Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
налоговый контроль / проблемы / анализ / решение / tax control / problems / analysis / solution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова В.И., Фомина М.И.

Статья посвящена налоговому контролю в Российской Федерации, а также используемому инструментарию для его осуществления, анализу статистики налоговых проверок за период с 2020 по первый квартал 2023 года и вытекающих на основании этой статистики проблем и недостатков налогового контроля и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF TAX CONTROL IN RUSSIA,WAYS TO SOLVE THEM

The article is devoted to tax control in the Russian Federation, as well as the tools used for its implementation, analysis of tax audit statistics for the period from 2020 to the first quarter of 2023 and the problems and shortcomings of tax control arising from these statistics and possible solutions.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 34 Зотова В.И., Фомина М.И.

Зотова В.И.

студентка 3 курса ИПСПД21-10 группа Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)

Фомина М.И.

студентка 3 курса ИПСПД21-10 группа Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена налоговому контролю в Российской Федерации, а также используемому инструментарию для его осуществления, анализу статистики налоговых проверок за период с 2020 по первый квартал 2023 года и вытекающих на основании этой статистики проблем и недостатков налогового контроля и возможные пути их решения.

Ключевые слова: налоговый контроль, проблемы, анализ, решение.

Связь между налогами и государством неоспорима. По данным статистики, налоги составляют примерно 66% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечивая эффективное функционирование государства и муниципальных образований. Поэтому государство активно следит за соблюдением гражданами РФ обязательств по уплате налогов, установленных в статье 57 Конституции РФ [1].

Значимость налогового контроля для финансовой системы России и нерешенные вопросы в области правового регулирования налогового контроля делают эту тему актуальной.

Один из ключевых инструментов, которым государство осуществляет контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов, — это налоговый контроль. Его легальное определение содержится в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Согласно этому нормативно-правовому акту, налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов по проверке соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, а также плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в установленном порядке [2].

Значение налогового контроля состоит в следующем:

1. Обеспечить стабильность экономики и финансовой системыстраны

2. Обеспечивает поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней.

3. Способствует укреплению налоговой дисциплины и финансового правопорядка.

4. Выполняет охранительную функцию, в результате чего происходит привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и превентивную функцию, которая способствует предупреждению новых налоговых правонарушений.

Однойизосновныхфункцийналоговыхоргановприосуществленииимиконт рольнойдеятельностиявляетсяпроведениепроверок.

Налоговые проверки — это форма налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. В Налоговом кодексе перечислены две формы таких проверок: камеральные и выездные35.

Для понимания необходимости такого рода контроля со стороны налоговых органов, возьмем как пример статистику за 1-е полугодие 2022- 2023 годов.

Из сведений об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.07.2023.

За 1-е полугодие 2023 года по России в целом проведено 27 млн проверок, из них результативных — 0,9 млн проверок, с доначислениямина общую сумму 569,4 млрд руб. (налог, пени, штраф), в т.ч. налоги — 528,3 млрд руб.

За 1 -е полугодие 2022 года по России в целом проведено 29,2 млн проверок, из них результативных — 1,2 млн проверок, с доначислениямина общую сумму 41,4 млрд руб. (налог, пени, штраф), в т.ч. налоги — 28,5 млрд руб. За аналогичные периоды: 2021 года было проведено — 44,7 млн проверок, из них результативных — 1,4 млн с доначислениями 34,4 млрд руб. (налог, пени, штраф), в т.ч. налоги — 21,3 млрд руб., 2020 года проведено 31,6 млн проверок, из них 0,9 млн с доначислениями на общую сумму 14,6 млрд руб. За 6 месяцев 2022 года проведено по России всего 5 531 проверки организаций, из них результативных — 5 281 проверок на общую сумму доначислений 1,08 трлн руб. (из них налоги — 720,3 млрд руб.) или в среднем 204,5 млн руб. доначислений на одну проверку. В 2021 году за 6 месяцев проведено 2 982 проверок, из них результативных — 2 857 на общую сумму доначислений 132,5 млрд руб. (88,5 млрд руб. — налоги) или в среднем 46,4 млн доначислений на одну проверку. За тот же период 2020 года было проведено 1 535 проверок, результатом 1 486 проверок стали доначисления на общую сумму 44,8 млрд руб. (налоги — 31,5 млрд руб.) и доначисления на 1 проверку составили — 30,2 млн руб. Небольшое количество выездных проверок в 2020 году вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль [3]. Средняя сумма доначислений на 1 выездную проверку организаций составила: 6 месяцев 2020 года — 62,9 млн руб. 6 месяцев 2021 года — 78,0 млн руб. 6 месяцев 2022 года — 409,1 млн руб.

Данная статистика свидетельствует о том, что механизм налогового контроля в стране имеет ряд недостатков, а именно:

1. С внедрением инновационных инструментов налогового контроля, таких как налоговые проверки, в связи со сложностью проверяемых операций и видов деятельности все большее значение приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации налоговых кадров, способных давать квалифицированные и мотивированные заключения налогоплательщикам. Фискальная направленность налогового контроля. Фокус на фискальной направленности налогового контроля выражается в том, что в процессе налоговых проверок основное внимание уделяется выявлению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Основная задача налогового контроля заключается в выявлении нарушений, налагании штрафов и возмещении ущерба, причиненного государству. При этом возможны случаи злоупотребления полномочиями и ошибочного наложения штрафа на невиновное лицо. В действительности основная цель налоговых проверок - это стимулирование и контроль налоговой деятельности для стимулирования экономического роста предприятия и решения социальных проблем. В перспективе такой подход к налоговому контролю может стать одним из основных стимулов государственного регулирования.

3. Еще одна из важных проблем в системе налогового контроля является отсутствие четко выстроенной комплексной стандартной процедуры организации налогово-контрольных проверок, а также единой системы критериев, для определения правонарушений.

Эта ситуация приводит к увеличению конфликтов между бизнесом и налоговыми органами, что отрицательно сказывается на бизнес-среде и инвестиционном климате. Необходимо разработать четкие критерии и процедуры для проведения налогово-контрольных проверок, чтобы исключить субъективность и произвол со стороны налоговых инспекторов.

Также важно создать систему обжалования решений налоговых органов и обеспечить доступ к судебной защите для бизнеса. Прозрачность и законность налогового контроля являются основой доверия между бизнесом и государством, поэтому необходимо активно работать над улучшением этой ситуации.

4. Низкий уровень налоговой культуры приводит к распространенным налоговым правонарушениям, уклонению от уплаты налогов и обману налоговых органов. Необходимо проводить массовую работу по повышению налоговой грамотности населения, организовывать обучающие семинары и информационные кампании о налоговых обязанностях и правах граждан в области налогообложения. Важно также улучшить доступность и понятность налоговой информации для всех категорий налогоплательщиков. Работа по формированию высокой налоговой культуры субъектов является важным шагом на пути к справедливому и эффективному налоговому контролю.

Для решения такой проблемы как налоговый контроль, следует рассмотреть следующие рекомендации:

• проведение обучающих мероприятий для налогоплательщиков по вопросам налогообложения и налоговой ответственности,

• улучшение информационного обеспечения самого налогового администрирования, чтобы граждане имели доступ к информации о налоговых обязательствах и процедурах их исполнения,

• развитие сотрудничества между налоговыми органами и гражданами, чтобы создать доверительные отношения и обеспечить более эффективное выполнение налоговых обязательств.

Таким образом, повышение налоговой культуры граждан является важным шагом к улучшению налоговой системы и экономического развития страны в целом, и что это изменит,

• развитие и внедрение новых технологий и информационных систем для повышения эффективности налогового контроля и улучшения качества налогового администрирования,

• обеспечение прозрачности и открытости процесса налогового контроля, а также информирование налогоплательщиков о своих правах и обязанностях,

• совершенствование процедур и методов налогового администрирования для предотвращения налоговых правонарушений и уменьшения налоговых рисков,

• проведение обучения и повышения квалификации сотрудников налоговых органов для повышения профессионализма и компетентности при осуществлении налогового контроля.

Для достижения этих целей необходимо также проводить обучение и повышение квалификации сотрудников налоговых служб, улучшать технологическую базу для более эффективного контроля за налоговыми платежами, а также совершенствовать законодательство в этой области.

В целом, улучшение налоговой системы и налогового контроля в России требует комплексного подхода и постоянного мониторинга с целью выявления и решения возникающих проблем. Важно стремиться к созданию прозрачной, справедливой и эффективной системы налогообложения, которая будет способствовать развитию экономики и благосостоянию граждан.

Для достижения результата необходимо также проводить обучение и повышение квалификации сотрудников налоговых служб, улучшать технологическую базу для более эффективного контроля за налоговыми платежами, а также совершенствовать законодательство в этой области.

В целом, улучшение налоговой системы и налогового контроля в России требует комплексного подхода и постоянного мониторинга с целью выявления и решения возникающих проблем. Важно стремиться к созданию прозрачной, справедливой и эффективной системы налогообложения, которая будет способствовать развитию экономики и благосостоянию граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020) // РГ. 1993. 25 дек., СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 21.11.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022) / [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/;

3. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (с изменениями и дополнениями) / [Электронный ресурс]ШЬ: https://base.garant.ru/73849374;

4. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России / Под ред. д.э.н., проф. Лыковой Л.Н.: Научно-исследовательское объединение РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021;

5. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.07.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/13646654 / (дата обращения: 25.04.2023);

6. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.07.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn 14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/12241965 / (дата обращения: 25.04.2023);

7. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.07.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn 14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10924767 / (дата обращения: 25.04.2023);

8. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.07.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn 14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10036471 / (дата обращения: 25.04.2023)

Zotova V.I., Fomina M.I.

Zotova V.I.

Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)

Fomina M.I.

Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)

CURRENT PROBLEMS OF TAX CONTROL IN RUSSIA, WAYS TO SOLVE THEM

Abstract: the article is devoted to tax control in the Russian Federation, as well as the tools usedfor its implementation, analysis of tax audit statistics for the periodfrom 2020 to the first quarter of2023 and the problems and shortcomings of tax control arising from these statistics and possible solutions.

Keywords: tax control, problems, analysis, solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.