Научная статья на тему 'Актуальные проблемы лыжной подготовки курсантов'

Актуальные проблемы лыжной подготовки курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / STUDENTS / SKI TRAINING / PERFORMANCE CRITERIA / OPTIMIZATION / INTENSIFICATION / LOGISTICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Пичугин Максим Борисович

In article difficulties and conditions of their overcoming in the course of physical training of cadets of the Kuzbass Institute of the FPS of Russia are considered, in particular, at the organization of ski preparation. In the course of the theoretical researches and skilled work as authors the main organizational and pedagogical conditions of effective preparation are revealed: material support of training process; the choice of criteria for evaluation of efficiency of pedagogical influence and also need of optimization and an intensification of process of a training at skiers-racers of groups of sports improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of ski training of cadets

In article difficulties and conditions of their overcoming in the course of physical training of cadets of the Kuzbass Institute of the FPS of Russia are considered, in particular, at the organization of ski preparation. In the course of the theoretical researches and skilled work as authors the main organizational and pedagogical conditions of effective preparation are revealed: material support of training process; the choice of criteria for evaluation of efficiency of pedagogical influence and also need of optimization and an intensification of process of a training at skiers-racers of groups of sports improvement.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы лыжной подготовки курсантов»

ПЕДАГОГИКА

Pedagogics

УДК 376.1

© Аксенова А. Н., Пичугин М. Б., 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

КУРСАНТОВ

В статье рассматриваются трудности и условия их преодоления в процессе физической подготовки курсантов Кузбасского института ФСИН России, в частности, при организации лыжной подготовки. В процессе теоретических исследований и опытной работы авторами выявлены основные организационно-педагогические условия эффективной подготовки: материально-техническое обеспечение тренировочного процесса; выбор критериев оценки эффективности педагогического воздействия, а также необходимость оптимизации и интенсификации процесса тренировки у лыжников-гонщиков групп спортивного совершенствования.

Ключевые слова: курсанты; лыжная подготовка; критерии эффективности; оптимизация; интенсификация; материально-техническое обеспечение.

© Aksenov8 A. N., Pichugin M. B., 2018 ACTUAL PROBLEMS OF SKI TRAINING OF CADETS

In article difficulties and conditions of their overcoming in the course of physical training of cadets of the Kuzbass Institute of the FPS of Russia are considered, in particular, at the organization of ski preparation. In the course of the theoretical researches and skilled work as authors the main organizational and pedagogical conditions of effective preparation are revealed: material support of training process; the choice of criteria for evaluation of efficiency ofpedagogical influence and also need of optimization and an intensification of process of a training at skiers -racers of groups of sports improvement.

Keywords: students; ski training; performance criteria; optimization; intensification; logistical support.

Одной из важных дисциплин в ститута ФСИН России к выполнению процессе подготовки курсантов ин- служебных обязанностей является

физическая подготовка. Для успешной реализации целей и задач физической подготовки курсантов необходимо понимание всей системы физического воспитания, которая охватывает и другие дисциплины, прежде всего — педагогику, психологию, организацию оперативно-розыскной деятельности и др.

Как отмечает П. А. Беликов, для реализации цели и задач физического воспитания необходимо выделить понятие «система физического воспитания» [1]. Как отмечает автор, система физического воспитания — это целостное образование. При этом объектом системы физического воспитания является человек, а предметом — развитие физических и духовных способностей человека.

Дисциплины «Физическая подготовка», «Прикладная физическая подготовка» курсантов состоят из двух разделов — общей физической подготовки (ОФП) и боевых приемов борьбы (БПБ). Одним из подразделов ОФП является лыжная подготовка. К сожалению, количество часов, отведенных на лыжную подготовку курсантов, ничтожно мало. По большей части тренировочный процесс у лыжников-гонщиков реализуется в группах по спортивному совершенствованию.

Передвижение на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма курсантов. Занятия на лыжах вовлекают в работу почти все мышечные группы,

что способствует более интенсивному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, а также развивают мышечную чувствительность, способствуют развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как передвижение на лыжах происходит в условиях постоянного изменения рельефа местности. Передвижение на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, ритмичное постоянное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких, влияют на положительные сдвиги в улучшении осанки, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все группы мышц и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений — бег, прыжки, координация. Благодаря регулярным занятиям на лыжах у курсантов уменьшается количество простудных заболеваний. Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств курсантов: формированию мотивированного интереса к систематическим занятиям, развивают смелость,

настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, развивают чувства взаимовыручки и взаимопомощи [1; 2; 3].

Таким образом, целью лыжной подготовки в процессе обучения в вузах ФСИН России является формирование физической и психологической готовности курсантов института к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы при пресечении противоправных действий, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Успешное решение задач по лыжной подготовке возможно на основе оптимального подбора средств, методов и форм обучения, высокого уровня практической и методической подготовленности преподавателей и качества проведения учебных занятий. При этом необходимо понимание того, что на занятиях по лыжной подготовке необходимо воспроизводить различные задания, ситуации и условия, максимально приближенные к реальным ситуациям, возникающим в процессе выполнения служебных, практических задач правоохранительной деятельности.

Понятно, что наиболее эффективной формой обучения курсантов передвижению на лыжах являются организованные занятия под руководством

преподавателя. При этом каждое занятие проводится с учетом физической подготовленности курсанта. В ходе обучения преподаватель сталкивается с проблемой: часть курсантов, особенно первокурсники, не изучали программу лыжной подготовки в школе, поэтому испытывают затруднения в передвижении на лыжах. В связи с этим основной задачей является поэтапное изучение основ лыжной подготовки.

На первом этапе курсанты получают общее представление о передвижении на лыжах и концентрируют свое внимание на воспроизведении упражнения в целом. При первоначальном выполнении движений образуется целая система новых условных рефлексов, содействующих выполнению определенной мышечной работы. Внешне это проявляется в выполнении лишних ненужных движений, отсутствии согласованных движений, скованности и неуверенном выполнении упражнения. Для облегчения усвоения сложного приема (действия) на лыжах надо создать наиболее благоприятные условия для обучения: занятия следует проводить на подготовленных учебных площадках и склонах, соблюдая все принципы обучения.

На втором этапе курсанты знакомятся с техникой передвижения лыжников в собственном исполнении, что позволяет многократно показывать и анализировать элементы изучаемого способа, последовательность смены

периодов и фаз движения, акцентируя внимание на ключевых деталях двигательного действия. Их достоинство — уникальная возможность отобразить теоретические положения и детали техники. Это позволяет понять причины ошибок, помогает их устранению и способствует повышению технического мастерства.

На третьем этапе курсанты осваивают практические методы выполнение изучаемого движения либо в целом, либо по частям в зависимости от сложности. Повороты на месте, стойки, спуски, подъемы лесенкой, «елочкой» и «полуелочкой», одновременный бесшажный ход относят к группе простых упражнений. Их изучают целостным методом. Все остальные способы передвижения на лыжах составляют группу сложных упражнений. Если движение удается выполнить, его изучают сразу в полной координации. Когда возникают трудности в овладении, применяют метод по частям, при котором способ делится на относительно самостоятельные элементы, детали. Вначале овладевают элементами, составляющими основу движения, затем менее существенными деталями, после этого переходят к освоению способа в целом. Разучивание по частям начинается с использования более легких подводящих, имитационных упражнений, имеющих значительное сходство с основным действием или отдельными его частями. Упражнения, имитирующие поло-

жение туловища, махи, толчки руками и ногами сначала на месте, а потом в движении, значительно ускоряют обучение. При совершенствовании техники предпочтение отдается целостному выполнению способа с полной координацией движений.

Для решения разнообразных двигательных задач словесные, наглядные и практические методы обучения используют в комплексе. Сначала называют упражнение и кратко, лаконично, понятно объясняют механизм движения, акцентируя внимание на основные элементы. После этого образцово показывают, демонстрируют это упражнение, и затем курсанты пробуют выполнить задание, стремясь как можно точнее воспроизвести (скопировать) увиденное и «мышечно» зафиксировать основу движения. Далее идет работа по выявлению и исправлению ошибок.

Средствами обучения способам передвижения на лыжах являются различные специальные и имитационные упражнения. Они направлены на овладение элементами и техникой изучаемого приема. Чем сложнее техника выполнения движений, тем больше требуется теоретического разбора и анализа для выделения главных составляющих в данном упражнении.

Успех в решении разнообразных задач по лыжной подготовке зависит от многих условий, прежде всего от надежного и оперативного управления физическим совершенствованием,

правильного понимания роли физических упражнений в повышении психологической устойчивости, укрепления здоровья, профессионального мастерства. Немаловажная роль отводится материально-техническим условиям при организации и проведении занятий по лыжной подготовке. Рассмотрим некоторые проблемы в этой области.

Для успешного освоения курсантами элементов лыжной подготовки, помимо прочего, необходим правильный подбор лыжного инвентаря. Рынок спортивного инвентаря представлен множеством производителей лыж, в которых довольно сложно сориентироваться и правильно подобрать подходящий инвентарь. Рекомендуемая длина лыж подбирается в диапазоне на 15-25 см больше собственного роста. При подборе лыж курсантам с относительно большим собственным весом рекомендуется придерживаться верхней границы диапазона, а с относительно малым — нижней границы. Кроме того, курсантам, только начинающим осваивать азы лыжной подготовки, следует помнить, что короткие лыжи легче в управлении, поэтому на них легче научиться кататься на первом этапе обучения. Курсанты, уже владеющие элементами передвижения на лыжах, могут выбирать лыжи длиннее, поскольку более длинные лыжи обеспечивают лучшее скольжение.

Процесс подбора лыжных палок не менее важен, чем выбор лыж. Стоит помнить, что лыжные палки бывают для «конькового» хода и для «классического»; различаются они только длиной. Немаловажный момент при подборе палок — это удобство расположения в руке. Большинство лыжных палок сейчас производятся с темляком типа «капкан», он намного удобнее, чем темляк типа «петля». Однако различные фирмы производители используют свои лекала при производстве темляков, поэтому необходимо примерить несколько моделей различных производителей, чтобы понять, какие палки удобнее сидят на руке.

Лыжные ботинки — важнейший элемент лыжной экипировки. На сегодняшний день выпускаются лыжные ботинки под крепления с системой NNN (англ. New Nordic Norm) — система креплений беговых лыж, разработанная норвежской фирмой ROTTEFELLA; SNS (англ. Salomon Nordic System) система креплений беговых лыж, разработана французской фирмой SALOMON; NIS (англ. Nordic Integrated System) — система креплений беговых лыж, разработана фирмами Rossignol, Madshus, Rottefella и Alpina, а также рантовые лыжные ботинки под крепления 75 мм. В передней части креплений системы NNN расположены резиновые упоры, в которые при толчке упирается носок ботинка. В зависимости от жесткости

резинки регулируется жесткость управления лыжей, поэтому для разных стилей катания используются резинки разной жесткости. Крепления для беговых лыж систем NNN и SNS различаются направляющими выступами для ботинок вдоль креплений. SNS имеет один центральный выступ, а NNN — два параллельных. Кроме того, несколько отличается система крепежа ботинка — у креплений SNS скоба ботинка закрепляется сразу в носке ботинка, а у креплений NNN сдвинут на 10 мм назад, под пальцы, что дает несколько лучшее управление лыжей при коньковом ходе. Система предусматривает плату, прикрепленную в заводских условиях к поверхности лыжи. Это обеспечивает легкость установки крепления и возможность его продольного сдвига. Крепления и ботинки полностью совместимы со стандартом NNN. Лыжные ботинки SNS, и NIS вы-

годно отличаются от рантовых ботинок своей эргономичностью и удобством использования. Ведь правильный толчок на лыжах заканчивается кончиком большого пальца ноги, где, собственно, и расположен шарнир лыжного ботинка. При толчке в таких лыжных ботинках не надо тратить дополнительно силы на изгибание подошвы (опять же благодаря шарниру).

Лыжная смазка — это один из важных технических элементов лыжной подготовки. Она подразделяется на мази скольжения и держания по

температурному режиму. В процессе изучения лыжных ходов классическим стилем мази на держание играют важную роль при передвижении на лыжах.

Мази для держания, обеспечивая хорошее сцепление со снегом для выполнения толчка, одновременно позволяют лыже скользить по снегу. Их подбор зависит от зернистости снега и температуры внешней среды. Они наносятся только на классические лыжи.

Мази для скольжения позволяют лыже беспрепятственно и долго скользить по снегу. Их подбор зависит от температуры внешней среды, зернистости снега и влажности воздуха. Они наносятся на скользящие поверхности классических лыж и лыж для конькового хода.

Мази-добавки улучшают скольжение лыжи; они наносятся отдельно или в смеси с мазями для скольжения. Мази-добавки выпускаются в виде брусков, брикетов или порошка. Иногда они бывают заранее смешаны с мазями для скольжения.

Грунтовые мази служат для лучшего связывания мази для держания со скользящей поверхностью лыжи, облегчая ее нанесение и повышая стойкость к стиранию, особенно если снег обладает высокими абразивными свойствами. Грунтовые мази наносятся только на колодку классических лыж.

Смазка лыж включает в себя определенные подготовительные операции и непосредственное нанесение мазей на скользящую поверхность лыж для повышения эффективности их работы. Правильно подобранная мазь позволяет:

— выполнять отталкивание без отдачи и показывать высокую скорость при беге классическим стилем;

— показывать высокую скорость при беге свободным стилем;

— защитить скользящую поверхность при транспортировке и хранении лыж;

— защитить скользящую поверхность от ударов и царапин;

— замедлить изнашивание скользящей поверхности.

При правильном подборе всех технических элементов лыжной подготовки (лыжи, палки, ботинки, смазка) курсанты быстрее получают и осваивают навыки передвижения лыжными ходами.

В педагогических исследованиях сложной задачей является разработка и обоснование критериев, показателей и диагностического инструментария эффективности физической подготовки курсантов.

При разработке критериев оценки эффективности педагогического воздействия для достижения целей и задач физического воспитания у курсантов необходимо:

1. учитывать цели и задачи конкретной служебной деятельности;

2. разрабатывать/отбирать критерии, которые объективно отражают признаки, присущие изучаемому явлению;

3. понимать важность того, что эти критерии должны быть наиболее существенными, устойчивыми и раскрывали свое основное содержание [1;

3].

Существует по меньшей мере четыре методических подхода к пониманию критериев оценки эффективности педагогического воздействия:

а) критерий — это показатель, объективное проявление чего-либо;

б)критерий — это психологическая установка диагноста;

в) критерий — это мера, эталон, т. е. правило, которым следует руководствоваться при диагностировании;

г) критерий — это вопросы анкеты, теста и др.

Часто при оценке того или иного действия, явления или процесса используют несколько критериев эффективности. Предполагается, что сравнение альтернатив сначала будет делаться по одному критерию, затем по другому и будет избираться вариант, в лучшей мере соответствующий всему комплексу критериев или доминирующему среди них.

Совершенствование лыжной подготовки курсантов целесообразно проводить по заранее определенным критериям, по которым можно будет

оценивать эффективность проведенной работы. Считаем, что приоритет в определении показателей процесса совершенствования лыжной подготовки у курсантов необходимо отдать экспертному оцениванию специалистов в этой области, как в теоретическом, так и в практическом плане. Также необходимо учитывать, что лыжная подготовка не ограничивается рамками преподавания в ходе учебных занятий, она также включает в себя внеучебную и внеслужебную деятельность, профессиональную подготовку и несение службы, что, несомненно, сказывается на оценке эффективности организации и проведении занятий по лыжной подготовке. Поэтому необходимо направить внимание на выявление и обоснование критериев подготовленности курсантов через их способность решать задачи в соответствии с различными ситуациями профессиональной деятельности [3].

Следующей важной задачей организации системы физической подготовки является оптимизация ее содержания. Как уже было отмечено ранее, количество часов, отведенных на лыжную подготовку в рамках освоения дисциплины у курсантов, не дает возможности в полной мере оптимизировать ее содержание. Поэтому оптимизация содержания процесса физической подготовки по лыжным гонкам проходит в основном в группах спортивного совершенствования. Анализ процесса совершенствования

лыжной подготовки показал, что задачу по оптимизации ее содержания целесообразно рассматривать через связь науки и практики.

В частности, вопрос о совершенствовании выносливости в процессе лыжной подготовки на тренировочных занятиях звучит следующим образом: какой путь считать наиболее оптимальным — путь дальнейшего увеличения общих объемов, главным образом направленных на совершенствование аэробных способностей курсанта, или путь интенсификации нагрузок с целью совершенствования анаэробных способностей?

Анализ тренировочного процесса по лыжной подготовке показывает, что он осуществляется по пути увеличения объемов работы за счет повышения доли умеренных нагрузок в аэробном режиме. Повышение функциональной базы или специального фундамента подготовленности

спортсменов-лыжников зависит от структуры и динамики общего и частного объемов нагрузки и ее интенсификации. Прежде всего необходимо изменить базовые показатели функциональной работоспособности до максимума. В меньшей степени отдается предпочтение на совершенствование анаэробных способностей.

Необходимо не только увеличивать объемы тренировочных нагрузок на длинные дистанции в процессе лыжной подготовки, но и добиваться результатов путем достижения

перестроек функциональных показателей организма на периферии. Важно учить курсантов экономизации техники, повышению мышечного потенциала, учиться включать и расслаблять отдельные мышечные волокна и небольшие мышцы, синхронизировать их усилия, т. е. развивать мышечную координацию, что повышает, в свою очередь, мощность работы [1].

Применение тренировочных

нагрузок возможно в условиях широкого использования принципов вариативности и волнообразности. При планировании подготовки курсантов, посещающих группу спортивного совершенствования по лыжным гонкам, следует уточнять, на каких этапах годичного цикла необходимы высокие объемы, а на каких возможно их снижение. Целесообразно использовать высокие объемы для достижения определенных адаптационных изменений в организме занимающихся.

При этом важно учитывать момент наступления утомления и перетренированности. Может предлагаться два варианта: первый — плавное повышение их в течение соответствующего этапа, второй — когда отдельные пики нагрузок чередуются со значительным снижением. С нашей точки зрения, необходимо учитывать индивидуальные особенности курсантов, планировать объем нагрузок применительно к каждому курсанту, исходя из показателей его физической подготовленности, психологических особенностей, функциональной способности, спортивных результатов.

Таким образом, поэтапное решение задач, возникающих в процессе лыжной подготовки курсантов, обеспечивает совершенствование физического развития, физической подготовленности, что в дальнейшем скажется на выполнении служебных задач профессиональной деятельности.

Литература

1. Беликов, П. А. Развитие профессионально-физических качеств у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в процессе лыжной подготовки (Педагогический аспект): дис. ... канд. пед. наук. — М., 2006. — 288 с.

2. Бутин, И. М. Лыжный спорт : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.

3. Пожималин, В. Н. Лыжная подготовка : учебно-методический материал для проведения практических занятий. — Рязань: Академия ФСИН России, 2011. — 12 с.

Сведения об авторах

Аксенова Анна Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук. E-mail: aksen-anna71@rambler.ru Пичугин Максим Борисович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки. E-mail: maxpeha@mail.ru

Information about the author

Aksenova Anna Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Combat, Tactical-Special and Physical Training, candidate of pedagogical sciences. E-mail: aksen-anna71@rambler.ru Pichugin Maxim Borisovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Combat, Tactical-Special and Physical Training. E-mail: maxpeha@mail.ru

УДК 796.92

© Долгин Д. С., Гарифулин Р. Ш., 2018

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с уровнем физической подготовки ряда категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы, как начальствующего состава, так и курсантов Авторы показывают, что решение этих проблем положительно влияет на качество выполнения сотрудником его служебных обязанностей. Убедительно доказывают ,что для решения этой проблемы необходимо увеличить количество проводимых занятий по дисциплине «Прикладная физическая подготовка» до трех раз в неделю; проводить практические занятия по физической подготовке в комплексе с другими видами профессиональной деятельности, обеспечивая условия, приближенные к реальным;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.