ции. Установление экономических связей между звеньями плодоовощного комплекса на паритетных началах создаст заинтересованность партнёров в сотрудничестве, обеспечит оптимальное прохождение товарной массы в едином технологическом процессе из одной фазы в другую, будет способствовать повышению эффективности производства.
Дохолян С.В., Баширов Х.Г.
Актуальные проблемы развития дагестанского рыбохозяйственного комплекса
Рыба и рыбопродукция правительственными решениями отнесены к перечню стратегически важных товаров. Они всегда занимали ощутимое место в белковом рационе питания россиян. Однако, на сегодняшний день по статистике каждый россиянин обеспечен на год 10 килограммами рыбной продукции, хотя еще не так давно в стране вылавливали в расчете на одного человека в год более 18 килограммов, а удельный вес в белковом рационе достигал не менее одной пятой части. То, что сегодня дается населению, не соответствует ни биологическим потребностям, ни возможностям рыбного хозяйства страны удовлетворить эту потребность.
Переход от централизованного планирования и стопроцентного бюджетного финансирования к рыночной экономике дается нелегко. Не обошел спад производства и рыбную промышленность Дагестана. Выловы рыбы снизились в 1998 году по сравнению с 1989 годом более чем в два с половиной раза, выпуск товарной пищевой рыбной продукции в 2,2 раза, выпуск консервов более чем в 7,5 раз, выпуск муки рыбной кормовой почти в сорок два раза. Если рентабельность добычи рыбы в 1990 году составила 43%, то с 1995 года промысел кильки в Каспийском море стал убыточен. Это объясняется тем, что цены на рыбу сырец значительно отстают от роста цен на сетеснастные материалы, промвооружение, топливо.
После преодоления спада в последние три года в рыбном хозяйстве начались не менее сложные и трудоемкие процессы - стабилизация производства, создание условий для перехода к действительному возрождению отечественного рыбного хозяйства. Среди главных условий повышения эффективности управления рыбной отраслью является формирование законодательной базы, учитывающей особенности рыбного хозяйства и создающей благоприятные условия для его эффективной работы.
Практически прекратившаяся государственная поддержка рыбного хозяйства в виде инвестиций и кредитов обусловила уменьшение уловов рыбы и выпуска морепродуктов. Рыбные отрасли большинства зарубежных стран получают существенную помощь, как в виде прямых финансовых субсидий, так и через льготное законодательство.
Необходимо восстановить систему государственной поддержки через кредитование рыбного хозяйства на льготной основе. До перехода на рыночные отношения 60% оборотных средств заполняли государственные кредиты, процентная ставка по которым составляла 5%. На сегодняшний день предприятия отрасли вынуждены брать краткосрочные кредиты у коммерческих банков под высокие ростовщические проценты, либо и вовсе отказываться от их услуг. Требуются долговременные инвестиции в оборотный капитал, при которых предприятия получают возможность приобретать сырьё, привлекать дополнительную рабочую силу (или интенсифицировать использование уже имеющейся), тем самым, вовлекая в экономический оборот и часть основного капитала.
Рыбное хозяйство Каспийского бассейна играет важную роль в развитии продовольственного комплекса региона. Здесь сосредоточено около 70% мирового запаса осетровых рыб. Каспий сохраняет лидирующее положение среди внутренних водоемов России по уловам ценных промысловых рыб пресноводного комплекса, таким как сазан, судак, лещ, вобла и др.
В процессе хозяйственного использования водных ресурсов нарушаются природные условия в водоемах. Примером может служить Каспийское море. В нем произошли изменения не только под влиянием природно-климатических факторов, но и в результате хозяйственной деятельности, связанной с гидростроительством на Волге, Куре, Тереке и других реках, зарегулированием стока паводковых вод, изъятием части стока на ирригацию, загрязнение водоемов и др.
В то же время, повышение уровня моря за последние годы и расширение Северного Каспия, сопровождающееся его распреснением, положительно сказались на развитии пресноводного фитопланктона, и увеличило биомассу зоопланктона, которая достигла того же уровня, как до зарегулирования Волги.
В хозяйственном отношении Дагестанский регион Каспия охватывает западное побережье моря, протяженностью береговой линии более 530 км, включая нижнее течение рек Терек, Сулак, Самур. Низкая соленость Каспия, а также большие пространства у устья и побережья с очень малой соленостью создали благоприятные условия для пресноводных и полупресноводных рыб, которые располагают большими ареалами для нагула и нереста. Устойчивое повышение уровня моря и перемещение стока на запад улучшили условия для пресноводных и полупресноводных рыб и оказали влияние на рост их стад в Северном Каспии.
Однако, за последнее десятилетие в связи с интенсивным строительством на основных нерестовых реках, ухудшения экосистемы Каспия и рек из-за добычи нефти произошло ухудшение условий воспроизводства рыбных запасов, и в результате происходит сокращение запасов и уменьшение уловов рыбы.
Рыбное хозяйство, основанное на подвижном объекте промысла, на облове периодически изменяющихся концентраций рыб на путях их миграции, издавна сложилось как сезонная отрасль. Наиболее ярко выраженный сезонный характер производства наблюдается при преимущественно пассивном способе промысла, когда рыба вылавливается во время подхода ее к берегам, главным образом для икрометания. Техническая реконструкция рыбодобывающей отрасли, развитие мощного флота с большим радиусом действия позволили перейти от пассивного рыболовства к активному, расширили периоды лова. Коэффициент сезонности добычи рыбы, определяемый отношением максимального квартального улова к минимальному, снизился почти в 8 раз.
Природные ресурсы водоема, являясь необходимым условием развития рыболовства, только тогда становятся сырьем рыбной промышленности, когда они оказываются доступными промыслу. Степень использования природных ресурсов водоема и превращение их в сырьевую базу рыбной промышленности зависят не только от состояния запасов того или иного объекта промысла, но и от уровня развития общественного производства, от технической оснащенности промысла, способности регулировать интенсивность рыболовства.
Добыча рыбы в Дагестане в настоящее время ведется в основном в низовьях рек, придаточных водоемах, на морском побережье и в Кизлярском заливе, где главными объектами добычи являются полупроходные, кильки и сельди. Основным промысловым водоемом, где добывается 80% частиковых рыб является Кизлярский залив. В довоенное время здесь ежегодно добывалось до 17,5 тыс. тонн полупроходных, осетровых, сельдевых, лососевых видов рыб. В настоящее время общий объем частиковых и осетровых рыб в целом по Дагестану в 1998 году составил более 2,0 тыс. тонн.
Уменьшение численности осетровых на нагульных пастбищах в море является результатом слабого пополнения осетровыми малоурожайных поколений, а также браконьерского лова не только в реках, но и на морских пастбищах.
Отсутствие межгосударственного соглашения прикаспийских государств, утрата системы централизованного контроля и регулирования промысла привели к угрозе потери в ближайшие годы промыслового значения осетровых. Прогнозируемая величина их вылова постоянно снижается.
Сроки и возможности проведения рыбоводного цикла при применяемой в настоящее время на осетровых рыбоводных заводах России биотехнологии, зависят от гидротермических условий водоемов. Это не позволяет создать оптимальные условия для эмбрионального и постэмбрионального развития и выращивания молоди, а также работать с целым рядом групп отдельных популяций, требующих особых условий, и в частности, длительного выдерживания производителей. Таким образом, усугубляется фактор недостаточного поступления в бассейн молоди всего видового и внутривидового разнообразия осетровых, что ведет к нарушению сложной структуры стад осетровых. Кроме того, применяемая на рыбоводных заводах биотехнология не соответствует современной экологической обстановке, так как не предусматривает очистку воды, поступающей в цеха и пруды от токсических веществ.
В целях повышения эффективности осетроводства необходима реконструкция существующих осетровых заводов, совершенствование отдельных звеньев биотехнического процесса, разработка надежных методов учета молоди, проектирование и строительство специальных живорыбных судов для вывоза и рассредоточения молоди на местах нагула в море.
Дагестан располагает огромным фондом внутренних водоемов. Однако уловы рыбы по Дагестану в настоящее время в основном состоят из малоценной кильки - около 85,5 % (в 1995 году - 91,4 %). До минимума сократились уловы сельди, воблы, крупного частика и осетровых.
Прудовое направление товарного рыбоводства до недавнего времени было ведущим. На его долю приходилось до 85 % всей выращиваемой рыбы. Если к концу 80-х годов производство прудовой рыбы в Дагестане достигало более 3,6 тыс. тонн, то в 1995 году составило 342 тонны - только 9,4 % от объемов 1989 года. Ныне прудовое рыбоводство ориентировано на использование низкозатратных методов выращивания карпа и растительноядных рыб.
За последнее время значительно снизились уловы сельди. Так, в 1988 году объем добычи сельди составил 680 тонн, а в 1998 году было добыто только 254 тонны (в 1995 году - 47 тонн). В настоящее время основная масса крупных сельдей проходит открытым морем на значительном удалении от берега и не охвачена промыслом.
Для увеличения добычи сельдей необходимо с одной стороны проведение научно-поисковых работ по оценке распределения концентраций, сроков миграции в Среднем и Южном Каспии, с другой стороны разработка и испытание новых орудий лова.
С помощью целенаправленных усилий по полномасштабному использованию нерестово-выростных водоемов и мерам по улучшению нерестилищ, интенсификации морского, пресноводного рыболовства и товарного рыбоводства во внутренних водоемах, возможно увеличение добычи полупроходных и пресноводных рыб при лове на море и во внутренних водоемах до нескольких тысяч тонн в год. Учитывая, что эти рыбы в несколько раз ценнее кильки, то стоимостные результаты от этих уловов могли бы быть точно такими же, что и при добыче кильки.
В Каспийском море для Дагестана массовым объектом промысла являются кильки (анчоусовидная и обыкновенная), составляющие более 85,5 % от общего вылова рыб. Основную часть улова составляет анчоусовидная килька, добываемая в Южном Каспии, общий объем вылова которой в 1998 году по Дагестану составил 15,4 тыс. тонн (в 1996 - 19,2 тыс. тонн).
Ожидаемая по прогнозам науки стабилизация и увеличение запасов анчоусовидной кильки, стабильность запасов большеглазой кильки, создают благоприятные условия для роста объемов возможного вылова этих видов рыб. Основным районам килечного промысла для Дагестана на ближайшую перспективу останется Южный Каспий.
Среди основных причин, приведших за последние годы к существенному снижению уловов рыбы (более чем в два раза по сравнению с 1989 годом), следует также отметить и наличие большого количества физически изношенных судов и прекращение поставки новых.
Особенностью рыбной отрасли Дагестана является то, что более 80 % сырья на Каспии добывается рыбопромысловым флотом. По состоянию на 1 января 1997 года в рыбной отрасли Дагестана имеется двадцать одна единица промысловых, обрабатывающих и приемно-транспортных судна. Больше половины из них имеют высокую степень физического и морального износа. Основным судовладельцем является ОАО РКК «Порт-Петровск», образованное на базе АО «Дагрыбфлот» путем слияния с Махачкалинским РКК.
В 1997-1998 гг. три судна ЗРС проекта было продано, два ПТС списано и два РМС типа «Каспий» передано в аренду, в связи с тем, что компания не имела финансовых средств для проведения капитально-восстановительного ремонта судов с истекшим сроком плаванья.
Суда, являясь сложными инженерными сооружениями, в период срока службы (15-25 лет в зависимости от типа судна) должны соответствовать технологическим параметрам, заложенным при их строительстве. А это означает, что на протяжении срока службы они должны своевременно проходить ремонты. Техническая эксплуатация флота и его обслуживание затруднено отсутствием многих запчастей и материалов. Больше половины числящихся на балансе судов флота рыбной промышленности Дагестана в 1995-98 годах находилась в заводском ремонте, половина из них - рыбопромысловые суда, ремонтирующиеся по категории капитального и среднего ремонта. Такой объем ремонта требует отвлечения из производственного оборота значительных средств.
Еще одним условием эффективного функционирования рыбопромыслового флота является его своевременное обновление. Во всем мире источниками для приобретения судов служат: собственные средства (амортизация и прибыль), заемные средства, государственная дотация. До 1991 года амортизация на полное восстановление давала свыше 60 % финансовых ресурсов, которые ежегодно направлялись на обновление флота. В настоящее время амортизация в большей степени уходит на пополнение оборотных средств и практической роли не играет. Прибыль также не может быть основным источником для приобретения судов. Поэтому в настоящее время главным источником финансирования строительства судов должны быть заемные средства.
Рыбная промышленность России в период 70-80-х годов устойчиво обеспечивалась государственной поддержкой. Ежегодные централизованные капитальные вложения на развитие отрасли составляли 1,2-1,5 млрд. руб. (в ценах 1990 года).
В рамках развития рыбной промышленности следует более полно использовать централизованные кредиты, которые с учетом специфики отрасли должны предоставляться на долгосрочных и льготных условиях. В современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населе-
ния и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию. Поэтому, кредитные ресурсы должны выделяться на конкурсной основе, исходя из экономической эффективности и социальной значимости объектов.
Схемы кредитования судов за рубежом разнообразны. Одной из форм кредитования дорогих и сложных сооружений, какими являются суда, является финансовый лизинг. Вопросы лизинга настолько важны для экономики всех стран, что вопрос международного финансового лизинга является предметом международного договора. Россия не присоединилась к Конвенции о международном финансовом лизинге, вопросы внутреннего лизинга пока решаются в ограниченном объеме на уровне постановлений правительства, а это создает дополнительные трудности. Поэтому важнейшей задачей на ближайший период в области привлечения отечественных инвестиций для строительства рыбопромысловых судов является развитие лизинговых отношений в России и, прежде всего на законодательном уровне.
Анализ состава флота, динамики списания и пополнения судов показывает, что к 2014 году при сохранении существующей государственной политики в области национальной экономики, ориентации промышленности и сырьевых отраслей только на экспорт произойдут необратимые изменения, при которых рыбная промышленность России потеряет свою роль как поставщика рыбной продукции на внутренний и внешний рынок. Как показывает практика мирового рыболовства, роль государства в сфере рыбохозяйственной деятельности проявляется и через осознание факта, что данная отрасль изначально убыточна независимо от общественного строя и экономического уклада. Ежегодное отрицательное сальдо мирового рыболовства по данным ФАО, превышает 20 млрд. ам. дол. Большинство промысловых операций при таком дефиците не могло бы продолжаться без прямой и косвенной поддержки со стороны государства. Это осуществляется во всех странах с развитым промышленным рыболовством. Признавая необходимость организации полноценного питания населения и роль продуктов моря для достижения этой цели, государство вынуждено нести определенные затраты, признать невозможность полного распространения на эту отрасль всего комплекса принципов рыночной экономики. Для этого необходимо принятие в первую очередь законодательных и нормативных актов государства и правительства, обеспечивающих стабильное функционирование рыбохозяйственного комплекса.
Как показывает практический опыт, воспроизводство самоходных судов России вызывает не только финансовые, но и ряд технических трудностей, поскольку определить наиболее эффективную техническую политику развития современного флота в условиях предприятия, по мнению многих специалистов, практически невозможно. Поэтому необходимо искать принципиально новые решения по активизации инвестиционной деятельности, среди которых наиболее важными на наш взгляд являются:
- создание региональных фондов по рыболовству;
- разработка региональных программ рыбохозяйственных комплексов;
- создание отраслевой системы лизинговых компаний.
Особого внимания заслуживает предложение о создании на базе крупных акционерных объединений холдинговых компаний с целью консолидации средств для развития промыслового флота. Для реализации этого направления в Дагестане могло бы послужить ОАО РКК «Порт-Петровск» - крупнейший производитель рыбопродукции в регионе.
Рыбная отрасль дает не только 25 % полноценного белка животного происхождения, но и разнообразный ассортимент пищевой продукции - более 2500 наименований свежей, соленой, копченой, вяленой рыбы, пресервов, кулинарии, полуфабрикатов, продукции из ракообразных, моллюсков, водорослей.
В результате того, что рыбной отрасли не была оказана государственная поддержка в виде бюджетных ассигнований на капитальное строительство, льготных кредитов, различных видов дотаций и компенсаций, которые предоставлялись другим отраслям агропромышленного комплекса, с 1991 года структура выпускаемой продукции ухудшалась. Возрос удельный вес продукции из неразделанного сырья, снизился выпуск продукции улучшенного ассортимента. Если ранее предприятиями рыбной промышленности Дагестана выпускалось почти два десятка разнообразных рыбных консервов, то на сегодняшний день осталось 2-3 наименования. Для создания и внедрения новых технологий, технического перевооружения рыбоперерабатывающей базы необходимы усилия не только промышленных предприятий, но и финансовая поддержка за счет бюджетных средств государства.
Последовательное проведение структурной политики, стимулирование конкурентоспособных товаропроизводителей, свертывание бесперспективных устаревших производств и государственная поддержка на конкурсной основе высокоэффективных и окупаемых в сжатые сроки программ и проектов, поз-
волит реализовать в ближайшей перспективе комплекс намеченных мероприятий в сфере производства, преодолеть спад и создать условия для экономического роста.
Алиев М.А., Титаренко С.М., Магомедов Р.М,
Значение информатизации для развития производства субъекта Российской Федерации
Устойчивое экономическое развитие субъектов Федерации, как и России в целом, зависит от степени материализации научно-технических достижений, что, в свою очередь, определяет необходимость информатизации общества. Информация, как новый вид ресурса, на пороге нового тысячелетия приобретает стратегическую и тактическую значимость.
В развитии экономики информатизация выполняет следующие основные функции:
информационная - заключается в ознакомлении руководителей, специалистов, работников законодательной, исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений всех сфер и форм собственности, общественных организаций, предпринимателей с современным состоянием экономики и перспективными направлениями возможного их влияния на экономическую политику в соответствии со своей профессиональной деятельностью;
диагностическая - способствует определению узких мест в экономике, выявлению недостатков социальной и экономической политики;
ориентационная функция реализуется в виде рекомендаций, предложений населению, предпринимателям, производственным, государственным, общественным структурам по внесению изменений в содержание, формы, методы организации и управления экономикой в соответствии с реалиями времени;
прогностическая функция проявляется в отслеживании тенденций и выдаче прогноза развития социальной и производственной сфер экономики.
Четкое разделение этих функций и их выполнение государственными и коммерческими ведомствами, службами, организациями в соответствии со своими компетенциями будет способствовать целенаправленной реализации стратегии и тактики экономического развития республики.
С точки зрения реализации инновационной политики в развитии экономики Республики Дагестан можно выделить следующие группы потребителей информации:
1) органы государственной власти и управления, которым необходима обобщенная, аналитическая, статистическая информация, причем для разных ветвей власти с различными целями: исполнительным органам - для принятия практических, оперативных и стратегических решений; законодательным органам - для анализа текущего состояния и формирования обоснованных законодательных положений; судебным органам - для проведения объективной экспертизы и обоснования судебных решений;
2) учреждения, ведущие научные исследования и новые конструкторские разработки, которым нужна ретроспективная, полная, подробная и конкретная информация по близкой тематике о достигнутых результатах с целью исключения неоправданного повторения исследований и создания научных заделов, накопления новых фактов для генерации новых идей, теорий, изобретений, конструкций;
3) предприятия, ставящие целью внедрение хорошо и подробно разработанных научных достижений в виде новых технологий, конструкций, которым необходима конкретная информация по определенному тематическому профилю с указанием технических и экономических характеристик;
4) учреждения образования, которым необходима новая информация по всем дисциплинам, профилям обучения с целью достижения соответствия уровня подготовки специалистов требованиям производства и общества.
Информационное обеспечение развития экономики в Республике Дагестан позволит:
а) разработать и использовать механизмы, с помощью которых обеспечивается процесс консультаций и достижение согласия по основным позициям между федеральными , республиканскими министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления;
б) обосновать тесно связанную с промышленной политикой политику в области внешних связей;
в) проводить адресную налоговую и кредитную политику, преследующую цель направить развитие производства в желаемое русло;
г) осуществить политику государственных закупок, поддержания научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, государственную политику в области регулирования заработной платы и личных доходов граждан;