Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети раннего возраста с нарушением слуха / коррекционно-педагогическая работа в службе ранней помощи / сенсорное воспитание / педагогическая компетентность родителей / early age children with hearing impairment / correctional and pedagogical work in early intervention service / sensory education / pedagogical competence of parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Абрамова, Э.Е. Федотова, А.Ю. Булдакова

В статье рассматриваются вопросы, обосновывающие актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи. Статистические данные по Республике Саха (Якутия) показывают стабильность численности детей раннего возраста с нарушением слуха, в том числе нуждающихся в кохлеарной имплантации. Нами описан опыт оказания ранней коррекционно-педагогической помощи детям данной группы и их семьям в отделениях соответствующих служб. Подчеркивается необходимость сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением слуха, организации предметно-развивающей среды с целью сенсорного развития детей. Проведенное нами анкетирование родителей выявило недостаточный уровень сформированности их педагогической компетентности. Анализ исследования позволил сделать вывод о необходимости коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Абрамова, Э.Е. Федотова, А.Ю. Булдакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF SENSORY EDUCATION OF EARLY AGE CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT IN THE EARLY INTERVENTION SERVICE

The article discusses issues that justify the relevance of sensory education of early age children with hearing impairment in the early intervention service. Statistics on the Republic of Yakutia show the stability of the number of early age children with hearing impairment, including those in need of cochlear implantation. The work describes experience of providing early correctional and pedagogical assistance to children of this group and their families in early intervention departments. The need to educate a family raising an early child with hearing impairment and to organise a subject-developmental environment for the sensory development of children is emphasised. The survey of parents reveals an insufficient level of formation of their pedagogical competence. The analysis of the study helps draw a conclusion about the need for correctional and pedagogical work on sensory education of early age children with hearing impairment in the early intervention service.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ»

- составление глоссария - продуктивный творческий процесс, который мотивирует студентов собирать и анализировать изучаемую информацию, формирует полезные навыки работы со специализированной лексикой;

- письмо - это один из способов запоминания информации. По мере того, как обучающиеся вносят новые лексические единицы в глоссарий, они лучше запоминают их. Поиск и чтение примеров контекстного употребления слов также способствуют их более эффективному и быстрому запоминанию;

- преподаватель может дать группе задание применить новые термины в речевых упражнениях (диалогах, разборах примеров из практики - case studies, во время ролевых игр, для подготовки презентаций и т.д.) При этом будут одновременно совершенствоваться навыки владения грамматикой; ведь для того, чтобы употребить новое слово в предложении, его нужно поставить в форму соответствующего времени, единственного или множественного числа, действительного или страдательного залога, добавить личное окончание и т.д.;

- обучаемые могут запоминать новые лексические единицы методом интервального повторения, т.е. регулярно повторяя их через определенные промежутки времени;

- совместная работа над глоссарием способствует формированию навыков социальной компетенции или так называемых «мягких» навыков (soft skills): умения работать в команде, оказывать поддержку и взаимопомощь, планировать совместную работу и распределять задачи в студенческой группе. Навыки социальной компетенции высоко ценятся работодателями и станут неоспоримым преимуществом в будущей карьере;

- работа с глоссарием способствует более быстрому переходу пассивного словарного запаса в активный;

- этот вид деятельности может стать полезной мотивацией для студентов, если преподаватель выставляет дополнительные оценки за пополнение глоссария - для студентов это возможность получить более высокие баллы. Критерии выставления оценок в таких случаях следует заранее уточнить;

- еще одним фактором, повышающим мотивацию обучаемых, будет возможность сразу начать применять на практике полученные знания, так как уже на

Библиографический список

аудиторных занятиях они будут использовать новые слова и словосочетания из глоссария в своей речи;

- глоссарий облегчает подготовку к контрольным работам и сессии, давая возможность быстро повторить изученный во время семестра материал;

- в глоссарии одновременно фиксируется английский термин и его русский эквивалент, что способствует развитию навыков перевода, которые также могут пригодиться обучаемым в их будущей профессии. Хотя необходимо уточнить, что им не следует полагаться на перевод как на единственный метод запоминания слова. Многие английские слова многозначны (как, например, слово gearing, приведенное ранее как пример), и для правильного понимания значения слова необходимо учитывать контекст, сферу употребления, регистр речи и т.д.

К недостаткам данного средства обучения (если их можно считать таковыми) можно отнести необходимость дополнительного контроля и проверки преподавателем. Поскольку глоссарий используется группой как справочный материал, в нем не должно быть ошибок и неточностей. Также преподавателю следует уточнить, насколько обязательным будет участие каждого студента в ведении глоссария. Для ведения глоссария потребуется дополнительное время.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать следующие выводы: глоссарии, широко применяемые специалистами в различных областях и в книгоиздании, могут стать эффективным средством обучения и способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, речевых навыков и навыков социальной компетенции студентов. Использование глоссариев в рамках курса специализированного английского языка способствует расширению словарного запаса обучаемых, более быстрому запоминанию терминов и их эффективному применению на практике. Также работа с глоссарием может повысить мотивацию студентов, поскольку она упрощает процесс запоминания новых слов, подготовки к экзаменам и сессиям, дает возможность регулярно повторять изученный материал, подходить к этому процессу самостоятельно и творчески и повышать успеваемость. И, наконец, совместное языковое творчество способствует развитию навыков общения и командной работы в студенческой группе.

1. Широких А.Ю. Лингвистические и дидактические особенности разработки профессионально-ориентированного курса английского языка. Мир науки, культуры и образования. 2019; № 4 (77): 404 - 407.

2. Широких А.Ю. Зоны когнитивного дисбаланса в овладении иноязычной терминологией и методы дистанционного обучения в обучении студентов неязыковых специальностей. Филология: научные исследования. 2020; № 1: 120 - 132.

3. Азарова О.А., Швечкова Л.А. Актуальность электронной версии глоссария банковских и финансовых терминов для обучения и работы современного экономиста. Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2017; № 3 (7): 22 - 27.

4. Кузьмина А.В. Освоение терминологического глоссария как коммуникативное задание для студентов технических вузов. Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. 2016; № 5: 158 - 166.

5. Дубинина ГА., Драчинская И.Ф., Кондрахина Н.Г, Петрова О.Н. Английский язык: экономика и финансы. Финансово-экономическая среда (Environment): учебник. Москва: Кнорус, 2018. Ч. 3.

References

1. Shirokih A.Yu. Lingvisticheskie i didakticheskie osobennosti razrabotki professional'no-orientirovannogo kursa anglijskogo yazyka. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 404 - 407.

2. Shirokih A.Yu. Zony kognitivnogo disbalansa v ovladenii inoyazychnoj terminologiej i metody distancionnogo obucheniya v obuchenii studentov neyazykovyh special'nostej. Filologiya: nauchnye issledovaniya. 2020; № 1: 120 - 132.

3. Azarova O.A., Shvechkova L.A. Aktual'nost' elektronnoj versii glossariya bankovskih i finansovyh terminov dlya obucheniya i raboty sovremennogo 'ekonomista. Aksioma: aktual'nye aspekty gumanitarnyh nauk. 2017; № 3 (7): 22 - 27.

4. Kuz'mina A.V. Osvoenie terminologicheskogo glossariya kak kommunikativnoe zadanie dlya studentov tehnicheskih vuzov. Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze: ezhegodnyj sbornik. 2016; № 5: 158 - 166.

5. Dubinina G.A., Drachinskaya I.F., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Anglijskij yazyk: 'ekonomika i finansy. Finansovo-'ekonomicheskaya sreda (Environment): uchebnik. Moskva: Knorus, 2018. Ch. 3.

Статья поступила в редакцию 29.03.21

УДК 376.433

Abramova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia,

E-mail: Natalya.abramoff@mail.ru

Fedotova Е.Е., Cand. of Sciences (Medicine), audiologist, otorhinolaryngologist of the highest category, State Autonomous Institution

"Republican Hospital No. 1 - National Center of Medicine" (Yakutsk, Russia), E-mail: sakhasurdo@mail.ru

Buldakova A.Yu., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: buldakovaaya18@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF SENSORY EDUCATION OF EARLY AGE CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT IN THE EARLY INTERVENTION SERVICE. The article discusses issues that justify the relevance of sensory education of early age children with hearing impairment in the early intervention service. Statistics on the Republic of Yakutia show the stability of the number of early age children with hearing impairment, including those in need of cochlear implantation. The work describes experience of providing early correctional and pedagogical assistance to children of this group and their families in early intervention departments. The need to educate a family raising an early child with hearing impairment and to organise a subject-developmental environment for the sensory development of children is emphasised. The survey of parents reveals an insufficient level of formation of their pedagogical competence. The analysis of the study helps draw a conclusion about the need for correctional and pedagogical work on sensory education of early age children with hearing impairment in the early intervention service.

Key words: early age children with hearing impairment, correctional and pedagogical work in early intervention service, sensory education, pedagogical competence of parents.

Н.А. Абрамова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосоеа», г. Якутск, E-mail: natalya.abramoff@mail.ru

Э.Е. Федотова, канд. мед. наук, врач-сурдслсг-стсларингслсг высшей категории, ГАУ «Республиканская больница № 1 - Национальный центр медицины», г. Якутск, E-mail: sakhasurdo@mail.ru

А.Ю. Булдакова, магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: buldakovaaya18@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ

В статье рассматриваются вопросы, обосновывающие актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи. Статистические данные по Республике Саха (Якутия) показывают стабильность численности детей раннего возраста с нарушением слуха, в том числе нуждающихся в кохлеарной имплантации. Нами описан опыт оказания ранней коррекционно-педагогической помощи детям данной группы и их семьям в отделениях соответствующих служб. Подчеркивается необходимость сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением слуха, организации предметно-развивающей среды с целью сенсорного развития детей. Проведенное нами анкетирование родителей выявило недостаточный уровень сформированности их педагогической компетентности. Анализ исследования позволил сделать вывод о необходимости коррекци-онно-педагогической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи.

Ключевые слова: дети раннего возраста с нарушением слуха, коррекционно-педагогическая работа в службе ранней помощи, сенсорное воспитание, педагогическая компетентность родителей.

В последнее время интенсивно развивается направление абилитации детей раннего возраста с нарушением слуха. Именно на возраст от 0 до 3 лет приходится 80% всех случаев нарушений слуха в детской популяции. Из них 70% выявляются в первый год жизни. Ежегодно частота появления детей с той или иной степенью снижения слуха, как показывают данные Всемирной организации здравоохранения, составляет 2,5 на 1000 здоровых новорожденных [1]. Сейчас в Российской Федерации количество детей с различными нарушениями слуха достигает более 1 млн., причем отмечается ежегодное увеличение их числа. Аналогичная ситуация также наблюдается в Республике Саха (Якутия). Исследования, проводимые Барашковым Н.А., Терютиным Ф.М., Федотовой Э.Е., выявили, что наиболее распространённым этиологическим фактором нарушений слуха на территории Якутии являются генетические нарушения, частота встречаемости которых составляет 54% [2].

Важнейшим условием ранней диагностики, диспансеризации и дальнейшего оказания психолого-медико-социальной помощи детям с врожденной тугоухостью является выполнение аудиологического скрининга. Согласно статистическим данным Республиканского сурдологопедического центра ГАУ Республиканской больницы № 1 - Национального центра медицины, в Республике Саха (Якутия) отмечается снижение числа новорожденных, поступающих с факторами риска по тугоухости под наблюдение поликлиники: в 2012 г - 4 753 новорожденных, в 2013 г - 3 120, в 2014 - 2016 гг - от 229 до 297. За этот промежуток времени среднее количество впервые выявляемых детей с тугоухостью составило 99 детей. Общее число состоящих на учете детей-инвалидов по слуху достигло 460 человек, при этом впервые на инвалидность ежегодно направляются в среднем 30 детей до 3-х лет. Сегодня одним из перспективных направлений в области реабилитации глухих детей признана кохлеарная имплантация. В среднем на кохлеарную имплантацию в год направляются 16 детей раннего возраста с тотальной глухотой. В табл. 1 представлены статистические данные по выявлению детей с тугоухостью и нуждающихся в кохлеарной имплантации с 2012 по 2019 гг.

Таблица 1

Распределение детей с тугоухостью и нуждающихся в кохлеарной имплантации по годам

Дети с впервые Дети-инвалиды Дети-инвалиды Кандидаты

выявленной до года до 3-х лет на КИ до 3-х лет

тугоухостью с глухотой с глухотой

до 18 лет

2012 86 4 5 9

2013 128 9 3 12

2014 86 2 11 13

2015 106 11 8 19

2016 126 6 6 12

2017 96 17 19 11

2018 97 16 8 8

2019 69 20 2 9

Любое нарушение слуха, врожденное или наступившее в раннем возрасте, ведет к появлению вторичных дефектов в психическом развитии ребенка. По мнению исследователей Шматко Н.Д., Пелымской Т.В., для предотвращения их появления и включения компенсаторных возможностей ребенка младенческого и

раннего возраста с нарушением слуха должна быть оказана ранняя комплексная помощь специалистов [3]. Благодаря ей, как указывают ведущие специалисты Института коррекционной педагогики РАО, возможно максимальное включение ребенка к началу дошкольного возраста в инклюзивное образование [4].

В Республике Саха (Якутия) отмечается, с одной стороны, увеличение роста числа детей раннего возраста с нарушением слуха и, с другой стороны, недостаточное количество семей, получающих психолого-педагогическую помощь на первом году жизни ребенка, что обосновывает актуальность развития системы ранней помощи. В «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» под ранней помощью понимается «комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям» [5]. В настоящее время дети раннего возраста с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарной имплантацией, являются целевой группой программы раннего сопровождения. В программу включены такие направления работы, как скрининг-диагностика; углубленная психолого-педагогическая диагностика; разработка и реализация индивидуально-коррекционной программы [5].

Сегодня реализация данной программы в г. Якутске осуществляется на базе консультативно-консультативных центров (далее - КРЦ) и Служб ранней помощи. Так, при ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащих обучающихся» работает КРЦ «Гнездышко» (2015 г) и Служба ранней помощи (2021 г). Также отделения ранней помощи функционируют на базе ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» и МБДОУ ЦРР-Д/с № 2 «Оленёнок» (2013 г), в котором также есть группа компенсирующей направленности для детей с кохлеарной имплантацией. Их деятельность направлена на выявление детей раннего возраста с нарушением слуха, формирование их психофизического здоровья, интеграцию в социум, а также сопровождение и поддержку их семей. Следовательно, мы можем сказать, что в нашей республике наблюдается положительная динамика в организации работы по раннему сопровождению детей данной целевой группы на базе служб ранней помощи.

Одним из направлений коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в рамках реализации индивидуальной программы ранней помощи, является обучение семьи эффективным приемам сенсорного воспитания детей с нарушением слуха [5]. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. считают, что сенсорное воспитание является ключевым в развитии детей раннего возраста с нарушением слуха, так как способствует не только развитию познавательных процессов, но и активизации сохранных анализаторов (осязательных, зрительных, обонятельных), благодаря которым происходит компенсация нарушенного аппарата [3]. К задачам сенсорного воспитания детей с нарушением слуха в раннем возрасте относятся: формирование представлений о сенсорных эталонах и перцептивных действий с ними; умений самостоятельно применять их в игровой и познавательной деятельности.

Рассмотрев методики по определению уровней сенсорного развития детей раннего возраста с нарушением слуха, применяемые в работе специалистов, мы пришли к мнению, что чаще всего используется методика Николаевой Т.В., направленная на комплексную психолого-педагогическую диагностику развития ребенка раннего возраста с нарушением слуха [6]. Целью раздела «Обследование сенсорного развития» является выявление уровня практической ориентировки ребенка на такие признаки предмета, как величина, цвет и форма; уровня развития целостного восприятия [7]. Данный раздел включает следующие методики: «Складывание трехсоставной матрешки», «Складывание пирамидки», «Склады-

вание разрезанной картинки», «Группировка предметов по цвету», «Размещение геометрических форм в соответствующие гнёзда» [7].

Согласно принципу семейно-центрированности, результативность коррек-ционно-педагогической работы зависит не столько от адекватной оценки способностей и потенциальных возможностей ребенка, сколько от ресурсов и потребностей его семьи. Специалисты для максимального включения семьи ребенка в коррекционно-педагогический процесс по сенсорному воспитанию должны в первую очередь уточнить позицию родителей по отношению к ребенку; их владение базовыми знаниями в области специальной педагогики и психологии; способами сотрудничества в практической деятельности. Такую совокупность личностно-де-ятельностных характеристик В.В. Селина определяет термином «педагогическая компетентность родителей» [8]. Для выявления уровня сформированности педагогической компетентности родителей детей раннего возраста с нарушением слуха было проведено анкетирование по адаптированной методике В.В. Селиной, в основе которой лежит критериально-уровневая модель оценки педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста. Методика состоит из 21 вопроса, разделенных на три блока: эмоционально-ценностный (отношение родителя к ребенку как самостоятельной ценности); когнитивный (знание закономерностей психического развития ребенка в раннем детстве); коммуникатив-но-деятельностный блок (особенности взаимодействия с ребенком) [8]. Каждый вопрос имеет по три варианта ответа.

Базой исследования являлись «Центр психолого-медико-социального сопровождения» ГО «город Якутск», МБДОУ ЦРР - Д/с №2 «Оленёнок» ГО «город Якутск», КРЦ «Гнездышко» при Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Всего в исследовании приняли участие 12 родителей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением слуха.

Анализ приведенных ответов по первому блоку показывает следующие результаты: высоким уровнем сформированности эмоционально-ценностного компонента обладают 50% (6 человек) опрошенных. Родители характеризуются принятием ответственности за воспитание ребенка, эмоциональной близостью к нему, толерантностью в различных ситуациях, готовностью повышать уровень своей педагогической компетентности. Средний уровень имеют 8% (1 чел.) родителей. Они возлагают половину ответственности за воспитание ребенка на образовательное учреждение, не всегда учитывают его интересы и умеют принимать его таким, как есть, но имеют желание учиться методам и способам воспитания и развития своего ребенка. Низкий уровень характерен 42% (5 чел.) родителей, которые отличаются отсутствием ответственности за воспитание ребенка, эмоциональной дистанцией с ним, неумением ставить интересы ребенка выше своих и нежеланием совершенствоваться в вопросах воспитания и развития ребенка.

По результатам ответов на вопросы второго блока было обнаружено следующее: 42% (5 чел.) респондентов находятся на высоком уровне развития данного компонента. Они знают возрастные и личностные особенности своих

Библиографический список

детей, используют разные источники информации для повышения педагогической компетентности; 8% (1 чел.) родителей имеют средний уровень, что говорит об их нечетких представлениях о вопросах воспитания и развития своих детей и источниках получения информации о них; 50% (6 чел.) опрошенных обнаружили низкий уровень. Они проявляют незнание особенностей развития своих детей, недостаточную информированность об источниках получения знаний и умений.

Согласно приведенным ответам на вопросы третьего блока 50% (6 чел.) опрошенных демонстрируют высокий уровень сформированности когнитив-но-деятельностного компонента. Родители активно идут на сотрудничество с ребенком, предоставляют ему самостоятельность действий, умеют использовать различные способы и приемы взаимодействия с ребенком, создавать предметно-развивающую среду. У 17% (2 чел.) родителей выявлен средний уровень. Они редко замечают успехи ребенка, не умеют правильно создавать предметно-развивающую среду. 33% (4 чел.) родителей обладают низким уровнем, который характеризуется отсутствием веры в возможности своих детей, неспособностью оказать им посильную помощь.

По итогам исследования мы попытались выявить уровни сформированно-сти педагогической компетентности родителей в целом. Как показывает анализ ответов родителей, между компонентами педагогической компетентности есть непосредственная связь: эмоционально-ценностный уровень родителей влияет на их коммуникативно-деятельностный и когнитивный уровни. Родители, которые готовы повышать уровень своей педагогической компетентности, ищут и используют различные источники информации получения знаний, они, стремясь создавать предметно-развивающую среду, изучают возрастные и личностные особенности своих детей. Их толерантное отношение к своему ребенку проявляется в том, что родители активно идут на сотрудничество с ним, предоставляют ему самостоятельность в выборе действий, умеют использовать различные способы и приемы взаимодействия с ребенком. Именно на развитие такого уровня педагогической компетентности, на наш взгляд, должна быть направлена коррек-ционно-педагогическая работа с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с нарушением слуха.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить ряд факторов, обусловливающих необходимость проведения коррекционно-педаго-гической работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста с нарушением слуха и с их родителями, показавшими средний и низкий уровни сформиро-ванности педагогической компетентности, в службе ранней помощи. К факторам можно отнести: ежегодное увеличение числа детей раннего возраста с нарушением слуха; недостаточный уровень развития педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста с нарушением слуха; значимость сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха в системе ранней коррекционно-педагогической работы.

1. Эпидемиология нарушений слуха среди детей первого года жизни. Вестник оториноларингологии: медицинский научно-практический журнал. 2018; Т. 83; № 4: 37 - 42.

2. Генетическая история народов Якутии и наследственно-обусловленные болезни. Новосибирск: Наука, 2015.

3. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом. Альманах Института коррекционной педагогики. 2003; № 7.

4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; № 36.

5. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Москва, 2016.

6. Абрамова Н.А., Булдакова А.Ю. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нарушением слуха. Современное образование: традиции и инновации. 2020; № 3: 157 - 159.

7. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. Москва: Издательство «Экзамен», 2006.

8. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2009.

References

1. 'Epidemiologiya narushenij sluha sredi detej pervogo goda zhizni. Vestnik otorinolaringologii: medicinskij nauchno-prakticheskij zhurnal. 2018; T. 83; № 4: 37 - 42.

2. Geneticheskaya istoriya narodov Yakutii i nasledstvenno-obuslovlennye bolezni. Novosibirsk: Nauka, 2015.

3. Pelymskaya T.V., Shmatko N.D. Rannyaya pedagogicheskaya korrekciya otklonenij v razvitii detej s narushennym sluhom. Al'manah Instituta korrekcionnojpedagogiki. 2003; № 7.

4. Malofeev N.N., Nikol'skaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Razvitie rannej pomoschi v obrazovanii detyam s OVZ i gruppy riska: osnovaniya, orientiry i ozhidaemye rezul'taty. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2019; № 36.

5. Koncepciya razvitiya rannej pomoschi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Moskva, 2016.

6. Abramova N.A., Buldakova A.Yu. Osobennosti sensornogo razvitiya detej rannego vozrasta s narusheniem sluha. Sovremennoe obrazovanie: tradicii iinnovacii. 2020; № 3: 157 - 159.

7. Nikolaeva T.V. Kompleksnoe psihologo-pedagogicheskoe obsledovanie rebenka rannego vozrasta s narushennym sluhom. Moskva: Izdatel'stvo «'Ekzamen», 2006.

8. Selina V.V. Razvitie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej detej rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2009.

Статья поступила в редакцию 30.03.21

УДК 378

Velikova S.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: ya.velikova68@yandex.ru

THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF ANXIETY ON THE PROGRESS OF UNIVERSITY STUDENTS. The article highlights a problem of the influence of anxiety on the progress of university students in their studies. Methods by T. Spielberger, D. Moudsley, J. Taylor-Spence have been used to diagnose the anxiety level. The results obtained with their help are almost equal. The work proposes a scale of students' progress. The relationship between the indicators of personal anxiety and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.