актуальные проблемы развития представлений о профессии в процессе получения психологического образования
Помаз Г.С.
Анализируется структура представлений о профессии студентов психологических факультетов, приводятся результаты эмпирического изучения представлений о профессии, описываются изменения в представлениях студентов на разных курсах и этапах обучения, выделяются детерминанты изменения представлений, описываются четыре типа представлений о профессии и рекомендации по их развитию.
Ключевые слова: представления о профессии, детерминанты развития представлений, типы представлений о профессии - «диффузный»,«эгоистичный», «незавершенный», «непрофессиональный».
В настоящее время перед отечественным образованием стоят непростые задачи. С одной стороны, необходимо сохранить сильные стороны российской образовательной системы, а с другой - систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной с тем, чтобы в новых условиях, отвечая как на потребности и интересы личности, так и на запросы изменяющейся экономики и складывающегося рынка труда, она сохранила свою роль как одного из ведущих факторов общественного развития.
Сегодня в России появилось большое число вузов, которые осуществляют подготовку психологов без хорошо подготовленных кадров и необходимой учебно-методической базы. В ряде двух последних десятилетий наблюдается приток в психологическую практику большого числа специалистов из других областей знаний, не озабоченных отсутствием специального образования. Они явно дискредитируют профессию, но продолжают занимать выгодные ниши на рынке психологических услуг, получая высокие гонорары и оттесняя действительных специалистов. При этом они умело делают себе рекламу, основанную на владении сертификатами зарубежного и отечественного происхождения, которые они получают в трехдневных или недельных тренингах.
Многие недостатки психологического образования являются результатом несоблюдения государственных образовательных стандартов, отсутствия в профильных вузах психологических и психофизиологических лабораторий, проведения лекционных курсов «вчерашними выпускниками», не имеющими не только степеней и званий, но и элементарного опыта работы, согласия заведующих кафедрами на чтение многими сотрудниками по пять-семь учебных дисциплин из различных отраслей психологии (например, из общей
и политической психологии, антропологии, акмео-логии, инженерной психологии и эргономики и т.д.). Трудно найти даже высококвалифицированного профессора, который бы справился с такими задачами.
Одной из явных тенденций, сложившихся в российском психологическом образовании, является повсеместный кризис занятости выпускников. К их числу можно отнести снижение требований к уровню подготовки абитуриентов, а затем студентов, аспирантов и докторантов по различным отраслям психологического знания. Заметно также отсутствие научных критериев, допускающих использование тренингов и психологических техник различных психологических направлений (НЛП, психоанализа, гештальттерапии, психо- и символ-драмы, игровой психотерапии и т.д.) практикующими психологами.
За названными недостатками стоят, прежде всего, быстрая и повсеместная коммерциализация психологического образования, отсутствие моделей образования, охватывающих общетеоретическую и прикладную подготовку, недостаточная профили-зация по психологии в общеобразовательной школе, приводящая к отсутствию адекватных представлений о будущей профессии у ее выпускников и необдуманности ими профессиональных выборов.
Многочисленные современные исследования показывают, что представления студентов о будущей профессии, о характере и специфике деятельности профессионала и образ себя в профессии у студентов-психологов часто являются искаженными или неадекватными, что или приводит к разочарованию в профессии и желанию сменить ее, или затрудняет процесс адаптации к труду после окончания вуза.
Выявленное противоречие между представлениями студентов о профессии психолога и реальными
требованиями к его деятельности в различных областях социальной практики определило необходимость проведения эмпирического исследования представлений студентов психологических факультетов о будущей профессии. Основываясь на данных многочисленных исследований (В.В. Барабанова, Г.М. Белокрылова, В.Д. Брагина, А.И. Донцов, Э.Ф. Зеер, М.Е. Зеленова, Е.А. Климов, Г.Ю. Любимова, В.Н. Обносов, Л.Б. Шнейдер и др.), в представлениях о профессии можно выделить три взаимообусловленных структурных компонента: представления о личности профессионала и о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере.
Результаты эмпирического изучения представлений о профессии студентов, обучающихся на разных курсах нескольких вузов Ростовской области, позволили описать изменения в представлениях студентов на разных курсах и этапах обучения и выделить детерминанты, определяющие эти изменения.
Например, выяснилось, что в процессе обучения происходит увеличение значимых характеристик, на которых базируются представления о профессии у студентов-психологов. Это позволило сделать вывод о том, что по мере обучения представления студентов-психологов об их профессиональной деятельности становятся более целостными, происходит переоценка различных аспектов деятельности психолога. Эти изменения носят сложный нелинейный характер. Были выделены три основных этапа обучения студентов-психологов: начальный (1 и 2 курс), средний (3 и 4 курс) и завершающий (5 курс).
С помощью критерия Крускала-Уоллиса были определены показатели представлений о профессии, которые значимо различаются при переходе от одного этапа обучения к другому и те, по которым различия являются случайными и не связаны с курсом обучения. Выяснилось, что на первом этапе обучения происходит усиление интереса к различным направлениям психологической деятельности, а также увеличивается уровень профессиональной подготовки. Усиливается выраженность «истинных» и «ложных профессиональных» мотивов. Остается низким уровень готовности к преподавательской деятельности.
На втором этапе обучения наблюдаются противоречивые тенденции в развитии представлений. Показатель готовности к преподавательской деятельности сначала возрастает, а затем значимо снижается. Уровень профессиональной подготовки практически не изменяется. Выраженность профессиональных мотивов снижается, увеличивается роль непрофессиональных мотивов. Усиливается направленность на себя и на эмоции.
На третьем этапе обучения - у пятикурсников -происходит увеличение показателя готовности к деятельности в психодиагностическом направлении, резко увеличиваются показатели профессиональной подготовки. Более выраженными становятся «истинные» и «ложные профессиональные» мотивы. Значимо увеличиваются показатели направленности в психологической деятельности на других людей и на процесс, а не на себя и на эмоции.
Эти данные позволяют сделать вывод, что в качестве детерминант развития представлений о профессии выступают такие показатели, как уровень профессиональной подготовки, готовность к деятельности в различных направлениях и видах психологической деятельности, «профессиональные» мотивы и показатель направленности в деятельности на себя/ на других и на эмоции/на процесс. Эти показатели обнаруживают значимые различия при переходе студентов с одного этапа обучения на другой.
В формировании представлений о профессии наряду с этапом обучения важным фактором являются личностные особенности студента. Изучение всех показателей представлений в сочетании с личностными особенностями студентов с помощью кластерного анализа позволило выделить четыре группы респондентов со сходными характеристиками представлений о профессии психолога. Студенты первого - пятого курсов распределились в этих группах следующим образом:
таблица 1
Распределение по группам с разными типами представлений о профессии студентов
первого-пятого курсов
Курс Группа
первая вто рая третья четвертая
п % п % п % п %
первый 36 38,7 31 33,3 26 28,0 0 0,0
второй 11 12,1 16 17,6 40 43,9 24 26,4
третий 9 10,1 22 24,7 49 55,1 9 10,1
четвертый 27 32,1 21 25,0 27 32,1 9 10,8
пятый 32 33,3 0 0,0 48 51,0 16 16,7
всего 115 25,4 90 19,9 190 41,9 58 12,8
Анализ распределения по группам студентов, находящихся на разных этапах профессионального обучения, выявил следующие закономерности (Рис. 1).
Анализ полученных результатов с помощью критерия Крускала-Уоллиса показал, что значимые различия между группами респондентов выражены по всем рассматриваемым показателям, кроме показателя уровня профессиональной подготовки. Такая закономерность в различиях рассматриваемых показателей позволяет рассматривать внутри каждой группы определенный тип представлений студентов-психологов о будущей профессии.
ipjIRJ і rp'i^ru Г rpyniul ipynia-t
I oi wan ■!! wan ■!!! этап |
Рис. 1. Распределение студентов, находящихся
на разных этапах обучения, в выделенных группах(в %)
Проведенный анализ данных позволил выделить основные характеристики каждого типа представлений о профессии у студентов-психологов. Респонденты первой группы достаточно полно и адекватно представляют особенности, задачи и трудности деятельности психолога, готовы работать в психологии, но при этом не имеют достаточной мотивации, показывают низкий уровень определенности в выборе специализации, стремятся ограничить свою профессиональную деятельность определенным направлением или видом деятельности. Этот тип представлений о профессии психолога получил название «диффузный», поскольку в структуре представлений различные компоненты не обнаруживают взаимосвязи и целостности, а часто даже противоречат друг другу.
Во второй группе респондентов большинство характеристик представлений о профессии взаимосвязаны между собой положительными связями, выражено стремление действовать в различных видах и направлениях психологической деятельности, что позволяет говорить о целостности представлений. Отличительной особенностью этого типа представлений является преобладание мотива власти, о чем свидетельствует показатель выраженности «ложных» мотивов. Предпочтение студентами таких направлений в деятельности психолога, как консультирование и психотерапия, открывает возможность для попыток манипулирования и управления другими людьми. На основании этих характеристик данный тип представлений студентов о будущей профессии получил название «эгоистичный».
В третьей группе студенты адекватно оценивают трудности, задачи и особенности профессиональной деятельности психолога, нацелены на самореализацию в сфере психологии. Своей основной задачей они видят помощь другим людям. Характерной особенностью является высокая степень выраженности «профессиональных» мотивов деятельности. Однако при этом их представления о профессии отличаются недостаточной целостностью. Отдельные характери-
стики представлений о профессии не противоречат друг другу, они обнаруживают слабую положительную взаимосвязь между собой. На основании этих характеристик данный тип представлений определен как «незавершенный».
В четвертой группе при высокой степени целостности представлений о профессии психолога обнаруживается низкая адекватность этих представлений и преобладание «непрофессиональных» мотивов, т.е. для студента основной целью его обучения является не приобретение профессии психолога и реализация себя в ней, а решение собственных проблем. На этом основании данный тип представлений был назван «непрофессиональным».
Наиболее выраженным среди студентов-психологов оказался «незавершенный» тип представлений о профессии, который является наиболее близким к «эталонному» типу представлений. Менее представлен «диффузный» тип, затем - «эгоистичный» и, наконец, - «непрофессиональный». По мере обучения на факультетах психологии разных вузов увеличивается число студентов с «незавершенным» типом представлений о профессии, снижается - с «эгоистичным» типом. Среди студентов-первокурсников оказался не представленным «непрофессиональный» тип представлений; у пятикурсников отсутствует «эгоистичный» тип представлений о профессии.
В результате проведенного анализа взаимосвязи представлений о профессии с индивидуальноличностными характеристиками студентов было получено описание индивидуально-личностных характеристик студентов, лежащих в основе разных типов представлений о профессии психолога.
Студенты с «диффузным» типом представлений нацелены на реализацию себя в психологической профессии, заинтересованы в получении профессионального образования. В деятельности часто проявляют стереотипность, не пытаются планировать свою жизнь и добиваться поставленных целей. Стремятся создать у окружающих не совсем достоверное представление о себе, демонстрируют социально одобряемое поведение. Отличаются высоким уровнем развития коммуникативных способностей и умением их использовать. По отношению к людям проявляют скорее любопытство, чем стремление поставить себя на место другого, готовность сопереживать.
Студенты с «эгоистичным» типом представлений стремятся реализоваться в профессиональной и общественно-политической жизни, для чего важным считают получение образования. Проявляют стремление к сохранению собственной индивидуальности, не интересуются мнением окружающих о себе. Их высокая самооценка и чувство собственной значимости зависят у них от уровня материального
положения и собственных достижений. Обладают низким уровнем развития адаптивных и коммуникативных способностей. Им трудно создать в общении доверительную атмосферу, которая позволила бы собеседнику раскрыться.
Студентов с «незавершенным» типом представлений отличают самые высокие показатели выраженности практически всех характеристик ценностносмысловой сферы по сравнению с другими группами. Наибольшее значение для них имеют ценности, связанные с получением образования и желанием реализоваться в профессии. Это желание обусловлено истинными профессиональными мотивами. Они ставят перед собой конкретные цели и стремятся обязательно добиться их. При этом они действуют стереотипно, проверенными способами и не склонны ориентироваться на мнение других людей о себе. Сильно выражено стремление демонстрировать социально одобряемое поведение. Испытывают чувство недоверия к окружающим и уверенность в том, что другие люди ограничивают свободу их жизни и проявление способностей. Восприятие и взаимодействие с людьми зависит от оценочных стереотипов. Их эмпатические способности основываются, прежде всего, на логическом, рациональном знании о других людях, интуиция развита слабо.
Студенты с «непрофессиональным» типом представлений о профессии стремятся к самосовершенствованию, уверены в неограниченности своих потенциальных возможностей. У них проявляется стремление к реализации в профессиональной и общественной жизни, большое значение придается обучению. Студенты этой группы стремятся к независимости от других людей и сохранению неповторимости своей личности, взглядов, убеждений. При этом они готовы следовать моральным принципам и нормам общества. Отличительной особенностью этой группы является способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в условиях дефицита информации о них, анализировать информацию на уровне интуиции. Но возможность рационального познания других людей, понимания логической основы поведения и состояния другого человека у них снижена.
Анализ взаимосвязи показателей представлений о будущей профессии с индивидуальноличностными характеристиками студентов-психологов позволил определить направления развития представлений в выделенных группах. Они послужили основой для создания системы психолого-педагогических рекомендаций для преподавателей и сотрудников психологической службы вуза по развитию представлений в группах студентов с разными типами представлений о профессии. Для студентов с «диффузным» типом представлений о профессии важным направлением развития представлений является определение субъективной ценности профессиональной деятельности психолога, развитие стремления к достижениям, умения ставить цели и добиваться их реализации.
Студентам с «эгоистичным» типом необходимо развивать способности создавать доверительную обстановку в общении, отходить от оценочных стереотипов в общении с людьми, не пытаться управлять людьми и их взглядами на жизнь.
Для успешной реализации в профессиональной сфере студентам с «незавершенным» типом представлений о профессии необходимо развивать свои коммуникативные и адаптивные способности, гибкость и подвижность эмоций и изменить направленность представлений с собственных эмоциональных переживаний на восприятие и понимание другого человека.
Студентам с «непрофессиональным» типом представлений о профессии необходимо, прежде всего, решить собственные психологические проблемы и научиться логически анализировать поведение других людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 42-49.
2. Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 2002. - № 2. - С. 64-72.