актуальные проблемы правового регулирования конкурса на замещение должности государственной гражданской службы российской федерации и пути их решения: обзор «круглого стола»*
В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 2611 (далее — Федеральная программа), справедливо отмечалось, что «...практическая деятельность структурных подразделений государственных органов, осуществляющих функции, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации о государственной службе, недостаточно скоординирована» (абз. 3 п. 11).
К сожалению, и состояние законодательства о государственной гражданской службе таково, что его толкование правоприменителями различно. В отдельных государственных органах можно столкнуться с разным подходом к применению одних и тех же правовых норм. Поэтому в Федеральной программе была предусмотрена такая мера, как создание единой системы научно-методического обеспечения и оказания консультативной помощи по вопросам государственной службы (подп. «д» п. 12). Работа прошедшего «круглого стола» и последующих (проведение которых планируется), полагаем, может быть встроена в данную систему.
В Федеральной программе подчеркивалась необходимость развития системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих (абз. 3 п. 13), совершенствования научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения дополнительного профессионального образования государственных служащих (подп. «и» п. 14), включения в программы государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих изучения правовых аспектов управленческой деятельности (подп. «е» п. 16), оптимизации процедуры участия независимых экспертов в работе конкурсных комиссий (подп. «е» п. 12). Мы думаем, что требуется координация данной деятельности, поскольку преподаватели, научные работники, независимые эксперты могут по-разному толковать одни и те же правовые нормы. Материалы «круглых столов» могут быть использованы при преподавании соответствующих тем в процессе профессиональной подготовки кадров для государственной гражданской службы (прежде всего магистрантов с учетом особенностей их образования), дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также при организации и проведении конкурсов.
Сказанное требует решения одной из основных задач Федеральной программы — совершенствования правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации (подп. «б» п. 3). На наш взгляд, это относится и к правовой основе организации и проведения конкурса. Полагаем, что ее развитие должно осуществляться по следующим направлениям: совершенствование терминологии, восполнение пробелов, преодоление правовых коллизий, а также анализ эффективности правовых норм, устанавливающих особенности регулирования труда гражданских служащих (граждан) — участников конкурса — в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ч. 7 ст. 11).
* Обзор подготовлен Ивановой Светланой Анатольевной, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры социального права, государственной и муниципальной службы Уральского государственного юридического университета, членом конкурсных комиссий — представителем УрГЮУ, независимым экспертом (Екатеринбург). E-mail: [email protected]. 1 СЗ РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.
54
Актуальные проблемы правового регулирования.
Срок действия Федеральной программы истек, однако обозначенные положения актуальны, на наш взгляд, и в настоящее время, поэтому работа по указанным направлениям должна быть продолжена.
В современном мире важны не только нормотворчество, но и обеспечение проведения мониторинга правоприменения, в том числе применения нормативных правовых актов о государственной гражданской службе (подп. «в» п. 12 Федеральной программы). Согласно Положению «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», утвержденному Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 6571, основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы РФ (п. 3), а значит, и совершенствование законодательства о государственной гражданской службе, в частности правовых норм, регулирующих организацию и проведение конкурса.
В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в РФ мониторинг могут проводить не только федеральные государственные органы (Министерство юстиции РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и др.), но и государственные органы субъектов РФ: они могут осуществлять мониторинг по собственной инициативе (абз. 3 п. 4).
С учетом сказанного 19 февраля 2014 г. в УрГЮА прошел «круглый стол» «Актуальные проблемы правового регулирования конкурса на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации и пути их решения». Его целью было совместное обсуждение практиками (представителями некоторых государственных органов) и преподавателями кафедры социального права, государственной и муниципальной службы УрГЮА (в том числе членами конкурсных комиссий — представителями УрГЮА, независимыми экспертами), магистрантами кафедры актуальных проблем практики применения правовых норм, связанных с организацией и проведением конкурса на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, с целью их систематизации, анализа и выработки рекомендаций по совершенствованию правовых норм и их применения.
Данный «круглый стол» стал продолжением «круглого стола» «Проблемы совершенствования законодательства России и зарубежных стран о государственной и муниципальной службе» (26—27 мая 2011 г.)2.
Организаторами «круглого стола» 2014 г. выступили Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области и кафедра социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии.
Координаторами «круглого стола» стали Л. В. Завьялова и С. А. Иванова.
Среди участников «круглого стола» были представители:
Министерства труда и социальной защиты РФ (отдел реформирования и развития государственной службы Департамента развития государственной службы): Черникова Елена Александровна, заместитель начальника отдела; Якунькина Анна Юрьевна, главный специалист-эксперт;
Министерства юстиции РФ: Завьялова Лариса Валерьевна, заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области; Гирин Игорь Петрович, начальник отдела государственной службы и кадров; Маркова Анастасия Александровна, главный специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров;
Федерального арбитражного суда Уральского округа: Минеева Евгения Викторовна, главный специалист отдела кадров и государственной службы;
1 СЗ РФ. 2011. № 21. Ст. 2930. □
2 Обзор материалов «круглого стола», а также статьи его участников были опубликованы в Электронном О. приложении к «Российскому юридическому журналу» (2013. № 2—4). X
Арбитражного суда Свердловской области: Строганов Александр Николаевич, начальник отдела обобщения судебной практики; Брагина Мария Петровна, ведущий специалист отдела кадров и государственной службы;
Свердловского областного суда: Клевакина Наталия Николаевна, заместитель начальника отдела кадров и государственной службы;
Управления Судебного департамента в Свердловской области: Логачева Елена Владимировна, главный специалист отдела государственной службы и кадрового обеспечения, магистрант кафедры социального права, государственной и муниципальной службы УрГЮА;
Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области: Нарута Оксана Михайловна, начальник отдела государственной службы и кадров;
Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области: Ставникова Наталья Алексеевна, главный специалист-эксперт отдела кадров;
Территориального управления Росимущества в Свердловской области: Леушина Галина Ивановна, заместитель начальника отдела государственной службы и информационной деятельности;
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: Бутина Светлана Михайловна, начальник отдела государственной службы и кадров;
Уральского регионального центра МЧС России: Кулакова Ольга Петровна, заместитель начальника Управления — начальник отдела подбора и расстановки кадров Управления кадров;
Главного управления МЧС России по Свердловской области: Маркова Светлана Алексеевна, главный специалист отдела кадров Управления кадров;
Департамента кадровой политики Губернатора Свердловской области: Хазова Елена Владимировна, начальник управления государственной и муниципальной службы и работы с кадровым резервом; Говдиш Мария Наврузовна, начальник управления профилактики коррупционных и иных правонарушений; Мельникова Евгения Владимировна, заместитель начальника управления кадровой работы;
кафедры социального права, государственной и муниципальной службы УрГЮА: Шайхатдинов Владимир Шамильевич, заведующий кафедрой, доктор юридических наук, профессор; Григорьев Иван Владимирович, координатор по учебно-методической работе, кандидат юридических наук, доцент; Иванова Светлана Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент; Кузеванов Александр Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент; Плешакова Инна Николаевна, старший преподаватель; Дианова Ирина Васильевна, старший лаборант, магистрант.
С приветствием к участниками «круглого стола» обратились Л. В. Завьялова и В. Ш. Шайхатдинов.
Научные доклады представили: В. Ш. Шайхатдинов («Актуальные проблемы правового регулирования публичной службы»); С. А. Иванова («Актуальные вопросы применения правовых норм, регулирующих организацию и проведение конкурса на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации»). По правовым проблемам выступили также И. П. Гирин, А. Н. Строганов и др.
В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»1 говорится о необходимости внедрения новых принципов кадровой политики в системе гражданской службы, предусматривающих в том числе «создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы, включая проведение дистанционных экзаменов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий и формирование
СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.
56
Актуальные проблемы правового регулирования..,
единой базы вакансий...» (абз. 2 подп. «р» п. 2). Поэтому предметом обсуждения на «круглом столе» были не только правовые проблемы, но и вопросы организации конкурса и применения современных технологий оценки кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы РФ, а также использования возможностей федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» при организации и проведении конкурса. По данным вопросам выступали А. Ю. Якунькина и Е. А. Черникова.
По результатам «круглого стола» его участники приняли рекомендации, в соответствии с которыми по решению ректора УрГЮА, доктора юридических наук, профессора В. А. Бублика и и. о. руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области П. В. Павина работа «круглого стола» будет в дальнейшем осуществляться на постоянной основе, его материалы будут использованы на научно-практической конференции, проведение которой планируется в ноябре 2014 г., и представлены в Администрацию Президента РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Генеральную прокуратуру РФ, Департамент кадровой политики Губернатора Свердловской области.
Мы надеемся на продолжение сотрудничества, прежде всего с представителями территориальных органов федеральных государственных органов, а также государственных органов субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа.
Предлагаем участникам «круглого стола», а также всем заинтересованным лицам принять участие (в заочной форме) в дальнейшей работе «круглого стола». Свои выступления, пожелания, предложения можно выслать по электронной почте на кафедру социального права, государственной и муниципальной службы УрГЮУ1 (e-mail: spgms@ mail.ru).
Выступления участников «круглого стола» планируется опубликовать в последующих выпусках Электронного приложения к «Российскому юридическому журналу», а научный комментарий С. А. Ивановой по проблемам, которые были предметом обсуждения на «круглом столе», — в «Российском юридическом журнале» (2014. № 4).
Библиография
Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.
Положение «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»: утв. Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 // СЗ РФ. 2011. № 21. Ст. 2930.
Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)»: утв. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 // СЗ РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.
Электрон. прил. к «Рос. юрид. журн.». 2013. № 2—4.
1 В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 396 «О федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования „Уральская государственная юридическая академия"» Уральская государственная юридическая академия переименована в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет».