Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития представлений о профессии в процессе получения психологического образования'

Актуальные проблемы развития представлений о профессии в процессе получения психологического образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ТИПЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИИ «ДИФФУЗНЫЙ» / «ЭГОИСТИЧНЫЙ» / «НЕЗАВЕРШЕННЫЙ» / «НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ» / TYPES OF THE REPRESENTATION ABOUT THE PROFESSION «DIFFUSIVE» / "EGOCENTRIC" / « INCOMPLETE» / « UNPROFESSIONAL» / REPRESENTATIONS ABOUT THE PROFESSION / DETERMINANTS OF THE REPRESENTATIONS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Помаз Галина Станиславовна

Анализируется структура представлений о профессии студентов психологических факультетов, приводятся результаты эмпирического изучения представлений о профессии, описываются изменения в представлениях студентов на разных курсах и этапах обучения, выделяются детерминанты изменения представлений, описываются четыре типа представлений о профессии и рекомендации по их развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the structure of representations of the students studying at the psychological faculties, gives the results of the empirical research about the representations about the profession, describes the changes in students' representations at different years and stages of the education, the determinants of the representation changes are revealed, the four types of the representations of the profession and recommendations about their development are made.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития представлений о профессии в процессе получения психологического образования»

актуальные проблемы развития представлений о профессии в процессе получения психологического образования

Помаз Г.С.

Анализируется структура представлений о профессии студентов психологических факультетов, приводятся результаты эмпирического изучения представлений о профессии, описываются изменения в представлениях студентов на разных курсах и этапах обучения, выделяются детерминанты изменения представлений, описываются четыре типа представлений о профессии и рекомендации по их развитию.

Ключевые слова: представления о профессии, детерминанты развития представлений, типы представлений о профессии - «диффузный»,«эгоистичный», «незавершенный», «непрофессиональный».

В настоящее время перед отечественным образованием стоят непростые задачи. С одной стороны, необходимо сохранить сильные стороны российской образовательной системы, а с другой - систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной с тем, чтобы в новых условиях, отвечая как на потребности и интересы личности, так и на запросы изменяющейся экономики и складывающегося рынка труда, она сохранила свою роль как одного из ведущих факторов общественного развития.

Сегодня в России появилось большое число вузов, которые осуществляют подготовку психологов без хорошо подготовленных кадров и необходимой учебно-методической базы. В ряде двух последних десятилетий наблюдается приток в психологическую практику большого числа специалистов из других областей знаний, не озабоченных отсутствием специального образования. Они явно дискредитируют профессию, но продолжают занимать выгодные ниши на рынке психологических услуг, получая высокие гонорары и оттесняя действительных специалистов. При этом они умело делают себе рекламу, основанную на владении сертификатами зарубежного и отечественного происхождения, которые они получают в трехдневных или недельных тренингах.

Многие недостатки психологического образования являются результатом несоблюдения государственных образовательных стандартов, отсутствия в профильных вузах психологических и психофизиологических лабораторий, проведения лекционных курсов «вчерашними выпускниками», не имеющими не только степеней и званий, но и элементарного опыта работы, согласия заведующих кафедрами на чтение многими сотрудниками по пять-семь учебных дисциплин из различных отраслей психологии (например, из общей

и политической психологии, антропологии, акмео-логии, инженерной психологии и эргономики и т.д.). Трудно найти даже высококвалифицированного профессора, который бы справился с такими задачами.

Одной из явных тенденций, сложившихся в российском психологическом образовании, является повсеместный кризис занятости выпускников. К их числу можно отнести снижение требований к уровню подготовки абитуриентов, а затем студентов, аспирантов и докторантов по различным отраслям психологического знания. Заметно также отсутствие научных критериев, допускающих использование тренингов и психологических техник различных психологических направлений (НЛП, психоанализа, гештальттерапии, психо- и символ-драмы, игровой психотерапии и т.д.) практикующими психологами.

За названными недостатками стоят, прежде всего, быстрая и повсеместная коммерциализация психологического образования, отсутствие моделей образования, охватывающих общетеоретическую и прикладную подготовку, недостаточная профили-зация по психологии в общеобразовательной школе, приводящая к отсутствию адекватных представлений о будущей профессии у ее выпускников и необдуманности ими профессиональных выборов.

Многочисленные современные исследования показывают, что представления студентов о будущей профессии, о характере и специфике деятельности профессионала и образ себя в профессии у студентов-психологов часто являются искаженными или неадекватными, что или приводит к разочарованию в профессии и желанию сменить ее, или затрудняет процесс адаптации к труду после окончания вуза.

Выявленное противоречие между представлениями студентов о профессии психолога и реальными

требованиями к его деятельности в различных областях социальной практики определило необходимость проведения эмпирического исследования представлений студентов психологических факультетов о будущей профессии. Основываясь на данных многочисленных исследований (В.В. Барабанова, Г.М. Белокрылова, В.Д. Брагина, А.И. Донцов, Э.Ф. Зеер, М.Е. Зеленова, Е.А. Климов, Г.Ю. Любимова, В.Н. Обносов, Л.Б. Шнейдер и др.), в представлениях о профессии можно выделить три взаимообусловленных структурных компонента: представления о личности профессионала и о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере.

Результаты эмпирического изучения представлений о профессии студентов, обучающихся на разных курсах нескольких вузов Ростовской области, позволили описать изменения в представлениях студентов на разных курсах и этапах обучения и выделить детерминанты, определяющие эти изменения.

Например, выяснилось, что в процессе обучения происходит увеличение значимых характеристик, на которых базируются представления о профессии у студентов-психологов. Это позволило сделать вывод о том, что по мере обучения представления студентов-психологов об их профессиональной деятельности становятся более целостными, происходит переоценка различных аспектов деятельности психолога. Эти изменения носят сложный нелинейный характер. Были выделены три основных этапа обучения студентов-психологов: начальный (1 и 2 курс), средний (3 и 4 курс) и завершающий (5 курс).

С помощью критерия Крускала-Уоллиса были определены показатели представлений о профессии, которые значимо различаются при переходе от одного этапа обучения к другому и те, по которым различия являются случайными и не связаны с курсом обучения. Выяснилось, что на первом этапе обучения происходит усиление интереса к различным направлениям психологической деятельности, а также увеличивается уровень профессиональной подготовки. Усиливается выраженность «истинных» и «ложных профессиональных» мотивов. Остается низким уровень готовности к преподавательской деятельности.

На втором этапе обучения наблюдаются противоречивые тенденции в развитии представлений. Показатель готовности к преподавательской деятельности сначала возрастает, а затем значимо снижается. Уровень профессиональной подготовки практически не изменяется. Выраженность профессиональных мотивов снижается, увеличивается роль непрофессиональных мотивов. Усиливается направленность на себя и на эмоции.

На третьем этапе обучения - у пятикурсников -происходит увеличение показателя готовности к деятельности в психодиагностическом направлении, резко увеличиваются показатели профессиональной подготовки. Более выраженными становятся «истинные» и «ложные профессиональные» мотивы. Значимо увеличиваются показатели направленности в психологической деятельности на других людей и на процесс, а не на себя и на эмоции.

Эти данные позволяют сделать вывод, что в качестве детерминант развития представлений о профессии выступают такие показатели, как уровень профессиональной подготовки, готовность к деятельности в различных направлениях и видах психологической деятельности, «профессиональные» мотивы и показатель направленности в деятельности на себя/ на других и на эмоции/на процесс. Эти показатели обнаруживают значимые различия при переходе студентов с одного этапа обучения на другой.

В формировании представлений о профессии наряду с этапом обучения важным фактором являются личностные особенности студента. Изучение всех показателей представлений в сочетании с личностными особенностями студентов с помощью кластерного анализа позволило выделить четыре группы респондентов со сходными характеристиками представлений о профессии психолога. Студенты первого - пятого курсов распределились в этих группах следующим образом:

таблица 1

Распределение по группам с разными типами представлений о профессии студентов

первого-пятого курсов

Курс Группа

первая вто рая третья четвертая

п % п % п % п %

первый 36 38,7 31 33,3 26 28,0 0 0,0

второй 11 12,1 16 17,6 40 43,9 24 26,4

третий 9 10,1 22 24,7 49 55,1 9 10,1

четвертый 27 32,1 21 25,0 27 32,1 9 10,8

пятый 32 33,3 0 0,0 48 51,0 16 16,7

всего 115 25,4 90 19,9 190 41,9 58 12,8

Анализ распределения по группам студентов, находящихся на разных этапах профессионального обучения, выявил следующие закономерности (Рис. 1).

Анализ полученных результатов с помощью критерия Крускала-Уоллиса показал, что значимые различия между группами респондентов выражены по всем рассматриваемым показателям, кроме показателя уровня профессиональной подготовки. Такая закономерность в различиях рассматриваемых показателей позволяет рассматривать внутри каждой группы определенный тип представлений студентов-психологов о будущей профессии.

ipjIRJ і rp'i^ru Г rpyniul ipynia-t

I oi wan ■!! wan ■!!! этап |

Рис. 1. Распределение студентов, находящихся

на разных этапах обучения, в выделенных группах(в %)

Проведенный анализ данных позволил выделить основные характеристики каждого типа представлений о профессии у студентов-психологов. Респонденты первой группы достаточно полно и адекватно представляют особенности, задачи и трудности деятельности психолога, готовы работать в психологии, но при этом не имеют достаточной мотивации, показывают низкий уровень определенности в выборе специализации, стремятся ограничить свою профессиональную деятельность определенным направлением или видом деятельности. Этот тип представлений о профессии психолога получил название «диффузный», поскольку в структуре представлений различные компоненты не обнаруживают взаимосвязи и целостности, а часто даже противоречат друг другу.

Во второй группе респондентов большинство характеристик представлений о профессии взаимосвязаны между собой положительными связями, выражено стремление действовать в различных видах и направлениях психологической деятельности, что позволяет говорить о целостности представлений. Отличительной особенностью этого типа представлений является преобладание мотива власти, о чем свидетельствует показатель выраженности «ложных» мотивов. Предпочтение студентами таких направлений в деятельности психолога, как консультирование и психотерапия, открывает возможность для попыток манипулирования и управления другими людьми. На основании этих характеристик данный тип представлений студентов о будущей профессии получил название «эгоистичный».

В третьей группе студенты адекватно оценивают трудности, задачи и особенности профессиональной деятельности психолога, нацелены на самореализацию в сфере психологии. Своей основной задачей они видят помощь другим людям. Характерной особенностью является высокая степень выраженности «профессиональных» мотивов деятельности. Однако при этом их представления о профессии отличаются недостаточной целостностью. Отдельные характери-

стики представлений о профессии не противоречат друг другу, они обнаруживают слабую положительную взаимосвязь между собой. На основании этих характеристик данный тип представлений определен как «незавершенный».

В четвертой группе при высокой степени целостности представлений о профессии психолога обнаруживается низкая адекватность этих представлений и преобладание «непрофессиональных» мотивов, т.е. для студента основной целью его обучения является не приобретение профессии психолога и реализация себя в ней, а решение собственных проблем. На этом основании данный тип представлений был назван «непрофессиональным».

Наиболее выраженным среди студентов-психологов оказался «незавершенный» тип представлений о профессии, который является наиболее близким к «эталонному» типу представлений. Менее представлен «диффузный» тип, затем - «эгоистичный» и, наконец, - «непрофессиональный». По мере обучения на факультетах психологии разных вузов увеличивается число студентов с «незавершенным» типом представлений о профессии, снижается - с «эгоистичным» типом. Среди студентов-первокурсников оказался не представленным «непрофессиональный» тип представлений; у пятикурсников отсутствует «эгоистичный» тип представлений о профессии.

В результате проведенного анализа взаимосвязи представлений о профессии с индивидуальноличностными характеристиками студентов было получено описание индивидуально-личностных характеристик студентов, лежащих в основе разных типов представлений о профессии психолога.

Студенты с «диффузным» типом представлений нацелены на реализацию себя в психологической профессии, заинтересованы в получении профессионального образования. В деятельности часто проявляют стереотипность, не пытаются планировать свою жизнь и добиваться поставленных целей. Стремятся создать у окружающих не совсем достоверное представление о себе, демонстрируют социально одобряемое поведение. Отличаются высоким уровнем развития коммуникативных способностей и умением их использовать. По отношению к людям проявляют скорее любопытство, чем стремление поставить себя на место другого, готовность сопереживать.

Студенты с «эгоистичным» типом представлений стремятся реализоваться в профессиональной и общественно-политической жизни, для чего важным считают получение образования. Проявляют стремление к сохранению собственной индивидуальности, не интересуются мнением окружающих о себе. Их высокая самооценка и чувство собственной значимости зависят у них от уровня материального

положения и собственных достижений. Обладают низким уровнем развития адаптивных и коммуникативных способностей. Им трудно создать в общении доверительную атмосферу, которая позволила бы собеседнику раскрыться.

Студентов с «незавершенным» типом представлений отличают самые высокие показатели выраженности практически всех характеристик ценностносмысловой сферы по сравнению с другими группами. Наибольшее значение для них имеют ценности, связанные с получением образования и желанием реализоваться в профессии. Это желание обусловлено истинными профессиональными мотивами. Они ставят перед собой конкретные цели и стремятся обязательно добиться их. При этом они действуют стереотипно, проверенными способами и не склонны ориентироваться на мнение других людей о себе. Сильно выражено стремление демонстрировать социально одобряемое поведение. Испытывают чувство недоверия к окружающим и уверенность в том, что другие люди ограничивают свободу их жизни и проявление способностей. Восприятие и взаимодействие с людьми зависит от оценочных стереотипов. Их эмпатические способности основываются, прежде всего, на логическом, рациональном знании о других людях, интуиция развита слабо.

Студенты с «непрофессиональным» типом представлений о профессии стремятся к самосовершенствованию, уверены в неограниченности своих потенциальных возможностей. У них проявляется стремление к реализации в профессиональной и общественной жизни, большое значение придается обучению. Студенты этой группы стремятся к независимости от других людей и сохранению неповторимости своей личности, взглядов, убеждений. При этом они готовы следовать моральным принципам и нормам общества. Отличительной особенностью этой группы является способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в условиях дефицита информации о них, анализировать информацию на уровне интуиции. Но возможность рационального познания других людей, понимания логической основы поведения и состояния другого человека у них снижена.

Анализ взаимосвязи показателей представлений о будущей профессии с индивидуальноличностными характеристиками студентов-психологов позволил определить направления развития представлений в выделенных группах. Они послужили основой для создания системы психолого-педагогических рекомендаций для преподавателей и сотрудников психологической службы вуза по развитию представлений в группах студентов с разными типами представлений о профессии. Для студентов с «диффузным» типом представлений о профессии важным направлением развития представлений является определение субъективной ценности профессиональной деятельности психолога, развитие стремления к достижениям, умения ставить цели и добиваться их реализации.

Студентам с «эгоистичным» типом необходимо развивать способности создавать доверительную обстановку в общении, отходить от оценочных стереотипов в общении с людьми, не пытаться управлять людьми и их взглядами на жизнь.

Для успешной реализации в профессиональной сфере студентам с «незавершенным» типом представлений о профессии необходимо развивать свои коммуникативные и адаптивные способности, гибкость и подвижность эмоций и изменить направленность представлений с собственных эмоциональных переживаний на восприятие и понимание другого человека.

Студентам с «непрофессиональным» типом представлений о профессии необходимо, прежде всего, решить собственные психологические проблемы и научиться логически анализировать поведение других людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 42-49.

2. Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 2002. - № 2. - С. 64-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.