Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ '

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Транспортное право / инновационный транспорт / высокоавтоматизированные транспортные средства / безопасность / transport law / innovative transport / highly automated vehicles / security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землин Александр Игоревич, Матвеева Мария Андреевна, Гоц Евгения Валентиновна

Статья представляет результаты исследования актуальных проблем правового обеспечения допуска и безопасного использования как в экспериментальном, так и в общем режиме эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Целью подготовки статьи стало доведение до сведения научной общественности результатов осмысления новой для российского транспортного права проблемы, связанной со сломом парадигмальных подходов к построению системы обеспечения безопасности и организации дорожного движения на автомобильных дорогах, сформулированных авторами предложений по совершенствованию системы правового регулирования в принципиально новых условиях, легализация которых позволит минимизировать риски эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. В соответствии с поставленной целью решены частные исследовательские задачи. Так, на основе применения методик историко-правового анализа обосновывается вывод о том, что появление новых видов транспорта, как правило, осознается как вызов праву со значительным опозданием, в результате чего отсутствие правовой основы традиционно выступает сдерживающим фактором для его внедрения, а легализация норм, регулирующих отношения с его участием, имеет запаздывающий и стохастический характер. Применение инструментария сравнительно-правового анализа позволило сделать вывод о том, что указанная ранее тенденция характерна для всех без исключения развитых стран. Однако, в КНР, США и ЕС понимание острой необходимости урегулирования с использованием средств как публичного, так и частного права вопросов, связанных с переходом на общий режим эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, не предусматривающих наличия водителя, произошло ранее, чем в Российской Федерации, законодательство которой носит до настоящего времени экспериментальный характер. Формально-догматический анализ действующего российского законодательства и проектов нормативных правовых актов дал основание авторам сделать вывод о бессистемном и не основанном на законах формальной логики правовом регулировании исследуемых отношений. Изложенное позволило сделать обоснованное умозаключение о необходимости принятия срочных мер к устранению выявленных пробелов в законодательстве, поскольку дальнейшее сохранение имеющегося в настоящее время состояния дел может повлечь за собой неустранимое отставание Российской Федерации от высокоразвитых иностранных государств в области эксплуатации и безопасного использования высокоавтоматизированных транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Землин Александр Игоревич, Матвеева Мария Андреевна, Гоц Евгения Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of legal support for the operation of highly automated vehicles

The article presents the results of a study of topical issues of legal support for the admission and safe use of highly automated vehicles both in the experimental and in the general mode of operation. The purpose of preparing the article was to bring to the attention of the scientific community the results of understanding a new problem for Russian transport law related to the breakdown of paradigmatic approaches to building a system for ensuring safety and organizing traffic on roads, formulated by the authors of proposals for improving the system of legal regulation in fundamentally new conditions, legalization which will minimize the risks of operating highly automated vehicles on public roads. In accordance with the goal set, private research tasks have been solved. Thus, based on the application of methods of historical and legal analysis, the conclusion is substantiated that the emergence of new modes of transport, as a rule, is perceived as a challenge to the law with a significant delay, as a result of which the lack of a legal framework traditionally acts as a deterrent to its implementation, and the legalization of norms, regulating relations with its participation, has a lagging and stochastic character. The use of comparative legal analysis tools led to the conclusion that the previously indicated trend is typical for all developed countries without exception. However, in the PRC, the USA and the EU, the understanding of the urgent need to resolve, using the means of both public and private law, issues related to the transition to the general mode of operation of highly automated vehicles that do not provide for the presence of a driver, occurred earlier than in the Russian Federation, whose legislation is still experimental. A formal dogmatic analysis of the current Russian legislation and draft regulatory legal acts gave the authors reason to conclude that the legal regulation of the relations under study is unsystematic and not based on the laws of formal logic. The foregoing made it possible to make a reasonable conclusion about the need to take urgent measures to eliminate the identified gaps in the legislation, since the further preservation of the current state of affairs may entail the inevitable lag of the Russian Federation from highly developed foreign states in the field of operation and safe use of highly automated vehicles.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_187 УДК 342.95

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Actual problems of legal support for the operation of highly automated vehicles

ЗЕМЛИН Александр Игоревич,

доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации, эксперт Научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», научный руководитель направления «Транспортная безопасность»

Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук.

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», Научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте,

Вышеславцев 2-й пер, д. 17, г. Москва, 127018, Российская Федерация.

ORCID ID 0000-0001-8988-8517

SPIN-код: 1741-0737

Author ID: 326650

Researcher ID: T-1126-2018

Scopus Author ID: 57208147055

E-mail: zemlin.aldr@yandex.ru;

МАТВЕЕВА Мария Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта».

ул. Образцова, дом 9, стр. 9, ГСП-4, г. Москва, 127994, Российская Федерация.

ORCID ID 0000-0002-3297-4833

SPIN-код: 9522-1595

AuthorID: 793762

ResearcherID: S-2705-2018

Scopus Author ID: 57211385696

E-mail: matveeva1987@mail.ru;

ГОЦ Евгения Валентиновна,

старший преподаватель кафедры «Транспортное право»

Юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»,

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта».

ул. Образцова, дом 9, стр. 9, ГСП-4, г. Москва, 127994, Российская Федерация.

ORCID ID 0000-0001-7623-6798

SPIN code: 1349-1967

Author ID: 784499

E-mail: evgeniya.goc@mail.ru;

Zemlin Alexander I.,

Doctor of Law, Candidate of Philosophical Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation,

Expert of the Research Center for Expertise in Transport of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport", Scientific Supervisor of the "Transport Security"

Department of the Research and Expert Council of the Research Center security problems of the Russian Academy of Sciences.

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport",

Research Center for Expertise in Transport.

Vysheslavtsev 2nd lane, 17, Moscow, 127018, Russian Federation.

ORCID ID 0000-0001-8988-8517

SPIN-код: 1741-0737

Author ID: 326650

Researcher ID: T-1126-2018

Scopus Author ID: 57208147055

E-mail: zemlin.aldr@yandex.ru;

Matveeva Maria A.,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Transport Law of the Law Institute

of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport"

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport",

st. Obraztsova, house 9, building 9, GSP-4, Moscow, 127994, Russian Federation.

ORCID ID 0000-0002-3297-4833

SPIN-код: 9522-1595

AuthorID: 793762

ResearcherID: S-2705-2018

Scopus Author ID: 57211385696

E-mail: matveeva1987@mail.ru;

Gots Evgeniia V.,

Senior Lecturer, Department of Transport Law, Law Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport "

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport ".

st. Obraztsova, house 9, building 9, GSP-4, Moscow, 127994, Russian Federation.

ORCID ID 0000-0001-7623-6798

SPIN code: 1349-1967

Author ID: 784499

E-mail: evgeniya.goc@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-2820334 «Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе», https://rscf.ru/project/22-28-20334/

Краткая аннотация: Статья представляет результаты исследования актуальных проблем правового обеспечения допуска и безопасного использования как в экспериментальном, так и в общем режиме эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Целью подготовки статьи стало доведение до сведения научной общественности результатов осмысления новой для российского транспортного права проблемы, связанной со сломом парадигмальных подходов к построению системы обеспечения безопасности и организации дорожного движения на автомобильных дорогах, сформулированных авторами предложений по совершенствованию системы правового регулирования в принципиально новых условиях, легализация которых позволит минимизировать риски эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. В соответствии с поставленной целью решены частные исследовательские задачи. Так, на основе применения методик историко-правового анализа обосновывается вывод о том, что появление новых видов транспорта, как правило, осознается как вызов праву со значительным опозданием, в результате чего отсутствие правовой основы традиционно выступает сдерживающим фактором для его внедрения, а легализация норм, регулирующих отношения с его участием, имеет запаздывающий и стохастический характер. Применение инструментария сравнительно-правового анализа позволило сделать вывод о том, что указанная ранее тенденция характерна для всех без исключения развитых стран. Однако, в КНР, США и ЕС понимание острой необходимости урегулирования с использованием средств как публичного, так и частного права вопросов, связанных с переходом на общий режим эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, не предусматривающих наличия водителя, произошло ранее, чем в Российской Федерации, законодательство которой носит до настоящего времени экспериментальный характер. Формально-догматический анализ действующего российского законодательства и проектов нормативных правовых актов дал основание авторам сделать вывод о бессистемном и не основанном на законах формальной логики правовом регулировании исследуемых отношений. Изложенное позволило сделать обоснованное умозаключение о необходимости принятия срочных мер к устранению выявленных пробелов в законодательстве, поскольку дальнейшее сохранение имеющегося в настоящее время состояния дел может повлечь за собой неустранимое отставание Российской Федерации от высокоразвитых иностранных государств в области эксплуатации и безопасного использования высокоавтоматизированных транспортных средств.

Abstract. The article presents the results of a study of topical issues of legal support for the admission and safe use of highly automated vehicles both in the experimental and in the general mode of operation. The purpose of preparing the article was to bring to the attention of the scientific community the results of understanding a new problem for Russian transport law related to the breakdown of paradigmatic approaches to building a system for ensuring safety and organizing traffic on roads, formulated by the authors of proposals for improving the system of legal regulation in fundamentally new conditions, legalization which will minimize the risks of operating highly automated vehicles on public roads. In accordance with the goal set, private research tasks have been solved. Thus, based on the application of methods of historical and legal analysis, the conclusion is substantiated that the emergence of new modes of transport, as a rule, is perceived as a challenge to the law with a significant delay, as a result of which the lack of a legal framework traditionally acts as a deterrent to its implementation, and the legalization of norms, regulating relations with its participation, has a lagging and stochastic character. The use of comparative legal analysis tools led to the conclusion that the previously indicated trend is typical for all developed countries without exception. However, in the PRC, the USA and the EU, the understanding of the urgent need to resolve, using the means of both public and private law, issues related to the transition to the general mode of operation of highly automated vehicles that do not provide for the presence of a driver, occurred earlier than in the Russian Federation, whose legislation is still experimental. A formal dogmatic analysis of the current Russian legislation and draft regulatory legal acts gave the authors reason to conclude that the legal regulation of the relations under study is unsystematic and not based on the laws of formal logic. The foregoing made it possible to make a reasonable conclusion about the need to take urgent measures to eliminate the identified gaps in the legislation, since the further preservation of the current state of affairs may entail the inevitable lag of the Russian Federation from highly developed foreign states in the field of operation and safe use of highly automated vehicles.

Ключевые слова: Транспортное право, инновационный транспорт, высокоавтоматизированные транспортные средства, безопасность.

Keywords: transport law, innovative transport, highly automated vehicles, security.

Для цитирования: Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В. Актуальные проблемы правового обеспечения эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 187-190. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_187.

For citation: Zemlin A.I., Matveeva M.A., Gots E.V. Actual problems of legal support for the operation of highly automated vehicles // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 187-190. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_187.

Статья поступила в редакцию: 30.07.2023

Неоднократно в работах представителей транспортно-правовой науки обосновано, что разработка и все более широкое использование автоматизированной системы вождения, ввод в эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств преследует своей целью, в первую очередь, решение целого комплекса таких значимых для современной экономики задач, как снижение транспортных расходов за счет сокращения фонда оплаты труда водителей и сопутствующих расходов, оптимизация затрат на содержание, амортизацию, ремонт и страхование транспортных средств, экономия топлива за счет автоматической манеры вождения1.

Исторический опыт свидетельствует о том, что понимание значимости правового урегулирования отношений, возникающих в связи с внедрением инновационных технологий, осознается только после возникновения в процессе реализации инновационных решений неразрешимых проблем2. Только после этого возникает понимание необходимости неотложного урегулирования законодательным образом порядка и правил использования новых видов транспорта3, а также подготовки квалифицированных кадров, обладающих необходимым и достаточным уровнем профессиональной правовой культуры4.

Поскольку появление и все более широкое внедрение высокоавтоматизированных транспортных средств, включающих в свой состав

1 Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Актуальные проблемы правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием высокоавтоматизированных автомобилей: монография. Москва: КноРус. 2022. С. 18.

2 Землин А.И. Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 12. С. 58-69. EDN: BSMKWA

Петров, Ю.И. Зарождение системы управления путями сообщения и транспортного законодательства России в IX - XVIII веках // Ю.И. Петров, А.И. Землин, О.М. Земли-на. // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 260-277. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277. EDN: КВ1_АСО

4 Землин, А. И. Опыт правового регулирования и организации обучения и преподавания в Императорском московском инженерном училище: 1896—1913 / А. И. Землин, Ю. И. Петров // Вестник архивиста. 2021. № 1. С. 248—258. DOI: 10.28995/2073-0101 -2021 -1 -248-258 EDN: DGBXYE

беспилотные автомобили, представляет, как свидетельствует практика, еще неосознанный до конца разработчиками и реализаторами внедренческих процедур вызов традиционной системе управления дорожным движением, основанной на принципе постоянного контроля водителя за дорожной обстановкой и, соответственно, его ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности, постольку активно и регулярно предпринимаемые попытки нормативно урегулировать возникающие отношения, не имея научной проработки, имеют бессистемный характер и не влекут за собой должного решения вопроса1.

Результаты сравнительно-правового анализа опыта КНР свидетельствуют об осознании особой важности решения вопросов правового регулирования отношений, связанных с внедрением высокоавтоматизированных транспортных средств, включающих в свой состав беспилотные автомобили. Если еще два года назад законодательство КНР полностью исключало саму возможность испытаний автономных транспортных средств на скоростных автомагистралях, то уже к началу 2021 года для тестирования интеллектуальных подключенных транспортных средств было открыто 2 тыс. км. дорог общего пользования, а с 1 августа 2022 года вступило в силу Положение об управлении интеллектуальными и подключенными транспортными средствами в Шэньчжэньской особой экономической зоне (КНР), в соответствии с которым вводится постоянное регулирование для высокоавтоматизированных автомобилей с водителем за рулем, а также разрешается использование полностью автоматизированных автомобилей в специально отведенных зонах2.

В США и ЕС начало 2022 года также активизирована нормотворческая деятельность по обеспечению скорейшего перехода от стадии экспериментального регулирования к этапу ограниченного введения всеобщего регулирования в области высокоавтоматизированных транспортных средств. Так, 11 марта 2022 года Национальная администрация безопасности дорожного движения США пересмотрела требование Федеральных стандартов безопасности транспортных средств об обязательном присутствии руля в конструкции автомобиля, таким образом устранив ключевое регуляторное препятствие для внедрения полностью автономных автомобилей3. С 6 июля 2022 года в ЕС начал действовать Регламент (ЕС) Европейского Парламента и Совета 2019/2144 о требованиях к безопасности транспортных средств4, в котором, среди прочего, выдвигаются базовые требования к безопасности высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных автомобилей (ст. 11).

Внедрение высокоавтоматизированных автомобилей в транспортный комплекс страны ставит перед правом как общественным регулятором ряд серьезных вызовов5.

При этом результаты исследования проблем, связанных с обеспечением возможности более широкого, эффективного и безопасного использования беспилотных автомобилей, приводят к выводу о том, что на данный момент можно выделить две группы барьеров организационного и правового характера, препятствующих внедрению и безопасному использованию технологий беспилотного вождения. К первой группе относятся пробелы в административном регулировании, среди которых выделяются отсутствие специальных требований безопасности и соответствующих методов оценки соответствия высокоавтоматизированных автомобилей, требований к «умной» инфраструктуре и сетевому взаимодействию автомобилей6.

Ко второй группе проблем относятся коллизии гражданско-правового характера, в первую очередь, связанные с правовой неопределенностью в отношении ответственности за причинение вреда высокоавтоматизированными автомобилями. В ракурсе применения мер гражданско-правовой ответственности важно заметить, что с появлением систем автоматического вождения кардинальным образом меняются причины причинения вреда источником повышенной опасности. Если раньше в структуре указанных причин превалировал человеческий фактор, среди которых выделялись такие, как нарушение правил дорожного движения, ненадлежащая эксплуатация транспортного средства, то в ближайшее время первоочередное значение могут получить сбои в работе оборудования и программного обеспечения7.

Авторами статьи ранее уже были сформулированы рекомендации по формированию понятийно-категориального аппарата, необходимого для регулирования использования беспилотных автомобилей, включая выработку определения беспилотного автомобиля. Еще раз отметим, что использованный разработчиками законодательства в области применения высокоавтоматизированных автомобилей технократический подход к определению базового понятия «АСВ» как совокупности либо системы технических средств не соответствует не только требования

формальной логики и правовой догматики, но и требованиям, установленным Национальным стандартом, согласно которому АСУ включает

8

организационную и правовую составляющую .

Таким образом, по результатам работ, проведенных в ходе исследования действующего российского законодательства в рамках научного проекта № 22-28-20334 «Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе» сделан вывод о наличии проблем легитимизации терминологии, используемой в целях правового обеспечения использования высокоавтоматизирован-

1 Землин А.И., Гоц Е.А., Матвеева М.А., Торшин А.А. Противодействие распространению коронавирусной инфекции COVID-19 в мегаполисах с использованием беспилотных автомобилей: опыт, правовые и организационные аспекты // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. Том 14, № 6, 2022. С. 455-483 EDN: VOMTKE

2 https://www.globaltimes.cn/page/202207/1269924.shtml.

3https://www.nhtsa.gov/sites/nhtsa.gov/files/2022-03/Final-Rule-Occupant-Protection-Amendment-Automated-Vehicles.pdf.

4 Regulation (EU) 2019/2144 of The European Parliament and of the Council of 27 November 2019 on type-approval requirements for motor vehicles and their trailers, and systems, components and separate technical units intended for such vehicles, as regards their general safety and the protection of veh icle occupants and vulnerable road users

5 Землин А.И. Проблемные вопросы правового обеспечения использования высокоавтоматизированных транспортных средств // Транспортное право. 2022. № 4. С. 1320. EDN: YNLWLS

6 См.: Правительство Российской Федерации (2018). Распоряжение от 29 марта 2018 года № 535-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Автонет"».

7 Землин А.И., Торшин А.А. «Система помощи водителю» или «автоматизированная система управления»: вопросы определения границ для публично-правового и частноправового регулирования // Современное право. 2022. № 8. С. 52 - 58.

8 Землин А.И., Гоц Е.А., Матвеева М.А., Торшин А.А. Правовой статус водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования // Право и государство: вопросы теории и практики. 2022. № 10 (214) С. 146-150.

ных автомобилей. По мнению авторов статьи, надлежит исходить из того, что, поскольку правовое регулирование общественных отношений, связанных с введением в эксплуатацию беспилотных автомобилей, должно иметь системную основу, постольку следует обеспечить построение логично взаимосвязанного категориального ряда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом существенное значение имеет правовое обеспечение безопасного использования высокоавтоматизированных автомобилей с использованием инструментария технического регулирования, которое должно рассматриваться именно как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к указанным объектам, и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия1.

Отсутствие специальных требований технического регулирования к безопасности высокоавтоматизированных автомобилей порождает проблемы при определении противоправности как условия ответственности за вред, причиненный вследствие недостатка высокоавтоматизированного автомобиля. Для решения указанной проблемы автором предлагается закрепление в российском позитивном праве требований к автоматизированной системе управления.

Представленные в настоящей статье умозаключения и выводы, естественно, не носят окончательного характера и ни коми образом не претендуют на завершенность. Однако, по мнению авторов, они могут послужить отправной точкой для научной дискуссии и основой для дальнейшего исследования авторами проблем правового обеспечения безопасного использования высокоавтоматизированных автомобилей.

Библиография:

1. Землин А.И. Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 12. С. 58-69. EDN: BSMKWA

2. Землин А.И. Проблемные вопросы правового обеспечения использования высокоавтоматизированных транспортных средств // Транспортное право. 2022. № 4. С. 13-20. EDN: YNLWLS

3. Землин, А. И. Опыт правового регулирования и организации обучения и преподавания в Императорском московском инженерном училище: 1896—1913 / А. И. Землин, Ю. И. Петров // Вестник архивиста. 2021. № 1. С. 248—258. DOI: 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258 EDN: DGBXYE

4. Землин А.И., Гоц Е.А., Матвеева М.А., Торшин А.А. Противодействие распространению коронавирусной инфекции COVID-19 в мегаполисах с использованием беспилотных автомобилей: опыт, правовые и организационные аспекты // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. Том 14, № 6, 2022. С. 455-483 EDN: VOMTKE

5. Землин А.И., Гоц Е.А., Матвеева М.А., Торшин А.А. Правовой статус водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования // Право и государство: вопросы теории и практики. 2022. № 10 (214) С. 146-150.

6. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Актуальные проблемы правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием высокоавтоматизированных автомобилей: монография. Москва: КноРус. 2022. С. 18.

7. Землин А.И., Торшин А.А. «Система помощи водителю» или «автоматизированная система управления»: вопросы определения границ для публично-правового и частноправового регулирования // Современное право. 2022. № 8. С. 52 - 58.

8. Петров, Ю.И. Зарождение системы управления путями сообщения и транспортного законодательства России в IX - XVIII веках // Ю.И. Петров, А.И. Землин, О.М. Землина. // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 260-277. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277. EDN: KBLAGQ

9. Kholikov, I. Problems of ensuring security of transport infrastructure facilities / I. Kholikov, A. Zemlin, Mamedova, O. Zemlina // IOP Publishing Ltd, "International Science and Technology Conference "Earth Science" - Chapter 3", 2021, 42002

10. https://www.globaltimes.cn/page/202207/1269924.shtml.

11. https://www.nhtsa.gov/sites/nhtsa.gov/files/2022-03/Final-Rule-Occupant-Protection-Amendment-Automated-Vehicles.pdf

12. Regulation (EU) 2019/2144 of The European Parliament and of the Council of 27 November 2019 on type-approval requirements for motor vehicles and their trailers, and systems, components and separate technical units intended for such vehicles, as regards their general safety and the protection of vehicle occupants and vulnerable road users

13. Правительство Российской Федерации (2018). Распоряжение от 29 марта 2018 года № 535-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Автонет"».

References:

1. Zemlin A.I. Problematic issues of legal regulation of relations related to the use of highly automated vehicles // Journal of Russian Law. 2022. Vol. 26. No. 12. pp. 5869. EDN: BSMKWA

2. Zemlin A.I. Problematic issues of legal support for the use of highly automated vehicles // Transport law. 2022. No. 4. pp. 13-20. EDN: YNLWLS

3. Zemlin, A. I. Experience of legal regulation and organization of training and teaching at the Imperial Moscow Engineering College: 1896-1913 / A. I. Zemlin, Yu. I. Pe-trov // Bulletin of the Archivist. 2021. No. 1. pp. 248-258. DOI: 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258 EDN: DGBXYE

4. Zemlin A.I., Gotz E.A., Matveeva M.A., Torshin A.A. Countering the spread of COVID-19 coronavirus infection in megacities with the use of self-driving cars: experience, legal and organizational aspects // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. Volume 14, No. 6, 2022. pp. 455-483 EDN: VOMTKE

5. Zemlin A.I., Gotz E.A., Matveeva M.A., Torshin A.A. The legal status of a driver of a highly automated car in the context of administrative and civil law regulation // Law and the State: issues of theory and practice. 2022. No. 10 (214) pp. 146-150.

6. Zemlin A.I., Matveeva M.A., Gotz E.V., Torshin A.A. Actual problems of legal regulation of relations arising in connection with the use of highly automated cars: monograph. Moscow: KnoRus. 2022. p. 18.

7. Zemlin A.I., Torshin A.A. "Driver assistance system" or "automated control system": issues of defining boundaries for public and private law regulation // Modern law. 2022. No. 8. pp.

52-58. 8. Petrov, Yu.I. The origin of the management system of communication routes and transport legislation of Russia in the IX - XVIII centuries // Yu.I. Petrov, A.I. Zemlin, O.M. Zemlina. // World of Transport. 2019. VOL. 17. No. 3 (82). pp. 260-277. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277. EDN: KBLAGQ

9. Kholikov, I. Problems of ensuring security of transport infrastructure facilities / I. Kholikov, A. Zemlin, Mamedova, O. Zemlina // IOP Publishing Ltd, "International Science and Technology Conference "Earth Science" - Chapter 3", 2021, 42002

10. https://www.globaltimes.cn/page/202207/1269924.shtml.

11. https://www.nhtsa.gov/sites/nhtsa.gov/files/2022-03/Final-Rule-Occupant-Protection-Amendment-Automated-Vehicles.pdf.

12. Regulation (EU) 2019/2144 of The European Parliament and of the Council of 27 November 2019 on type-approval requirements for motor vehicles and their trailers, and systems, components and separate technical units intended for such vehicles, as regards their general safety and the protection of vehicle occupants and vulnerable road users

13. The Government of the Russian Federation (2018). Order No. 535-r dated March 29, 2018 "On Approval of the action plan (Roadmap) to Improve Legislation and Eliminate Administrative Barriers in Order to Ensure the implementation of the National Technology Initiative in the direction of Autonet".

1 Kholikov, I. Problems of ensuring security of transport infrastructure facilities / I. Kholikov, A. Zemlin, Mamedova, O. Zemlina // IOP Publishing Ltd, "International Science and Technology Conference "Earth Science" - Chapter 3", 2021, 42002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.