Научная статья на тему 'Актуальные проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями'

Актуальные проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В Информационном агентстве «ГАРАНТ» 21 января 2010 г. состоялось интернет-интервью начальника Уголовно-правового управления Правового департамента Министерства внутренних дел РФ И.Н. Соловьева, который рассказал об актуальных проблемах повышения эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями, уточнил правовые аспекты указанной деятельности, ответил на многочисленные вопросы. Как известно, развитие неблагоприятной ситуации в экономике спровоцировало рост коррупции и экономических преступлений. В период кризиса бизнес стремится получить дополнительные свободные средства за счет экономии на обязательных платежах в бюджет, что подчас носит незаконный характер. В сложившейся ситуации сотрудники правоохранительных органов прогнозируют дальнейший рост экономической и налоговой преступности, криминализацию экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями»

5 (62) - 2010

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

актуальные проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями*

21 января 2010 г. в Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью начальника Уголовно-правового управления Правового департамента Министерства внутренних дел РФ Ивана Николаевича Соловьева, который рассказал об актуальных проблемах повышения эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями, уточнил правовые аспекты указанной деятельности, ответил на многочисленные вопросы. Как известно, развитие неблагоприятной ситуации в экономике спровоцировало рост коррупции и экономических преступлений. В период кризиса бизнес стремится получить дополнительные свободные средства за счет экономии на обязательных платежах в бюджет, что подчас носит незаконный характер. В сложившейся ситуации сотрудники правоохранительных органов прогнозируют дальнейший рост экономической и налоговой преступности, криминализацию экономики.

Тел.: (495) 667-73-42

— Как МВд России участвует в реализации Национального плана противодействия коррупции? Какие ведомственные нормативные правовые акты разработаны и приняты МВд России по линии борьбы с коррупцией?

— Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере, а также установил четкий перечень первоочередных мер по его реализации, в том числе законодательного характера, в реализации которых принимало участие МВД России. Кроме того, во исполнение Национального плана во всех федеральных органах государственной власти, государственных органах субъек-

* Интернет-интервью начальника Уголовно-правового управления Правового департамента Министерства внутренних дел РФ И. И. соловьева в Информационном агентстве «ГАРАНТ» публикуется в сокращении.

тов Российской Федерации следует принять планы противодействия коррупции.

Не стало исключением и Министерство внутренних дел Российской Федерации. План МВД России по противодействию коррупции на 2009— 2010 гг. предусматривает значительный спектр мероприятий, направленных на противодействие коррупции в органах внутренних дел, в том числе меры по нормативному правовому обеспечению противодействия коррупции, по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, а также меры по повышению профессионального уровня кадров и правовому просвещению.

На протяжении прошлого года в МВД России широкий перечень ведомственных нормативных правовых актов, положения которых направлены на противодействия коррупции. Среди них особенно следует выделить, в частности:

приказ МВД России, закрепляющий перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России и федеральные государственные гражданские служащие системы МВД России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (приказ МВД России от 31.08.2009 № 680);

приказы МВД России, определяющие порядок организации и проведения в системе МВД России экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (приказы МВД России от 15.01.2010 № 15 и от 11.08.2009 № 484).

Последние приказы МВД России определяют в том числе порядок размещения на официальном сайте МВД России в сети Интернет нормативных

правовых актов МВД России, затрагивающих права и свободы граждан, для организации проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, которая осуществляется аккредитованными Минюстом России независимыми экспертами.

Необходимо учитывать, что работа по совершенствованию нормативной правовой базы МВД России в сфере противодействия коррупции еще не завершена. В ближайшее время будут приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок представления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России, а также порядок уведомления в системе МВД России о фактах обращений в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

— Будут ли сотрудники милиции подавать декларации о доходах? Если да, то кто из них: все или какая-то определенная категория?

— Федеральный закон «О противодействии коррупции» впрямую закрепил обязанность государственных и муниципальных служащих, которыми являются и сотрудники органов внутренних дел, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 8).

Необходимо иметь в виду, что такая обязанность распространяется не на всех государственных и муниципальных служащих, а только тех, кто претендует или замещает должности, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким актом является Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации в МВД России издан приказ от 31.08.2009 № 680, которым утвержден четкий перечень должностей, при назначении и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В указанный перечень, конечно, вошли не все должности, а только те, при замещении которых

78 -

сотрудник органов внутренних дело более всего подвержен коррупционным рискам. Например, наравне с руководителями органов внутренних дел и их структурных подразделений, сведения о доходах будут представлять также и следователи, дознаватели, оперуполномоченные, эксперты и т. д.

— В последнее время стали реальностью депутатские инициативы по снижению ответственности за совершение экономических преступлений. Неужели общество и правоохранители настолько преуспели в борьбе с разного рода мошенниками и бутлегерами, что настала пора всех их оставлять на свободе или карать только рублем?

— Действительно, вопрос о гуманизации уголовного законодательства по преступлениям в сфере экономики в настоящее время обсуждается весьма остро, тем более после заявления Президента Российской Федерации Д. А. Медведева о необходимости всесторонней поддержки малого и среднего бизнеса, а также сокращения административных барьеров и контрольных и надзорных функций государственных органов. МВД России в пределах своей компетенции принимало участие в рассмотрении широкого спектра законодательных инициатив в данной сфере, отдельные из которых уже приняты и приобрели статус федеральных законов.

Среди них особенно выделяется Федеральный закон от 29.12.2009 № З8З-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ, предусматривающие возможность освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления лица, впервые совершившего такое преступление, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В условиях того, что по налоговым преступлениям виновные лица приговариваются судами к незначительным мерам наказания, а зачастую осуждаются условно, данное предложение представляется обоснованным, поскольку позволит возвращать в бюджет значительные суммы, укрытые от налогообложения. По данным официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ по налоговым преступлениям, в 2008 г. из 2 534 осужденных наказания условно применено к 1 311, а за полгода 2009 г. — из 1 218 к 613 соответственно.

В настоящее время в МВД России рассматриваются проекты федеральных законов, положения которых направлены на декриминализацию отде-

льных преступлений в сфере экономики путем существенного увеличения суммы ущерба и размера дохода, полученного преступным путем (например, по ст. 178 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции).

Заслуживает интереса законодательная инициатива, предусматривающая внесение изменений в ст. 174 и 1741 Уголовного кодекса РФ, направленных на исключение из числа предикатных к легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, деяний, предусмотренных ст. 171 (Незаконное предпринимательство) Уголовного кодекса РФ.

Необходимо иметь в виду, что объективная сторона составов преступлений, предусмотренных ст. 171 Уголовного кодекса РФ, заключается в незаконном предпринимательстве, то есть в занятии инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, — самовольно, не на законных основаниях. Учитывая данное обстоятельство, денежные средства и иное имущество, полученные от незаконного предпринимательства, по своей сути, являются приобретенными в результате совершения преступления, то есть преступным путем, в связи с чем должны рассматриваться как объект преступлений.

Вопрос (жительница Кемерово). Мой муж — милиционер, его уже два раза оскорбили при исполнении служебных обязанностей. Так все-таки может ли гражданин оказывать сопротивление сотруднику милиции?

— Вы знаете, я несколько раз по различным программам слушал ответ министра МВД России на вопрос о необходимой обороне. Потом еще десяток раз прочитал различные интерпретации в прессе. Вся проблема не в том, что сказал министр, а сказал он все правильно не с точки зрения корпоративной, когда человек печется об узковедомственных интересах, а с точки зрения правовой и человеческой. Проблема в том, как это было преподнесено, какой смысл вкладывался в комментарии, сколько было злорадства и откровенного издевательства! В итоге общество получает информацию не из первых рук, не напрямую, а в своеобразном изложении тех, кто желает помутить воду, породить неясность, слухи, провести грань между простыми гражданами и людьми в форме.

Однако, если вникать в глубь вопроса, вот что получается. Право на самооборону вытекает из естественного права человека на жизнь. В Конститу-

ции РФ в ч. 2 ст. 45 устанавливается право каждого защищать свои права и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Теория естественного права считала необходимую оборону прирожденным правом человека, используя взгляды на этот вопрос еще римских юристов. Напомню, что среди них господствующий взгляд на самооборону нашел свое выражение в известном изречении Цицерона о том, что необходимая оборона есть не писаный, а прирожденный закон. В воинских артикулах Петра I было написано, что «не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет».

Запрещение гражданам обороняться от грозящих преступлений облегчило бы преступникам их совершение. Каждый гражданин нашего общества имеет право защищать себя и других лиц от любых преступных посягательств со стороны нарушителей правопорядка и тем самым предупреждать и пресекать совершение преступлений.

Есть несколько условий правомерности необходимой обороны, все они прописаны учеными и специалистами (это действительность, а не мнимость посягательства, соразмерность причиненного вреда угрозе, причинение вреда только нападающему и т. д.). При этом важнейшим моментом является то, что необходимая оборона недопустима против правомерных действий должностных лиц (в нашем случае — сотрудников милиции), хотя бы они и были направлены на умаление тех или иных интересов отдельных граждан, однако необходимая оборона допустима против преступных действий должностных лиц. Поэтому, например, против превышения власти, выразившемся в насилии над личностью потерпевшего, последний имеет право обороняться и для отражения грозящей ему опасности причинить тот или иной вред должностному лицу. Весьма важным является удостовериться, а действительно ли перед тобой должностное лицо? Ведь нередко преступники используют форму сотрудников милиции, подделывают удостоверения для достижения преступных целей. Однако, если те кто призван защищать и оберегать граждан, позволяют себе противоправное поведение, то спрос с таких должностных лиц должен быть тройной.

В заключение отмечу, что основным критерием деятельности сотрудника правоохранительного органа должна быть ее законность. В иных случаях вред, причиненный указанному сотруднику, квалифицируется по соответствующей норме о преступлении против личности исходя из наступивших общественно опасных последствий.

- 79

Сунжакова О. С.(Одинцово, Московская область). Как известно, на территории Российской Федерации запрещен игорный бизнес вне четырех специальных зон. Какова криминогенная обстановка в данной области и как МВД России противодействует незаконному игорному бизнесу? Ведь кое-где просто сменили вывеску...

— Спасибо за действительно злободневный вопрос. Для начала отметим, что по рентабельности (примерно 50 %) игорный бизнес оставлял далеко позади столь высокодоходные отрасли, как металлургия, добыча и переработка нефти и газа. С 1 июля 2009 г. азартные игры разрешены в России лишь в четырех зонах: «Азов-сити» на границе Краснодарского края и Ростовской области, «Сибирская монета» — на Алтае, «Янтарная» — в Калининградской области и еще в одной (названия у нее пока нет) в Приморском крае. Все они до сих пор работают только на бумаге. Крупнейшие игорные компании, ранее работавшие в России, сделали ставку на зарубежные проекты.

Владельцы игровых клубов, привыкшие зарабатывать действительно большие деньги, замаскировались и продолжают отъем денег у азартных граждан, либо просто сняв вывеску, либо изменив название своих заведений на клубы «мгновенных лотерей» или компьютерных игр. Переделка игровых автоматов в лотерейные ни в одном российском законе не прописана. А что не запрещено, то разрешено. По подсчетам наших экспертов, в разных регионах больше половины всех бывших залов игровых автоматов теперь работают под видом стимулирующей лотереи. Таким образом, асоциальный бизнес, который ранее ставил многих людей на грань выживания, разрушал семьи и людские судьбы, продолжает существовать.

Как известно, лицензирование деятельности по организации азартных игр отменено с 1 июля 2009 года с вступлением в полную силу Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В ст. 171 УК РФ помимо лицензии упоминается и разрешение. В соответствии с Федеральным законом № 244-ФЗ деятельность по организации азартных игр может осуществляться лишь в четырех определенных этим законом зонах, при этом предприятия, осуществляющие данную деятельность, опять же на основании этого закона обязаны иметь разрешение на осуществление деятельности в игорной зоне. Некоторые весьма интересно начали трактовать положения федераль-

80 -

ного закона в части действия разрешений. Раз разрешение выдается на деятельность в игорной зоне, то вне игорной зоны оно не действует, следовательно, наказывать за отсутствие такого разрешения неправомерно. Такая позиция ошибочна.

Действительно, не все казино и игровые залы закрылись. Накануне вступления закона в силу некоторые владельцы игорных заведений заявили, что переквалифицировались в разрешенные покер-клубы (Росспорт признал покер видом спорта еще в 2007 г.). Но Президент РФ Д. А. Медведев поручил Генпрокуратуре бороться с замаскированными игорными заведениями, и уже 17 июля приказом министерства спорта покер был исключен из реестра видов спорта, Федерация покера лишена аккредитации. А на 2 августа 2009 г. в России было возбуждено уже 172 уголовных дела о незаконном игорном бизнесе.

Тем не менее, по признанию одного из бывших владельцев казино, только в Москве сейчас действует не менее 200 нелегальных казино и игровых залов, причем, по экспертным оценкам, в столице около 1,5 млн человек страдают игроманией.

Считаю, что решение данного злободневного вопроса лежит в двух плоскостях: законодательной — выработке четких критериев того, что является игровым клубом, в сочетании с эффективной оперативно-профилактической работой правоохранительных органов.

Коростылев И. И.(Краснодар). В нашей стране действует закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, но насколько он эффективен?

— В Российской Федерации ежегодно около десяти миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям. Статистика свидетельствует, что примерно в адрес 20 % указанных лиц поступают угрозы. Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников, что свидетельствует о высокой степени недоверия населения к правоохранительным органам и чувстве незащищенности. Зачастую это обусловлено необоснованным негативным освещением деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации. В связи с этим обеспечение безопасности участников процесса и их близких — одно из важнейших условий достижения цели и задач процессуальной деятельности, выступающее в качестве одного из наиболее эффективных средств противодействия преступности.

Обеспечение мер государственной защиты лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Данным нормативным актом предусматривается применение мер государственной защиты в отношении: 1) потерпевших; 2) свидетелей; 3) частных обвинителей; 4) подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5) экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагогов и психологов; 6) гражданских истцов, гражданских ответчиков; 7) законных представителей, представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных лиц.

Так, в 2009 г. меры безопасности применялись в отношении 1 241 лица. В их числе обеспечивалась безопасность 477 потерпевших, 394 свидетелей, 14 заявителей или очевидцев, 110 подозреваемых, обвиняемых, их защитников. Всего для обеспечения государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства применялись 2 177 мер безопасности: 739 раз — личная охрана; 220 раз — охрана жилища и имущества; 342 раза — выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и сообщения об опасности; 462 раза — обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 318 раз — помещение в безопасное место и др.

Таким образом, формирующаяся в настоящее время система обеспечения государственной защиты способна достаточно эффективно обеспечивать безопасность как потерпевших, так и лиц, представляющих их интересы в судах, в случае их обращения в органы, обеспечивающие применение мер безопасности, в соответствии с действующим законодательством. Самое главное — не бояться четко и последовательно отстаивать свои права и знать, что правоохранительные органы примут все предусмотренные законом меры для защиты потерпевшего, свидетеля, иного участника уголовного судопроизводства.

Семыкин А. В.(Тула). Издан Указ Президента Российской Федерации о реформировании милиции, а что конкретно изменится в деятельности МВд России?

— Из-за участившихся в последнее время случаев нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также из-за того, что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации, Президентом Российской Федерации издан Указ от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Данным указом, в частности, министру внутренних дел Российской Федерации поручается в 3-месячный срок:

а) пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

б) представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел Российской Федерации, имея в виду исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности;

в) разработать комплекс антикоррупционных мероприятий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотрев при этом:

• введение практики ротации руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации;

• реализацию антикоррупционных образовательных программ профессионального и дополнительного профессионального образования для различных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

• формирование научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе на основе автоматизации процессов управления и внедрения современных технологий.

Кроме того, указом изменен порядок финансирования милиции общественной безопасности, ко- 81

торый будет осуществляться исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также осуществляется сокращение до 1 января 2012 г. численности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 %.

— Каковы полномочия сотрудников милиции на получение информации, составляющей банковскую тайну?

— В соответствии с ч. 2 ст. 857 части второй ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, в бюро кредитных историй, государственным органам и их должностным лицам на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Так, ч. 3 ст. 26 Федерального закона установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Указанные функции в структуре органов внутренних дел выполняют подразделения криминальной милиции, на которые в соответствии с положением ст. 8 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее — Закон о милиции) возложены задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно.

Вступивший в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» и признавший утратившими силу п. 25 и п. 35 части первой ст. 11 Закона о милиции, не снимает с органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, в том числе налоговых преступлений.

Сотрудники органов внутренних дел при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.09.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона об ОРД, а также на основании ст. 15 Закона об ОРД при их проведе-

82 -

нии производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений.

Согласно п. 5 ст. 15 Закона об ОРД законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Выполнение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию налоговых преступлений осуществляется органами внутренних дел как самостоятельно, так и в форме участия сотрудников органов внутренних дел в выездных налоговых проверках совместно с налоговыми органами. Взаимодействие органов внутренних дел с налоговыми органами регламентировано п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции и положениями инструкций, утвержденных межведомственным приказом МВД России, ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (зарегистрирован в Минюсте России 01.11.2009, регистрационный № 14675).

При самостоятельном выявлении налоговых преступлений сотрудниками органов внутренних дел возникает необходимость в целях проверки поступившей оперативной информации обращаться в кредитные организации с запросами о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну.

Право на получение информации, составляющей банковскую тайну, органом внутренних дел до возбуждения уголовного дела возникает при осуществлении сотрудниками органов внутренних дел функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений при наличии одного из оснований, предусмотренных ст. 7 Закона об ОРД. К числу таких оснований относятся случаи, когда должностному лицу органа внутренних дел, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, стали известны сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления или наличие поступившего запроса другого органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Сотрудники органов внутренних дел при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию налоговых преступлений

проводят оперативно-розыскные мероприятия с целью:

• получения и проверки первичной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений;

• выявления лиц, осведомленных о преступлениях, способах и обстоятельствах их совершения;

• установления лиц, причастных к совершению преступлений.

Указанные цели достигаются, в том числе, посредством проведения оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок» (ст. 6 Закона об ОРД).

Правыми основаниями для проведения оперативными подразделениями органов внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий являются п. 4 ст. 11 Закона о милиции и п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД, положениями которых предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и их копии, а также правовыми нормами Наставления об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

В целях реализации подразделениями по налоговым преступлениям системы МВД России полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений утвержден Перечень должных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, который утвержден приказом Министерства внутренних дел РФ от 26.12.2003 № 1033 (далее — Перечень).

Правовой режим налоговой тайны рассматривается в ст. 102 ч. 1 Налогового кодекса РФ, где указано, что доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Необходимо отметить следующее. В связи с тем, что порядок предоставления налоговыми органами информации, составляющей налоговую тайну, достаточно урегулирован, трудностей при получении сотрудниками органов внутренних дел указанной информации практически не возникает.

Решение о направлении запроса в кредитную организацию вправе принять должностное лицо системы МВД России (начальник, заместитель начальника), которое в соответствии с Перечнем пользуется правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Следует отметить, что одной из наиболее характерных ошибок, встречающихся при направлении запросов в кредитные организации, является визирование документов должностными лицами системы МВД России, не входящими в указанный Перечень.

Запрос, направляемый в кредитную организацию, должен содержать ссылку на нормы законодательства, предусматривающие правовые основания получения органами внутренних дел информации, составляющей банковскую тайну, а также указание на то, что запрашиваемая информация необходима для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в запросе помимо указания надлежащей мотивировки получения органами внутренних дел информации, составляющей банковскую тайну, целесообразно также указывать и конкретный период, за который запрашивается информация. Кроме того, запросы органов внутренних дел должны соответствовать общим требованиям оформления документов, установленным приказом МВД России от 04.12.2006 № 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации" . Копии запрашиваемых в кредитной организации документов должны быть исключительно в объеме, необходимом для выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач и достижения конкретных целей проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Вела интервью Татьяна НИФТАЛИЕВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.