Научная статья на тему 'Актуальные проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Всероссийская научная конференция'

Актуальные проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Всероссийская научная конференция Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
603
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чолахян Вачаган Альбертович

15–16 февраля 2013 г. в Институте истории и международных отношений (ИИиМО) СГУ проходила VI всероссийская межвузовская научная конференция «Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Всероссийская научная конференция»

ХРОНИКА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ: ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

B. А. Чолахян

Саратовский государственный университет E-mail: vcholakhyan@yandex.ru

V. A. Cholakhyan

Current Problems of Russian Civilization and Methods of Teaching History:

Russian Nation-wide Scientific Conference

15-16 февраля 2013 г. в Институте истории и международных отношений (ИИ и МО) СГУ проходила VI Всероссийская межвузовская научная конференция «Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории».

В работе конференции приняли ученые и аспиранты из Волгограда, Красноярска, Махачкалы, Москвы и Санкт-Петербурга, а также из различных вузов Саратова. Свои статьи направили ученые из дальнего зарубежья - ФРГ и США. Это свидетельствует о растущем интересе научного сообщества к рассматриваемым на конференции проблемам. Формат конференции завоевывает все большую популярность, а сам научный форум приобретает известность, выйдя и на международный уровень.

Пленарное заседание конференции открыл зав. кафедрой российской цивилизации и методики преподавания истории, доктор исторических наук, профессор В. А. Чолахян, осветивший историю становления кафедры и приоритетные направления научно-исследовательской деятельности ее сотрудников.

С приветственным словом к участникам конференции выступила директор ИИиМО, доктор экономических наук, профессор Т. В. Чере-вичко, отметившая актуальность широкого круга представленных на конференции проблем отечественной и региональной истории, а также методики ее преподавания.

На пленарном заседании с докладом «Некоторые тенденции современной российской историографии» выступил доктор исторических наук, профессор, главный редактор исторического журнала «Клио», президент Международной ассоциации исторической психологии

C. Н. Полторак (Санкт-Петергбург). Как исследователь и издатель, он отметил непрерывность исторического процесса и преемственность советской и российской историографии. По его мнению, общее историографическое русло, несмотря на влившиеся в него потоки, в начале XXI в. остается прежним, и в авангарде идут те исследователи, которые и раньше создавали свои труды, стремясь к объективности и глубокому анализу источников.

В настоящее время в отечественной исторической литературе появился такой феномен, как «folk history», представляющий собой популяризаторское, фальсификаторское направление в исторической науке, лидерам которого стали математик, академик РАН А. Т. Фоменко и кандидат исторических наук. Г. В. Носовский, а также В. М. Кандыба и П. Н. Золин и др. В то время как значительные научные труды по истории выходят из печати мизерными тиражами, опусы этих авторов издаются десятками тысяч экземпляров, прививая дурновкусие не

только широким слоям населения, но и влияя на часть профессиональных историков.

Выступление доктора исторических наук, профессора ИИиМО СГУ А. И. Авруса «История спорта России: состояние, проблемы, перспективы» было посвящено состоянию исторических исследований по истории спорта в России. В настоящее время спорт не только является составной частью массовой культура общества, но и важнейшим фактором международных отношений. По мнению ученого, основной задачей развития изучения спорта должны стать рассмотрение проблематики не только в ее прикладном значении, но и в социокультурном аспекте, а также координация историков, исследующих историю спорта, в том числе и через создание специализированного журнала. Профессор А. И. Аврус высказал ряд конкретных предложений как по созданию научных исследований по истории спорта, так и по превращению занятий спортом в одну из национальных идей России.

Завершилось пленарное заседание докладом кандидата исторических наук, доцента С. В. Уда-лова (Саратов) «Историческая культура русского общества первой половины XIX века: к постановке проблемы». В своем выступлении автор подчеркнул важность исследования исторической культуры русского общества первой половины XIX в. именно как сложной системы взаимосвязей профессиональной историографии и массовых обыденных представлений о прошлом. В центре внимания историка, по мнению докладчика, должно находиться комплексное исследование по двум направлениям: изучение контекста, внутри которого происходила смена парадигм исторического мышления и, по сути, закладывались основы совершенно новой исторической культуры, а также анализ внутренней структуры исторической памяти русского общества, наполнявших ее образов прошлого и их эволюции.

На секциях «История дореволюционной России», «Проблемы изучения Отечественной истории в новейшее время» и «Теория и методика преподавания истории» прозвучало 57 докладов.

В секции «История дореволюционной России» (руководитель доктор исторических наук, доцент С. А. Кочуков) интерес присутствующих вызвал доклад кандидата исторических наук, доцента Д. С. Артамонова (Саратов) «Образ Вадима Новгородского в сочинениях Екатерины II» о мифическом предводителе новгородцев, восставших в 864 г. против князя Рюрика. Предание о Вадиме привлекало внимание многих русских писателей и нашло отражение в драматическом произведении Екатерины II «Историческое представление из жизни Рюрика». Д. С. Артамонов показал, как с лёгкой руки просвещённой императрицы началась жизнь Вадима Храброго в русской литературе.

Доцент кафедры истории России СГУ, кандидат исторического наук О. В. Кочукова в своем выступлении проанализировала письма В. П. Ме-

щерского великому князю Александру Александровичу, написанные в 60-е гг. XIX в. Особое внимание она уделила путешествию Мещерского по России и показала, что российские травелоги общественных деятелей сыграли немаловажную роль в становлении консервативной версии оценки «Великих реформ».

В докладе С. А. Кочукова рассматривалась деятельность русского генералитета в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Он показал, что в нем были представлены и «николаевские служаки», хлебнувшие горечь поражения еще в ходе Крымской войны, за которыми укрепилась репутация неудачников, и «теоретики» генералы, как правило, проходившие по службе в штабах, и «Суворовы XIX века», проявлявшие большой интерес к суворовской тактике и старавшиеся ее в ряде случаев, иногда с успехом, иногда без, применить в войне против Турции.

В докладе «Кризис идей восточничества» кандидат исторических наук В. В. Суворов (Саратов) пришел к выводу о том, что идейное течение находилось на пересечении двух традиций в общественной мысли - славянофильских идей самобытности российского пути развития и идей восточной природы российского народа, культуры и государственности.

Доклад кандидата исторических наук, доцента Э. В. Костяева (Саратов) был посвящен деятельности меньшевиков-оборонцев в заключительном периоде Первой мировой войны. Автор показал эволюцию оборонческой позиции РСДРП (м) в ходе войны в соответствии с историческим реалиям времени.

В секции «Проблемы изучения отечественной истории в новейшее время» (рук. доктор исторических наук, профессор В. А. Чолахян) интересное обсуждение состоялось после доклада доктора исторических наук, профессора В. А. Митрохина (Саратов) «Россия и Запад в воззрениях первой волны эмиграции (1920 - 1930-е гг.)».

Выступление кандидата исторических наук, доцента А. В. Лучникова было посвящено сравнительному анализу социально-классового состава чиновничье-бюрократического аппарата Советской России и Веймарской республики в 1918-1922 гг.

На актуальность правильного применения военной терминологии в исторических трудах (на примере Гражданской войны в России) указал в своем выступлении кандидат исторических наук, доцент А. А. Симонов (Саратов).

В докладе А. А. Гуменюка (Саратов) об охране здоровья рабочих СССР в 1965-1985 гг. (по материалам Саратовской области) раскрывается состояние здравоохранения в условиях «развитого социализма».

Профессор В. А. Чолахян посвятил свое выступление истории армян на Саратовской земле. Появление и расселение армян на юге-востоке Руси тесно связано с историей Нижнего Повол-

жья. Армяне принадлежат к числу древнейших жителей этого региона. Уже в 1262 г., вскоре после появления монголов в Закавказье, многие армяне были вынуждены переселиться в Нижнее Поволжье. С конца XVII в. армянские купцы Джуль-фийской кампании вели интенсивную торговлю в Поволжье, осуществляя экономическую связь России с Персией, странами Ближнего Востока и Кавказа.

В секции «Проблемы теории и методики преподавания истории» (руководитель кандидат политических наук, доцент И. В. Ястер) принимали участие как преподаватели ИИиМО СГУ, так и учителя школ Саратова, Энгельса и Энгельского района, а также доцент Волгоградского государственного университета Н. А. Арчебасова.

Наибольший интерес вызвали доклады М. В. Сергеевой, зам. директора по учебно-воспитательной работе лицея № 15 г. Саратова, и

С. А. Плакуненко, учителя школы ЗАТО Светлый, посвященные обсуждению новых федеральных государственных образовательных стандартов по истории. В сообщении кандидата политических наук, доцента И. В. Ястер освещался опыт реализации новых ФГОС.

Методист управления образования Заводского района г. Саратова Е. В. Аристархова в своем выступлении проанализировала итоги государственной аттестации учителей.

Гостья из Волгоградского государственного университета Н. А. Арчебасова сделала ретроспективный анализ преподавания истории в гимназиях XIX века. Она экстраполировала проблемы методики дореволюционной России на современность.

В докладе кандидата философских наук, доцента Н. В. Попковой (Саратов) изучался первый опыт использования электронных учебных пособий в СГУ, а кандидат психологических наук, доцент Т. С. Великая (Саратов) рассмотрела перспективы использования метода проектирования в преподавании истории в школе.

О большом интересе свидетельствует значительное количество вопросов, заданных их авторам, и разгоревшиеся на секционных заседаниях дискуссии.

В рамках научной конференции состоялось заседание «круглого стола», посвященное презентации исторического журнала «Клио» с участием его главного редактора доктора исторических наук, профессора С. Н. Полторака. Модератором заседания выступил доктор исторических наук, профессор В. А. Чолахян.

В дискуссии приняли участие член редакционной коллегии журнала «Клио», доктор исторических наук, профессор А. И. Аврус, председатель диссертационного совета ИИи-МО СГУ, доктор исторических наук, профессор В. Н. Данилов, доктор исторических наук, профессор А. А. Герман, доктор исторических наук, профессор С. А. Мезин, руководитель региональной отделения международной ассоциации по исторической психологии, доктор исторических наук, профессор СГТУ Г. В. Лобачева, доктор исторических наук, профессор Поволжского института управления А. В. Посадский, а также преподаватели ИИиМО и других вузов Саратова.

В ходе обсуждения участники заседания выработали некоторые рекомендации по расширению тематических разделов журнала, в частности, включение таких рубрик, как археология, новости из диссертационных советов, история российского спорта, образцы отзывов ведущих организаций при защите диссертаций.

В целом разговор получился полезным и конструктивным. Заседание круглого стола стало еще одним важным шагом на пути укрепления творческих связей историков разных городов. Участники круглого стола подчеркнули, что историческая наука, как и любая другая наука, может развиваться только тогда, когда между учеными существует обмен - находками, мыслями, гипотезами, концепциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.