УДК 342.9 ББК 67.401
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,
старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье исследуется понятие, сущность и значение паспортного режима в Российской Федерации, а также раскрываются актуальные проблемы данной категории и пути их решения.
Ключевые слова: административное право, паспортный режим, миграция, учет населения, миграционная политика, ГУВМ МВД России.
Abstract. This article examines the concept, nature and importance of the passport regime in the Russian Federation, and also reveals the actual problems of this category, and their solutions.
Keywords: administrative law, passport system, migration, population, migration policy, GUVM of the MIA of Russia.
Для административного права, как и для любой другой отрасли права, характерны специфические режимы регулирования, которые во многом определяются особенностями данной отрасли права, ее ролью, функциями, задачами.
Режим как теоретико-правовая категория, чаще всего исследуется в рамках теории правового регулирования. Так, С.С. Алексеев, рассматривая механизм правового регулирования, предлагает используемые и применяемые в нем «комплексы юридических средств» называть правовыми (юридическими) режимами.
Под правовым режимом он понимает «порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязыва-ний и создающих особую направленность регулирования» [3].
В современной России существенно возросла роль паспортного режима в деле учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан. Данный режим необходим также в деле борьбы с преступностью, в профилактике различных правонарушений, в розыске лиц и в обеспечении общественной и национальной безопасности.
Современная интеграция России в международное сообщество сопровождается рядом негативных факторов, в том числе — усилением влияния международной преступности на внутреннюю криминальную обстановку.
Анализ состояния криминогенной обстановки в Российской Федерации за 2016 года позволяет констатировать, что по официальным статистическим данным ГИАЦ МВД России во многих субъектах Российской Федерации наблюдается снижение количества зарегистрируемых преступлений. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено
43,9 тыс. преступлений, что на 8,9% меньше, чем за январь — декабрь 2015 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ — 38,5 тыс. преступлений (-8,5%), их удельный вес составил 87,6% [2]. Однако даже при положительной статистике преступности наблюдается отсутствие должного миграционного контроля при въезде и выезде из Российской Федерации, пребывание на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, с нарушением установленных законодательством Российской Федерации правил, регулирующих порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации. В связи, с чем в деле предупреждения и пресечения различного рода правонарушений значительно возрастает актуальность и важность паспортного режима.
Демократические преобразования, связанные с формированием в Российской Федерации правового государства и гражданского общества, обусловили необходимость качественного преобразования паспортного режима. С учетом происходящих сегодня изменений в нашем государстве по регистрационному учету граждан РФ, миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства, введению универсальных электронных карт, а также удостоверений личности в виде электронных паспортов необходимо более детальное изучение данной тематики.
Паспортная система в России развивалась во взаимосвязи с укреплением государства и общества, получая законодательное закрепление целей, задач, функций ее структурных элементов в комплексе нормативных правовых актов, регламентирующих организационно-правовые основы порядка, контроля за передвижением населения и иностранных граждан в пределах страны [5].
Главное управление по вопросам миграции МВД России в своих отчетах формулирует следующие негативные последствия незаконной миграции [2]:
• угроза безопасности страны, геополитическим
интересам и международному имиджу;
• расширение масштабов теневой экономики, обострение ситуации на рынке тру-
да и вытеснение с него российских фирм и работников;
• усиление социальной напряженности и ксенофобии, осложнение криминогенной ситуации;
• использование неконтролируемых миграционных процессов, каналов незаконной миграции спецслужбами иностранных государств, международными террористическими и экстремистскими организациями для ведения различного рода противоправной деятельности, затрагивающей вопросы безопасности Российской Федерации.
Миграционная политика является важной частью социальной политики и способствует достижению таких общественных целей, как развитие рыночных отношений, обеспечение демографическими ресурсами рынка труда, соблюдение прав и свобод человека.
К числу наиболее значимых проблем, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина в сфере осуществления паспортного режима, в современной России следует отнести, прежде всего, коррупцию и подделку документов.
Сложившаяся в настоящий период система регистрации по месту пребывания может функционировать только при условии, если она подкреплена активной системой полицейского контроля и жесткими санкциями за уклонения, поскольку у гражданина в принципе нет мотивов регистрироваться, кроме угрозы наказания [4]. Призванная создавать условия для реализации прав граждан и предупреждать правонарушения, эта система формирует административные барьеры и является причиной совершения многочисленных правонарушений и коррупции. Определенным стимулом для подобных проверок является возможность вымогательства или изъятия денег у задержанных. Региональные власти произвольно устанавливают санкции за нарушение регистрационных норм.
Также к одной из проблем следует отнести, отсутствие единой системы учета и идентификации граждан. В современном обществе при анализе самых различных процессов: социальных, миграционных, экономических, политических, экологи-
98
Вестник экономической безопасности
№ 2/2017
ческих и других постоянно необходимы сведения о миграции населения. В отсутствие организации единого учета населения нет возможности для качественного управления этими процессами. Для грамотного регулирования миграционных процессов, необходимо создание единой, актуальной и действующей системы учета населения, включая миграцию и иммиграцию российских и иностранных граждан. Данная информация, касающаяся вопросов регистрационного учета (сведения о регистрации граждан, снятии их с учета, сведения о лицах, имеющих судимость и т.д.) будет содержаться в едином автоматизированном банке данных [6].
Несовершенство действующего миграционного законодательства тоже насущный вопрос. Нормативная база по паспортно-визовым вопросам включает в себя большой массив федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ, инструкций различных ведомств и других источников. Такая разрозненность правовых норм, постоянное внесение изменений в действующее законодательство приводят к ошибкам в практике применения паспортно-визовых норм, что усиливает напряженность во взаимоотношениях исполнительных и контролирующих органов с гражданами, так как именно на них в первую очередь отражаются все эти изменения. Некорректность формулировки ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ относительно субъектного состава правонарушения приводит к тому, что в судах в отдельных регионах нелегальных мигрантов не подвергают штрафным санкциям.
Поэтому законодательство по паспортно-визовой и регистрационной работе нуждается в дальнейшем детальном исследовании и четкой систематизации, а учитывая факторы, обусловливающие возрастающую миграцию населения нашей страны и иммиграцию из стран ближайшего зарубежья, эта проблема также нуждается в глубоком теоретическом исследовании.
На сегодняшний день в МВД России нет должного финансирования на оформление документов и депортацию уже оформленных иностранцев. Специалисты связывают финансовые проблемы с ликвидацией ФМС России и переводом миграционной службы в МВД.
С апреля 2016 года все функции по содержанию, охране и вывозу мигрантов-нарушителей возложены на МВД России. Только вот бюджет был утвержден еще в прошлом году, а денег на исполнение этих обязанностей просто нет. На данный момент центры временного содержания граждан заполнены практически полностью. Более половины мигрантов являются выходцами из Узбекистана и Таджикистана — ранее судимые и в России, и у себя на родине. Министерство внутренних дел не располагает достаточными средствами не только на депортацию мигрантов, но и на оформление документов, необходимых для вывоза гражданина, а также на оплату консульских сборов.
Проблема высококвалифицированной миграции приобретает глобальный характер. Российская наука теряет не только отдельных ученых и высококвалифицированных специалистов, но и целые научные школы, исследовательские коллективы и перспективные направления в математике, физике и генетике и др. В США, Канаду и развитые страны Европы отправляются высококлассные специалисты, претендующие на достойные должности в престижных компаниях и соответственно проходящие жесткий отбор.
Литература
1. www.consultant-plus.ru
2. www.мвд.рф
3. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие для вузов. М., Велби, 2008 г.
4. Прудников А.С. Организационно-правовые основы предоставления временного убежища в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8.
5. Прудникова Т.А. Роль субъектов организационно-правового обеспечения взаимодействия российского государства с соотечественниками за рубежом // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3.
6. Хакимов Р.И. Актуальные проблемы па-спортно-регистрационного режима в России, Юридические науки: проблемы и перспективы. Казань, 2015 г.