Научная статья на тему 'Актуальные проблемы образовательной траектории учащихся высшей школы'

Актуальные проблемы образовательной траектории учащихся высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / EDUCATIONAL TRAJECTORY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / EDUCATIONAL ROUTE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / UNIVERSITY-LEVEL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гульпенко К.В., Тумашик Н.В.

В статье раскрываются проблемы непрерывного образования личности и его индивидуализации. Исследованы различные научные позиции в отношении содержания образовательной траектории учащихся. Обоснована необходимость формирования образовательной траектории студентов высшей школы, образовательного маршрута, индивидуальных образовательных программ и учебного плана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гульпенко К.В., Тумашик Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues related to the educational trajectory of university-level students (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the issue of continuous education and ways of its individualization. The authors discusses various scholarly positions on student educational trajectory and stress the importance of creating individual educational programs, educational “routs” and study plans

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы образовательной траектории учащихся высшей школы»

13. Стрелец И.А. Новая экономика: гипотеза или реальность? // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — №3. — С. 16-23.

14. Пашкус Ю.В., Лукашевич И.В. Кондратьевские волны и информационное общество // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. — 1992. — № 2. — С. 50-57.

15. Пидоймо Л.П., Бутурлакина Е.В. Сущность категорий «информационное общество», «информационная экономика» // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — №4. — С. 112-118.

16. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 2014. — С.392-409.

17. Стрелец И.А. Экономика сетевых благ // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — №10. — С. 77-83.

18. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2014. — 776 с.

19. Чумаченко Н.Э. Информационная экономика и новая экономика: общее и особенное, понятийный аппарат и содержание // Вестн. Саратовского гос. социально-экономического университета. — 2014. — №3. — С.42.

20. Bell D. Welcome to the Post-Industrial Society // Physics Today. — 1976. — Feb. — Рр. 46-49.

21. Dengov V. Experimental verification of correspondence between adverse selection models and reality // Ekonomicko-Mana zerske Spektrum. — 2011. — N. 1, pp. 2-9.

22. Kelly K. New rules for the New Economy // Wired. 1997. Sept. — [Электронный документ] — http://archive.wired.com/wired/ archive/5.09 /newrules.html?pg=1&topic

23. Kelly K. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World/K. Kelly. — N.-Y., 1998. — 180 p.

24. Porat M., Rubin M. The Information Economy: User's Guide to the Complete Database (on Magnetic Tape). — Washington: Office of Telecommunications, 1977. — 63 p.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

К.В.Гульпенко,

профессор кафедры аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук

Н.В. Тумашик,

доцент кафедры аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук Tumnatdim@yandex.ru

В статье раскрываются проблемы непрерывного образования личности и его индивидуализации. Исследованы различные научные позиции в отношении содержания образовательной траектории учащихся. Обоснована необходимость формирования образовательной траектории студентов высшей школы, образовательного маршрута, индивидуальных образовательных программ и учебного плана.

Ключевые слова: высшая школа, образовательная траектория, образовательный маршрут, образовательный процесс, образовательная программа, образовательный стандарт.

УДК 378.1 ББК 74.489

Высшее образование развивается под влиянием социальных, политических, научно-технических и экономических факторов. Развитие науки, техники и технологии обуславливает формирование осознанной потребности мирового сообщества в гибких системах образования, адаптированных к изменяющимся условиям жизни, предусматривающих возможность быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на протяжении жизненного пути человека. Получение необходимых для быстрого реагирования на изменения компетенций и соответствующих знаний, умений и навыков возможно в условиях непрерывного образования и его индивидуализации.

Индивидуализация образования предполагает, с позиции личности, осознание ею учебных действий, позволяющих привнести личное содержание в учебный процесс, с позиции вуза, позволяет организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся по всем направлениям, формам и методам обучения [2]. Новая парадигма преподавания влияет на деятельность образовательного учреждения, а также взаимодействие профессорско-преподавательского состава и учащихся. Это приводит к необходимости:

• существенного изменения структуры и содержания учебных программ;

• совершенствования методов и технологий преподавания дисциплин;

• разработки новой методики оценки результатов освоения программы учащимися;

• создания всесторонней образовательной среды для достижения уровня знаний, умений и навыков соответствующим компетенциям и развитию личности.

Совершенствование системы высшего образования влияет на академическую мобильность студентов, означающую:

• выбор направлений взаимодействия с окружающей действительностью;

• анализ альтернативных вариантов решений;

• развитие коммуникативной способности;

• самоанализ уровня собственных знаний, определяющий дальнейшую мотивацию к получению образования;

• способность к самоорганизации и самоконтролю;

• получение знаний социально-культурного характера.

Таким образом, индивидуализация образования неразрывно связана с личностно-ориентированным подходом, в соответствии с которым обращается внимание на деятельность конкретного учащегося, его внутреннее образовательное приращение и развитие при наличии у него соответствующей мотивации. Формирование и реализация индивидуального компонента в образовании возможны при проектировании и осуществлении индивидуальной образовательной траектории. При этом определение собственных образовательных перспектив является значимым для профессиональной деятельности, карьерного роста и личностного развития. В научной литературе в отношении образования имеет место понятие «индивидуальная образовательная траектория», которое связывают с:

• личностью учащегося;

• образовательным учреждением.

Названный термин в отношении учащегося рассматривается с позиции его образования на протяжении всей жизни — довузовское, вузовское, послевузовское. Содержание индивидуальной образовательной траектории в научной литературе рассматривается в разных аспектах, что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Позиции авторов в отношении содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория»

Автор Содержание

Александрова Е.А. [3] Результат реализации личностного потенциала учащегося в образовании через выполнение соответствующих видов деятельности.

Бочкарёва С.М. [4] Линия движения учащегося в саморазвитии личности с присущими ей оригинальными чертами.

Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. [6] Понятие, содержащее несколько направлений реализации личностного потенциала: содержательное, деятельностное и процессуальное.

Гринько М.А. [7] Организация учебной деятельности учащегося в высшем учебном заведении, основанная на личностно-ориентированном подходе и построении учебно-воспитательного процесса с целью выработки и реализации индивидуальных жизненных стратегий в области индивидуально-творческого и профессионального развития личности учащегося.

Гаязов А.С. [5] Линия движения образовательной программы.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. [9] Осознанное определение субъектом основного направления реализации собственного профессионально-образовательного потенциала в условиях сложившихся ценностей, установок и жизненного смысла.

Ковалёва Т.М. Кобыща Е.И. [10] Пространственно-временная характеристика, обозначающая «след» линии движения учащегося, который формируется на основе его проб и опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуального образовательного пространства.

Тимошина Т.А. [14] Индивидуальный путь в образовании, определяемый учащимся совместно с преподавателем и организуемый в соответствии с его мотивацией и способностями под влиянием социально-экономических и временных возможностей.

Хуторской А.В. [16] Персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании.

Содержание представленной таблицы доказывает, что авторы раскрывают исследуемое понятие по-разному, в качестве:

• результата реализации личностного потенциала;

• линии движения учащегося в саморазвитии;

• стиля учебной деятельности;

• организации учебного процесса;

• линии образовательной программы;

• целевой установки;

• пространственно-временной;

• индивидуального пути учащегося.

Изучение законодательно-нормативных актов в области образования свидетельствует об отсутствии определения понятия «индивидуальная образовательная траектория», и лишь отдельными статьями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается раскрытие его отдельных элементов в (табл. 2) [1].

Информация, содержащаяся в таблице, показывает, что элементы индивидуальной образовательной траектории содержатся в положениях Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Эти элементы касаются:

• индивидуальных характеристик личности в период его обучения;

• организации образовательного процесса;

• требований к образовательным программам;

• возможностей применения различных образовательных технологий;

Таблица 2

Статьи Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», содержащие информацию об элементах индивидуальной образовательной траектории

Статья закона Информация об элементах индивидуальной образовательной траектории

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Рассматривается индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Создание условий для самореализации каждого человека, предусматривающих свободу выбора получения образования в соответствии со склонностями и потребностями личности, формы обучения, образовательной организации, направления подготовки. Обеспечение права на образование в течение всей жизни с учетом потребностей, способностей и интересов личности.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты Требования Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) к реализации индивидуальной образовательной траектории: • вариативность содержания образовательных программ; • определение сроков получения образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. • разработка стандартов по уровням образования, профессиям, специальностям и направлениям подготовки; • обеспечение реализации права на образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 12. Образовательные программы Определение в образовательных программах содержания образования. Обеспечение получения квалификации в рамках профессионального обучения. Реализация основных образовательных программ по уровням общего и профессионального образования; дополнительных образовательных программ — по дополнительному образованию.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Требование к ведению индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ и их поощрению; использованию и совершенствованию различных методов обучения и образовательных технологий.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования Предоставление прав учащимся на: • обучение по индивидуальному учебному плану в пределах образовательной программы; • участие в формировании содержания собственного профессионального образования при условии соблюдения ФГОС и образовательных стандартов (далее ОС); • выбор факультативных и элективных учебных дисциплин из состава, предлагаемого образовательной организацией; • изучение дополнительных дисциплин за рамками осваиваемой образовательной программы, преподаваемых как в данном образовательном учреждении, так и за его пределами; • освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ одновременно; • перевод для получения образования по другой профессии, направлению подготовки, форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании; • развитие творческих способностей и интересов; • участие в научно-исследовательской и другой инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией; • прохождение стажировок в других образовательных и научных организациях.

• особенностей образовательных учреждений;

• возможностей обучения по направлениям творческой деятельности личности.

Исследуя понятие «индивидуальная образовательная траектория», содержащееся в научной литературе, и ее элементы, представленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», авторы статьи считают, что под индивидуальной образовательной траекторией понимается индивидуальный путь раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащегося в рамках образовательного пространства с учетом его целевой ориентации и мотивации, влияния социально-экономических и временных условий, включая требования профессиональных стандартов, а также профессорско-преподавательского состава. Таким образом, цель индивидуальной образовательной траектории состоит в максимально полном раскрытии и развитии потенциала личности учащегося через его непрерывное образование.

Необходимость получения высшего образования у каждого человека связана с его личной мотивацией. При этом следует обращать внимание на влияние научно-технического прогресса, требующего постоянного профессионального развития, не исключая общенаучных подходов и взглядов. При этом задачами реализации индивидуальной образовательной траектории в системе высшего образования являются:

• получение необходимых знаний, умений и навыков, а также формирование соответствующих направлению подготовки учащегося компетенций;

• понимание студентом его роли как субъекта образовательной деятельности;

• приобретение учащимся навыков самоуправления в процессе его познания;

• приобретение когнитивно-коммуникативных умений получать и формировать информацию;

• развитие у учащегося самоконтроля и рефлексии, позволяющих ему осуществлять корректировку обучения по заданной траектории;

• получение навыков общения и сотрудничества учащегося с профессорско-преподавательским составом.

Каждым учащимся формируется индивидуальная образовательная траектория, реализация которой предполагает наличие следующих составляющих: диагностическая, целепо-лагающая, мотивирующая, экспериментально-познавательная и контрольно-оценочная.

Диагностическая составляющая предполагает создание условий для успешного обучения при участии профессорско-преподавательского состава, направляющего студента на активизацию образования с целью приобретения им соответствующих знаний, умений и навыков. Целеполагающая составляющая означает разработку учащимся индивидуального плана для организации самостоятельной работы и форм взаимодействия с преподавателями. Мотивирующая составляющая направлена на успешное освоение дисциплин, прохождение текущего контроля и достижение результатов в научно-исследовательской деятельности. Экспериментально-познавательная составляющая связана с выполнением научно-исследовательской работы и защитой ее результатов. Контрольно-оценочная составляющая рассматривается со стороны преподавателя, учащегося, а также Государственной аттестационной комиссии. Авторы статьи считают, что среди новых инструментов контрольно-оценочной составляющей может быть его портфолио, представляющее собой отчет за определённый период образовательной деятельности учащегося о процессе обучения и характеризующее индивидуальные его достижения. Анализ содержания составляющих индивидуальной образовательной траектории показывает тесную взаимосвязь между ними, необходимость взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студента благодаря применению различных методов обучения, контроля и оценки работы студента.

Построение индивидуальной образовательной траектории в вузе зависит от ее постановки профессорско-преподавательским составом, отношения к ней студента и условий ее реализации, создаваемых высшим образовательным учреждением.

При этом образовательное учреждение предлагает учащемуся общие направления реализации образовательной траектории. При реализации индивидуальной образовательной траектории во внимание принимаются типологические признаки, связанные с взаимодействием студента с преподавателем и группой учащихся, сложностью в освоении материала и сроками освоения в целом образовательной программы. Реализация индивидуальной образовательной траектории зависит от ценностных ориентиров учащегося и его индивидуальных психологических особенностей. К таким особенностям относятся: способность к постижению процесса познания, приобретению знаний, навыков и умений, необходимых для решения профессиональных задач; аналитические возможности студента для приобретения новых знаний; способность оценивать собственные результаты. Следовательно, в современных условиях значимыми психологическими особенностями учащегося являются интеллект, коммуникативность, креативность, мотивация к образованию и самооценка. Способность студента к самообразованию тесно связана с его индивидуальными когнитивными особенностями.

Комплексное освещение индивидуальной образовательной траектории с различных сторон, начиная с выбора образовательного учреждения и заканчивая психологическими аспектами не случайно, поскольку связано с современными процессами, происходящими на рынке труда и соответственно экономики труда. Наглядным примером такого утверждения является разработка профессиональных стандартов, содержащих:

• уровень образования;

• профессиональные функции;

• дальнейшие возможности карьерного роста;

• другие требования.

Таким образом, система профессиональных стандартов представляет собой характеристику профессиональных квалификаций, содержащихся у выпускника образовательного учреждения и востребованных на рынке труда в различных отраслях экономики.

Разработанные профессиональные стандарты решают проблему, с одной стороны, рационального использования человеческих ресурсов, с другой стороны, подготовки квалифицированных кадров, соответствующих развитию современной экономики. Такой подход следует рассматривать как механизм, способствующий устойчивому и эффективному взаимодействию сферы труда в экономике с системой образования. Образовательные учреждения должны акцентировать внимание на актуальности профессиональных стандартов в сфере труда с позиции влияния на:

• формирование и поддержание высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующей потребностям производства а, следовательно, для обеспечения повышения производительности и конкурентоспособности;

• определение и формирование потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке;

• эффективный, обоснованный подбор кадров и проведение «внутрифирменного» профессионального обучения;

• проведение оценки и аттестации квалификаций;

• развитие мобильности рабочих кадров и т.д. [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая вышеуказанные аспекты, образовательные организации должны разрабатывать образовательные программы, определять методы оценки профессионального обучения, ориентируясь на содержание профессиональных стандартов.

Индивидуальная образовательная траектория предполагает:

• наличие индивидуального образовательного маршрута;

• организацию образовательного процесса;

• применение инновационных технологий.

Индивидуальный образовательный маршрут является объектом дискуссий, содержание которых связано с акцентом и раскрытием определенных элементов образовательной деятельности, таких как:

• образовательная программа;

• персональный путь самоопределения и самореализации учащегося;

• вариативная структура учебной деятельности;

• путь освоения образовательной программы;

• способ организации учебного и воспитательного процессов.

С нашей точки зрения, при рассмотрении содержания индивидуального образовательного маршрута, каждый из названных элементов имеет свой статус и назначение, без которых индивидуальный образовательный маршрут существовать не может. При этом отмечается, что индивидуальная траектория имеет более широкий смысл, чем индивидуальный образовательный маршрут. Ее смысл заключается в использовании гибкого формата обучения и создании таких условий, которые позволяют формировать и развивать индивидуальные профессиональные способности, ценностные ориентиры, знания. В отношении индивидуального образовательного маршрута учащегося отмечается, что он представляет собой собственный проект продвижения в образовательном пространстве, разрабатываемый учащимся совместно с преподавателем и связанный с соответствующей образовательной программой, результатом которого становится индивидуальная образовательная траектория.

Индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося основывается на принципах гибкости и вариативности, благодаря которым он корректируется и уточняется в зависимости от поставленных учащимся задач. Существуют различные типы индивидуальных образовательных маршрутов, к которым относятся:

• адаптивный — способствующий адаптации личности к изменяющимся условиям;

• развивающий — связанный с развитием способностей и раскрытием потенциала учащегося;

• созидательный — способствующий приобретению навыков применения имеющегося потенциала и его совершенствования с целью карьерного роста [11].

Взаимосвязь личных приоритетов студента, его целей, задач и планов с образовательными возможностями вуза влияет на построение индивидуального образовательного маршрута. Отмечается, что формирование и реализация такого маршрута осуществляется во взаимодействии учащегося с профессорско-преподавательским составом.

Реализация индивидуального образовательного маршрута позволяет учащимся приобретать знания и формировать необходимые навыки по двум направлениям:

• самостоятельно в рамках собственных интересов;

• по образовательным программам высшего учебного заведения.

Такое сочетание названных направлений позволяет создать особую образовательную культуру, способствующую развитию личности на новом уровне, включая ее творческий потенциал, профессиональные качества, необходимые для профессиональной деятельности и в современных условиях жизни в целом.

Важной составляющей индивидуального образовательного маршрута учащегося является основная образовательная программа, соответствующая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Методологическая основа ФГОС ВО строится на основе де-ятельностного и компетентностного подходов, раскрывающих образовательный процесс с разных сторон и дополняющих друг друга. Системно-деятельностный подход направлен на:

• формирование потребностей личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• создание развивающей образовательной среды;

• построение образовательного процесса на основе принципа индивидуализации.

Компетентностный подход сосредоточен на итоге образовательной деятельности. В результате освоения образовательных программ выпускники должны сформировать ряд общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обозначенных в стандартах по каждому направлению подготовки. Ориентация на компетентностный подход при подготовке учащихся в вузе связана с определением направления

получения ими конкретных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования профессии. В связи с развитием цифровой экономики и новых направлений в промышленности, представленные во ФГОС ВО последнего поколения компетенции носят интегративный и междисциплинарный характер, отвечающий требованиям рынка труда.

Отмечается, что формирование элементов компетенций «уметь» и «владеть» связано с организацией самостоятельной работы студента, время которого регламентировано федеральными государственными стандартами и реализуется в учебных рабочих планах по направлению и программам подготовки. Следовательно, студентам предоставлено право на участие в формировании содержания своего образования при условии соблюдения ФГОС ВО. При этом ФГОС ВО новые поколения определяют необходимость разработки вузом методического обеспечения для выполнения самостоятельной работы учащимися, а также прохождения учебных и производственных практик. Такое методическое обеспечение должно отвечать требованиям времени и постоянно изменяться.

Основная образовательная программа вуза является основным элементом, обеспечивающим образовательный процесс и реализацию индивидуальной образовательной траектории студента, а также комплексом учебно-методических документов, регламентирующих:

• цели и предполагаемые результаты освоения программы;

• содержание программы;

• возможные условия и образовательные технологии, применяемые при реализации образовательного процесса;

• систему оценки качества подготовки выпускника вуза.

Структура образовательной программы состоит из двух

частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений, то есть соответственно базовой и вариативной частей. При этом базовая часть носит обязательный характер и обеспечивает формирование у студентов, установленных образовательным стандартом компетенций. Вариативная часть основной образовательной программы способствует формированию у учащихся дополнительных специальных профессиональных компетенций, самостоятельно определяемых образовательной организацией. Обязательными для освоения учащимися являются дисциплины и практики, входящие в состав базовой части, а также дисциплины и практики, входящие в состав вариативной части в соответствии с направлением указанной программы. Вузом формируется перечень элективных дисциплин, подлежащих выбору учащимися в обязательном порядке в соответствии с установленным нормативным актом организации и являющихся обязательными для освоения. Учреждение высшего образования также может предоставить студентам возможность освоения факультативных дисциплин, являющихся необязательными для изучения при освоении образовательной программы. Перечень факультативных и элективных дисциплин включается в вариативную часть программы.

Результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод о том, что освоение индивидуального образовательного маршрута учащегося осуществляется на основе создаваемой дифференцированной образовательной программы, включающей цели и задачи, содержание обучения, технологические, педагогические и оценочно-диагностические аспекты и способствующей достижению собственных целей учащегося.

Ранее высказанная позиция о том, что индивидуальная образовательная траектория относится к деятельности вуза и организации работы студента при освоении образовательной программы, позволяет рассматривать индивидуализацию образовательного процесса в отношении личности студента, состоящую из создания индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.

Формирование индивидуальной образовательной программы связано, с одной стороны, с реализацией индивидуальных образовательных потребностей студента, с другой стороны, с предложенными вузом условиями освоения основной профессиональной образовательной программы и, в результате, получением установленных компетенций. Содержание понятия

«индивидуальная образовательная программа» в научной литературе раскрывается с разных аспектов. Это:

• разработка учащимися индивидуально-дифференцированного плана при поддержке в его самоопределении и самореализации профессорско-преподавательского состава;

• направленность данной программы на личностное и профессиональное развитие учащегося, разрабатываемой и реализуемой на основе собственных личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей студента [10, 12, 17].

Понятие «индивидуальная образовательная программа» также применяется в отношении инклюзивного образования, связанного с психолого-педагогическим сопровождением учащегося. При этом следует различать подходы к индивидуальной образовательной программе, относящейся к каждому студенту и учащемуся с ограниченными возможностями.

Индивидуальная образовательная программа предполагает возможность выбора:

• элективных дисциплин из предлагаемого основной образовательной программой состава;

• места прохождения различных видов практики;

• программ дополнительного образования с помощью различных форм научной работы;

• сопряженных учебных дисциплин из перечня, предлагаемого образовательной организацией по разным образовательным программам;

• мероприятий, например, проводимых в рамках сетевого взаимодействия вуза;

• других направлений.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что индивидуальная образовательная программа направлена не только на освоение основной профессиональной образовательной программы, но также побуждает учащегося к творческому саморазвитию и стимулирует его активность и самостоятельность. В этой ситуации нельзя недооценивать роль образовательного учреждения и студенческих организаций в создании условий для всестороннего развития личности учащегося. Вуз организует такие направления, которые способствуют получению учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. К ним относятся:

• спортивные: секции, участие в сборных командах вуза или их поддержке;

• творческие: центры творческих объединений по интересам;

• научные: конференции, конгрессы, круглые столы, олимпиады, конкурсы;

• социальные: отряды по защите окружающей среды и волонтерская работа;

• коммуникативные: стажировки в российских и зарубежных вузах.

Названные направления входят как в индивидуальную образовательную программу, так и в индивидуальный учебный план. В соответствии с Федеральным законом в пределах осваиваемой образовательной программы разрабатывается индивидуальный учебный план. С его помощью осуществляется контроль результатов освоения студентом индивидуальной

образовательной программы со стороны ответственных лиц вуза, а также возрастает роль самоконтроля со стороны учащегося. Обучение по образовательным программам высшего образования в магистратуре и аспирантуре предусматривает нормативными актами вуза разработку и выполнение индивидуального учебного плана каждым учащимся. Обоснованием такого подхода является соответствующий уровень высшего образования, увеличение объема внеаудиторной самостоятельной и научно-исследовательской работы, усиление индивидуализации образовательного процесса [8, 15].

В отношении реализации индивидуальной образовательной траектории в педагогической литературе применяется понятие «процесс». Объективность такого понятия очевидно. Ковалёва Т.М. раскрывает содержание индивидуализации образовательного процесса как способа обеспечения каждому учащемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории [10].

В современных условиях и в соответствии с тенденциями развития общества система высшего образования должна отвечать динамичности, означающей оперативное реагирование на изменения в экономическом, информационном и образовательном пространстве при подготовке выпускников. В то же время актуальной становится проблема непрерывного образования личности, дискутируются вопросы о его индивидуализации, что связано с формированием и реализацией индивидуальной образовательной траектории и, соответственно, разработкой индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы и учебного плана. Личностное и профессиональное становление студента при таком подходе предусматривает:

• наличие мотивации к активному участию личности в собственном образовании;

• обучение по программе, соответствующей индивидуальным интересам и профессиональным намерениям;

• способы освоения знаний и приобретения профессиональных навыков, соответствующих потребностям личности;

• организацию самостоятельной работы учащегося;

• формирование коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентом, содействующего его развитию творческого потенциала и способностей;

• самоорганизацию и самоконтроль учащегося;

• индивидуальную ответственность студента за собственные достижения.

Такой подход в образовании дает возможность учащимся реализовать свой личностный потенциал с учетом разных образовательных особенностей и потребностей и позволяет им гибко реагировать на происходящие изменения. Процесс обучения в вузе имеет ряд особенностей, позволяющих студенту научиться абстрагированию и использованию жизненного и формируемого профессионального опыта, постановке и достижению поставленных целей и задач, общению с коллективом учащихся и профессорско-преподавательским составом, построению собственной стратегии получения образования и планированию использования личного времени, обладать академической мобильностью.

Литература

1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.09.2017).

2. Акулова О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. - 2011. - № 3. - С.7-11.

3. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мульти-культурного общества: Сборник научных трудов. — Москва: Индрик, 2007.- С. 191-199.

4. Бочкарёва С. М. Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов // Высшее образование сегодня. — М.: ООО «Издательская группа «Логос». — 2011. — С 71-72.

5. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории образования личности. [Электронный ресурс] URL: http://www.raop.ru (дата обращения 28.09.2017).

6. Гончарова Е.В. Чумичева Р.М. Проблемы и перспективы современного образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 1-9.

7. Гринько М. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 3. — С. 18-22.

8. Гульпенко К.В. Актуальные аспекты подготовки магистров по программе «Учет, анализ, аудит в отраслях экономики» / Тезисы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов, преподавателей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития (19 октября 2016 г.). — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — С. 145-146.

9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 3. — С. 74-82.

10. Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И. и др. Профессия «тьютор». — М.-Тверь: СФК-офис, 2012. — 246 с.

11. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2002. — № 3. — С. 79-90.

12. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р., Халиулина А.Р. Проектирование индивидуальной образовательной траектории и маршрута у студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности: Матер. Всероссийской научно-практической конференции. — Казань. — 2016. — С 115-119.

13. Прянишникова О.Д., Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. — 2008. — Март. — С. 37-41.

14. Тимошина Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Сборник научных статей 2-й Международной научно- практической конференции (7-9 октября 2010 г.). — Рязань: РГУ им. Есенина С.А., 2010. — С. 315-320.

15. Тумашик Н.В. Актуальные аспекты научно-исследовательской работы магистрантов / Тезисы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов, преподавателей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития (19 октября 2016 г.). — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — С. 153-155.

16. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2013. — 73 с.

17. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 5 — С. 39-44.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ НАУКИ

М.В. Казарина,

соискатель Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

arinzak@yandex.ru

В статье рассматривается сущность человеческого капитала и его значение для учреждений сферы науки. Анализируется состояние отдельных показателей и показывается важность и необходимость его оценки.

Ключевые слова: человеческий капитал, сфера науки, научные учреждения, человеческие ресурсы, Российская академия наук

УДК 338.24 ББК 65.206:72

В современном мире все большее внимание уделяется человеческому капиталу. Теория человеческого капитала как научное направление возникло в 60-х годах XX века. Основоположниками данной теории считаются американские ученые Г. Беккер и Т. Шульц, которые под человеческим капиталом понимали совокупность навыков, знаний и умений человека, а также приобретенные им ценные качества, которые могут быть усилены инвестициями [1; 2]. В дальнейшем такая трактовка начала получать свое развитие, происходит постепенное углубление понимания феномена человеческого капитала. К примеру, появившееся в 1970-х годах определение Л. Туроу гласит, что человеческий капитал — это способность производить предметы и услуги [3]. Позже Дж. Линдсей и Э. Долан определили его как совокупность умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование или практический опыт [4].

В России исследование роли человеческого капитала приобрело свою популярность лишь в конце 1990-х годов. Специалисты считают, что подходы российских ученых к изучению человеческого капитала отличает более выраженное понимание содержания, видов, форм и условий его формирования [5, с. 606].

Среди отечественных ученых, чьи работы посвящены проблемам развития, накопления, воспроизводства, эффективности использования человеческого капитала, можно выделить Р.И. Капелюшникова, С.А. Дятлова, М.М. Критского, А.В. Ко-рицкого, А.И. Добрынина и других [6; 7]. В число современных авторов, занимающихся аналогичной проблематикой, входят такие ученые, как А.А. Цыренова, Е.В. Семенов, С.В. Форрес-тер и другие [8; 9; 10].

С.А. Дятлов и А.И. Добрынин предложили следующее определение человеческого капитала, которое на сегодняшний день считается наиболее емким и универсальным — «это сформи-

рованный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используют в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и, тем самым влияют на рост доходов данного человека» [11, с. 10].

Состояние и черты человеческого капитала напрямую характеризует качество населения страны. Считается, что сегодня ни одно исследование различных экономических явлений невозможно рассматривать без учета человеческого фактора [12, с.58]. Человеческий капитал формируется за счет многих факторов, среди которых воспитание, уровень и доступность образования, климат, культура, искусство, а также инвестиции в интеллектуальную деятельность, в развитие науки, предпринимательскую способность. Существенное влияние оказывает и уровень «притока-оттока» работоспособного населения страны.

Особое значение человеческий капитал имеет в сфере науки. В первую очередь, это связано с тем, что именно люди являются генераторами тех знаний и информации, которые необходимы для проведения научных фундаментальных и прикладных исследований. Многие специалисты сходятся во мнении, что накопленный научный задел, создаваемый учеными, среди прочих факторов, составляет базисные условия научно-технического развития страны [13, с.4]. В.В. Путин подчеркнул, что «...уровень развития науки, технологий, образования, качество человеческого капитала в широком смысле этого слова и определяют лидерство в современном мире» [14, с. 2]. В свою очередь, развитие сферы науки, культуры, образования влияют на развитие человеческого капитала, являющегося одним из главных богатств страны.

Учреждения в сфере науки обладают рядом отличительных особенностей: получение нового, ранее не существовавшего научного знания; проведение подавляющего количества фун-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.