Научная статья на тему 'Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности лиц при добровольном сообщении о даче взятки в целях защиты прав и свобод человека и гражданина от необоснованного преследования'

Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности лиц при добровольном сообщении о даче взятки в целях защиты прав и свобод человека и гражданина от необоснованного преследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ВЗЯТКА / ПРИМЕЧАНИЕ К СТ. 291 УК РФ / ИЗМЕНЕНИЕ СТ. 24 УПК РФ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазин Сергей Тихонович

Введение: в статье на примере следственной практики предлагается внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство в целях принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела при добровольном сообщении лицом о даче взятки, согласно примечанию к ст. 291 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), без возбуждения уголовного дела. Материалы и методы: нормативной основой исследования явились отдельные положения Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), иных федеральных законов Российской Федерации по вопросам, связанным с освобождением от уголовной ответственности лиц при добровольном сообщении о даче взятки. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания объективной действительности, а также формально-логический, системно-структурный, исторический, сравнительно-правовой, социологический, статистический методы. Результаты исследования: приведены возможные пути совершенствования действующего законодательства, регламентирующего работу следственных органов в указанной сфере. Обсуждение и заключения: автор статьи приходит к выводу о необходимости введения в статью 24 УПК РФ дополнительной специальной нормы, которая побудит взяткодателей сообщать о фактах дачи взяток в правоохранительные органы в целях изобличения преступной деятельности взяткополучателей, без негативных последствий для лиц, в отношении которых принимаются данные решения, и поможет выявить как дополнительные эпизоды преступной деятельности должностных лиц, уже привлеченных к ответственности за незаконное получение денежных средств, так и, возможно, установить в их действиях или в действиях иных должностных лиц новые составы преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exemption from Criminal Responsibility of Persons who Voluntarily Report Bribery in Order to Protect the Rights and Freedoms of Man and Citizen from Unwarranted Prosecution: Current Issues

Introduction: in the article, on the example of investigative practice, it was proposed to amend the criminal procedure legislation in order to make decisions on refusal to initiate criminal proceedings when a person voluntarily reports a bribe, according to the note to Article 291 of the Criminal Code, without initiating a criminal case. Materials and Methods: the regulatory basis of the study was formed by the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation and other Federal laws of the Russian Federation on issues related to the exemption from criminal liability of persons who voluntarily reported bribery. The dialectical method of cognition of empirical reality, and also formal-logical, system-structural, historical, comparative-legal, sociological, statistical methods made up the methodological basis of the study. Results: possible ways of improvement of the current legislation regulating the work of investigative bodies in this area are given. Conclusions and Conclusions: the key direction of this article is the introduction of an additional special rule in Article 24 of the Criminal Procedure Code, which will encourage bribe-takers to report the facts of bribery to law enforcement agencies in order to expose the criminal activity of bribe-takers without negative consequences for the persons against whom these decisions are made, and will help to identify additional episodes of officials already prosecuted for illegal receipt of funds, and possibly, to establish in their actions or in actions of other officials new structures of crimes.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности лиц при добровольном сообщении о даче взятки в целях защиты прав и свобод человека и гражданина от необоснованного преследования»

УДК 343.3

DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.020

С.Т. Сазин

при добровольном сообщении о даче взятки

exemption from criminal responsibility of persons who voluntarily report bribery in order to protect the rights and freedoms of man and citizen from unwarranted prosecution: current issues

в целях защиты прав и свобод человека и гражданина от необоснованного

актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности лиц

преследования

Введение: в статье на примере следственной практики предлагается внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство в целях принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела при добровольном сообщении лицом о даче взятки, согласно примечанию к ст. 291 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), без возбуждения уголовного дела.

Материалы и методы: нормативной основой исследования явились отдельные положения Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), иных федеральных законов Российской Федерации по вопросам, связанным с освобождением от уголовной ответственности лиц при добровольном сообщении о даче взятки. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания объективной действительности, а также формально-логический, системно-структурный, исторический, сравнительно-правовой, социологический, статистический методы.

Результаты исследования: приведены возможные пути совершенствования действующего законодательства, регламентирующего работу следственных органов в указанной сфере.

Обсуждение и заключения: автор статьи приходит к выводу о необходимости введения в статью 24 УПК РФ дополнительной специальной нормы, которая побудит взяткодателей сообщать о фактах дачи взяток в правоохранительные органы в целях изобличения преступной деятельности взяткополучателей, без негативных последствий для лиц, в отношении которых принимаются данные решения, и поможет выявить как дополнительные эпизоды преступной деятельности должностных лиц, уже привлеченных к ответственности за незаконное получение денежных средств, так и, возможно, установить в их действиях или в действиях иных должностных лиц новые составы преступлений.

Ключевые слова: уголовное законодательство, коррупция, взяточничество, взятка, примечание к ст. 291 УК РФ, изменение ст. 24 УПК РФ, освобождение от уголовной ответственности, сообщение о преступлении

Для цитирования: Сазин С.Т. Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности лиц при добровольном сообщении о даче взятки в целях защиты прав и свобод человека и гражданина от необоснованного преследования // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 1. С. 126 - 130. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.020

Introduction: in the article, on the example of investigative practice, it was proposed to amend the criminal procedure legislation in order to make decisions on refusal to initiate criminal proceedings when a person voluntarily reports a bribe, according to the note to Article 291 of the Criminal Code, without initiating a criminal case.

Materials and Methods: the regulatory basis of the study was formed by the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation and other Federal laws of the Russian Federation on issues related to the exemption from criminal liability of persons who voluntarily reported bribery. The dialectical method of cognition of empirical reality, and also formal-logical, system-structural, historical, comparative-legal, sociological, statistical methods made up the methodological basis of the study.

Results: possible ways of improvement of the current legislation regulating the work of investigative bodies in this area are given.

Conclusions and Conclusions: the key direction of this article is the introduction of an additional special rule in Article 24 of the Criminal Procedure Code, which will encourage bribe-takers to report the facts of bribery to law enforcement agencies in order to expose the criminal activity of bribe-takers without negative consequences for the persons against whom these decisions are made, and will help to identify additional episodes of officials already prosecuted for illegal receipt of funds, and possibly, to establish in their actions or in actions of other officials new structures of crimes.

Keywords: Criminal legislation, corruption, bribery, bribe, note to article 291 of the criminal code, amendment of article 24 of the criminal procedure code, exemption from criminal liability in case of voluntary reporting of a crime

For citation: Sazin S.T. Exemption from Criminal Responsibility of Persons who Voluntarily Report Bribery in Order to Protect the Rights and Freedoms of Man and Citizen from Unwarranted Prosecution: Current Issues // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No 1. P. 126 - 130. DOI: 10.24420/ KUI.2020.39.1.020

Введение

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершений указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (подп. «а», «б» ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»)1.

Борьба с коррупцией, подрывающей авторитет и доверие людей к власти, требует своевременной реакции и ведется в настоящее время на всей территории Российской Федерации. Одна из форм коррупционных проявлений - взяточничество.

Согласно определению, данному С.И. Ожеговым в Толковом словаре русского языка, взяточничество - должностное получение взятки, а взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

Материалы и методы

Нормативную основу исследования образуют положения Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации иных федеральных законов Российской Федерации по вопросам, связанным с осво-

бождением от уголовной ответственности лиц при добровольном сообщении о даче взятки. Методологической основой исследования послужили базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественных изменений рассматриваемых уголовно-процессуальных явлений, а также совокупность специальных методов исследования: формально-логического, системно-структурного, исторического, сравнительно-правового, социологического, статистического.

Результаты исследования

Взяточничество представляет собой один из самых опасных видов коррупции, поскольку совершается лицами, наделенными властными полномочиями, способными в силу определенного должностного положения решать важные, в том числе государственные, вопросы в пользу лица, которое передает денежные средства. Взяточничество нарушает практически все конституционные права граждан2: право на труд, когда соискателю ради другого лица предоставляется более выгодное место работы; право на бесплатное образование, когда добросовестный абитуриент не сдает экзамены, поскольку на его место уже фактически зачислен другой гражданин; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, когда людям предоставляются внеочередные места в больницах для прохождения лечения. То есть фактически должностное лицо продает конституционные права людей другим лицам.

1О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

^Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает три вида преступлений коррупционной направленности, связанных с взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) - и устанавливает соответствующие наказания за каждое преступление.

В данной статье на примере конкретного уголовного дела, расследуемого в следственном управлении, предлагается привлечь внимание законодателей к проблеме необоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, которые добровольно сообщили о даче взятки с целью изобличения взяткополучателя, рассчитывая на снисхождение со стороны уголовного закона, но наравне со взяткополучателем оказались под уголовным преследованием, испытав вытекающие из этого правовые последствия. Предложено упростить порядок применения норм об освобождении от уголовной ответственности взяткодателей и внести изменения в статью 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В Северо-Западном следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с приказом Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» расследовалось уголовное дело по обвинению должностных лиц (преподавателей) Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации"» по факту получения в составе организованной преступной группы крупных взяток за зачисление в число студентов граждан, не проходивших вступительные испытания, на общую сумму более полутора миллионов рублей (пункт «а» части 5 статьи 290 УК РФ).

В ходе проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий выявлено более 20 студентов, передавших взятки фигурантам уголовного дела.

Наряду с этим в следственный орган самостоятельно обратились две студентки, которые явились с повинной и сообщили о передаче взяток должностным лицам (обвиняемым) за зачисление в учебное учреждение. Полученные от них сведения позволили изобличить одного из препода-

вателей в совершении дополнительных эпизодов получения взяток.

Мотивом для их обращения с повинной в правоохранительные органы явилась возможность рассмотрения вопроса об освобождении от уголовной ответственности по основаниям, указанным в примечании к статье 291 УК РФ (лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки)1.

Студентам было достоверно известно, что добровольность сообщения о совершении преступления означает, что человек делает это не вынужденно, а по собственному желанию, при этом предполагая, что информацией о даче взятки правоохранительным органам еще неизвестно. При соблюдении данного условия мотивы, которым руководствовался взяткодатель, и время, которое прошло с момента совершения преступления, не имеют значения.

В то же время существующая правоприменительная практика определяет, что лицо, совершившее действие, содержащее все признаки дачи взятки должностному лицу, не может быть освобождено от уголовной ответственности путем вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, указанным в примечании к статье 291 УК РФ, поскольку принятие такого рода решений в отношении взяткодателя будет противоречить статье 24 УПК РФ, в которой предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного преследования, и в этот перечень примечания к статье 291 УК РФ не входят.

В связи с этим в отношении студентов, добровольно явившихся с повинной, в следственном управлении возбуждены уголовные дела по статье 291 УК РФ и произведено предварительное расследование, что негативно повлияло, со слов заявителей, на их дальнейшую работу и учебу в высших учебных заведениях.

На примере данного уголовного дела следует отметить, что изложенные обстоятельства существенно ограничивают желание граждан сотрудничать с органами предварительного расследования, так как лица, которые хотят добровольно сообщить о совершенном ими преступлении и изобличить виновных в получении взятки, рассчитывая быть освобожденными от уголовной ответственности, находятся, по сути, в одина-

^головный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: с изм. от 04.11.2019. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 16.05.2019).

ковом положении с преступником и подпадают под уголовное преследование, поскольку в отношении них возбуждаются уголовные дела, впоследствии данные лица получают те же правовые последствия, что и виновный.

Наряду с этим факт возбуждения в отношении вышеуказанных студентов уголовных дел сдерживает иных возможных взяткодателей из числа обучающихся в университете явиться с повинной в следственный орган.

Следует добавить, что в практике следственного управления ранее также неоднократно имелись аналогичные ситуации по уголовным делам о преступлениях данной категории, в том числе при расследовании находящегося в производстве уголовного дела в отношении устойчивой организованной преступной группы из преподавателей другого высшего учебного заведения в Санкт-Петербурге, незаконно получавших денежное вознаграждение от более 60 студентов на общую сумму свыше 12 миллионов рублей.

С учетом изложенного проведен анализ положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, касающихся механизма и условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 291 УК РФ.

Полученные результаты привели к выводу о необходимости упрощения порядка применения норм об освобождении от уголовной ответственности взяткодателей, что могло бы более активно способствовать добровольным заявлениям этих лиц о фактах передачи взяток взяткополучателям.

Так, согласно примечанию к статье 291 УК РФ, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Однако данные основания освобождения от уголовной ответственности не предусмотрены в статье 24 УПК РФ, что при буквальном соблюдении уголовно-процессуального законодательства препятствует принятию решения об освобождении от уголовной ответственности взяткодателя путем вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В связи с этим в ходе расследования уголовного дела о получении взятки при наличии обстоятельств, предусмотренных в примечании к статье 291 УК РФ, решение об освобождении взяткода-

теля от уголовной ответственности по указанным в данном примечании основаниям может быть принято только после возбуждения в отношении него уголовного дела.

Изложенный довод основан, в том числе, на требованиях части 2 статьи 28 УПК РФ, согласно которым прекращение уголовного преследования лица при его деятельном раскаянии в совершенном преступлении осуществляется следователем исключительно по уголовному делу с согласия руководителя следственного органа и только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В то же время угроза уголовного преследования в рамках возбужденного уголовного дела снижает заинтересованность и инициативу взяткодателей обратиться в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, с целью добровольного сообщения о факте передачи взятки должностному лицу.

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 № 1 «О судебном приговоре» при установлении в судебном заседании обстоятельств, влекущих освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных примечаниями к соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса (например, к статьям 291, 222 УК РФ), дело прекращается на основании примечания к той или иной статье уголовного закона.

Позиция судебного органа сводится к возможности применения при принятии решения об освобождении от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных примечаниями к соответствующим статьям Особенной части УК РФ, ссылки на нормы уголовного закона.

Между тем отсутствие специального (отдельного) основания для отказа в возбуждении уголовного дела в соответствии с примечаниями к статье 291 УК РФ приводит к отсутствию единой правовой позиции относительно процессуальной реализации на стадии досудебного производства принимаемого решения об освобождении от уголовной ответственности взяткодателя или посредника во взяточничестве.

С учетом изложенного представляется целесообразным дополнить статью 24 УПК РФ положениями о том, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в примечании к статье 291 УК РФ.

В заключение необходимо отметить, что введение в статью 24 УПК РФ дополнительной специальной нормы побудит взяткодателей сообщать о фактах дачи взяток в правоохранительные органы

в целях изобличения преступной деятельности взяткополучателей без негативных последствий для лиц, в отношении которых принимаются данные решения, и поможет выявить как дополнительные эпизоды преступной деятельности

должностных лиц, уже привлеченных к ответственности за незаконное получение денежных средств, так и, возможно, установить в их действиях или в действиях иных должностных лиц новые составы преступлений.

Об авторе: Сазин Сергей Тихонович, кандидат юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации e-mail: sulo@47.sledcom.ru

© Сазин С.Т., 2020

Статья получена: 25.12.2019. Статья принята к публикации: 18.03.2020. Статья опубликована онлайн: 27.03.2020.

About the author: Sazin Sergey T., Candidate of Law (Research doctorate), Professor of State And Legal Disciplines, St. Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.