Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития социально-трудовой сферы российских регионов'

Актуальные проблемы развития социально-трудовой сферы российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмакова Ирина Дмитриевна

Освещаются проблемы и противоречия развития социально-трудовой сферы регионов Российской Федерации в современных условиях. Автор проводит анализ статистических данных уровня безработицы в регионах, величины номинальной заработной платы, количества забастовок и делает вывод о необходимости решения проблемы уменьшения дифференциации в развитии социально-трудовой сферы регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колмакова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития социально-трудовой сферы российских регионов»

И. Д. Колмакова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Освещаются проблемы и противоречия развития социально-трудовой сферы регионов Российской Федерации в современных условиях. Автор проводит анализ статистических данных уровня безработицы в регионах, величины номинальной заработной платы, количества забастовок и делает вывод о необходимости решения проблемы уменьшения дифференциации в развитии социально-трудовой сферы регионов.

Проблемы и противоречия регионального развития России обусловлены отсутствием стратегии регионального развития страны, невниманием к негативным тенденциям нарастания дезинтеграции и асимметрии территориального развития, отсутствием эффективных методов и инструментов, используемых в целях государственного регулирования регионального развития. Важнейшей особенностью территориального развития современной России является углубление социально-экономической дифференциации регионов: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными, характеризующимися остротой социальных, экономических, экологических проблем. К числу причин неравенства в уровне социально-экономического развития регионов в экономической литературе относят: разные темпы экономических преобразований, например процессов приватизации, конверсии; незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти; предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с другими; недоучет региональных последствий проведения федеральной политики в сфере макроэкономики; неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения реформ и в глубине экономического спада [1. С. 89].

Существенны различия и в социально-трудовой сфере регионов. Например, по уровню безработицы в 2000-е гг. регионы отличались друг от друга в 40 с лишним раз. Дифференциация уровня безработицы представлена в табл. 1 [2. С. 115-132].

В 2005 г. в ряде субъектов Российской Федерации коэффициент напряженности (отношение численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к количеству заявленных свободных рабочих мест и вакантных должностей) в несколько раз (от 8 до 1075) превышал среднероссийский уровень. Разница в средней продолжительности поиска работы безработными по регионам Российской Федерации составляла от 2 до 3,2 раза (рассчитано автором на основе статистических данных [2. С. 154-159].

Региональные социально-трудовые отношения в современной России характеризуются многими противоречиями. Экономическая реформа привела к росту частного сектора в экономике. Если в 1990 г. 82,6 % занятых в экономике работали на государственных предприятиях, то в 2004 г. в государственном и муниципальном секторах экономики было занято 35,5 %, а в частном секторе — 51,8 % от общей численности занятых в экономике [3. С. 83].

Дифференциация уровня безработицы по регионам России

Год Субъект РФ Уровень безработицы, % Разница между максимальным и минимальным значениями, раз**

1995* Республика Ингушетия Омская область 4 41 8,0

2000 Республика Ингушетия г. Москва 32,0 3,8 8,4

2001 Республика Ингушетия г. Москва 3 19 16,6

2002 Республика Ингушетия г. Москва 44 31,4

2003 Республика Ингушетия г. Москва 5 ы ы 3 6 42,7

2004 Республика Ингушетия г. Москва 4 ы ы 6 3 28,9

— для сравнения.

— рассчитано автором.

Рост частного сектора в экономике сопровождался практически во всех регионах РФ ростом нарушений трудового законодательства: нарушений сроков выплаты заработной платы, широким применением натуральной оплаты труда, принудительными переводами на неполное рабочее время, вынужденными отпусками без сохранения заработной платы, непредоставлением или сокращением ежегодных отпусков, массовой подменой трудовых договоров гражданско-правовыми, заключением срочных трудовых договоров с работниками, чья работа носит постоянный характер (часто трудовые отношения вообще никак официально не оформляются), применением работодателями к работникам незаконных санкций в виде штрафов, снижения заработной платы, взыскания упущенной выгоды и т. п.

Необходимо отметить, что в условиях политической нестабильности отсутствовали четкие федеральные и региональные правовые и нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения как внутри предприятия, так и внешние отношения, то есть институциональное пространство предприятий не имело даже минимально необходимой структуризации. Таким образом, и сами предприятия, и среда их функционирования сильно изменились. Предприятиям пришлось самостоятельно решать те проблемы и задачи, которые раньше находились в ведении вышестоящих органов управления. Среда функционирования предприятий стала обладать повышенной динамикой, непредсказуемостью. Существующие системы управления оказались не приспособленными к новой среде функционирования, их совершенствование по традиционным методам уже не приводит к эффективным результатам. Развитие региональных социальнотрудовых отношений в пореформенной России должно быть связано с упорядочением законотворческого процесса в сфере труда, созданием стройной системы регулирования социально-трудовых отношений, включающей различные уровни.

Переход от одной экономической системы к другой вызывает изменения и в системах стимулирования и мотивации труда. Стимулирование труда работников, на наш взгляд,— это важнейшая область регулирования социально-трудовых отношений.

В настоящее время минимальная заработная плата в России составляет лишь четвертую часть прожиточного минимума работающего, а доля работников с оплатой труда ниже такого минимума составляет почти 1/5 общей численности. Крайне низок и часовой уровень затрат на рабочую силу (в 11-14 раз меньше, чем в США, Японии, Германии) [4. С. 6]. Низкий уровень заработной платы снижает мотивацию труда, оказывает отрицательное воздействие на трудовую дисциплину, уменьшает экономическую ценность образования, приводит к значительной «утечке мозгов». Результаты анкетного опроса, проведенного Челябинским филиалом Института экономики УрО РАН среди работников производственных предприятий, свидетельствуют о том, что более 70 % респондентов не видят прямой связи между количеством и качеством их труда и заработной платой и лишь 13 % опрошенных видят прямую связь между трудом и зарплатой. Если иметь в виду, что среди опрошенных значительная доля рабочих-сдельщиков (20-30 и более процентов), следовательно, даже часть рабочих-сдельщиков не видят четкой, ясной связи своего труда с зарплатой. Что же касается окладников и повременщиков, то они практически все отмечают, что указанной связи не наблюдают [5. С. 113]. Повышение оплаты труда, преодоление разрыва между ценой труда и стоимостью рабочей силы является необходимым условием преодоления кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту.

Велики также региональные различия в величине средней начисленной заработной платы. В 2005 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила: в Ямало-Ненецком АО — 27 534,1 р.; в Ханты-Мансийском АО — 22 828,5 р., а в Республике Дагестан — только 3659,8 р., в Усть-Ордынском Бурятском АО — 4415,6 р., то есть различалась почти в 8 раз [6]. Соотношение средней заработной платы 10 % работников с наибольшей и 10 % работников с наименьшей заработной платой по регионам России составило в 2004 г., по данным Госкомстата: в Оренбургской области — 38,3, г. Москве - 30,8, Красноярском крае — 30,1 (максимальные значения); в Тульской области — 11,9, Магаданской области — 12,7, Ивановской области — 12,6 (минимальные значения) [2. С. 484-485].

Несмотря на то, что количество регионов, где данное соотношение составляло 20 и более раз, сократилось с 55 в 2000 г. до 24 в 2004 г., дифференциация заработной платы в регионах значительна.

Неурегулированность социально-трудовых отношений, их рассогласованность проявляются в росте просроченной задолженности по заработной плате. Наибольшая просроченная задолженность по заработной плате приходится на Чеченскую Республику, Новосибирскую, Самарскую, Омскую, Камчатскую области. В структуре просроченной задолженности наибольший удельный вес приходится на задолженность организаций из-за отсутствия собственных средств (табл. 2, выборочные данные).

Таблица 2

Просроченная задолженность по заработной плате на 1 ноября 2006 г., млн р. [6]

Регион Всего В том числе

федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов организаций из-за отсутствия собственных средств

Российская Федерация 5727 63 66 213 5385

Брянская область 46,6 — — — 46,6

Ивановская область 50,7 — - — 50,7

Регион Всего В том числе

федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов организаций из-за отсутствия собственных средств

Московская область 71,2 — — — 71,2

Чеченская Республика 952,8 30,8 53,8 77,2 791,1

Пермский край 114,0 - — 0,3 113,7

Самарская область 146,8 - — 0,2 146,6

Тюменская область 57,9 0,3 — 0,7 56,9

Тульская область 209,0 5,6 — 0,6 202,8

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла в 1995 г. 24,8 %, к 2000 г. увеличилась до 29 %. В 2000 г. наблюдалось 25 регионов, где численность населения с доходами ниже прожиточного минимума превышала 50 % от общей численности населения региона, в 2004 г. таких регионов было 6 (Ивановская обл., Респ. Ингушетия, Респ. Калмыкия, Коми-Пермяцкий АО, Таймырский (ДолганоНенецкий) АО, Усть-Ордынский Бурятский АО). Несмотря на то, что доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2000-е гг. сокращается, тем не менее составляет достаточно большую величину (почти 1/5 населения страны) (рассчитано автором на основе статистических данных [7. С. 206-207]). По числу работников, участвовавших в забастовках, в 2004 г. лидировали Центральный, Сибирский и Южный федеральные округа.

Наибольшее количество забастовок в стране пришлось на середину 90-х гг., период экономической реформы, когда менялась система государственных гарантий в сфере труда и был разрушен старый механизм социальной защиты трудящихся, а новый еще не сложился. Затем наблюдался спад забастовочного движения, исключение составил октябрь 2004 г., когда профсоюзы провели всероссийскую акцию протеста. В 2005 г. сохранилась тенденция к снижению числа зарегистрированных коллективных трудовых споров (за январь-июль 2005 г. с 40 до 24, забастовок — с 10 до 2). Данные о забастовках в разрезе регионов приведены в табл. 3

Таблица 3

Число организаций, на которых прошли забастовки, по регионам РФ [2. С. 154-159]

Год Регион Значение показателя

1995* Иркутская область 923

Курганская область 589

г. Санкт-Петербург 573

Республика Бурятия 547

2000 Смоленская область 214

Алтайский край 152

Кировская область 112

2001 Смоленская область 85

Брянская область 72

Курганская область 55

2002 Алтайский край 42

Кировская область 10

Свердловская область 7

Год Регион Значение показателя

2003 Свердловская область 31

Алтайский край 9

Кировская область 4

2004 Краснодарский край 605

Брянская область 504

Читинская область 407

*

— для сравнения.

Данные о количестве времени, не отработанного работниками, участвовавшими в забастовках, по регионам РФ приведены в табл. 4

Таблица 4

Количество времени, не отработанного работниками, участвовавшими в забастовках, по регионам РФ

(регионы с максимальным значением показателя за год), тыс. чел.-дней

[2. С. 318-320]

Год Регион Значение показателя

1995* Ростовская область 447,2

2000 Новгородская область 45,6

2001 Приморский край 20,8

2002 Камчатская область 10,4

2003 Свердловская область 20,8

2004 Краснодарский край 22,5

*

— для сравнения.

Число участников коллективных трудовых споров сократилось более чем с 50 тыс. человек в 2004 г. до 20 тыс. в 2005 г. [2. С. 321-323]. Однако степень социальной напряженности нельзя измерять только исходя из официальной статистики. Все большее распространение приобретают альтернативные формы протестного движения: голодовки (в том числе на рабочем месте), демонстрации, пикетирование, перекрытие движения (городского, железнодорожного, водного) и т. д. Распространение нестандартных форм протеста отчасти объясняется сложностью организации и проведения официально признаваемых забастовок. Статья 410 ТК РФ содержит процедуру объявления забастовки. Нарушение правил ее объявления и проведения является одним из оснований признания забастовки незаконной. Законом установлены достаточно жесткие требования к содержанию решения об объявлении забастовки. В частности, в нем должна найти отражение следующая информация: перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки, дата и время начала забастовки, предполагаемые продолжительность и число участников и т. д.

Решение указанных проблем, уменьшение различий в социально-трудовой сфере регионов создаст благоприятные условия для развития производства, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства Российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-

экономических преобразований, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.

Список литературы

1. Бутов, В. И. Основы региональной экономики / В. И. Бутов, В. Г Игнатов, Н. П. Кетова. М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2000. 448 с.

2. Труд и занятость в России, 2005 : стат. сб. / Росстат. М., 2006. 502 с.

3. Россия 2005 : Стат. справ. / Росстат. М., 2005. 463 с.

4. Куликов, В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В. Куликов, В. Роик // Рос. экон. журн. 2005. № 1. С. 3-17.

5. Белкин, В. Н. Как управлять трудом / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2005. 304 с.

6. http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgipl

7. Российский статистический ежегодник, 2005 : стат. сб. / Росстат. М., 2006. 819 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.