Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ НОВОГО ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВА-МЕТАВСЕЛЕННОЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ НОВОГО ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВА-МЕТАВСЕЛЕННОЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
41
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Метавселенная / аватар / дополненная реальность / виртуальная реальность / онлайн-пространство / Интернет / токен / характер межличностного общения / вербальные средства коммуникации / коммуникационный барьер / многоканальность коммуникации / The Metaverse / avatar / AR (augmented reality) / VR (virtual reality) / online space / Internet / token / nature of interpersonal communication / verbal means of communication / communication barrier / multi-channel communication

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.А. Якобсон, Т.В. Тарасенко

В статье представлены актуальные проблемы в рамках коммуникационного процесса, которые могут быть вызваны переходом на новый уровень интернет-общения – Метавселенную (от названия компании). Рассмотрены современные принципы межличностного общения, а также характеристики и принципы будущего интернет-пространства. Проведен анализ возможного влияния Метавселенной на межличностную коммуникацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF THE COMMUNICATION PROCESS WITHIN THE NEW ONLINE SPACE THE METAVERSE

The article presents current problems of the communication process that may be caused by the transition to a new level of Internet communication the Metaverse. The modern principles of interpersonal communication, as well as integral parts of the new Internet space, are considered, their mutual influence and the possibility of co-existence are analyzed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ НОВОГО ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВА-МЕТАВСЕЛЕННОЙ»

УДК 316.776.4

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ НОВОГО ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВА-МЕТАВСЕЛЕННОЙ

Е. А. Якобсон Научный руководитель — Т. В. Тарасенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kat.jakobson@yandex.ru

В статье представлены актуальные проблемы в рамках коммуникационного процесса, которые могут быть вызваны переходом на новый уровень интернет-общения -Метавселенную (от названия компании). Рассмотрены современные принципы межличностного общения, а также характеристики и принципы будущего интернет-пространства. Проведен анализ возможного влияния Метавселенной на межличностную коммуникацию.

Ключевые слова: Метавселенная, аватар, дополненная реальность, виртуальная реальность, онлайн-пространство, Интернет, токен, характер межличностного общения, вербальные средства коммуникации, коммуникационный барьер, многоканальность коммуникации

CURRENT PROBLEMS OF THE COMMUNICATION PROCESS WITHIN THE NEW ONLINE SPACE - THE METAVERSE

E. A. Yakobson Scientific supervisor — T. V. Tarasenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kat.jakobson@yandex.ru

The article presents current problems of the communication process that may be caused by the transition to a new level of Internet communication - the Metaverse. The modern principles of interpersonal communication, as well as integral parts of the new Internet space, are considered, their mutual influence and the possibility of co-existence are analyzed.

Keywords: The Metaverse, avatar, AR (augmented reality), VR (virtual reality), online space, Internet, token, nature of interpersonal communication, verbal means of communication, communication barrier, multi-channel communication

Жизнь современного человека сегодня невозможно представить без Интернета и социальных сетей. Еще десять лет назад никто и представить не мог возможности Интернета, которые являются реальностью сегодняшнего дня: онлайн-коммуникации, виртуальные покупки, денежные переводы через приложения мобильных телефонов. Стабильную работу Интернета нам обеспечивает огромнейшее количество космических спутников, сигналы которых успешно объединены в глобальную бесконечную сеть, позволяющую человечеству всегда находиться «на связи».

Развитие digital-сферы не останавливается, и ожидается нечто кардинально другое, новый этап в развитии Интернета - появление Метавселенной. Поэтому ниже представлены рассуждения о том, какие изменения ожидаются вследствие этого, каким будет переход на новый уровень онлайн-коммуникаций.

По данным статьи популярного в мире крипто-портала CoinMarketCapxom, «Метавселенная - это широкое цифровое постоянно действующее ЭБ-онлайн-пространство, где пользователи могут взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени и получать опыт, аналогичный тому, что они испытывают в реальном мире» [1]. Это определение метавселенной подчеркивает тот факт, что это широкое пространство цифровой сферы продолжит сферу «реального мира».

Одной из основных идеи, к которым пытаются прийти создатели метавселенной, является идея неразрывности интернет-пространства: все возможные субъекты сети Интернет будут объединены, а переход между ними совершенно незаметен.

Венчурный инвестор Мэтью Болл в статье «The Metaverse: What It Is, Where to Find it, and Who Will Build It» выделили основные принципы метавселенной [2].

1. Метавселенная бесконечна. Метавселенная - это расширение того, что мы определяем как реальное. Поскольку она не ограничена физическими пространствами мира и количеством пользователей, можно сказать, что она простирается до бесконечности.

2. Метавселенная является синхронной. Она обеспечивает синхронную связь между пользователями со всего мира: она предлагает (потенциально) миллиардам пользователей возможность взаимодействовать в режиме реального времени.

3. Метавселенная- это процветающая экономика. Поскольку это расширение для реального мира, у пользователей есть возможность предлагать и получать те же впечатления, что и в реальном мире. Для обмена ценностями может быть реализован простой механизм токенов (единых единиц стоимости).

4. Метавселенная совместима. Это означает обеспечение совместимости данных и цифровых активов с разных платформ. Например, пользователь хочет купить вещь в Counter-Strike или машину в Needfor Speed и продать ее другу в Facebook.

5. Метавселенная наполнена контентом. Она должна быть наполнена контентом и опытом, который создан пользователями: как отдельными людьми, так и организациями.

Несмотря на то, что новое интернет-пространство уже считается неизбежным и закономерным, возникают вопросы, как появление метавселенной отразится на привычных коммуникациях, которые перейдут из реальной жизни в виртуальную. Какие особенности приобретет межличностное общение в рамках нового пространства? Чтобы дальше рассуждать об этом, следует вспомнить основные особенности межличностной коммуникации [Э]. Основной единицей коммуникации является сообщение (сигнал, посыл), выполняющее какую-либо одну или одновременно несколько функций [4].

Она имеет рациональный характер, это выражается в ее функциях: информационной, прагматической, социальной, экспрессивной, цели коммуникации всегда осознанны, но могут не совпадать с мотивом, который побуждает индивида к активному взаимодействию.

Все эти особенности межличностной коммуникации, как считают исследователи, помогают людям выстраивать эффективную коммуникацию в реальной жизни [5].

Поэтому возникает вопрос, что будет с межличностной коммуникацией в метавселенной?

Для ответа на этот вопрос был проведен анализ статей научных исследований крупных IT-компаний и игровых платформ, рассмотрено экспертное мнение официальных представителей Microsoft и NVIDIA об использовании специальных девайсов дополненной реальности. Реализован эксперимент - создание собственного аватара и посещение виртуальной вечеринки на Cryptovoxels.

По словам сотрудников Binance Academy, использование VR- и AR-гаджетов позволит человеку почти полностью воссоздать реальность, которая окружает его в обычном мире,

естественную для общения среду и будет способствовать развитию межличностной коммуникации [6].

Этого же мнения придерживаются и разработчики Microsoft Teams, создавшие свой виртуальный офис и разработавшие AR-очки для интерактивной работы. В презентации нового гаджета представители компании говорят о том, что эти очки должны облегчить деятельность работников разных сфер, потому что очки дополненной реальности позволяют оперативно найти необходимую для работы информацию. Но в то же время представители Microsoft предупреждают и о возможном расслоении пользователей метавселенной, т. к. не каждый сможет позволить себе столь дорогостоящий гаджет. Технологическое неравенство повлечет за собой разногласия и станет барьером в коммуникации [7].

По словам работников INVIDA, создателей технического обеспечения для крупных видеоигр, создание аватаров поможет людям идентифицировать себя и окружающих людей, что станет благоприятным условием для коммуникаций. Однако в метавселенной человек может предстать в качестве любого существа или одушевленного предмета, что может негативно влиять на восприятие собеседника [8].

Эксперимент показал, что у стандартного набора для создания интернет-версии себя очень ограниченный функционал. У аватаров отсутствует мимика, есть проблема с выражением эмоций (зачастую понять эмоцию можно лишь по интонации пользователя). Более того, если возникнет желание «прокачать» своего персонажа, необходимо в него вложиться, приобретя новую атрибутику.

Для объективности исследования было принято решение посетить Cryptovoxels - Ethereum Virtual World - очередное виртуальное пространство, где любой желающий может создать аналог абсолютно любого реально существующего места, предварительно купив землю за эфиры (местная валюта) и потратив реальные деньги на строительство.

В начале января 2022 г. Wannabes Music Club организовал вечеринку в собственном виртуальном клубе на Cryptovoxels. Огромное количество аватаров-пользователей с разных уголков страны и мира посетили данное онлайн-мероприятие, где гости все вместе танцевали, но общение между ними происходило только посредством эмодзи. Коммуникация между участниками отсутствовала [9].

Анализ различных уже существующих интернет-пространств показал, что большинство из таких платформ являются игровыми и развлекательными, подразумевающие короткое и незначительное межличностное общение. Лишь онлайн-офисы предлагают постоянную коммуникацию с целями, определенными нормами и правилами.

По нашему мнению, межличностное общение в условиях новых интернет-коммуникаций не изменится благодаря техническому воссозданию реального мира, с одной стороны. С другой, перцептивная сторона коммуникации претерпит изменения: восприятие аватар-пользователей и получаемой информации от них, вероятнее всего, будет искажаться из-за отсутствия у них невербальных аспектов коммуникаци, а также за счет самих аватаров, имеющих порой не аттрактивное воплощение.

По результатам исследований были выявлены следующие проблемы коммуникации в рамках метавселенной:

1) Невозможность в полной мере и качественно передавать информацию в связи с разным уровнем технического оснащения участников коммуникационного процесса;

2) Основной барьер, препятствующий общению - помехи и перебои в работе связи;

3) Неполноценность передачи невербальных аспектов общения (мимики, прикосновений и т. п.) в связи с ограниченностью функционала технических девайсов;

4) Как следствие из предыдущего пункта - недопонимание и невозможность «прочувствовать» собеседника;

5) Неадаптированность онлайн-пространств для объединения и организации процесса межличностного общения миллионов пользователей одновременно;

6) Отсутствие целей и функций у передаваемой информации;

7) Отсутствие обратной связи между участниками процесса общения из-за их огромнейшего количества и неподготовленности онлайн-платформ;

8) Отсутствие закрепленных норм и правил, регулирующих коммуникацию в новом пространстве, что влечет за собой анархию и вседозволенность в рамках межличностного общения.

Таким образом, в процессе сопоставления основных принципов метавселенной и особенностей межличностной коммуникации, было установлено, что интеграция межличностного общения в полной мере в новое интернет-пространство невозможна.

Библиографические ссылки

1. CoinMarketCap. What Is the Metaverse - An Overview and a Deep Dive Into the Top Metaverses [Электронный ресурс]. URL: https://coinmarketcap.com/alexandria/article/what-is-the-metaverse-an-overview-and-a-deep-dive-of-the-top-metaverses/ (дата обращения: 10.02.2022).

2. Matthew Ball. The Metaverse: What It Is, Where to Find it, and Who Will Build It. [Электронный ресурс]. URL: https://www.matthewball.vc/all/themetaverse/ (дата обращения: 10.02.2022).

3. Магомедов, М. М. Роль и функции межличностного общения в эффективной работе психолога // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 240.

4. Гуревич, П. С. Психология: учебник/П. С. Гуревич. - Москва: Инфра-М, 2015. С. 209.

5. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер. 2011. 288 с.

6. Binance academy. Top 7 Technologies that Power the Metaverse [Электронный ресурс]. URL.: https://academv.binance.com/en/articles/top-7-technologies-that-power-the-metaverse/ (дата обращения: 10.02.2022).

7. Jannifer Langston. New HoloLens 2 gives Microsoft the edge in the next generation of computing [Электронный ресурс]. URL.: https://HoloLens 2 gives Microsoft the edge in next generation of computing/ (дата обращения: 10.02.2022).

8. NVIDA.com. NVIDIA Announces Platform for Creating AI Avatars [Электронный ресурс]. URL: https://nvidianews.nvidia.com/news/nvidia-announces-platform-for-creating-ai-avatars/ (дата обращения: 10.02.2022).

9. Wannabemusic [Электронный ресурс]. URL: https://wannabesmusic.club/ (дата обращения: 10.02.2022).

© Якобсон Е. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.