Юридические науки
153
№ 218 (ред. от 25.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 02.04.2012. -№ 14. - Ст. 1627.
6. О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам: приказ Роспатента от 22.04.2003№ 56 (ред. от
29.11.2013) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 04.08.2003. - № 31.
7. О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: проект Федерального закона N 638178-6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=PRJ;n=129495.
8. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации: монография [Электронный ресурс] / И.А. Близнец, К.Ю. Бубнова, О.В. Видякина и др.; под ред. И.А. Близнеца, Л.А. Новоселовой. - М.: Проспект, 2015. - 120 с. - Режим доступа: http://www.con-sultant.ru.
9. Арабян М.С., Попова Е.В., Юдина А.А. Современные способы защиты и охраны интеллектуальной собственности (ИС): Россия и ВТО [Электронный ресурс] // Таможенное дело. - 2015. - № 1. - С. 3-7. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. https://arbitr.ru.
11. http://www.ksrf.ru.
12. http://www.rg.ru/2015/12/22/ivliev.html.
13. http://www.rupto.ru/.
14. http://tass.ru/opinions/interviews/2279608.
15. http://supcourt.ru/.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАБАЧНОЙ ОТРАСЛИ И ПУТИ ЕГО ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ
© Широков Е.О.*
Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Статья посвящена проблемам регулирования табачной отрасли. Затронуты вопросы технического регулирования табачной продукции на национальном уровне и в рамках Таможенного союза. Затрагиваются аспекты антимонопольного, таможенного и административного регулирования оборота табачных изделий.
Ключевые слова табак, Евразийский экономический союз, Таможенный союз, охрана здоровья.
Магистрант 2 года обучения ЮФ.
154
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Так называемая «антитабачная кампания» в России длится на протяжении последних трёх лет. В период с 2013 года Государственной Думой были приняты поправки, по меньшей мере, к трём Федеральным законам, регулирующим оборот, реализацию и потребление табачных изделий на территории Российской Федерации. Это Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и № 38-ФЗ «О рекламе». Регулирование этой отрасли коснулось и положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Все эти законы, по результатам изменений, создали базу основных запретов и мер, поле их регулирования расширяется за счет подзаконных актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Сейчас, когда основная часть мер уже принята и вступила в силу, оставшимся путем регулирования данной сферы остается повышение акциз на табачную продукцию. Так по словам Министра здравоохранения и социального развития России Вероники Скворцовой, «акцизы на табак растут в среднем на 10 процентов в год, но Россия не будет останавливаться на достигнутом и продолжит работу над более существенным ростом налогообложения табака».
Поправками к закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был введен запрет на курение в общественных местах - на вокзалах, стадионах, в школах и других учебных заведениях, самолетах и аэропортах, исчезла реклама сигарет в средствах массовой информации. Рестораны обязали отводить специальные места для курильщиков, оборудовав эти залы сильной вентиляцией. Однако, позже с лета 2014 года меры были ужесточены: введен тотальный запрет на курение в кафе и ресторанах, продажу табака в киосках, а в крупных магазинах запрещается выкладывать сигареты на открытых витринах. Купить табак можно только по прейскуранту и то, только в магазинах, площадь которых больше 50 квадратных метров.
Важным фактором в области регулирования оборота табачной продукции является Технический регламент на табачную продукцию, принятый Государственной Думой 22 декабря 2008 года. Технический регламент на табачную продукцию введён на территории России Федеральным законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», который регламентирует производство широкого спектра табачных изделий. Тех. регламент, заменивший существовавшие ранее ГОСТы, стал результатом присоединения России к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Основные изменения, прежде всего, касаются вида пачки с сигаретами. Надпись на лицевой стороне упаковки «Курение убивает» будет занимать не менее 30 % площади. Что же касается обратной стороны пачки, то там будут содержаться более конкретные предостережения. Кроме того, ужесточаются требования к содержанию смолы и никотина в сигаретах. Согласно новому закону они не должны пре-
Юридические науки
155
вышать 10/1 мг (ранее этот порог был на уровне 14/1,2 мг). При этом однозначно неурегулированным остается вопрос о размещении на пачках сигарет устрашающих картинок с изображением прокуренных легких курильщика или его гниющих зубов. Официально технический регламент не запрещает наносить эти картинки. Однако в тексте документа четко прописано, что при этом постоянной должна сохраняться величина предупредительной надписи. А это значит, что места под фото факты остается не так много.
Среди безусловных плюсов технического регламента на табачную продукцию заслуживает внимание определения важнейших понятий, применяемых при регулировании табачной сферы. Окончательно был поставлен вопрос о регулировании оборота такого товара как насвай. Регламентом установлены допустимые ингредиенты, которые могут быть использованы при производстве жевательного, сосательного табака, а также насвая, тем самым были устранены недочеты в области регулирования оборота наркотических и психотропных средств.
На данный момент вопрос регулирования оборота табачной продукции вынесен на обсуждение на уровень Евразийского экономического союза. В связи с учреждение Евразийского экономического союза и образования внутри него Таможенного Союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, к которому в последствие присоединилась Республика Армения, таможенное законодательство России было полностью заменено Таможенным кодексом Таможенного Союза и Федеральным законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В свою очередь, в компетенции Евразийской экономической комиссии также отнесена сфера технического регулирования отдельных видов продукции. Согласно приложению № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕврАзЭс), техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия Вводимые ею в действие технические регламенты заменяют собой соответствующие регламенты стран-участниц. Согласно законодательству ЕврАзЭс технический регламент Союза - документ, принятый Комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования. Таким образом, вскоре, а именно с ноября 2017 года регламент, разработанный в рамках ЕврАзЭс, полностью заменит собой соответствующие регламенты стран-участниц. Данная мера как видно способствует унификации регулирования в области перемещения табачной продукции на территории Таможенного Союза.
Тотальный запрет на курение вызывает стресс и дискомфорт у курильщиков и создает неудобства для некурящих. Это отчетливо заметно на при-
156
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
мере пассажирских авиаперевозок. Путешественникам приходится проводить в закрытых зонах аэропорта много часов. Особенно это касается транзитных пассажиров или тех рейсов, которые задерживают. В связи с этим фиксируется множественные нарушения. Так, например, курильщики позволяет себе нарушить законодательство, закурив в туалете, что нарушает право детей и некурящих на благоприятную окружающую среду. Данный пример, показывает неэффективность ограничительных мер, принятых в рамках табачного регулирования. Как известно, никотиновая зависимость -это болезнь, а долгое «воздержание» от курения может сказаться на психологическом состоянии курильщиков. Это лишний раз указывает на недочеты действующих мер государственного регулирования в табачной сфере.
Помимо прочего отрицательно по оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС) принятые меры сказываются и на сфере конкуренции. Не смотря на то, что в целях недопущении роста доли теневого рынка табака в связи с повышением акцизов на табачную продукцию, а также в целях предотвращения продажи табачной продукции несовершеннолетним требуется укрупнение розничной сети и улучшения качества государственного контроля продажи табака. Отдельные меры, принятые в сфере реализации табачной продукции, по мнению федеральных ведомств, всё ещё не эффективны.
Согласно мнению Руководителя ФАС Артемьева Игоря Юрьевича, крупные розничные сети выигрывают от принятия данного закона в любом случае поскольку способны приспособиться к изменениям законодательства легче, чем представители малого бизнеса. В эфире программы «Познер» он заявил: «я не ставлю под сомнение борьбу с пьянством и табакокурением, это безусловные приоритеты [...]. Но нельзя было бездумно принимать решение, не посчитав, можно ли без алкоголя и табака «вбелую» платить налоги и выживать хотя бы с копейкой прибыли, и закрыв в результате 600 тысяч компаний малого бизнеса в сфере торговли». Возврат табачных изделий в розничные сети, в первую очередь, поспособствует развитию малого бизнеса. В первую очередь, это положительно сказывается на предпринимателях, ведущих бизнес в районах крайнего севера, где в большинстве случаев возможна торговля разве что в помещениях небольшой площади. Возврат табачной продукции в розничную продажу в торговые места площадью менее 50 квадратных метров будет способствовать росту конкуренции и в целом отвечает антимонопольному регулированию.
Нами предлагается разрешить организацию мест, в которых было бы разрешено курение и курение табачных изделий, в том числе организацию заведений, в которых бы разрешалось курение (кальянные, ночные клубы и т.п.), при условии, что посещать данные заведения запрещается несовершеннолетним. В лицензировании и сертификации данная деятельность не нуждается. Полномочия по надзору за деятельностью таких заведений в общем порядке следует осуществлять органам прокуратуры и Роспотребнадзора в тех случаях, которые касаются нарушений антитабачного законодательства. В осталь-
Юридические науки
157
ных случаях, связанных с выявлением нарушений оборота и реализации табачных изделий такими заведениями, органы внутренних дел правомочны осуществлять преследование в соответствие с уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
Список литературы:
1. Решение № 53 Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.05.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alta.ru/show_ orders.php?action=view&filename=15kr0053 (дата обращения: 20.12.2015).
2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред.
05.05.2014) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
3. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // СЗ РФ. - 2006. - № 51.
4. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [Электронный ресурс]: федер. закон № 15-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/document/cons doc LAW 169770 / (дата обращения: 19.12.2015).
5. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 -ФЗ (ред. от
08.03.2015) // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
6. Галеев И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [Электронный ресурс]. - Деловой Двор. - 2013. - Режим доступа: www.base.garant.ru/58156326/#ixzz3b ETMGv8w.
7. www.rg.ru/2014/10/14/tabak.html (дата обращения: 20.12.2015).
ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
© Широков Е.О.*
Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
В данной статье рассматривается соотношение права на охрану здоровья человека и потребности курения. Приводится анализ политики России в отношении оборота табачной продукции на её территории. Анализу подвергаются также частные инициативы по дальнейшему регулирования потребления табака в Российской Федерации.
Ключевые слова: табак, охрана здоровья, государственное регулирование.
Магистрант 2 года обучения ЮФ.