian Federation, system of management of public civil service in subjects of the Russian Federation, reforming and development of public civil service of the Russian Federation, measures for creation of modern system of management of public civil service.

Обеспечение качественного управления в современной России уже довольно давно является одной из наиболее актуальных проблем нашего государства. За последние десятилетия было анонсировано большое количество реформ, которые постепенно вводятся, затрагивая все уровни власти. Для современного общества жизненно необходимо, чтобы в этих процессах были сохранены так тяжело и долго нарабатываемые традиции демократического правления и гуманистической направленности государственной жизни.

На этапе развития сложилась ситуация, при которой улучшение государственной службы является наиважнейшим в процессе реформирования государственного управления. Реформирование государственной службы в Российской Федерации необходимо создать целостность системы государственной службы, в связи по отношению историческим, культурным и национальным особенностей Российской Федерации, а также тенденции мирового развития.

Слабостью реформаторской практики государственной службы была недооценка потребности формирования системы управления государственной службой и государственной гражданской службой.

Сложности организации государственной службы заключается, прежде всего, в сохранении значительной «неповоротливости» государственного аппарата, недостаточной прозрачности деятельности государственных служащих, недостаточно эффективного межведомственного взаимодействия и т.д.

В рамках изучения данной проблематики можно выделить основные негативные тенденции, которые наблюдаются в системе управления государственной гражданской службы:

- отсутствие контроля над процессом реформирования и реорганизации системы государственной службы;

- отсутствие централизованного федерального уполномоченного органа, ответственного за контроль и надзор над реформационными процессами системы государственной службы, задающего общий вектор и тенденции развития данной системы в целом;

- недостаточное внимание к текущим и актуальным проблемам, возникающим в системе государственной службы и государственной

гражданской службы, в частности, со стороны законодательных и правоприменительных органов;

- не проработанность механизмов и отсутствие единых положений по формированию эффективной системы управления процессами реформирования государственной гражданской службы;

- неупорядоченность внутренней организации государственной гражданской службы, отсутствие надлежащей регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих, способствующих коррупции, злоупотреблениям, бюрократизации отношений между государственными органами, структурными подразделениями государственного органа, а также государственных органов с гражданами и структурами гражданского общества;

- не разработанность механизмов взаимосвязи государственной гражданской службы с муниципальной службой;

- недостаточная открытость государственной службы, что способствует, в свою очередь, проявлениям бюрократизма и коррупции;

- недостаточная скоординированность практической деятельности структурных подразделений государственных органов, осуществляющих функции, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации о государственной службе;

- использование в некоторых регионах все еще устаревших технологий в работе кадровых служб государственных органов.

Сложившемуся положению дел во многом способствовала заметная не урегулированность данной сферы нормативно-правовыми актами РФ, недостаточной регламентацией деятельности государственных служащих в кризисных экономических условиях. В связи с чем, возникают определенные затруднения в организации реформирования контроля за государственными органами управления аппаратом государственной гражданской службы со стороны как должностных лиц государства в целом, так и структур общественного контроля. Также одним из ключевых аспектов является неготовность и непринятие системой государственной гражданской службы радикальных инновационных преобразований. Все это выражается в использовании устаревших методик управления в системе государственной гражданской службы, что крайне негативно сказывается на результативности функционирования данного института и процессе его реформирования. Вследствие чего становится невозможным достижение поставленных целей и задач института государственной гражданской службы, что способствует крайне негативной оценки со стороны гражданского общества.

В ходе анализа законодательства о государственной гражданской службе в РФ и сложившейся правоприменительной практикой управления данным институтом можно отметить, что как таковая сложившаяся система управления государственной службой РФ появилась в результате принятия Федерального закона № 119 от 31.07.1995 «Об основах государственной службы Российской Федерации» [1, 2, 3]. Однако данная система, как показывает время и полученный практический опыт ее функционирования, не стала достаточно результативной и не решила всех возникающих проблем в данной сфере. Одной из главных проблем, которая не была решена данным Федеральным законом, стало нарушение целостности и единства системы управления государственной гражданской службой на региональном и федеральным уровнях, из-за чего отсутствует скоординированность и централизо-ванность в организации управления института государственной гражданской службы. Также наблюдается острая необходимость в привлечении подготовленных и высококвалифицированных кадров, которые являются основным ядром управленческой системы в целом. Стоит отметить, что одной из причин кадрового дефицита является недостаточный уровень денежного довольствия, особенно в системе государственной гражданской службы, высокие профессиональные требования к кандидатам, завышенные требования руководства, а также ненормированный рабочий день [4].

В рамках отмеченных проблем необходим комплекс эффективных мер по совершенствованию и созданию актуальной и современной системы управления государственной гражданской службой в Российской Федерации:

1. Создание качественной юридически развитой нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и структуру системы управления государственной службой [5].

2. Формирование организационных основ системы управления государственной службой, и прежде всего ее организационной модели. В сущности, это вопрос о создании федерального централизованного государственного органа по управлению государственной службой и аналогичных органов в субъектах РФ.

3. Создание и практическое применение руководящими кадрами современного и инновационного механизма управления государственной службой, отвечающего сложившимся реалиям [6].

В результате реформирования и реорганизации системы управления государственной гражданской службы целесообразно создать та-

кую систему управления, которая должна отвечать сложившимся требованиям гражданского общества, должна стать организационным, социальным и правовым институтом, направленным на своевременное обеспечение государственных функций в полном объеме [7].

Кроме того, необходимо устранить недостатки в материально-техническом обеспечении системы государственной гражданской службы. Также имеют место проблемы правового, финансового и организационного характера, которые должны быть решены в ближайшей перспективе для обеспечения нормального достаточного функционирования системы управления государственной гражданской службой.

Список литературы

1. О системе государственной службы Российской Федерации: Федер. закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№ 22. - Ст. 2063.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2004. - № 31. - Ст. 3215.

3. О Концепции реформирования системы государственной службы РФ [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 15.08.2001 года № 1469. -Режим доступа: URL:http://www.consultantru.

4. О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)»: Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. -№ 51. - Ст. 5514.

5. О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005годы)» на 20062007 годы: Указ Президента РФ от 12 декабря 2005г. № 1437 // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. - № 51. -Ст. 5514.

6. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: Указ Президента РФ от 10 марта 2009 года № 261 // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. - № 11. - Ст. 1277.

7. Право государственной и муниципальной службы / под ред. В.Ш. Шайхатдинова, А.Н. Митина. - М.: Проспект; Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2015. -528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.