Научная статья на тему 'Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости'

Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4843
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / THE CUSTOMS VALUE / THE CUSTOMS VALUE OF THE EFFECTIVENESS OF CONTROLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Юлия Юрьевна

В статье анализируется проблемы организации контроля таможенной стоимости на современном этапе. Рассмотрены понятия эффективности контроля таможенной стоимости. На основе проведенного анализа сформулированы проблемы снижающие эффективность контроля таможенной стоимости в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problems of the organization of control of the customs value at the present stage. The concepts of efficiency control of customs value. Based on the analysis formulated problems reducing the efficiency of the customs value control in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

ACTUAL PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF CUSTOMS

VALUE CONTROL

Орлова Юлия Юрьевна

магистрант,

ЮРИФ РАНХиГС

при Президенте РФ

e-mail: orlovajulial 61 @gmail.com

Orlova Yulia Y. мaster,

YURIF RANHiGS

under the RF President

e-mail: orlovajulial 61 @gmail.com

В статье анализируется проблемы организации контроля таможенной стоимости на современном этапе. Рассмотрены понятия эффективности контроля таможенной стоимости. На основе проведенного анализа сформулированы проблемы снижающие эффективность контроля таможенной стоимости в Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенная стоимость, эффективность контроля таможенной стоимости.

The article analyzes the problems of the organization of control of the customs value at the present stage. The concepts of efficiency control of customs value. Based on the analysis formulated problems reducing the efficiency of the customs value control in the Russian Federation.

Keywords: the customs value, the customs value of the effectiveness of controls.

На современном этапе развития внешнеторговых связей, в условиях постоянного увеличения объемов перемещаемых через таможенную границу товаров, государство стремится регулировать этот процесс в целях создания наиболее благоприятной обстановки для развития экономики государства.

Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется не столько административными запретами и ограничениями, сколько путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых решений, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации1. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

В современных условиях адаптации к международным стандартам и принципам системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) важной частью этой системы являются механизмы определения и контроля таможенной стоимости. Одной из самых актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль за определением таможенной стоимости.

Таможенная стоимость используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, используется в качестве расчетной основы для взимания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и других пошлин и налогов, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Следовательно, от правильности определения таможенной стоимости зависит полнота взимания таможенных платежей.

Проблема точного определения таможенной стоимости является одной из наиболее острых для российских таможенников. Надо отметить, что таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля задекларируемой стоимостью. Только за последние годы принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. В частности, были введены комбинированные ставки таможенных пошлин. Таможенники получили право определять

1Гензюк Э.Е. Шмалий О.В. Контроль как элемент административно-правового механизма обеспечения эффективности исполнительной власти//Пробелы в российском законодательстве. 2012. №6. С. 215-217

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, чья декларируемая стоимость заметно отличается от установленной Федеральной таможенной службой (далее - ФТС) временно-условной оценки, определяемой на основе мировых цен. Но это только временное решение, так как в настоящее время приказы и постановления всегда будут отставать от реальных проблем, и поэтому без каких-либо кардинальных изменений в области определения и контроля таможенной стоимости обойтись нельзя1.

На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например манипуляции с таможенной стоимостью, а также трудности в применении установленных законодательством методов ее исчисления2.

Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют в виду ее занижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания таможенных пошлин, сборов, налогов и иных платежей. Прямыми последствиями данного явления являются: недополучение государством значительной суммы таможенных платежей; снижение эффективности таможенного регулирования ВЭД; искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли.

Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конку-

1 О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров : решение Комиссии Таможенного союза № 376 от 20.09.2010 : по состоянию на 10.12.2013. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

2 Лавренова, К. М. Актуальные вопросы контроля таможенной стоимости на современном этапе / К. М. Лавренцова // Таможенное дело, наука и образование на Дальнем Востоке России в 2011 году: сб. науч. трудов. -Владивосток, 2010. С.15-16

ренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывоз денежных средств за рубеж.

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Значение таможенной стоимости многопланово. Прежде всего, таможенная стоимость товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, служит налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов1. Правильное определение таможенной стоимости является гарантией реализации конституционного принципа равного и справедливого налогообложения. С этой функцией таможенной стоимости связано большинство проблем. Стремясь минимизировать свои затраты, участники внешнеэкономической деятельности пытаются уйти от налогов, а средством достижения этой цели является занижение таможенной стоимости.

Однако помимо фискальной функции таможенная стоимость является также основой для контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения актуальной проблемой является не только умышленное уменьшение декларируемой таможенной стоимости, но и ее завышение. Оно позволяет незаконно и бесконтрольно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы Российской Федерации большую, чем следует по сделке, денежную сумму.

Помимо этого, российские филиалы иностранных фирм, а также расположенные в России совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в Российскую Федерацию сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, то есть в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.

1 Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009: по состоянию на 16.04.2010. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

Тем не менее занижение таможенной стоимости также представляет собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции ее определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД. Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости, так же как и в предыдущем случае, ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Кроме этого, занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против Российской Федерации, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны1.

У данной проблемы есть и еще один аспект. Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.

Таможенная стоимость служит также основой при начислении административных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела - нарушений таможенных правил, предусмотренных главой 16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В соответствии с Докладом о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2013-2014 годы одной из основных стратегических целей обозначено повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Решение этой цели напрямую зависит от качества осуществления контроля таможенной стоимости уполномоченными должностными лицами таможенных органов.

1 Вахтерова, И.Л. Таможенная стоимость: теория и практика/ И.Л. Вахтерова// Таможенное регулирование. Таможенный контроль - 2010 - №12. С.18-19

Таким образом, проблема эффективности контроля таможенной стоимости особенно актуальна в настоящее время. Становится очевидно, что правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но также и в целях валютного и экспортного контроля, защиты российских интересов на международной арене, то есть для обеспечения экономической безопасности и стабилизации страны в целом1.

Следовательно, в целях защиты экономических интересов Российской Федерации необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.

Существуют и другие проблемы в этой области. Процедура осуществления контроля таможенной стоимости громоздкая и трудоемкая. Необходимо оформление большего пакета документов - запросы, уведомления, расчеты и многое другое.

На инспектора возложена обязанность подробного обоснования принятого решения по стоимости с полными выкладками по анализу представленных декларантом документов с точки зрения не только таможенного законодательства, но и с учетом Гражданского кодекса Российской Федерации, мировой торговой практики, международных конвенций и других нормативных документов.

Но если действия инспектора по соблюдению процедуры, такие как заполнение необходимых документов, соблюдение сроков оформления бланков, расчетов можно по времени свести к минимуму, доведя действия до автоматизма, то пакет документов при контроле таможенной стоимости необходимо анализировать подробно с учетом всех индивидуальных условий внешнеэкономической сделки. При этом время оформления декларации таможенной стоимости ограничено. Установленные контрольные показатели по выпуску в один день не согласуются с установленными требованиями по количеству действий и объему мероприятий, необходимых при осуществлении контроля таможенной стоимости.

1 Ионичева, В. Н. Контроль таможенной стоимости: изменения/ В. Н. Ионичева // Таможенное регулирование. Таможенный контроль - 2010 - №11. С.27-28

Использование механизма контроля таможенной стоимости сдерживается отсутствием информации о реальной таможенной стоимости товаров, поставляемых в Россию. Подобную информацию ФТС могут получить только от своих коллег за рубежом, оформлявших вывоз этих товаров.

Достаточно сложные проблемы вызывает определение таможенной стоимости товаров, экспортируемых с территории Российской Федерации. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, устанавливает Правительство России1, но нормативно-правовой базы, регламентирующей такой порядок, нет. Поэтому проблема заключается не только в невозврате части экспортной выручки на территорию России и в изначально заниженной таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, а также в неправомерном возврате налога на добавленную стоимость. Эта проблема усугубляется положением, сложившимся в вопросе ценообразования на продукцию национального производителя. На сегодняшний день в России действует нормативная база, определяющая издержки производства, относимые на себестоимость продукции. Также в стране отсутствует ценовая информация о продаже и покупке товаров внутреннего производителя.

Таким образом, изучение и анализ действующего механизма контроля таможенной стоимости позволил выявить ряд проблем, снижающих его эффективность:

- необходимость совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы по контролю таможенной стоимости;

- проблема документального подтверждения и достаточности предоставленных дополнительных документов и сведений;

- отсутствие у таможни легитимных источников ценовой информации;

Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза : соглашение от 25.01.2008 : по состоянию на 23.04.2012. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

- несовершенство общероссийских стоимостных профилей рисков при применении системы управления рисками, в части осуществления контроля таможенной стоимости;

- проблема обоснования решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости;

- отсутствие методических материалов для проведения таможенной оценки: на какие уровни ориентироваться, какой уровень считается нормальным для данного вида товара.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о

Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009: по состоянию на 16.04.2010. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

2. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза : соглашение от 25.01.2008 : по состоянию на 23.04.2012. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

3. О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров : решение Комиссии Таможенного союза № 376 от 20.09.2010 : по состоянию на 10.12.2013. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

4. Гензюк Э.Е. Шмалий О.В. Контроль как элемент административно-правового механизма обеспечения эффективности исполнительной власти/Пробелы в российском законодательстве. 2012. №6. С. 215-217

5. Вахтерова, И.Л. Таможенная стоимость: теория и практика/ И.Л. Вахтерова// Таможенное регулирование. Таможенный контроль - 2010 - №12.

6. Ионичева, В. Н. Контроль таможенной стоимости: изменения/ В. Н. Ионичева // Таможенное регулирование. Таможенный контроль - 2010 - №11.

7. Лавренова, К. М. Актуальные вопросы контроля таможенной стоимости на современном этапе / К. М. Лавренцова // Таможенное дело, наука и образование на Дальнем Востоке России в 2011 году: сб. науч. трудов. -Владивосток, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.