сельской местности. Здесь формируются нравственные устои, национальная психология, историческая память народа.
Итак, выделим основные черты сельского хозяйства, отличающие его от других отраслей народного хозяйства страны.
Список использованной литературы:
1. Jesse, Russell Инновационная экономика: моногр. / Jesse Russell. - М.: VSD, 2014. - 257 c.
2. Абрамов, Руслан Диверсификация экономики регионов на основе инновационного развития / Руслан Абрамов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 228 c.
© Мергенбаев Ы., Мамедова М. М., Сапаралыева А. Б., Рахманов А., 2023
УДК 336.225
Прожерина В.Д.,
студент 4 курса бакалавриата Департамента налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва.
Научный руководитель: Адвокатова А.С., канд. эк. наук, доцент Департамента налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет при Правительстве РФ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕРКИ ОБОСНОВАННОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИЗ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
Актуальным вопросом при проверке обоснованности возмещения НДС является выявление схемных налоговых вычетов и разрывов, которые не способна выявить АСК НДС-2. Анализ судебной практики показывает, что наиболее частые схемы уклонения, с которыми вручную борются налоговые органы - создание фиктивных организаций, незаконное наращивание расходов и «экспортные схемы».
Решением проблем может служить совершенствование налогового законодательства, повышение эффективности автоматизированных систем и их интеграция с другими государственными структурами.
Ключевые слова:
налог на добавленную стоимость, возмещение, налоговое администрирование, налоговый контроль, контрольные мероприятия
Порядок возмещения НДС имеет некоторые несовершенства в части законодательного оформления и порождает множество схем уклонения от налогов, которые сводятся к необоснованному обогащению налогоплательщиков и потерями бюджета. С другой стороны, необоснованное возмещение НДС может быть следствием неправильной интерпретации норм налогового законодательства или разного подхода к толкованию данных норм налоговыми органами и налогоплательщиками. Так или иначе, процесс возмещения НДС всегда сводится к проверке обоснованности, в первую очередь, применения вычетов по НДС, обязанность проведения которой лежит на налоговых органах.
Обоснованность в контексте данного исследования является оценочным понятием, которое означает проведение контрольных мероприятий налоговым органом для проверки наличия реальных оснований для возврата денежных средств налогоплательщиком.
Первичным контрольным мероприятием, проводимым налоговым органом с целью проверки
обоснованности возмещения НДС, является камеральная проверка. При ее проведении обязанность налогового органа, в первую очередь, заключается в выявлении «схемных налоговых вычетов», являющихся неправомерными действиями со стороны налогоплательщика для минимизации своих налоговых обязательств. Это сложная задача, решение которой берет начало с момента введения НДС в налоговую систему Российской Федерации и до сих пор является проблемой для налоговых органов при проведении камеральной проверки.
На данный момент существует обширная база судебной практики, связанной с выявлением и предотвращением уклонений от уплаты НДС. Однако налогоплательщики создают новые и новые схемы, выявить которые можно только осуществляя точечную проверку организации.
На основе анализа судебной практики за последние 5-7 лет, наиболее актуальными схемами, с которыми «вручную» борются налоговые органы, являются:
1. Создание фиктивных подконтрольных организаций (фирм-однодневок) для реализации «сложных разрывов» и обоснования ложных вычетов по НДС.
Примером такой схемы ухода от налогообложения может являться дело о создании крупной «обнальной площадки» в Магаданской области.
УФНС России по Магаданской области увидели разрывы по НДС в декларациях компаний, подконтрольных местному бизнесмену Валерию Хожило. Далее в ходе расследования выяснилось, что бизнесмен с 2009 года скупал организации, работающие в регионе. Фактически он ими владел: одни возглавлял сам, в других ставил у руководства доверенных людей (родственников, бывших коллег, сослуживцев и др.). При этом Хожило помогал местному бизнесу противодействовать налоговым органам: к нему обращались за созданием схем уклонения от налогов и незаконного возмещения НДС.
Группу, которую создал Хожило, объявили преступным сообществом. К 2019 году налоговые органы установили площадку более чем из 30 транзитных организаций, созданных для минимизации налогов. Ее услугами пользовались 20 компаний-выгодоприобретателей. Бизнесмена обвинили в уходе от налогов, мошенничестве, незаконной банковской деятельности, подделке данных ЕГРЮЛ и т. д.
2. Незаконное наращивание расходов организации через получение вычетов по НДС для минимизации своих налоговых обязательств.
Ярким примером реализации данной схемы является дело ООО «Фирма Мэри». Данная организация занималась производством и продажей хлебобулочных изделий. Товары она поставляла в свои розничные магазины, для чего между организацией и транспортной компанией был подписан договор. При проведении проверки ИФНС России по Центральному району города Челябинска обнаружила, что доставка до магазинов осуществлялась собственными силами «Фирмы Мэри», а транспортная компания оказалась номинальной. В связи с этим, вычеты по НДС на приобретенные транспортные услуги, которые заявляла организация в своей налоговой декларации, ИФНС посчитала неправомерными. Итогом послужило доначисление НДС, налога на прибыль организаций, а также начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 122 НК РФ.
3. Так называемые, «экспортные схемы», то есть неправомерное применение ставки 0% при экспорте товаров, работ и услуг.
Крупным делом из данной категории, которое внесло определенный вклад в судебную практику по «экспортным делам», является дело ООО «Энергокомплект». Данная организация занималась приобретением и продажей электротехнического оборудования, в том числе занималась экспортом приобретенного оборудования. В налоговой декларации ООО «Энергокомплект» заявило возмещение НДС в связи с экспортом товаров в Узбекистан. Однако после проведения камеральной проверки инспекция отказала в возмещении НДС, поскольку, как выяснилось вследствие расследования дела несколькими судебными инстанциями, хозяйственные операции между организацией-экспортером и покупателем из Узбекистана были фиктивными и были оформлены исключительно на бумаге. ООО
«Энергокомплект» было «привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС».
Конечно, век автоматизации и информационных технологий также сыграл роль в выявлении налоговых преступлений. На помощь налоговым органам приходят специальные автоматизированные системы, которые заменяют ручную работу на автоматизированные бизнес-процессы и сводят к минимуму влияние человеческого фактора на проведение проверок. К таким системам относится АИС «Налог-3», в состав которой входит АСК НДС-2, используемая для автоматизации процесса администрирования НДС. Система проверяет правильность и полноту исчисления НДС в бюджет, показывает соответствие выставленных поставщиком и продавцом счетов-фактур, что помогает оптимизировать работу, отражая существующие разрывы.
Однако интеллект системы не позволяет выявлять «сложные разрывы» или схемы уклонения, которые являются следствием неправомерной деятельности одного или нескольких налогоплательщиков. Примерами такой деятельности могут служить судебные дела, ранее рассмотренные в настоящем исследовании.
В качестве решения данной проблемы может служить интеграция системы АСК НДС-2 с Центральным банком Российской Федерации и Росфинмониторингом, что позволит налоговым органам, например, в режиме реального времени выстраивать цепочки транзитного движения денежных средств для установления конечного выгодоприобретателя. Ранее АСК НДС-2 уже была интегрирована с базами Федеральной таможенной службы для отслеживания реального производителя и информации о наценке, и такая интеграция хорошо сказалась на результатах администрирования НДС.
Стоит учесть, что достижение высоких показателей возможно только при эффективности работы налоговых инспекторов и осуществления тщательного анализа при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, в связи с чем вопрос повышения качества деятельности налоговых органов также остается актуальным.
Точечных доработок требует и налоговый кодекс. Например, в части возмещения НДС в связи с применением экспортной ставки 0%, следует дополнить перечень документов, указанных в статье 165 НК РФ. Это могут быть, в частности, выписки из банка, подтверждающие факт перечисления денежных средств иностранным покупателем экспортируемого товара на счет поставщика.
Также можно отметить, что на сегодняшний день процесс проверки обоснованности возмещения НДС из бюджета имеет достаточно затяжной характер. Так, процесс возмещения НДС с учетом проведения камеральной проверки, порядок проведения и сроки которой закреплены в ст.88 НК РФ, даже до подачи апелляционной жалобы может занимать порядка 9 месяцев, в то время как обязанность налогоплательщика сдавать декларацию по НДС возникает раз в квартал. Такой большой срок возмещения может являться негативным аспектом при ведении предпринимательской деятельности налогоплательщиками, а также усложнять процесс администрирования.
Решением данной проблемы могут стать поправки в статье 88 НК РФ и усиление предпроверочного анализа (комплекса мероприятий, проводимых налоговыми органами еще до получения декларации от налогоплательщика), который усилит контроль за деятельностью налогоплательщика и сможет «вернуть» камеральную проверку во временные рамки до 2 месяцев.
Список использованной литературы:
1. Максим Юзвак. Налоговые споры по НДС за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2021/05/25/ (дата обращения: 02.12.2022)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Обзор судебной практики по НДС [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/obzor_sudebnoj_praktiki_po_nds/ (дата обращения: 01.12.2022)
5. Определение ВС РФ от 20.07.2016 № 305-КГ16-4155 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/ (дата обращения: 03.12.2022)
6. Решение от 27 января 2020 г. по делу № А76-46624/2019 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/K0jn6Pp9t0dj/ (дата обращения: 03.12.2022)
7. Решение от 7 июля 2020 г. по делу № А37-2481/2019 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/MlzsthLB7E1/ (дата обращения: 03.12.2022)
8. Тимошина, Т. А. Проблемы и направления совершенствования механизма возмещения налога на добавленную стоимость / Т. А. Тимошина // Налоги и налогообложение, №5, 2019. - с.35-44.
© Прожерина В.Д., 2023
УДК 338.001.36
Сальникова Е.Б.
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теории и мировой экономики, ВГАУ г. Воронеж, РФ Гринева М.Н. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, ВГАУ г. Воронеж, РФ
ДЕТЕРМИНАНТЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ Аннотация
В статье предпринята попытка выделить значимые явления российского общества, влияющие на уровень жизни населения страны. Выявлено наличие зависимости благосостояния граждан и уровня инфляции, Рассмотрены сложности функционирования сфер здравоохранения и образования. В работе использованы методы исследования, которые позволили выявить ключевые факторы и сформировать методические основы создания мотивационного механизма к повышению качества жизни населения России.
Ключевые слова
Качество жизни, инфляция, покупательная способность, индекс цен, уровень жизни, здравоохранение, сфера образования.
На уровень жизни населения влияют многие факторы, среди особенно значимых стоит отметить такую важную проблему российского общества как инфляция. Больше половины жителей России считают рост цен наиболее актуальной социальной проблемой. Процессы инфляция несут за собой отрицательные последствия, такие как уменьшение реальных доходов, обесценивание сбережений населения, ухудшение социальных условий жизни населения, а также потеря у производителей идеи создания качественных товаров. Результатом инфляции может быть неуверенность в будущем, которую испытывает