Для цитирования: Соколова А.А., Цветкова Ю.С. Актуальные проблемы правового регулирования морских автономных судов и пути их решения в рамках ИМО // Океанский менеджмент. 2021. № 2(11). С. 19- 21.
Соколова А.А.
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права, бакалавр Научный руководитель: Цветкова Ю.С.
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Кафедра Международного и морского права, старший преподаватель
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКИХ АВТОНОМНЫХ СУДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РАМКАХ ИМО
Аннотация. Статья посвящена современной исследовательской деятельности в области беспилотного судостроения. Рассмотрены вопросы, касающиеся анализа актуальных проблем правового регулирования морских автономных аппаратов и пути решения в рамках ИМО.
Ключевые слова. Морское судоходство, морские автономные судна, беспилотное судоходство, правовое регулирование, пути решения, ИМО.
ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF AUTONOMOUS MARINE VESSELS AND WAYS TO SOLVE THEM WITHIN THE IMO
Abstract. The article is devoted to modern research activities in the field of unmanned shipbuilding. The issues related to the analysis of current problems of legal regulation of marine autonomous vehicles and solutions within the IMO are considered.
Keywords. Maritime navigation, marine autonomous vessels, unmanned navigation, legal regulation, solutions, IMO.
На сегодняшний день морское судоходство является одной из ключевых отраслей в экономической сфере деятельности. Технический прогресс в сфере разработки морских автономных аппаратов стремительно развивается. Современные изобретения играют важную роль в сфере влияния на мировую транспортную систему.
В соответствии п.3 Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 N 2031 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации» под автономным судном понимается «самоходное судно, используемое в целях торгового мореплавания, процессы управления которым частично или полностью могут осуществляться в автоматическом и дистанционном режиме без участия членов экипажа судна на борту» [1].
В 2019 году в Лондоне состоялась 101-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации (далее - ИМО), в рамках которой прошло обсуждение международно-правового регулирования морских автономных надводных судов в будущем. По итогам сессии было одобрено Временное руководство по испытаниям автономных судов [3].
Руководство включает в себя:
1. Введение основных целей и задач проведения испытаний автономных судов.
2. Оценка рисков в следствии эксплуатации автономных судов.
3. Определение квалификации экипажа, вовлеченного в испытания автономных судов.
4. Сотрудничество и обмен информации при проведении испытания автономных судов.
На данный момент международное право не предусматривает правового регулирования внедрения безэкипажных судов. Причины отсутствия правового регулирования автономных судов заключается в том, что на данном этапе проводятся эксперименты по эксплуатации беспилотных аппаратов. Однако считается необходимым уже сейчас ставить перед собой задачи по разработке законодательных документов, которые будут регулировать данный вид транспорта.
Установление правовых норм в эксплуатации автономного морского транспорта безусловно необходимо, так как эффективность судоходства проявляется лишь в том случае, если правила и стандарты согласованы, приняты и реализованы в первую очередь на международной основе.
Следует понимать, что важное значение в морском судоходстве играет роль человека. Капитан и экипаж судна непосредственно осуществляют управление судном при плавании. Экипаж корабля составляет высококвалифицированный персонал.
Технология внедрения автономных судов позволит осуществлять дистанционное управление с суши. Таким образом, возрастает необходимость в наличии правового регулирования особенных квалифицированных требований, предъявляемых к членам экипажа, которые будут непосредственно заниматься управлением данного судна.
Правовое регулирование в частности необходимо в связи с тем, что все государства стремятся урегулировать взаимоотношения и обеспечить сотрудничество в области морского и международного права. В этой связи ИМО является наиважнейшим международным органом, который занимается вопросами регулирования судоходства во всем мире.
Практические инструменты ИМО внедряют аспекты международного судоходства, включая обеспечение безопасности на море, проектирование судов, строительство, оборудование, комплектование экипажем, эффективную эксплуатацию судов и т.д.
Исходя из ст.1 Конвенция ИМО основными целями является ИМО является тесное сотрудничество государств-членов в области регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство, поощрение и содействие всеобщему принятию норм в эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря, а также обеспечения безопасности на море, обеспечение рассмотрения ИМО любых споров, возникающие в сфере судоходства и воздействия судоходства на морскую среду [2].
Исходя из всех вышесказанных положений предлагается в рамках ИМО осуществить данные мероприятия по обеспечению правового-регулирования деятельности автономных надводных судов:
1. Все технологически развитые страны, обладающие значительным морским флотом, оценивают перспективы перехода к автономным судам. Таким образом предлагается создать единый международно-правовой документ для всех стран, который будет регулировать вопросы эксплуатации автономного судоходства. Примером названия может послужить «Международная конвенция по регулированию морских автономных надводных судов».
2. В будущем мы можем так же говорить о подводных автоматизированных судах, военных автоматизированных судах. На данный момент развивается тенденция введения в строй беспилотных торговых судов. В рамках функции Юридического комитета считается целесообразным ввести конкретизированные понятие «морское автономное надводное судно», установить ответственность сторон в случае неисправности или поломки систематизированного процесса управления, определить уровень ответственности при столкновении судов, стоимость компенсации и возмещения ущерба, возникающие в ходе эксплуатации судов.
3. Расширить функции Комитета по безопасности на море ИМО в рамках регулирования автоматизированного судоходства. Комитет по безопасности на море в будущем должен осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение безопасности на море с учетом эксплуатации беспилотных судов. Так, например, Комитет по безопасности на море может на международном уровне разработать мероприятия по противодействию незаконных актов, направленных против безопасности морского судоходства. Считается немаловажным установить в рамках деятельности ИМО общий порядок прохождения автоматизированными судами пограничных и таможенных пунктов.
4. Наделить Комитет по техническому сотрудничеству ИМО компетенциями по разработке и испытаниям автономных судов. Комитет играет важнейшую роль в предоставлении технической поддержки для эффективного применения инструментов ИМО на национальном уровне.
5. Одним из важных и открытых вопросов остаётся проблема с киберугрозой на борту судна. Киберугроза - это совокупность условий, создающих опасность нарушения информационной безопасности. Так как беспилотники управляются с помощью компьютерных систем, то киберпреступники могут попытаться перехватить управление транспортом. Таким образом, предлагается расширить полномочия Подкомитета по судовым системам и оборудованию ИМО и определить перечень международных
требований к автоматизированным судам с целью контроля наступательных киберпреступлений.
6. В будущем предлагается разработать не только международно-правовой документ, регулирующий автономное судоходство, но и обеспечить нормативно-правовое регулирование эксплуатации данных судов на национальном уровне. С учетом этого предлагается разработать в рамках ИМО рекомендации по эффективному эксплуатированию беспилотных судов.
Данные предложения позволят государствам, внедряющим автономное судоходство на правовой международной основе обеспечить безопасность торгового мореплавания, осуществлять всесторонний контроль за деятельностью морского транспорта, снизить уровень преступности на море, установить ответственность сторон при столкновении судов и т.д.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что внедрение в эксплуатацию беспилотного судоходства с каждым годом развивается и совершенствуется [4]. Беспилотное судоходство позволит не только поднять экономику стран на новый уровень, но и решить основную проблему, связанную с безопасностью судовождения - уменьшить риск возникновения человеческого фактора при столкновении судов.
Пристатейный библиографический список:
1. Постановление Правительства РФ от 05.12.2020 N 2031 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации»
2. Конвенция о международной морской организации от 6 марта 1948 г. (в редакции от 10 ноября 1984 г.)
3. ПортНьюс. Комитет по безопасности на море ИМО одобрил новые требования к швартовным операциям. URL: https://portnews.ru/news/278783/
4. Морские Вести. К чему приведет беспилотное судоходство? URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1692/81230/
Для цитирования: Щербинин Н.В. Внутрипортовое экспедирование контейнерных грузов // Океанский менеджмент. 2021. № 2(11). С. 21-27.
Щербинин Н.В.
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права, бакалавр
ВНУТРИПОРТОВОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОВ
Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие внутрипортового экспедирования как при экспортных грузопотоках, так и при импортных. Автор рассматривает документооборот и ключевое программное обеспечение в этом сегменте транспортно-экспедиторской деятельности. Был разработан алгоритм действий для организации транспортных процессов в морском порту как при отправке контейнера, так и при его получении у морской контейнерной линии. Приведены особенности внутрипортового экспедирования на контейнерных терминалах Большого порта Санкт-Петербург.
Ключевые слова. Экспедирование, ISO-контейнер, контейнерный терминал, таможенное оформление, контейнерная линия, терминальная система.
INTRA-PORT FORWARDING OF CONTAINER CARGO
Abstract. The article says the nature of intra-port forwarding for both export and import cargo flows. The author considers the document management and key software in this sphere of freight forwarding business. An algorithm for arrangement of transport processes in the seaport in case sending the container or obtaining it from the sea container line. The features of intra-port forwarding at container terminals of the Big Port of St. Petersburg are given. Keywords. Forwarding service, ISO-container, container terminal, customs clearance, container line, terminal system.
Внутрипортовое экспедирование - это неотъемлемая часть транспортной экспедиции при морской перевозке контейнерных грузов. В Санкт-Петербурге