Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
336
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ОНТОЛОГИЯ / БЫТИЕ / ПОСТМОДЕРН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пронин С. С.

На современном этапе развития общества вопрос восприятия и изучения человеком бытия, особенностей и причинего преобразования во времени является одной из важнейших задач научного изучения. Стабильное и динамичное развитие технологического сопровождения жизни обуславливает изменения онтологических компонентов, представляющих собой основу восприятия реальности, выраженной в знаниях, методах, личной ответственности индивидов. Именно онтология определяется понятием «первая философия», что дает ей возможность стать «фундаментом» для дальнейшей работы с иными, более конкретизированными аспектами бытия. Формирование философского учения необходимо начинать с обнаружения текущих особенностей онтологии, а также ее проблем и методов их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL PROBLEMS OF ONTOLOGY

At the present stage of the development of society, the question of the perception and study of human existence, the features and causes of its transformation in time is one of the most important tasks of scientific study. Thestableanddynamic development of the technological support of human life causes changes in ontological components, which are the basis for the perception of reality, expressed in knowledge, methods, and personal responsibility of individuals. It is ontology that is defined by the concept of "first philosophy", which gives it the opportunity to become the "foundation" for further work with other, more concretized aspects of being. The formation of a philosophical doctrine must begin with the discovery of the current features of ontology, as well as its problems and methods of solving them.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ»

ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

Пронин С.С.

студент Банковского колледжа Среднерусского института управления -

филиал РАНХиГС, г. Орел ¡тет^огё@^аИ сот Научный руководитель: Шарабарина Е.А.

преподаватель Банковского колледжа Среднерусского института управления -

филиал РАНХиГС, г. Орел

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ

Аннотация: на современном этапе развития общества вопрос восприятия и изучения человеком бытия, особенностей и причинего преобразования во времени является одной из важнейших задач научного изучения. Стабильное и динамичное развитие технологического сопровождения жизни обуславливает изменения онтологических компонентов, представляющих собой основу восприятия реальности, выраженной в знаниях, методах, личной ответственности индивидов. Именно онтология определяется понятием «первая философия», что дает ей возможность стать «фундаментом» для дальнейшей работы с иными, более конкретизированными аспектами бытия. Формирование философского учения необходимо начинать с обнаружения текущих особенностей онтологии, а также ее проблем и методов их решения.

Ключевые слова: теология, философия, онтология, бытие, постмодерн

На сегодняшний день вопросы онтологического познания в условиях динамично изменяющихся характеристик общества являются крайне актуальными. Во многом это объясняется широтой рамок, охватываемых понятием «онтология». Такие отечественные исследователи, как А.Л. Доброхотов, А.П. Огурцов, М.А. Можейко, В.Е. Кемеров предметное поле онтологии очерчивают следующим образом: «Как раздел философии онтология изучает фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения. Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие как таковое (независимо от субъекта и его деятельности), содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и ряде других»1.

В классической философии онтология выступает совокупностью всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей их познанию и мышлению. Онтология оказывается своего рода картиной действительности, определяющей позицию человека в мире, ориентацию частных видов деятельности и познания, функции и ограничения отдельных наук.

Современные ученые зачастую рассматривают данную отрасль философского познания как совокупность более узких направлений, классифицируемых, как правило, по признаку рассматриваемого предмета (рис. 1).

1 Доброхотов А.Л., Огурцов А.П., Можейко М.А., Кемеров В.Е. Онтология// Центр гуманитарных технологий. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6847 (дата обращения: 23.03.2021).

89

Рис. 1. Направления онтологического познания1

Согласно приведенной классификации, онтология, как элемент философского познания, включает в себя ряд более узких понятий. Краткая характеристика названных компонентов содержит в себе отношение того или иного термина к реальности, его проявления, источник и средство формирования.

Актуальные вопросы онтологии отражены в философских концепциях постмодернизма. Модерн ставил перед собой задачу дезонтологизации или же изгнания бытия. Западная философия двигалось к «ничто» упорно, последовательно и методично, вкладывая в это движение гигантский потенциал воли и мысли. Не случайно в первой редакции высказываниеФ. Ницше о «смерти Бога» звучат так: «Бог умер. Мы убили его. Вы и я».2Ф. Ницше хотел подчеркнуть, что это не произошло, само собой. В России же этот процесс произошел практически незаметно, модернизация прошла пассивно, как навязанная извне.

В постмодерне виртуальность окончательно прощается с любой - даже чисто негативной корреляцией - онтологией. Любое упоминание онтологии, любая ссылка на нее просто исключены или возможны в форме симулякра, PR.

Многие находят дискуссии на тему онтологии в постмодерне беспочвенными и неплодотворными, поскольку, чтобы выявить ничто, необходим контраст - контраст с бытием. Если бытия нет, и отсутствует антитеза, поэтому - ничто в постмодерне нет.

Действительно, новый этап интерпретации онтологии связан с философией постмодерна. М. Хайдеггер считает, что, онтологию нельзя обосновать онтологически.3 Д.В. Фоккем утверждает, что в рамках постмодернався раннее идущая философияимеет возможность интерпретироваться как развитие идеи деонтологизации. Классическая философская традиция проявляется в ориентации на «онтологизацию значения», модерн - на

1 Доброхотов А.Л., Огурцов А.П., Можейко М.А., Кемеров В.Е. Онтология// Центр гуманитарных технологий. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6847 (дата обращения: 23.03.2021).

2 Ницше Ф.В. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого; По ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего. - М.: Эксмо, 2009. С. 448

3 Косыхин В.Г. Онтология и нигилизм: от Хайдеггера к постмодерну// ГОУ ВПО Саратовская государственная академияправа, 2008. С. 196.

сохранение идеи «онтологической укорененности».^ свою очередь, постмодерн идет по пути отказа от осознания и осмысления онтологии.

Данную идею разделяют и множество других философов, доказывая, что онтология оказывается невозможной в системе отсчета постмодернизма. Ж. Деррида считает, что культура постмодерна задает видение реальности как артикулированной принципиально семиотически, что определяет радикально новые стратегии по отношению к ней. В постмодернистской парадигме семиотизма феномен бытия не может быть конституирован в онтологическом смысле: «Система категорий - это система способов конструирования бытия».2

В контексте концепции симуляции, которая рассматривается в рамках философии постмодернизма,поводом отказа от осмысления онтологии выступает невозможность артикуляции реальности как таковой, - место последней занимает в постмодернизме так называемая «гиперреальность» как виртуальный результат симулирования реального, не могущий претендовать на статус онтологии. Данную точку зрения разделяют М. Фуко,3 Ж. Бодрийяр,4 У. Эко.5

Возможно, что одну из основ ролей в отказе идей постмодернизма от построения онтологии сыграл феномен современной культуры, которая стала катализатором для, так называемого, «переоткрытия времени», или же введение идеи темпорального в парадигмальные основания видения реальности.

Можно сказать, что постмодерн являет миру инверсию ценностей модерна. Отказ от идеи самоидентичности бытия и презумпции его, фундированное рационально постигаемым логосом, приводят постмодернизм к радикальному отказу от идеи конституирования метафизики, и тем самым влекут за собой и финальное снятие возможности онтологии как таковой. Дискредитация постмодернизмом возможности значения как имманентного значения, реконструкция которого соответствовала в классической герменевтике пониманию, эквивалентна в философии постмодернизма деструкции самой идеи онтологии.

Тем не менее, определенного рода дискуссии все же имеют место быть. Дискуссия о реальности или же о нереальности бытия, или как иногда принято говорить: «внешнего мира» и объектов познания в этом самом мире, именуется как спор между сторонниками идей реализма и их противниками. В основе любой идеи реализма лежит онтологический реализм, подразумевающий принятие двух тезисов. Один из них повествуется о том, что имеется непустая область объектов, называемая «внешним миром», и эти объекты существуют, обладают различными свойствами.Второй же тезис говорит о том, что эти самые объекты и находятся в различных отношениях друг к другу. Данный онтологический реализм занимается свою особую нишу в рамках современного философского дискурса, хотя его рождение относится к 70-х гг. ХХ-го в.

В XXI в. интерес к проблеме бытия значительно снижается. И это происходит,в первую очередь, под веяниемпостмодернистской философии, которыеотрицают значимость онтологической проблематики для философии в целом.Современная философия представляет собой крайне необычнуюсовокупность идей, в которыхзапечатлены разные

1Ильин И.П. Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. С. 253. URL: http://www.philosophy1.narod.rU/www/html/library/il/8.html (дата обращения: 23.03.2021).

Шакиров И.А. Сомнение как категория философии. - Уфа, 2008. С. 178. URL: https://dlib.rsl.ru/01004042387 (дата обращения: 20.03.2021).

3Визгин В.П. Онтологические основания философии Мишеля Фуко// Метафизика, 2012. № 4(6) С. 109-120. URL: http://www.intelros.ru/pdf/metafizika/2012_4/9.pdf(дата обращения: 24.03.2021).

ЛДугин А.Г. Ничто в постмодерне// Постонтология. URL: https://omiliya.org/article/postontologiya-aleksandr-dugin(дата обращения: 23.03.2021).

5Носачев П.Г. У. Эко: Путь от семиотики к онтологии// Вестник ПСТГУ. Богословие. Философия. 2008. № 3(23). С. 33-44. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/u-eko-put-ot-semiotiki-k-ontologii/viewer (дата обращения: 21.03.2021).

временные эпохи, мироощущения, научные знания и концепции восприятия реальности. В философских работах современностикрайне часто можно наблюдать сочетаниянаучных и художественных стилей, так же в них кооперируются стили, форматы мышления всех эпох с преломлением к реалиям сегодняшнего дня. Действительно, современный философ крайне редко остается просто философом, как правило, будучи компетентным в дискурсах и на иные научные темы и вопросы. Поэтому закономерно, что переосмысляются и начинают звучать совсем иначе многие классические работы.

Несмотря на спорные моменты, стоит признать, что вопрос онтологии в современном мире отошел на второй план. Если же ведущие умы философского мира не видят смысла дискутировать на тему онтологии в рамках постмодернистской концепции, пожалуй, это и будет являться его основной проблемой. Выходом из сложившейся ситуации можно назвать «открытие» философами Бога. В рамках православной теологии множественные бытийственные вопросы находят свое разрешение, однако данное преодоление постмодерна совершается, прежде всего, в сердце конкретного исследователя, и только потом в его уме. Осмысленное органическое взаимодействие философии и теологии, научного и религиозного подходов к освоению базовых вопросов онтологии являются сегодня тем ключом, который способен перевести научный дискурс по данной теме на новый уровень.

Литература:

1. Визгин В.П. Онтологические основания философии Мишеля Фуко// Метафизика, 2012. № 4(6) С. 109-120. URL: http://www.intelros.ru/pdf/metafizika/2012_4/9.pdf (дата обращения: 24.03.2021).

2. Дугин А.Г. Ничто в постмодерне// Постонтология.Ц^: https://omiliya.org/article/postontologiya-aleksandr-dugin (дата обращения: 23.03.2021).

3. Доброхотов А.Л., Огурцов А.П., Можейко М.А., Кемеров В.Е. Онтология// Центр гуманитарных технологий. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6847 (дата обращения: 23.03.2021).

4. Ильин И.П. Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. С. 253. URL: http://www.philosophy1.narod.ru/www/html/library/il/8.html (дата обращения: 23.03.2021).

5. Косыхин В.Г. Онтология и нигилизм: от Хайдеггера к постмодерну// ГОУ ВПО Саратовская государственная академияправа, 2008. С. 196.

6. Ницше Ф.В. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого; По ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего.- М.: Эксмо, 2009. С. 448.

7. Носачев П.Г. У. Эко: Путь от семиотики к онтологии// Вестник ПСТГУ. Богословие. Философия. 2008. № 3(23). С. 33-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7u-eko-put-ot-semiotiki-k-ontologii/viewer (дата обращения: 21.03.2021).

8. Шакиров И.А. Сомнение как категория философии. - Уфа, 2008. С. 178. URL: https://dlib.rsl.ru/01004042387 (дата обращения: 20.03.2021).

References:

1. Vizgin V.P. Ontological foundations of Michel Foucault's philosophy // Metaphysics, 2012, no. 4 (6), pp. 109-120. URL: http://www.intelros.ru/pdf/metafizika/2012_4/9.pdf (accessed: 24.03.2021).

2. Dugin A.G. Nothing in postmodernism// Postontology. URL: https://omiliya.org/article/postontologiya-aleksandr-dugin (accessed: 23.03.2021).

3. Dobrokhotov A.L., Ogurtsov A.P., Mozheyko M.A., Kemerov V.E. Ontology// Center for Humanitarian Technologies. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6847 (accessed: 23.03.2021).

4. Ilyin I.P. Poststructuralism, Deconstruction, Postmodernism. - M.: Intrada, 1996. P. 253. URL: http://www.philosophy1.narod.rU/www/html/library/il/8.html (date accessed: 23.03.2021).

5. Kosygin V.G. Ontology and nihilism: from Heidegger to postmodern // GOU VPO Saratov state Academy of law, 2008. S. 196.

6. Nietzsche F. W. Thus spoke Zarathustra: a book for all and none for one, beyond good and evil: prelude to a philosophy of the future. - M.: Eksmo, 2009. S. 448.

7. Nosachev P.G. U. Eco: The path from semiotics to ontology. // Bulletin of the PSTSU. Theology. Philosophy, 2008. № 3(23). pp. 33-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/fi/u-eko-put-ot-semiotiki-k-ontologii/viewer (accessed: 21.03.2021).

8. Shakirov I.A. Doubt as a category of philosophy. - Ufa, 2008. Р. 178. URL: https://dlib.rsl.ru/01004042387 (accessed 20.03.2021).

TOPICAL PROBLEMS OF ONTOLOGY

Pronin S.S.

Student of the Banking College of the Central Russian Institute of Management - branch of the RANEPA, Orel linensword@gmail. com Research Supervisor:

Sharabarina E.A. Teacher of the Banking College of the Central Russian Institute of Management -branch of the RANEPA, Orel

Abstract: At the present stage of the development of society, the question of the perception and study of human existence, the features and causes of its transformation in time is one of the most important tasks of scientific study. Thestableanddynamic development of the technological support of human life causes changes in ontological components, which are the basis for the perception of reality, expressed in knowledge, methods, and personal responsibility of individuals. It is ontology that is defined by the concept of "first philosophy", which gives it the opportunity to become the "foundation" for further work with other, more concretized aspects of being. The formation of a philosophical doctrine must begin with the discovery of the current features of ontology, as well as its problems and methods of solving them. Keywords: theology, philosophy, ontology, being, postmodern

Для цитирования: Пронин С.С. Актуальные проблемы онтология// Архонт, 2021. № 4 (25). С. 89-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.