Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / коммуникация / социокультура постмодернизма / социальные сети / этика общения / речевая стратегия / негативные факторы интернета / communication / communication / socio-cultural postmodernism / social networks / ethics of communication / speech strategy / negative factors of the Internet

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андриенко Е.В.

В работе представлены некоторые аспекты анализа общения в современных условиях. Автор выделяет негативные факторы влияния социальных сетей на содержание личностного взаимодействия. Рассматриваются психолого-педагогические вопросы развития детей и молодежи в связи с активным использованием интернета для коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUAL PROBLEMS OF COMMUNICATION INTHE ERA OF POSTMODERNISM

The paper presents some aspects of the analysis of communication in modern conditions. The author highlights the negative factors of the influence of social networks on the content of personal interaction. The psychological and pedagogical issues of the development of children and youth in connection with the active use of the Internet for communication are considered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА»

ОБЩЕНИЕ В ЭПОХУ НБИК-ТЕХНОЛОГИЙ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА Андриенко Е.В. (Новосибирск, НГПУ) eva_andrienko@rambler.ru

Аннотация. В работе представлены некоторые аспекты анализа общения в современных условиях. Автор выделяет негативные факторы влияния социальных сетей на содержание личностного взаимодействия. Рассматриваются психолого-педагогические вопросы развития детей и молодежи в связи с активным использованием интернета для коммуникации.

Ключевые слова: общение, коммуникация, социокультура постмодернизма, социальные сети, этика общения, речевая стратегия, негативные факторы интернета.

THE ACTUAL PROBLEMS OF COMMUNICATION

INTHE ERA OF POSTMODERNISM Аndrienko E.V. (Novosibirsk, NSPU) eva_andrienko@rambler.ru

Annotation. The paper presents some aspects of the analysis of communication in modern conditions. The author highlights the negative factors of the influence of social networks on the content of personal interaction. The psychological and pedagogical issues of the development of children and youth in connection with the active use of the Internet for communication are considered.

Keywords: communication, communication, socio-cultural postmodernism, social networks, ethics of communication, speech strategy, negative factors of the Internet.

Проблематика современного общения определяется значительными изменениями, которые произошли в социокультуре общества под влиянием стремительных технологических модернизаций, связанных с тенденцией цифровизации в мировом масштабе, поэтому вопросы межличностной коммуникации являются общими для многих стран. Влияние интернета на жизнедеятельность человека сегодня активно исследуется, анализируется и отражается в многочисленных публикациях ученых, рассматривающих данную проблему по-разному, в зависимости от контекста изучения. Одним из важнейших аспектов исследований выступают новые формы и особенности общения, которые, появившись впервые в социальных сетях, переходят в непосредственное и повседневно реализуемое взаимодействие людей. Поскольку данный процесс осуществляется весьма быстро, многие науки, в том числе психология, педагогика, социология, лингвистика и другие акцентируют трансформацию общения в рамках своего предмета изучения.

Исследователи обращают внимание на ряд факторов, негативно влияющих на содержание, форму и смысловые аспекты общения в рамках дискурса как определенного фрагмента текста/речи, отражающего относительно законченную мысль человека по определенному поводу. Здесь выделяется специфическая этика общения коммуникаторов в интернете, связанная с их анонимностью, а значит, отсутствием ответственности за сказанное. Анонимность пользователей социальных сетей нередко приводит к грубой форме выражений, нарушению этических норм и даже преступным по своему содержанию и

79

смыслу высказываниям, которые допускают некоторые субъекты. При этом часть из них делает это намеренно для того, чтобы эпатировать публику и привлечь к себе внимание. Стремление обратить на себя внимание любым способом проявляется в «погоне за лайками», размещении жестоких, шокирующих общественность стримов, намеренном огрублении речи.

Общие принципы написания коммуникативных текстов в интернете определяются постмодернистской социокультурой, характеризующейся фрагментарностью, нелинейностью, спонтанностью, хаотичностью, эмоциональностью, субъективностью, эпатажностью и другими особенностями, указывающими на устойчивую тенденцию редукции уровня общения. Принцип взаимодействия «здесь и сейчас», когда субъект использует смартфон для моментальной передачи информации, «освобождает» коммуникатора от размышлений по поводу высказанного, акцентируя эмоции, впечатления, спонтанное отношение.

Кроме того, весьма широкое распространение получают девиантные высказывания в социальных сетях, которые представлены в различных формах: троллинг (провокационная тактика отражения информации, рассчитанная на раздражение коммуникаторов); фейк (ложная информация); спам (избыточное ненужное информирование); флуд (размещение информации, не имеющей отношения к обсуждаемому вопросу); флейм (разжигание словесной войны между участниками обсуждения) и т.д. Подобные сообщения в интернете изобилуют многообразными средствами экспрессивности, выраженные, например многочисленными вопросительными или восклицательными знаками, многоточиями и т.д. Эта чрезмерная употребительность знаков препинания русского языка для обозначения экспрессивного отношения субъекта общения определяется исследователями как фасцина-тивнаяречевая стратегия, которая по мнению М.С. Рыжкова (Рыжков, 2010 ) необходима в целях уточнения/понимания образа собеседника в условиях опосредованного общения/взаимодействия.

Все эти трансформации влияют на стиль общения и определяют новые направления развития языкознания в современном мире. Так, издание М.А. Кронгауза (Кронгауз, 2016), отражающее новую терминологию интернета, фиксирует многочисленные лингвистические изменения, появившиеся в XXI веке благодаря стремительному развитию социальных сетей в мировом информационном пространстве. В качестве основных определяют особенности: смешение стилей устной и письменной речи (главное - установить контакт, привлечь внимание к своему сообщению). Можно без преувеличения сказать, что сегодня создается новая общеупотребительная лексика на основе стихийного формирования специфической сетевой коммуникации в интернете.

Также очень быстро формируются субкультурные виртуальные социальные группы по различным поводам взаимодействия стихийных коммуникаций. Наиболее часто встречающиеся жанры интернет-коммуникаций, таких как: блог, чат, форум, микроблог, сайт, пост, комментарий и т.д., как правило, в силу своего многообразия, не создают устойчивого содержательного контекста, хотя здесь образуются специфические субкультуры общения. Многие пользователи социальных сетей стремятся (быть может даже неосознанно) к установлению неформальных отношений, что свидетельствует о недостаточности личностного глубокого общения в реальной жизни.

Современное интерактивное общение в социальных сетях отличается рядом особенностей, которые отражают снижение его содержательного уровня, что связано со стремлением коммуникаторов удовлетворить потребности в неформальной коммуникации и выражении своих эмоций по поводу обсуждаемых явлений. Данное взаимодействие способствует формированию между субъектами явных межличностных связей в режиме непрерывного обмена информации и впечатлений. Поскольку для общающихся важно мгновенное сиюминутное взаимодействие, тексты сообщений, сочетая в себе специфику письменной и устной речи как правило, характеризуются небрежностью, ошибками, незаконченностью слов и предложений, а также явной редукцией грамматических форм и фонетической основы (Катермина, 2019, с. 66).

К сожалению, многие негативные факторы, которые определяют упрощенные и примитивные формы взаимодействия в интернете, отражаются и в реальном непосредственном общении субъектов, что можно наблюдать в различных социальных ситуациях. Особенно значимой данная проблема является для педагогических работников, поскольку они имеют дело с детьми и молодыми людьми, всесторонне вовлеченными в виртуальную реальность. Многие педагоги отмечают недоразвитие коммуникативных и других социальных навыков у своих воспитанников. Д.И. Фельдштейн акцентировал проблематику детского развития, выделяя следующие особенности: снижение когнитивного развития; снижение активности и энергичности из-за роста эмоционального дискомфорта; сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры и недоразвития потребностно-мотивационной сферы, воли и произвольности ребенка; снижение уровня детской любознательности и воображения; неразвитость тонкой моторики; слабая социальная компетентность, обеднение общения, развитие чувства незащищенности и др. (Фельдштейн, 2012).

Таким образом, рассматривая актуальные проблемы общения в эпоху постмодернизма, можно выделить значимые направления психолого-педагогических исследований, разработка которых будет способствовать определению и решению задач социального и коммуникативного развития личности в процессе обучения, воспитания и социализации.

• Этические аспекты интернет-коммуникации как фактор социального развития личности.

• Влияние постмодернистской социокультуры на смысловое содержание коммуникативных текстов.

• Девиация общения в социальных сетях и её социальные последствия.

• Развитие эмоциональности общения посредством фасцинативной речевой стратегии.

• Формирование детских и молодежных субкультурных социальных групп в интернете: позитивные и негативные последствия.

• Влияние интернета на социальное и когнитивное развитие в детском возрасте.

Литература

1. КронгаузМ.А. Словарь языка интернета. ru / под ред. М.А. Кронгауза. М. 2016. 288 с.

2. Катермина В.В., Илмаз-Леденева Т.О. Языковая личность в дискурсе социальных сетей // Вестник ЧПГУ им. И.Я. Яковлева. 2019. №3 (103). С. 64-70.

3. Рыжков М. С.Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса: на материале русско- и англоязычных чатов: дис. ... канд.филол. наук. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2010. 273 с.

4. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского ун-та. 2012. №1. URL:https/cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-detstvo-kak-sotsiokulturnyy-i-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 17.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.