13. Стрелец И.А. Новая экономика: гипотеза или реальность? // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — №3. — С. 16-23.
14. Пашкус Ю.В., Лукашевич И.В. Кондратьевские волны и информационное общество // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. — 1992. — № 2. — С. 50-57.
15. Пидоймо Л.П., Бутурлакина Е.В. Сущность категорий «информационное общество», «информационная экономика» // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — №4. — С. 112-118.
16. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 2014. — С.392-409.
17. Стрелец И.А. Экономика сетевых благ // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — №10. — С. 77-83.
18. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2014. — 776 с.
19. Чумаченко Н.Э. Информационная экономика и новая экономика: общее и особенное, понятийный аппарат и содержание // Вестн. Саратовского гос. социально-экономического университета. — 2014. — №3. — С.42.
20. Bell D. Welcome to the Post-Industrial Society // Physics Today. — 1976. — Feb. — Рр. 46-49.
21. Dengov V. Experimental verification of correspondence between adverse selection models and reality // Ekonomicko-Mana zerske Spektrum. — 2011. — N. 1, pp. 2-9.
22. Kelly K. New rules for the New Economy // Wired. 1997. Sept. — [Электронный документ] — http://archive.wired.com/wired/ archive/5.09 /newrules.html?pg=1&topic
23. Kelly K. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World/K. Kelly. — N.-Y., 1998. — 180 p.
24. Porat M., Rubin M. The Information Economy: User's Guide to the Complete Database (on Magnetic Tape). — Washington: Office of Telecommunications, 1977. — 63 p.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
К.В.Гульпенко,
профессор кафедры аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
Н.В. Тумашик,
доцент кафедры аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Tumnatdim@yandex.ru
В статье раскрываются проблемы непрерывного образования личности и его индивидуализации. Исследованы различные научные позиции в отношении содержания образовательной траектории учащихся. Обоснована необходимость формирования образовательной траектории студентов высшей школы, образовательного маршрута, индивидуальных образовательных программ и учебного плана.
Ключевые слова: высшая школа, образовательная траектория, образовательный маршрут, образовательный процесс, образовательная программа, образовательный стандарт.
УДК 378.1 ББК 74.489
Высшее образование развивается под влиянием социальных, политических, научно-технических и экономических факторов. Развитие науки, техники и технологии обуславливает формирование осознанной потребности мирового сообщества в гибких системах образования, адаптированных к изменяющимся условиям жизни, предусматривающих возможность быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на протяжении жизненного пути человека. Получение необходимых для быстрого реагирования на изменения компетенций и соответствующих знаний, умений и навыков возможно в условиях непрерывного образования и его индивидуализации.
Индивидуализация образования предполагает, с позиции личности, осознание ею учебных действий, позволяющих привнести личное содержание в учебный процесс, с позиции вуза, позволяет организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся по всем направлениям, формам и методам обучения [2]. Новая парадигма преподавания влияет на деятельность образовательного учреждения, а также взаимодействие профессорско-преподавательского состава и учащихся. Это приводит к необходимости:
• существенного изменения структуры и содержания учебных программ;
• совершенствования методов и технологий преподавания дисциплин;
• разработки новой методики оценки результатов освоения программы учащимися;
• создания всесторонней образовательной среды для достижения уровня знаний, умений и навыков соответствующим компетенциям и развитию личности.
Совершенствование системы высшего образования влияет на академическую мобильность студентов, означающую:
• выбор направлений взаимодействия с окружающей действительностью;
• анализ альтернативных вариантов решений;
• развитие коммуникативной способности;
• самоанализ уровня собственных знаний, определяющий дальнейшую мотивацию к получению образования;
• способность к самоорганизации и самоконтролю;
• получение знаний социально-культурного характера.
Таким образом, индивидуализация образования неразрывно связана с личностно-ориентированным подходом, в соответствии с которым обращается внимание на деятельность конкретного учащегося, его внутреннее образовательное приращение и развитие при наличии у него соответствующей мотивации. Формирование и реализация индивидуального компонента в образовании возможны при проектировании и осуществлении индивидуальной образовательной траектории. При этом определение собственных образовательных перспектив является значимым для профессиональной деятельности, карьерного роста и личностного развития. В научной литературе в отношении образования имеет место понятие «индивидуальная образовательная траектория», которое связывают с:
• личностью учащегося;
• образовательным учреждением.
Названный термин в отношении учащегося рассматривается с позиции его образования на протяжении всей жизни — довузовское, вузовское, послевузовское. Содержание индивидуальной образовательной траектории в научной литературе рассматривается в разных аспектах, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Позиции авторов в отношении содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория»
Автор Содержание
Александрова Е.А. [3] Результат реализации личностного потенциала учащегося в образовании через выполнение соответствующих видов деятельности.
Бочкарёва С.М. [4] Линия движения учащегося в саморазвитии личности с присущими ей оригинальными чертами.
Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. [6] Понятие, содержащее несколько направлений реализации личностного потенциала: содержательное, деятельностное и процессуальное.
Гринько М.А. [7] Организация учебной деятельности учащегося в высшем учебном заведении, основанная на личностно-ориентированном подходе и построении учебно-воспитательного процесса с целью выработки и реализации индивидуальных жизненных стратегий в области индивидуально-творческого и профессионального развития личности учащегося.
Гаязов А.С. [5] Линия движения образовательной программы.
Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. [9] Осознанное определение субъектом основного направления реализации собственного профессионально-образовательного потенциала в условиях сложившихся ценностей, установок и жизненного смысла.
Ковалёва Т.М. Кобыща Е.И. [10] Пространственно-временная характеристика, обозначающая «след» линии движения учащегося, который формируется на основе его проб и опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуального образовательного пространства.
Тимошина Т.А. [14] Индивидуальный путь в образовании, определяемый учащимся совместно с преподавателем и организуемый в соответствии с его мотивацией и способностями под влиянием социально-экономических и временных возможностей.
Хуторской А.В. [16] Персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании.
Содержание представленной таблицы доказывает, что авторы раскрывают исследуемое понятие по-разному, в качестве:
• результата реализации личностного потенциала;
• линии движения учащегося в саморазвитии;
• стиля учебной деятельности;
• организации учебного процесса;
• линии образовательной программы;
• целевой установки;
• пространственно-временной;
• индивидуального пути учащегося.
Изучение законодательно-нормативных актов в области образования свидетельствует об отсутствии определения понятия «индивидуальная образовательная траектория», и лишь отдельными статьями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается раскрытие его отдельных элементов в (табл. 2) [1].
Информация, содержащаяся в таблице, показывает, что элементы индивидуальной образовательной траектории содержатся в положениях Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Эти элементы касаются:
• индивидуальных характеристик личности в период его обучения;
• организации образовательного процесса;
• требований к образовательным программам;
• возможностей применения различных образовательных технологий;
Таблица 2
Статьи Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», содержащие информацию об элементах индивидуальной образовательной траектории
Статья закона Информация об элементах индивидуальной образовательной траектории
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Рассматривается индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Создание условий для самореализации каждого человека, предусматривающих свободу выбора получения образования в соответствии со склонностями и потребностями личности, формы обучения, образовательной организации, направления подготовки. Обеспечение права на образование в течение всей жизни с учетом потребностей, способностей и интересов личности.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты Требования Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) к реализации индивидуальной образовательной траектории: • вариативность содержания образовательных программ; • определение сроков получения образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. • разработка стандартов по уровням образования, профессиям, специальностям и направлениям подготовки; • обеспечение реализации права на образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 12. Образовательные программы Определение в образовательных программах содержания образования. Обеспечение получения квалификации в рамках профессионального обучения. Реализация основных образовательных программ по уровням общего и профессионального образования; дополнительных образовательных программ — по дополнительному образованию.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Требование к ведению индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ и их поощрению; использованию и совершенствованию различных методов обучения и образовательных технологий.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования Предоставление прав учащимся на: • обучение по индивидуальному учебному плану в пределах образовательной программы; • участие в формировании содержания собственного профессионального образования при условии соблюдения ФГОС и образовательных стандартов (далее ОС); • выбор факультативных и элективных учебных дисциплин из состава, предлагаемого образовательной организацией; • изучение дополнительных дисциплин за рамками осваиваемой образовательной программы, преподаваемых как в данном образовательном учреждении, так и за его пределами; • освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ одновременно; • перевод для получения образования по другой профессии, направлению подготовки, форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании; • развитие творческих способностей и интересов; • участие в научно-исследовательской и другой инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией; • прохождение стажировок в других образовательных и научных организациях.
• особенностей образовательных учреждений;
• возможностей обучения по направлениям творческой деятельности личности.
Исследуя понятие «индивидуальная образовательная траектория», содержащееся в научной литературе, и ее элементы, представленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», авторы статьи считают, что под индивидуальной образовательной траекторией понимается индивидуальный путь раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащегося в рамках образовательного пространства с учетом его целевой ориентации и мотивации, влияния социально-экономических и временных условий, включая требования профессиональных стандартов, а также профессорско-преподавательского состава. Таким образом, цель индивидуальной образовательной траектории состоит в максимально полном раскрытии и развитии потенциала личности учащегося через его непрерывное образование.
Необходимость получения высшего образования у каждого человека связана с его личной мотивацией. При этом следует обращать внимание на влияние научно-технического прогресса, требующего постоянного профессионального развития, не исключая общенаучных подходов и взглядов. При этом задачами реализации индивидуальной образовательной траектории в системе высшего образования являются:
• получение необходимых знаний, умений и навыков, а также формирование соответствующих направлению подготовки учащегося компетенций;
• понимание студентом его роли как субъекта образовательной деятельности;
• приобретение учащимся навыков самоуправления в процессе его познания;
• приобретение когнитивно-коммуникативных умений получать и формировать информацию;
• развитие у учащегося самоконтроля и рефлексии, позволяющих ему осуществлять корректировку обучения по заданной траектории;
• получение навыков общения и сотрудничества учащегося с профессорско-преподавательским составом.
Каждым учащимся формируется индивидуальная образовательная траектория, реализация которой предполагает наличие следующих составляющих: диагностическая, целепо-лагающая, мотивирующая, экспериментально-познавательная и контрольно-оценочная.
Диагностическая составляющая предполагает создание условий для успешного обучения при участии профессорско-преподавательского состава, направляющего студента на активизацию образования с целью приобретения им соответствующих знаний, умений и навыков. Целеполагающая составляющая означает разработку учащимся индивидуального плана для организации самостоятельной работы и форм взаимодействия с преподавателями. Мотивирующая составляющая направлена на успешное освоение дисциплин, прохождение текущего контроля и достижение результатов в научно-исследовательской деятельности. Экспериментально-познавательная составляющая связана с выполнением научно-исследовательской работы и защитой ее результатов. Контрольно-оценочная составляющая рассматривается со стороны преподавателя, учащегося, а также Государственной аттестационной комиссии. Авторы статьи считают, что среди новых инструментов контрольно-оценочной составляющей может быть его портфолио, представляющее собой отчет за определённый период образовательной деятельности учащегося о процессе обучения и характеризующее индивидуальные его достижения. Анализ содержания составляющих индивидуальной образовательной траектории показывает тесную взаимосвязь между ними, необходимость взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студента благодаря применению различных методов обучения, контроля и оценки работы студента.
Построение индивидуальной образовательной траектории в вузе зависит от ее постановки профессорско-преподавательским составом, отношения к ней студента и условий ее реализации, создаваемых высшим образовательным учреждением.
При этом образовательное учреждение предлагает учащемуся общие направления реализации образовательной траектории. При реализации индивидуальной образовательной траектории во внимание принимаются типологические признаки, связанные с взаимодействием студента с преподавателем и группой учащихся, сложностью в освоении материала и сроками освоения в целом образовательной программы. Реализация индивидуальной образовательной траектории зависит от ценностных ориентиров учащегося и его индивидуальных психологических особенностей. К таким особенностям относятся: способность к постижению процесса познания, приобретению знаний, навыков и умений, необходимых для решения профессиональных задач; аналитические возможности студента для приобретения новых знаний; способность оценивать собственные результаты. Следовательно, в современных условиях значимыми психологическими особенностями учащегося являются интеллект, коммуникативность, креативность, мотивация к образованию и самооценка. Способность студента к самообразованию тесно связана с его индивидуальными когнитивными особенностями.
Комплексное освещение индивидуальной образовательной траектории с различных сторон, начиная с выбора образовательного учреждения и заканчивая психологическими аспектами не случайно, поскольку связано с современными процессами, происходящими на рынке труда и соответственно экономики труда. Наглядным примером такого утверждения является разработка профессиональных стандартов, содержащих:
• уровень образования;
• профессиональные функции;
• дальнейшие возможности карьерного роста;
• другие требования.
Таким образом, система профессиональных стандартов представляет собой характеристику профессиональных квалификаций, содержащихся у выпускника образовательного учреждения и востребованных на рынке труда в различных отраслях экономики.
Разработанные профессиональные стандарты решают проблему, с одной стороны, рационального использования человеческих ресурсов, с другой стороны, подготовки квалифицированных кадров, соответствующих развитию современной экономики. Такой подход следует рассматривать как механизм, способствующий устойчивому и эффективному взаимодействию сферы труда в экономике с системой образования. Образовательные учреждения должны акцентировать внимание на актуальности профессиональных стандартов в сфере труда с позиции влияния на:
• формирование и поддержание высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующей потребностям производства а, следовательно, для обеспечения повышения производительности и конкурентоспособности;
• определение и формирование потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке;
• эффективный, обоснованный подбор кадров и проведение «внутрифирменного» профессионального обучения;
• проведение оценки и аттестации квалификаций;
• развитие мобильности рабочих кадров и т.д. [13].
Учитывая вышеуказанные аспекты, образовательные организации должны разрабатывать образовательные программы, определять методы оценки профессионального обучения, ориентируясь на содержание профессиональных стандартов.
Индивидуальная образовательная траектория предполагает:
• наличие индивидуального образовательного маршрута;
• организацию образовательного процесса;
• применение инновационных технологий.
Индивидуальный образовательный маршрут является объектом дискуссий, содержание которых связано с акцентом и раскрытием определенных элементов образовательной деятельности, таких как:
• образовательная программа;
• персональный путь самоопределения и самореализации учащегося;
• вариативная структура учебной деятельности;
• путь освоения образовательной программы;
• способ организации учебного и воспитательного процессов.
С нашей точки зрения, при рассмотрении содержания индивидуального образовательного маршрута, каждый из названных элементов имеет свой статус и назначение, без которых индивидуальный образовательный маршрут существовать не может. При этом отмечается, что индивидуальная траектория имеет более широкий смысл, чем индивидуальный образовательный маршрут. Ее смысл заключается в использовании гибкого формата обучения и создании таких условий, которые позволяют формировать и развивать индивидуальные профессиональные способности, ценностные ориентиры, знания. В отношении индивидуального образовательного маршрута учащегося отмечается, что он представляет собой собственный проект продвижения в образовательном пространстве, разрабатываемый учащимся совместно с преподавателем и связанный с соответствующей образовательной программой, результатом которого становится индивидуальная образовательная траектория.
Индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося основывается на принципах гибкости и вариативности, благодаря которым он корректируется и уточняется в зависимости от поставленных учащимся задач. Существуют различные типы индивидуальных образовательных маршрутов, к которым относятся:
• адаптивный — способствующий адаптации личности к изменяющимся условиям;
• развивающий — связанный с развитием способностей и раскрытием потенциала учащегося;
• созидательный — способствующий приобретению навыков применения имеющегося потенциала и его совершенствования с целью карьерного роста [11].
Взаимосвязь личных приоритетов студента, его целей, задач и планов с образовательными возможностями вуза влияет на построение индивидуального образовательного маршрута. Отмечается, что формирование и реализация такого маршрута осуществляется во взаимодействии учащегося с профессорско-преподавательским составом.
Реализация индивидуального образовательного маршрута позволяет учащимся приобретать знания и формировать необходимые навыки по двум направлениям:
• самостоятельно в рамках собственных интересов;
• по образовательным программам высшего учебного заведения.
Такое сочетание названных направлений позволяет создать особую образовательную культуру, способствующую развитию личности на новом уровне, включая ее творческий потенциал, профессиональные качества, необходимые для профессиональной деятельности и в современных условиях жизни в целом.
Важной составляющей индивидуального образовательного маршрута учащегося является основная образовательная программа, соответствующая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Методологическая основа ФГОС ВО строится на основе де-ятельностного и компетентностного подходов, раскрывающих образовательный процесс с разных сторон и дополняющих друг друга. Системно-деятельностный подход направлен на:
• формирование потребностей личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• создание развивающей образовательной среды;
• построение образовательного процесса на основе принципа индивидуализации.
Компетентностный подход сосредоточен на итоге образовательной деятельности. В результате освоения образовательных программ выпускники должны сформировать ряд общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обозначенных в стандартах по каждому направлению подготовки. Ориентация на компетентностный подход при подготовке учащихся в вузе связана с определением направления
получения ими конкретных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования профессии. В связи с развитием цифровой экономики и новых направлений в промышленности, представленные во ФГОС ВО последнего поколения компетенции носят интегративный и междисциплинарный характер, отвечающий требованиям рынка труда.
Отмечается, что формирование элементов компетенций «уметь» и «владеть» связано с организацией самостоятельной работы студента, время которого регламентировано федеральными государственными стандартами и реализуется в учебных рабочих планах по направлению и программам подготовки. Следовательно, студентам предоставлено право на участие в формировании содержания своего образования при условии соблюдения ФГОС ВО. При этом ФГОС ВО новые поколения определяют необходимость разработки вузом методического обеспечения для выполнения самостоятельной работы учащимися, а также прохождения учебных и производственных практик. Такое методическое обеспечение должно отвечать требованиям времени и постоянно изменяться.
Основная образовательная программа вуза является основным элементом, обеспечивающим образовательный процесс и реализацию индивидуальной образовательной траектории студента, а также комплексом учебно-методических документов, регламентирующих:
• цели и предполагаемые результаты освоения программы;
• содержание программы;
• возможные условия и образовательные технологии, применяемые при реализации образовательного процесса;
• систему оценки качества подготовки выпускника вуза.
Структура образовательной программы состоит из двух
частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений, то есть соответственно базовой и вариативной частей. При этом базовая часть носит обязательный характер и обеспечивает формирование у студентов, установленных образовательным стандартом компетенций. Вариативная часть основной образовательной программы способствует формированию у учащихся дополнительных специальных профессиональных компетенций, самостоятельно определяемых образовательной организацией. Обязательными для освоения учащимися являются дисциплины и практики, входящие в состав базовой части, а также дисциплины и практики, входящие в состав вариативной части в соответствии с направлением указанной программы. Вузом формируется перечень элективных дисциплин, подлежащих выбору учащимися в обязательном порядке в соответствии с установленным нормативным актом организации и являющихся обязательными для освоения. Учреждение высшего образования также может предоставить студентам возможность освоения факультативных дисциплин, являющихся необязательными для изучения при освоении образовательной программы. Перечень факультативных и элективных дисциплин включается в вариативную часть программы.
Результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод о том, что освоение индивидуального образовательного маршрута учащегося осуществляется на основе создаваемой дифференцированной образовательной программы, включающей цели и задачи, содержание обучения, технологические, педагогические и оценочно-диагностические аспекты и способствующей достижению собственных целей учащегося.
Ранее высказанная позиция о том, что индивидуальная образовательная траектория относится к деятельности вуза и организации работы студента при освоении образовательной программы, позволяет рассматривать индивидуализацию образовательного процесса в отношении личности студента, состоящую из создания индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.
Формирование индивидуальной образовательной программы связано, с одной стороны, с реализацией индивидуальных образовательных потребностей студента, с другой стороны, с предложенными вузом условиями освоения основной профессиональной образовательной программы и, в результате, получением установленных компетенций. Содержание понятия
«индивидуальная образовательная программа» в научной литературе раскрывается с разных аспектов. Это:
• разработка учащимися индивидуально-дифференцированного плана при поддержке в его самоопределении и самореализации профессорско-преподавательского состава;
• направленность данной программы на личностное и профессиональное развитие учащегося, разрабатываемой и реализуемой на основе собственных личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей студента [10, 12, 17].
Понятие «индивидуальная образовательная программа» также применяется в отношении инклюзивного образования, связанного с психолого-педагогическим сопровождением учащегося. При этом следует различать подходы к индивидуальной образовательной программе, относящейся к каждому студенту и учащемуся с ограниченными возможностями.
Индивидуальная образовательная программа предполагает возможность выбора:
• элективных дисциплин из предлагаемого основной образовательной программой состава;
• места прохождения различных видов практики;
• программ дополнительного образования с помощью различных форм научной работы;
• сопряженных учебных дисциплин из перечня, предлагаемого образовательной организацией по разным образовательным программам;
• мероприятий, например, проводимых в рамках сетевого взаимодействия вуза;
• других направлений.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что индивидуальная образовательная программа направлена не только на освоение основной профессиональной образовательной программы, но также побуждает учащегося к творческому саморазвитию и стимулирует его активность и самостоятельность. В этой ситуации нельзя недооценивать роль образовательного учреждения и студенческих организаций в создании условий для всестороннего развития личности учащегося. Вуз организует такие направления, которые способствуют получению учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. К ним относятся:
• спортивные: секции, участие в сборных командах вуза или их поддержке;
• творческие: центры творческих объединений по интересам;
• научные: конференции, конгрессы, круглые столы, олимпиады, конкурсы;
• социальные: отряды по защите окружающей среды и волонтерская работа;
• коммуникативные: стажировки в российских и зарубежных вузах.
Названные направления входят как в индивидуальную образовательную программу, так и в индивидуальный учебный план. В соответствии с Федеральным законом в пределах осваиваемой образовательной программы разрабатывается индивидуальный учебный план. С его помощью осуществляется контроль результатов освоения студентом индивидуальной
образовательной программы со стороны ответственных лиц вуза, а также возрастает роль самоконтроля со стороны учащегося. Обучение по образовательным программам высшего образования в магистратуре и аспирантуре предусматривает нормативными актами вуза разработку и выполнение индивидуального учебного плана каждым учащимся. Обоснованием такого подхода является соответствующий уровень высшего образования, увеличение объема внеаудиторной самостоятельной и научно-исследовательской работы, усиление индивидуализации образовательного процесса [8, 15].
В отношении реализации индивидуальной образовательной траектории в педагогической литературе применяется понятие «процесс». Объективность такого понятия очевидно. Ковалёва Т.М. раскрывает содержание индивидуализации образовательного процесса как способа обеспечения каждому учащемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории [10].
В современных условиях и в соответствии с тенденциями развития общества система высшего образования должна отвечать динамичности, означающей оперативное реагирование на изменения в экономическом, информационном и образовательном пространстве при подготовке выпускников. В то же время актуальной становится проблема непрерывного образования личности, дискутируются вопросы о его индивидуализации, что связано с формированием и реализацией индивидуальной образовательной траектории и, соответственно, разработкой индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы и учебного плана. Личностное и профессиональное становление студента при таком подходе предусматривает:
• наличие мотивации к активному участию личности в собственном образовании;
• обучение по программе, соответствующей индивидуальным интересам и профессиональным намерениям;
• способы освоения знаний и приобретения профессиональных навыков, соответствующих потребностям личности;
• организацию самостоятельной работы учащегося;
• формирование коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентом, содействующего его развитию творческого потенциала и способностей;
• самоорганизацию и самоконтроль учащегося;
• индивидуальную ответственность студента за собственные достижения.
Такой подход в образовании дает возможность учащимся реализовать свой личностный потенциал с учетом разных образовательных особенностей и потребностей и позволяет им гибко реагировать на происходящие изменения. Процесс обучения в вузе имеет ряд особенностей, позволяющих студенту научиться абстрагированию и использованию жизненного и формируемого профессионального опыта, постановке и достижению поставленных целей и задач, общению с коллективом учащихся и профессорско-преподавательским составом, построению собственной стратегии получения образования и планированию использования личного времени, обладать академической мобильностью.
Литература
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.09.2017).
2. Акулова О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. - 2011. - № 3. - С.7-11.
3. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мульти-культурного общества: Сборник научных трудов. — Москва: Индрик, 2007.- С. 191-199.
4. Бочкарёва С. М. Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов // Высшее образование сегодня. — М.: ООО «Издательская группа «Логос». — 2011. — С 71-72.
5. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории образования личности. [Электронный ресурс] URL: http://www.raop.ru (дата обращения 28.09.2017).
6. Гончарова Е.В. Чумичева Р.М. Проблемы и перспективы современного образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 1-9.
7. Гринько М. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 3. — С. 18-22.
8. Гульпенко К.В. Актуальные аспекты подготовки магистров по программе «Учет, анализ, аудит в отраслях экономики» / Тезисы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов, преподавателей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития (19 октября 2016 г.). — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — С. 145-146.
9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 3. — С. 74-82.
10. Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И. и др. Профессия «тьютор». — М.-Тверь: СФК-офис, 2012. — 246 с.
11. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2002. — № 3. — С. 79-90.
12. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р., Халиулина А.Р. Проектирование индивидуальной образовательной траектории и маршрута у студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности: Матер. Всероссийской научно-практической конференции. — Казань. — 2016. — С 115-119.
13. Прянишникова О.Д., Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. — 2008. — Март. — С. 37-41.
14. Тимошина Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Сборник научных статей 2-й Международной научно- практической конференции (7-9 октября 2010 г.). — Рязань: РГУ им. Есенина С.А., 2010. — С. 315-320.
15. Тумашик Н.В. Актуальные аспекты научно-исследовательской работы магистрантов / Тезисы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов, преподавателей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития (19 октября 2016 г.). — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — С. 153-155.
16. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2013. — 73 с.
17. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 5 — С. 39-44.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ НАУКИ
М.В. Казарина,
соискатель Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
arinzak@yandex.ru
В статье рассматривается сущность человеческого капитала и его значение для учреждений сферы науки. Анализируется состояние отдельных показателей и показывается важность и необходимость его оценки.
Ключевые слова: человеческий капитал, сфера науки, научные учреждения, человеческие ресурсы, Российская академия наук
УДК 338.24 ББК 65.206:72
В современном мире все большее внимание уделяется человеческому капиталу. Теория человеческого капитала как научное направление возникло в 60-х годах XX века. Основоположниками данной теории считаются американские ученые Г. Беккер и Т. Шульц, которые под человеческим капиталом понимали совокупность навыков, знаний и умений человека, а также приобретенные им ценные качества, которые могут быть усилены инвестициями [1; 2]. В дальнейшем такая трактовка начала получать свое развитие, происходит постепенное углубление понимания феномена человеческого капитала. К примеру, появившееся в 1970-х годах определение Л. Туроу гласит, что человеческий капитал — это способность производить предметы и услуги [3]. Позже Дж. Линдсей и Э. Долан определили его как совокупность умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование или практический опыт [4].
В России исследование роли человеческого капитала приобрело свою популярность лишь в конце 1990-х годов. Специалисты считают, что подходы российских ученых к изучению человеческого капитала отличает более выраженное понимание содержания, видов, форм и условий его формирования [5, с. 606].
Среди отечественных ученых, чьи работы посвящены проблемам развития, накопления, воспроизводства, эффективности использования человеческого капитала, можно выделить Р.И. Капелюшникова, С.А. Дятлова, М.М. Критского, А.В. Ко-рицкого, А.И. Добрынина и других [6; 7]. В число современных авторов, занимающихся аналогичной проблематикой, входят такие ученые, как А.А. Цыренова, Е.В. Семенов, С.В. Форрес-тер и другие [8; 9; 10].
С.А. Дятлов и А.И. Добрынин предложили следующее определение человеческого капитала, которое на сегодняшний день считается наиболее емким и универсальным — «это сформи-
рованный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используют в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и, тем самым влияют на рост доходов данного человека» [11, с. 10].
Состояние и черты человеческого капитала напрямую характеризует качество населения страны. Считается, что сегодня ни одно исследование различных экономических явлений невозможно рассматривать без учета человеческого фактора [12, с.58]. Человеческий капитал формируется за счет многих факторов, среди которых воспитание, уровень и доступность образования, климат, культура, искусство, а также инвестиции в интеллектуальную деятельность, в развитие науки, предпринимательскую способность. Существенное влияние оказывает и уровень «притока-оттока» работоспособного населения страны.
Особое значение человеческий капитал имеет в сфере науки. В первую очередь, это связано с тем, что именно люди являются генераторами тех знаний и информации, которые необходимы для проведения научных фундаментальных и прикладных исследований. Многие специалисты сходятся во мнении, что накопленный научный задел, создаваемый учеными, среди прочих факторов, составляет базисные условия научно-технического развития страны [13, с.4]. В.В. Путин подчеркнул, что «...уровень развития науки, технологий, образования, качество человеческого капитала в широком смысле этого слова и определяют лидерство в современном мире» [14, с. 2]. В свою очередь, развитие сферы науки, культуры, образования влияют на развитие человеческого капитала, являющегося одним из главных богатств страны.
Учреждения в сфере науки обладают рядом отличительных особенностей: получение нового, ранее не существовавшего научного знания; проведение подавляющего количества фун-