ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 371.388.3
йО! 10.23951/2307-6127-2019-1-130-138
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
И. К. Прохорова
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, Нижний Тагил
Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями к личности учителя в условиях проведения реформ школьного и высшего образования. Период вхождения выпускника педагогического вуза в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет его профессиональная адаптация, будет зависеть, останется он работать в образовательной организации или будет искать себя в другой сфере. Раскрыты психологические стадии профессиональной адаптации в профессиональном становлении личности, рассмотрены этапы профессионального становления учителя. Цель исследования - выявление проблем в работе молодых учителей, с которыми они сталкиваются в период профессиональной адаптации. Представлен анализ проблем, связанных с проведением уроков и организацией внеучебной деятельности в городских и сельских школах. Сделан вывод, что выпускники бакалавриата педагогического вуза считают себя наименее подготовленными к обучению детей с низкой учебной мотивацией, детей-инофонов, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в одном классе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Результаты проведенного исследования могут быть использованы молодыми педагогами, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки школьных учителей.
Ключевые слова: молодые педагоги, проблемы профессиональной адаптации учителей в школе, проблемы обучения детей-инофонов, проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Происходящие в обществе социально-экономические изменения и реформы системы образования предъявляют новые требования к личности учителя. Выделяя стадии профессионального становления личности, Э. Ф. Зеер называет основные психологические новообразования стадии профессиональной адаптации: «освоение новой социальной роли, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества» [1, с. 91].
Освоение новой социальной роли связано с изменением социального статуса молодого человека, началом нового периода жизни. Во время профессиональной подготовки в вузе формировалось представление о профессии и о себе как профессионале. В период профессиональной адаптации эти представления соотносятся с опытом самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, формируются профессионально важные качества,
профессиональные компетенции, проводится рефлексивный анализ готовности и способности брать на себя ответственность за обучение, воспитание и развитие детей.
Условия профессиональной адаптации молодого педагога, сущность наставничества раскрыты в работах О. А. Абдулиной [2], Е. А. Дудиной [3], С. В. Кондратьевой [4], Н. В. Кузьминой [5], А. К. Марковой [6], Л. М. Митиной [7] и др. Авторы связывают процесс адаптации с условиями труда педагога и профессиональными требованиями к личности учителя. Вопросы реформирования педагогического образования нашли отражение в работах зарубежных авторов (S. Feiman-Nemser, P. J. Norman [8], R. M. Torres [9]). Вопросы формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности рассматриваются в работах Т. А. Куликовой, Н. А. Прониной [10], Н. Л. Ивановой, Е. П. Поповой [11], И. В. Мешковой [12].
В своем профессиональном становлении учитель проходит несколько этапов. На основе результатов исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов можно выделить пять основных стадий профессионального становления учителя (в табл. 1 стаж работы учителя взят условно) [13, с. 7].
Таблица 1
Стадии профессионального становления учителя
Стадия Стаж работы Характеристика
I Начинающие педагоги (1-2 года) Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку
II Молодые специалисты (2-5 лет) Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу
III Опытные учителя (5-10 лет) Стадия учительской компетентности. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями
IV Профессионалы (10-20 лет) Период профессионального мастерства. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики
V Эксперты (свыше 20 лет) Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного
Для диагностики профессионально важных качеств будущих педагогов можно использовать тест «Способность самоуправления» (Н. М. Пейсахов) [12], для оценки профессиональной деятельности педагогов можно использовать метод опроса «360 градусов» [14]. В проведенном авторами исследовании с целью выявления круга проблем, возникающих у молодых учителей в период профессиональной адаптации, использовался метод письменного опроса, в котором приняли участие магистранты второго курса, обучающиеся по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». Общее количество респондентов, работающих в школах г. Нижний Тагил и Свердловской области - 43 человека, из них 11 мужчин и 32 женщины в возрасте 24-32 лет. Ответы излагались в свободной форме. Обработка проводилась с использованием качественных методов. План опроса включал шесть пунктов: 1) удовлетворенность молодых педагогов различными аспектами и условиями
педагогического труда; 2) проблемы при проведении уроков; 3) проблемы при организации внеучебной работы; 4) проблемы при взаимодействии с учащимися; 5) проблемы при взаимодействии с коллегами и администрацией; 6) проблемы при взаимодействии с родителями учеников.
Результаты ответов на вопрос о степени удовлетворенности различными сторонами педагогического труда представлены в табл. 2.
Таблица 2
Удовлетворенность молодых педагогов различными аспектами и условиями
педагогического труда
Степень удовлетворенности, %
Стороны и условия педагогического труда Да, удовлетворен Не очень удовлетворен Не удовлетворен
Материально-технические условия работы, состоя-
ние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой,
учительской и т. д.) 33 67 -
Техническая оснащенность аудиторий 53 40 7
Свои результаты работы 53 40 7
Сопровождение Вашей деятельности, оказание
своевременной помощи 53 33 14
Обеспеченностью учебно-методической литерату-
рой и информацией 60 27 13
Организация воспитательного процесса 67 33 -
Содержание учебного процесса 73 27 -
Отношения с коллегами 73 27 -
Взаимоотношения с классом 73 27 -
Взаимодействие с родителями учеников 73 27 -
Возможности творческой самореализации 73 27 -
Условия питания в образовательном учреждении 80 20 -
Отношения с наставником 80 20 -
Взаимодействие с руководством образовательного
учреждения 80 20 -
В период профессиональной адаптации у молодых педагогов, работающих в школе, формируется чувство удовлетворенности профессиональной деятельностью, что оказывает положительное влияние на формирование образа «я-профессионал», профессиональной я-концепции. В психологическом плане важно, чтобы между внутренней профессиональной мотивацией и удовлетворенностью выбором профессии не возникал внутриличност-ный конфликт.
Результаты письменного опроса свидетельствуют, что абсолютное большинство опрошенных молодых педагогов (по 80 %) в полной мере удовлетворены взаимодействием с руководством образовательного учреждения, отношениями с наставником и условиями питания в образовательном учреждении. Также большое количество респондентов (по 73 %) отметили свою удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса: содержанием учебного процесса, отношениями с коллегами, взаимоотношениями с классом, взаимодействием с родителями учеников и возможностями творческой самореализации. Организацией воспитательного процесса удовлетворены 67 % магистрантов, работающих учителями в школах. Такая высокая оценка молодых педагогов свидетельствует о создании условий в школах города и области, благоприятно влияющих на прохождение ими периода профессиональной адаптации.
В то же время есть ряд условий, которыми не удовлетворена часть опрошенных. 67 % не в полной мере удовлетворены материально-техническими условиями работы, 47 % -
технической оснащенностью аудиторий, 40 % - обеспеченностью учебно-методической литературой и информацией. Среди причин, вызывающих неудовлетворенность, были такие: «школа работает в две смены, что плохо отражается на продуктивности работы учителей и учеников», «отсутствие личного кабинета, уроки проходят в разных кабинетах на разных этажах», «оставляет желать лучшего материальное обеспечение рабочего места, нет исторических карт, принтера, наглядных материалов».
Около половины участников опроса (47 %) ожидают большего внимания к себе в плане сопровождения своей деятельности, оказания своевременной помощи. Один человек написал: «одна проблема заключается в том, что на моих уроках не присутствовали ни мой наставник, ни завуч, поэтому я не могу четко определить плюсы и минусы своих уроков. На мой взгляд, чтобы достичь достаточного уровня профессионализма, грамотно планировать ход урока, чувствовать время, видеть динамику в профессиональных умениях, мне нужно проработать в школе не менее 10 лет». 47 % отмечают, что в разной степени не удовлетворены результатами своей работы. Можно надеяться, что рефлексивный анализ своей деятельности будет способствовать профессиональному становлению личности молодых педагогов.
По результатам письменного опроса были выявлены проблемы, обусловленные особенностями работы в городских и сельских школах. Результаты опроса показали, что наибольшее количество проблем у молодых учителей связано с проведением уроков и организацией внеучебной работы.
При проведении уроков среди актуальных проблем молодые учителя городских школ выделили следующие:
1) отсутствие навыков в работе с документами (... приходится заполнять электронный и бумажный журналы, писать многочисленные аналитические отчеты. Заполнять журналы можно только в школе, поэтому приходилось задерживаться до позднего вечера.);
2) отсутствие навыков в распределении времени на уроке (. иногда не удается правильно рассчитать время на каждый этап урока; . продолжительность урока 40 минут, довольно сложно уложиться в это время с учетом того, что в некоторых классах медленный темп работы);
3) недостаток знаний и опыта в методике преподавания (. при подготовке к урокам возникают трудности, связанные с отбором материала; . к сожалению, степень бакалавра совсем не означает, что ты готов решить все предметные и методические задачи. На сегодняшний день я понимаю, что необходимо укрепить свои знания по методике, так как при подготовке открытых уроков возникает ряд трудностей; . после первого года работы учителем я полагала, что следующий учебный год мне дастся максимально легко, так как в 5-м классе я уже отработала, а у меня будет три пятых класса. На деле все оказалось совершенно не так. Все классы оказались абсолютно разными: в одном классе высокий темп работы, хорошая дисциплина, высокий уровень понимания материала при любом способе его изложения, особенно эффективной оказывается работа в группах; другой класс шумный, подвижный, темп работы нестабилен, очень высокий уровень понимания достигается при использовании определенных методов; третий класс также шумный, темп работы медленный, самостоятельная работа и работа в группах дается с трудом, высокий уровень понимания достигается при работе по алгоритму. По этим причинам во всех трех классах уроки не удавалось провести в точности так, как было запланировано);
4) недостаток опыта организации учебной деятельности обучающихся (.уроки проходят неплохо и интересно в тех случаях, когда дети сами активно идут на контакт. Именно в таких случаях, когда на уроке большая часть учащихся активна, когда ученики совместно с
учителем погружены в обсуждение какого-либо вопроса, бывает сложно переключить внимание на тех учащихся, которые отстают от заданного темпа, что представляет собой одну из главных проблем в моей практике преподавания. Такие дети теряются на фоне всех остальных. Однако, если ориентироваться на слабых детей, то потеряны будут уже те, кто показывает высокие результаты);
5) при проведении уроков возникают проблемы, связанные с параллельной организацией работы учеников 5-го класса, обучавшихся в 1-м классе по разным образовательным программам (.например, дети класса инклюзии, где в 1-м классе могут быть дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития. На них ведутся разные журналы и темы уроков не всегда совпадают. Так, в 5-м классе у детей с умственной отсталостью идет курс «Основы социальной жизни», а у детей-норма идет курс «Обществознание». Поэтому возникает множество вопросов, которые достаточно трудно решить в рамках образовательной организации.);
6) неготовность работать с детьми-инофонами (...в каждом классе были учащиеся-инофоны, для которых русский язык являлся неродным. Из-за трудностей в обучении этих детей русскому языку возникали сложности при работе на уроках литературы. Позже я поняла, что мне были нужны курсы по методике преподавания русского языка как иностранного);
7) трудности, связанные с поддержанием дисциплины на уроках и низкой учебной мотивацией учеников (. при проведении уроков возникает сложность в связи с полным отсутствием мотивации к учебной деятельности, особенно это выражено у учеников 8-х классов. В такой ситуации очень трудно вести урок, при этом наполняя его творческими заданиями. Эти задания вызывают у учеников только негативные эмоции из-за того, что их выполнение требует больше времени; . проблема с дисциплиной обучающихся, нежелание учиться, систематическое невыполнение домашних заданий или списывание с ГДЗ).
Молодые учителя, работающие в сельских школах, актуальными считают такие проблемы:
1) проблема нехватки учителей (...в прошлом году в район приехали всего шесть молодых специалистов, которые работают в сфере дошкольного и дополнительного образования. При нагрузке 33 часа в неделю очень много времени уходит на подготовку, особенно непрофильных предметов, которые приходится преподавать. Я, работая учителем истории и обществознания, три года веду литературу в 6-м классе, так как в нашей школе всего один учитель русского языка и литературы);
2) недостаточное финансирование не позволяет приобретать нужные учебники и дидактические материалы для эффективной организации урока;
3) внедрение новых технологий в процесс обучения не всегда возможно; вызывает трудности соответствие урока требованиям ФГОС;
4) низкая мотивация школьников к обучению (частое невыполнение домашнего задания; отсутствие интереса к чтению);
5) отсутствие специальных УМК для детей с ОВЗ;
6) совместные занятия обучающихся с детьми с ОВЗ (.в 6-м классе нашей школы обучаются дети-норма и два ребенка с умственной отсталостью, ребенок с задержкой психического развития, ребенок с ДЦП, ребенок с онкологией, еще один ребенок с умственной отсталостью обучается на дому. Получается, что я должна построить свой урок так, чтобы все дети были заняты. Сложность заключается в том, что дети с умственной отсталостью обучаются по совершенно другим учебникам и программам, для них нужно гораздо боль-
ше внимания, что идет в ущерб остальным обучающимся, в итоге снижаются результаты контрольных проверочных работ);
7) недостаток опыта при обучении детей с ОВЗ (...порой чувствую себя некомпетентной, потому что меня готовили работать в общеобразовательной школе, а не в коррекцион-ной. Приходится восполнять пробелы самостоятельно; ...уровень своей подготовки считаю удовлетворительным, но мне не хватает знаний по инклюзивному образованию);
8) отсутствие умений в работе с девиантными подростками (. присутствие детей с де-виантным поведением вызывает трудности в поддержании дисциплины, взаимодействии с ними).
Проблемы при организации внеучебной работы обозначили молодые учителя, которые выполняли роль классного руководителя в первые два года своей трудовой деятельности. Специфика проблем внеучебной работы в городских и сельских школах тоже имела место.
Работая в городских школах, молодые учителя среди основных проблем выделяли следующие:
1) трудности в проведении классного часа (. иногда детей очень сложно собрать и организовать на классном часе. Ведь чаще всего классные часы проводятся после всех основных занятий, поэтому приходится делать все для того, чтобы заинтересовать детей);
2) . сложностью является недостаток времени и идей. За два года ситуация поменялась в лучшую сторону, приобретенный опыт помогает решить данную проблему;
3) .так как я являюсь помощником старшей вожатой, возникают проблемы из-за отсутствия времени на подготовку досуговой деятельности школьников, из-за расписания трудно выбрать время для проведения репетиций;
4) сложности со сбором документации для выезда за пределы города;
5) проблема непонимания родителями необходимости внеучебной работы. Есть такие родители, которые заявляют: «Мой ребенок не пойдет в ваш музей, он ему не нужен», «Он не пойдет в поход, что это за прошлый век, если в поход нельзя являться на машине», «Мой ребенок не пойдет в библиотеку на лекцию, любую лекцию можно скачать в Интернете» и т. п.
Следует заметить, что многие молодые педагоги, являясь классными руководителями, отмечали положительные стороны этой деятельности и высоко оценивали свои умения: .дети, которые мне достались, оказались гиперактивные, заинтересованные не только в обучении, но и в активной внеучебной жизни. Это очень помогало для установления контакта с ними (кл. рук. 5-го класса, г. Верхняя Салда); ... дети были активны на уроках и с особым интересом участвовали в школьных мероприятиях (кл. рук. 5-го класса, г. Серов); ... организация внеучебной работы сложностей не вызывала, поскольку у меня за спиной был опыт организации и проведения интеллектуальных игр для школьников и студентов, в том числе и всероссийских синхронных турниров. Такие игры, как «Своя игра», «Что? Где ? Когда?» и «Брейн-ринг», в качестве форм организации досуга позволяют не только развлекать и занимать детей, но и решать ряд воспитательных и образовательных задач, например, формировать или сплачивать коллектив, закреплять учебный материал, расширять кругозор, развивать логическое мышление и многое другое. Важно отметить, что со временем мои ученики сами стали организовывать и проводить интеллектуальные игры, готовить пакеты вопросов, выступать в качестве ведущих, что свидетельствует не только об интересе детей к данному виду деятельности, но и о том, что он в какой-то степени способствует формированию организаторских навыков. Таким образом, при организации внеклассной работы мне очень помогло собственное хобби (кл. рук. 9-го класса, г. Нижний Тагил).
Некоторые проблемы оказались актуальны и для молодых учителей, работающих в сельских школах:
1) .свозить детей в областной центр - огромная проблема. Нужно оформить столько согласований и собрать столько бумаг, что просто опускаются руки; ... выезд обучающихся на экскурсии затруднителен, все упирается в бумажную волокиту, разрешения соответствующих инстанций (ГИБДД) и т. д.;
2) ... основная проблема связана с финансовой стороной, родители не в состоянии оплачивать поездки, так как основной контингент - неполные семьи, малообеспеченные, дети опекунов, неблагополучные семьи. Обучающиеся живут в микросоциуме (в рамках своего поселка), не имеют представлений о культурных ценностях окружающего их мира;
3) .из-за нежелания школьников сложности возникают при проведении внеклассных мероприятий в рамках предметных недель, при подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам разного уровня по предмету;
4) . почти каждую неделю приходится в план своей воспитательной работы вносить корректировки. Так, к примеру, экскурсию в музей для старшеклассников я должна заменить «Праздником молока» или «Праздником чистой воды». Нужно не просто провести этот праздник в указанный срок, а еще предоставить фотоотчет. Думаю, что для старшеклассников более познавательным было бы посещение музея, нежели этот праздник, пусть проведенный даже на очень высоком педагогическом уровне. То же самое приходится делать и с общешкольным планом воспитательной работы.
В целом наличие проблем в начальный период своей работы магистранты педагогического образования оценивают как фактор своего профессионального развития. Большую помощь в успешности прохождения профессиональной адаптации им оказывают администрация школ, коллеги, наставники. Большая часть опрошенных положительно характеризуют отношения в коллективе, с учениками и их родителями. Профессиональные планы молодые педагоги связывают с продолжением работы в школе, с приобретением нового профессионального опыта.
Подводя итоги опроса молодых педагогов, можно сделать вывод, что выпускники педагогического вуза, получившие степень бакалавра педагогики, среди актуальных проблем профессиональной адаптации выделяют недостаточный уровень знаний в области инклюзивного образования, специальной психологии и коррекционной педагогики; в области методики преподавания своего предмета, в том числе детей-инофонов; в области теории и психологии воспитания и обучения при работе с детьми с низким уровнем учебной мотивации. Период вхождения выпускника педагогического вуза в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет его профессиональная адаптация, будет зависеть, останется ли он работать в образовательной организации или будет искать себя в другой сфере.
Список литературы
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. стер. М.: Академия, 2009. 240 с.
2. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. вузов. М.: Просвещение, 1990. 139 с.
3. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник НГПУ. 2017. № 5. С. 25-36. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2525 (дата обращения: 12.08.2018). DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02
4. Кондратьева С. В. Социально-перцептивная регуляция педагогической деятельности и общения // Мир психологии. 1996. № 3. С. 46-51.
5. Кузьмина Н. В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования // Известия РАО. 2000. № 1. С. 19-32.
6. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
7. Митина Л. M. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
8. Feiman-Nemser S., Norman P. J. Teacher education: From initial preparation to continuing professional development // Moon B., Ben-Peretz M., Brown S. A. Routledge International Companion to Education. London: Routledge, 2000. P. 732-755.
9. Torres R. M. Without the reform of teacher education there will be no reform in education // Prospects. 1996. Vol. XXVI, № 3. P. 447-467.
10. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 84-90. DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-84-90.
11. Иванова Н. Л., Попова Е. П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184-206. URL: https://vo.hse.ru/2017--1/204280286.html (дата обращения: 15.08.2018).
12. Мешкова И. В. Способность самоуправления как диагностический критерий личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 16-21.
13. Скоробагатова О. О. Профессионализм учителей и качество знаний учащихся - необходимое условие становления модернизированной школы: фестиваль педагогических идей. URL: http://festival.1september.ru/articles/313415/ (дата обращения: 20.08.2018).
14. Айгунова О. А., Саликова Э. М. В., Мкртчян В. А. Метод опроса «360 градусов» в оценке профессиональной деятельности учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 5 (194). С. 232-241. DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-232-242.
Прохорова Ирина Константиновна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (ул. Красногвардейская, 57, Нижний Тагил, Россия, 622031). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.09.2018.
DOI 10.23951/2307-6127-2019-1-130-138
ACTUAL PROBLEMS OF YOUNG PEDAGOGUES' PROFESSIONAL ADAPTATION
I. K. Prokhorova
Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Vocational and Pedagogical
University, Nizhny Tagil, Russian Federation
The relevance of the study is determined by the new requirements for the personality of the teacher in the context of school and higher education reforms. The period of entry of a graduate of a pedagogical university into a profession is marked by tension, importance for his personal and professional development. Depending on the results of the process of professional adaptation it will be clear whether he remains working in the educational organization or looks for himself in another field. The psychological stages of professional adaptation in the professional development of the personality are revealed, the stages of the professional development of the teacher are considered. The aim of the study is to identify the problems in the work of young teachers that they encounter during the period of professional adaptation. The analysis of the problems connected with carrying out of lessons and organizing extracurricular activities in urban and rural schools is presented. It is concluded that graduates of a bachelor's program at a pedagogical university consider themselves the least prepared for teaching children with low educational motivation, children-inophones, children with disabilities, who are trained in the same class as children who do not have health restrictions. The results of the research can be used by young teachers, psychologists, teachers of pedagogical universities to improve the process of professional training of school teachers.
Key words: young teachers, problems of professional adaptation of teachers in school, problems of teaching children-inophones, problems of teaching children with disabilities
References
1. Zeyer E. F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. 3-e izd. ster. [Psychology of professional development: textbook for students of higher educational institutions. 3rd edition stereotyped]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 240 p. (in Russian).
2. Abdullina O. A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya: dlya ped. vuzov [General pedagogical training of teachers in the system of higher pedagogical education: for pedagogical]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1990. 139 p. (in Russian).
3. Dudina E. A. Nastavnichestvo kak osobyy vid pedagogicheskoy deyatel'nosti: sushchnostnyye kharakteristiki i struktura [Mentoring as an educational activity: essential characteristics and structure]. Vestnik NGPU - Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 5, рр. 25-36 (in Russian). URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2525 (accesssed 12 August 2018). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02.
4. Kondrat'yeva S. V. Sotsial'no-pertseptivnaya regulyatsiya pedagogicheskoy deyatel'nosti i obshcheniya [Socially-perceptual regulation of pedagogical activity and communication]. Mir psikhologii, 1996, no. 3, рр. 46-51 (in Russian).
5. Kuz'mina N. V. Akmeologicheskiy podkhod k povysheniyu kachestva podgotovki spetsialistov obrazovaniya [Akmeologichesky approach to. Improving the quality of training specialists in education]. Izvestiya RAO, 2000, no. 1, pp. 19-32.
6. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya [Psychology of the teacher's work: A book for the teacher]. Moscov, Prosveshcheniye Publ., 1993. 192 p. (in Russian).
7. Mitina L. M. Psikhologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Psychology of work and professional development of teachers: textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 320 p. (in Russian).
8. Feiman-Nemser S., Norman P. J. Teacher education: From initial preparation to continuing professional development. Moon B., Ben-Peretz M., Brown S.A. Routledge International Companion to Education. London, Routledge, 2000. P. 732-755.
9. Torres R. M. Without the reform of teacher education there will be no reform in education. Prospects, 1996, vol. XXVI, no. 3, рр. 447-467.
10. Kulikova T. A., Pronina N. A. Formirovaniye gotovnosti budushchego pedagoga k professional'noy deyatel'nosti [Formation of readiness of the Psychology of work and professional development of teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol. 3 (192), pp. 84-90. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-84-90 (in Russian).
11. Ivanova N. L. Professionaly i problema vnedreniya innovatsiy v vuze [Professionals and the problem of innovation in the university]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies, 2017, no. 1, pp. 184-206 (in Russian). URL: https://vo.hse.ru/2017--1/204280286.html (accessed 15 August 2018).
12. Meshkova I. V. Sposobnost' samoupravleniya kak diagnosticheskiy kriteriy lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov pedagogicheskogo vuza [Self-management ability as the diagnostics criterion of the personal-professional development of the pedagogical higher school students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 1 (154), pp. 16-21 (in Russian).
13. Skorobagatova O. O. Professionalizm uchiteley i kachestvo znaniy uchashchikhsya - neobkhodimoye usloviye stanovleniya modernizirovannoy shkoly: Festival' pedagogichekikh idey [The professionalism of teachers and the quality of students' knowledge is a prerequisite for the development of a modernized school: the Festival of Pedagogical Ideas]. URL: http:// festival.1september.ru/articles/313415/ (in Russian).
14. Aygunova O. A., Salikova E. M. V., Mkrtchyan V. A. Metod oprosa "360 gradusov" v otsenke professional'noy deyatel'nosti uchitelya [The survey method of "360 degrees" in assessment of the teacher's professional activities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol. 5 (194), pp. 232-241. DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-232-242 (in Russian).
Prokhorova I. K., Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Vocational and Pedagogical University (ul. Krasnogvardeyskaya, 57, Nizhny Tagil, Russian Federation, 622031). E-mail: [email protected]