Научная статья на тему 'Актуальные проблемы процедур оценивания образовательной деятельности'

Актуальные проблемы процедур оценивания образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ASSESSMENT PROCEDURES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / AN INDEPENDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемных А.В.

В статье представлен обзор процедур оценивания образовательной деятельности, отражена проблематика системы процедур оценивания. Выявлены тенденции, затрудняющие получение полной, достоверной и объективной информации об образовательной деятельности в процессе процедур оценивания, обоснована необходимость разработки модели целостной системы оценивания образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE EVALUATION PROCEDURES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article provides an overview of evaluation procedures of educational activities, reflected the problems of evaluation procedures. Identified trends, difficult to obtain comprehensive, accurate and objective information about educational activities in the process of evaluation procedures, the necessity of developing an integrated system of evaluation model of educational activities.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы процедур оценивания образовательной деятельности»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.001 Черемных А.В.

ORCID: 0000-0002-3229-7094, Аспирант, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье представлен обзор процедур оценивания образовательной деятельности, отражена проблематика системы процедур оценивания. Выявлены тенденции, затрудняющие получение полной, достоверной и объективной информации об образовательной деятельности в процессе процедур оценивания, обоснована необходимость разработки модели целостной системы оценивания образовательной деятельности.

Ключевые слова: образовательная деятельность, процедуры оценивания образовательной деятельности, независимая оценка качества образования.

Cheremnykh A.V.

ORCID: 0000-0002-3229-7094, Postgraduate student, Ulyanovsk State University ACTUAL PROBLEMS OF THE EVALUATION PROCEDURES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract

The article provides an overview of evaluation procedures of educational activities, reflected the problems of evaluation procedures. Identified trends, difficult to obtain comprehensive, accurate and objective information about educational activities in the process of evaluation procedures, the necessity of developing an integrated system of evaluation model of educational activities.

Keywords: educational activities, assessment procedures of educational activities, an independent evaluation of the quality of education.

В последние годы формирование и развитие процедур оценивания образовательной деятельности в России обусловлено не только необходимостью регламентации образовательной деятельности, но и вовлечением новых субъектов, предъявляющих отличные от государственных органов власти запросы к качеству образовательной деятельности. Социально-экономические условия, расширение компетенции и ресурсное обеспечение образовательных организаций, внедрение инноваций в образовательную деятельность, активное взаимодействие с обществом, с потребителями образовательных услуг стимулировали процесс становления новой системы процедур оценивания. В настоящее время оценивание образовательной деятельности осуществляется с позиции трёх субъектов: органами государственной власти (процедуры регламентации образовательной деятельности), самой образовательной организацией и участниками образовательных отношений. Главной целью процедур оценивания является получение достоверной и объективной информации об оцениваемом объекте, а наличие трёх позиций должно увеличивать возможность получения наиболее полных сведений об образовательной деятельности. Достоверная, объективная и полная информация об образовательной деятельности, полученная по итогам процедур оценивания, - основа эффективного применения результатов оценивания не только в управлении, но и в развитии образовательных организаций. Но способна ли сложившаяся на сегодняшний день система процедур оценивания стать движущей силой, определяющей качественное устойчивое развитие образовательной организации, и заинтересованы ли инициаторы оценивания в получении объективной и достоверной информации?

При осуществлении таких процедур оценивания как лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования государственные органы власти выступают в роли инициатора оценивания. Государство, как гарант обеспечения прав граждан на получение образования, заинтересовано в жёстком регулировании образовательной деятельности. Регламентация образовательной деятельности отнесена к полномочиям Российской Федерации в сфере образования. Процедуры оценивания осуществляются в форме проверок, экспертиз. Критерии оценивания составляют требования законодательства в сфере образования. Цель оценивания - оценка условий осуществления образовательной деятельности, содержания и качества подготовки обучающихся, принятие предусмотренных законодательством мер на основе полученной в ходе проверок и экспертиз информации об осуществлении образовательной деятельности, профилактика и пресечение нарушений. Результаты оценивания отражены в актах, заключениях, оформленных в рамках процедур оценивания, и служат основанием для административного воздействия, решений разрешительного либо запретительного характера. Соответствие образовательной деятельности требованиям в сфере образования является обязательным условием работы образовательных организаций. Результаты данного оценивания имеют определенные последствия для организации (например, наложение административного наказания, применение мер дисциплинарной ответственности), используются для контроля со стороны государства. В связи с вышеуказанным заинтересованность образовательной организации в таком оценивании минимальна, так как сопряжена с опасностью быть наказанным и общей напряжённостью мероприятия по контролю. В организациях, обладающих высококвалифицированными административными работниками, а также ресурсами для реализации требований в сфере образования, процедуры оценивания осуществляются с наименьшей степенью психологической напряжённости. Наиболее часто процедура оценивания, как правило, проходит в психологически сложных условиях, так как воспринимается административными и педагогическими работниками как стрессовая ситуация. Указанные факторы могут стать причиной различных фальсификаций, предоставления недостоверных данных и прочих нарушений как со стороны образовательной организации, так и со стороны надзорных органов (коррупция). Таким образом, результаты данных процедур оценивания не всегда достоверны и объективны. Регламентация образовательной деятельности не позволяет получить полную информации об образовательной деятельности, так как рассматривает лишь её отдельные аспекты. Влияние результатов такой процедуры оценивания на образовательную

деятельность может привести к формализации самой образовательной деятельности, её нацеленности только на критерии оценивания, что не позволит реально стимулировать дальнейшее её развитие.

Управление образовательной организацией предполагает оценивание собственной деятельности, которое она сама инициирует и проводит: мониторинги качества образования, внутренний аудит, самообследование. Цели самообследования, как законодательно закрепленной процедуры оценивания, - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, подготовка отчета о результатах самообследования. В самообследовании проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию [4], установленных приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Таким образом, содержание самообследования как процедуры оценивания охватывает все аспекты образовательной деятельности организации. Однако, при условии формального подхода к процедуре оценивания и некомпетентности административных и педагогических работников в вопросах оценивания образовательной деятельности невозможно получить достоверную и объективную информацию. Негативную тенденцию имеет указанное выше стремление любой ценой соответствовать критериям процедур регламентации образовательной деятельности, что может привести к фальсификации данных. Заинтересованность в получении достоверных и объективных результатов оценивания связана с субъективными факторами, такими как активная позиция работников образовательной организации, степень их загруженности основной работой, возможности морального и материального стимулирования на основе полученных результатов; индивидуальные особенности, взаимоотношения в коллективе и т.д. Опыт осуществления процедур оценивания, проводимых государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции, показывает, что результаты проверок и результаты самообследования не соответствуют друг другу, не совпадают. Использование при проведении самообследования данных мониторингов и внутреннего аудита, как показывает практика, не повышает качество самого оценивания, так как эффективная организация указанных процессов присутствует не во всех образовательных организациях. Данные факты указывают на самоограничение, не позволяющее объективно оценить качество образовательной деятельности. Самообследование как процедура оценивания образовательной деятельности при наличии указанных нами негативных условий не может обеспечить получение достоверной и объективной информации и принятия на ее основе эффективных управленческих решений, а также стимулировать устойчивое развитие образовательной организации.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется такие процедуры оценивания как независимая оценка качества подготовки обучающихся и независимая оценка качества образовательной деятельности. Инициаторами процедур оценивания, проводимых в рамках независимой оценки качества образования, могут выступать участники образовательных отношений и заинтересованные юридические лица. Цель проведения процедур оценивания в рамках независимой оценки качества подготовки обучающихся и независимой оценки качества образовательной деятельности - получение информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся [3]. Следует отметить, что независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, в отличие от самообследования, осуществляется на основе критериев, не относящихся к регламентации образовательной деятельности. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой каких-либо санкций со стороны контрольно-надзорных органов, применяются исключительно в целях повышения качества и доступности образовательных услуг, улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций, совершенствования образовательной деятельности. Процедуры оценивания, проводимые в рамках независимой оценки качества образования, рассматривают наиболее значимые аспекты образовательной деятельности, учитывающие запросы всех участников образовательного процесса. Необходимо отметить, что практика проведения данной процедуры оценивания на сегодняшний день только начинает формироваться. Процесс становления данных процедур оценивания, их добровольность, отсутствие каких-либо санкций на основании результатов оценивания обуславливают недостаточный уровень мотивации образовательных организаций в прохождении независимой оценки качества образования. В прохождении независимой оценки заинтересованы активные образовательные организации в целях повышения качества образования и эволюционного изменения процесса обучения, для выявления проблем и возможный путей их решения. Независимая оценка качества образования обладает значительным потенциалом как ресурс для эволюционного развития образовательной деятельности, совершенствования качества образования.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что каждая в отдельности процедура оценивания не позволяет получить полную, объективную и достоверную информацию об образовательной деятельности, рассматривая лишь отдельные её компоненты. Сложившаяся практика проведения процедур оценивания демонстрирует негативные тенденции, связанные с условиями проведения процедур оценивания, влияющими на получение достоверной и объективной информации и использовании её для совершенствования образовательной деятельности. Следовательно, настоящая система процедур оценивания без преодоления выявленных негативных тенденций не может стать движущей силой развития и совершенствования образовательной деятельности. Решение данных проблем требует научного осмысления, привлечения современных научных подходов к пониманию единства, полноты и целостности процедур оценивания образовательной деятельности, интерпретации деятельности образовательной организации как самоорганизующейся системы, на основе которых может быть разработана модель системной целостности процедур оценивания.

Литература

1. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки [Электронный ресурс] URL: http://www.rtc-edu.ru/resources/publications (дата обращения 06.12.2015).

2. Измайлова М.А. Проблемы независимой оценки качества образования // Вестник финансового университета. -2015. - № 1. - С. 103-111.

3. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3710 (дата обращения 21.12.2015).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/07/12/poryadok-dok.html (дата обращения 21.12.2015).

5. Федеральный закон от 2912.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 21.12.2015).

References

1. Bolotov V.A., Val'dman I.A., Kovaljova G.S., Pinskaja M.A. Rossijskaja sistema ocenki kachestva obrazovanija: glavnye uroki [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.rtc-edu.ru/resources/publications (data obrashhenija 06.12.2015).

2. Izmajlova M.A. Problemy nezavisimoj ocenki kachestva obrazovanija // Vestnik finansovogo universiteta. - 2015. -№ 1. - S. 103-111.

3. Metodicheskie rekomendacii po provedeniju nezavisimoj sistemy ocenki kachestva raboty obrazovatel'nyh organizacij [Jelektronnyj resurs] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3710 (data obrashhenija 21.12.2015).

4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot № «Ob utverzhdenii Porjadka provedenija samoobsledovanija obrazovatel'noj organizaciej» [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.rg.ru/2013/07/12/poryadok-dok.html (data obrashhenija 21.12.2015).

5. Federal'nyj zakon ot 2912.2012 №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (data obrashhenija 21.12.2015).

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.139 Шевцова Г.В.1, Лебедева О.Г.2 1 ORCID 0000-0003-2832-3162, доцент, кандидат педагогических наук, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ);

2доцент, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) ИСТОКИ И СМЫСЛЫ ГУМАНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ГЕНЕЗИСА

Аннотация

В статье анализируются исторические причины кризиса инженерного образования, связанные с проявлениями его технократической перегрузки. Обосновывается необходимость разработки методологических оснований инженерной подготовки, отражающих вариативность профессионального функционирования современного инженера.

Ключевые слова: технократические тенденции, культурные и социальные трансформации, инновационные методологические основы инженерного образования, гуманизация инженерного образования.

Shevtsova G.V.1, Lebedeva O.G.2

1ORCID 0000-0003-2832-3162, Associate Professor, PhD in Pedagogy,

South-Russia State Polytechnic University (NPI);

2Associate Professor,South-Russia State Polytechnic University (NPI);

THE ORIGINS AND MEANING OF HUMANIZATION OF ENGINEERING EDUCATION IN THE CONTEXT

OF SOCIAL AND CULTURAL GENESIS

Abstract

The article discovers the reasons of higher technical school crisis which are connected with its technocratic overload. Necessity of implementation of the methodological bases of the engineering education reflecting a professional variety in functioning of the modern engineer is proved.

Keywords: technocratic tendencies, cultural and social transformations, innovative methodological bases of engineering education, humanization of technical education.

Начиная с самых ранних форм своего развития инженерное образование было органично связано традиционными способами трансляции коллективного трудового и социально-культурного опыта. Техническое знание и основанное на нем инженерное образование характеризуется в научной литературе как «знание о средствах и объектах целесообразной трудовой деятельности субъекта» [1,с.52], при этом инженерная деятельность изначально характеризуется как «морально нейтральная» [2,с.13].

Анализируя эволюционное развитие инженерной деятельности, следует сказать, что постепенное формирование идеи доминирования технического прогресса и приоритетности научной рациональности, привели к технократической трансформации сущности инженерной профессии. Для нас интересен факт, что в значительной степени это произошло вследствие воздействия в XVII в. идей философии индустриальной науки Ф. Бэкона, трактовавшего науку как «средство обновления и переустройства общественной жизни», и базировавшегося в своих взглядах на принципе: «знание есть сила, могущество, власть» [3,с. 3-4]. Этот принцип, став одним из основных постулатов технического

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.