УДК 316.776.4
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ НОВОГО ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВА-МЕТАВСЕЛЕННОЙ
Е. А. Якобсон Научный руководитель — Т. В. Тарасенко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: kat.jakobson@yandex.ru
В статье представлены актуальные проблемы в рамках коммуникационного процесса, которые могут быть вызваны переходом на новый уровень интернет-общения -Метавселенную (от названия компании). Рассмотрены современные принципы межличностного общения, а также характеристики и принципы будущего интернет-пространства. Проведен анализ возможного влияния Метавселенной на межличностную коммуникацию.
Ключевые слова: Метавселенная, аватар, дополненная реальность, виртуальная реальность, онлайн-пространство, Интернет, токен, характер межличностного общения, вербальные средства коммуникации, коммуникационный барьер, многоканальность коммуникации
CURRENT PROBLEMS OF THE COMMUNICATION PROCESS WITHIN THE NEW ONLINE SPACE - THE METAVERSE
E. A. Yakobson Scientific supervisor — T. V. Tarasenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kat.jakobson@yandex.ru
The article presents current problems of the communication process that may be caused by the transition to a new level of Internet communication - the Metaverse. The modern principles of interpersonal communication, as well as integral parts of the new Internet space, are considered, their mutual influence and the possibility of co-existence are analyzed.
Keywords: The Metaverse, avatar, AR (augmented reality), VR (virtual reality), online space, Internet, token, nature of interpersonal communication, verbal means of communication, communication barrier, multi-channel communication
Жизнь современного человека сегодня невозможно представить без Интернета и социальных сетей. Еще десять лет назад никто и представить не мог возможности Интернета, которые являются реальностью сегодняшнего дня: онлайн-коммуникации, виртуальные покупки, денежные переводы через приложения мобильных телефонов. Стабильную работу Интернета нам обеспечивает огромнейшее количество космических спутников, сигналы которых успешно объединены в глобальную бесконечную сеть, позволяющую человечеству всегда находиться «на связи».
Развитие digital-сферы не останавливается, и ожидается нечто кардинально другое, новый этап в развитии Интернета - появление Метавселенной. Поэтому ниже представлены рассуждения о том, какие изменения ожидаются вследствие этого, каким будет переход на новый уровень онлайн-коммуникаций.
По данным статьи популярного в мире крипто-портала CoinMarketCapxom, «Метавселенная - это широкое цифровое постоянно действующее ЭБ-онлайн-пространство, где пользователи могут взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени и получать опыт, аналогичный тому, что они испытывают в реальном мире» [1]. Это определение метавселенной подчеркивает тот факт, что это широкое пространство цифровой сферы продолжит сферу «реального мира».
Одной из основных идеи, к которым пытаются прийти создатели метавселенной, является идея неразрывности интернет-пространства: все возможные субъекты сети Интернет будут объединены, а переход между ними совершенно незаметен.
Венчурный инвестор Мэтью Болл в статье «The Metaverse: What It Is, Where to Find it, and Who Will Build It» выделили основные принципы метавселенной [2].
1. Метавселенная бесконечна. Метавселенная - это расширение того, что мы определяем как реальное. Поскольку она не ограничена физическими пространствами мира и количеством пользователей, можно сказать, что она простирается до бесконечности.
2. Метавселенная является синхронной. Она обеспечивает синхронную связь между пользователями со всего мира: она предлагает (потенциально) миллиардам пользователей возможность взаимодействовать в режиме реального времени.
3. Метавселенная- это процветающая экономика. Поскольку это расширение для реального мира, у пользователей есть возможность предлагать и получать те же впечатления, что и в реальном мире. Для обмена ценностями может быть реализован простой механизм токенов (единых единиц стоимости).
4. Метавселенная совместима. Это означает обеспечение совместимости данных и цифровых активов с разных платформ. Например, пользователь хочет купить вещь в Counter-Strike или машину в Needfor Speed и продать ее другу в Facebook.
5. Метавселенная наполнена контентом. Она должна быть наполнена контентом и опытом, который создан пользователями: как отдельными людьми, так и организациями.
Несмотря на то, что новое интернет-пространство уже считается неизбежным и закономерным, возникают вопросы, как появление метавселенной отразится на привычных коммуникациях, которые перейдут из реальной жизни в виртуальную. Какие особенности приобретет межличностное общение в рамках нового пространства? Чтобы дальше рассуждать об этом, следует вспомнить основные особенности межличностной коммуникации [Э]. Основной единицей коммуникации является сообщение (сигнал, посыл), выполняющее какую-либо одну или одновременно несколько функций [4].
Она имеет рациональный характер, это выражается в ее функциях: информационной, прагматической, социальной, экспрессивной, цели коммуникации всегда осознанны, но могут не совпадать с мотивом, который побуждает индивида к активному взаимодействию.
Все эти особенности межличностной коммуникации, как считают исследователи, помогают людям выстраивать эффективную коммуникацию в реальной жизни [5].
Поэтому возникает вопрос, что будет с межличностной коммуникацией в метавселенной?
Для ответа на этот вопрос был проведен анализ статей научных исследований крупных IT-компаний и игровых платформ, рассмотрено экспертное мнение официальных представителей Microsoft и NVIDIA об использовании специальных девайсов дополненной реальности. Реализован эксперимент - создание собственного аватара и посещение виртуальной вечеринки на Cryptovoxels.
По словам сотрудников Binance Academy, использование VR- и AR-гаджетов позволит человеку почти полностью воссоздать реальность, которая окружает его в обычном мире,
естественную для общения среду и будет способствовать развитию межличностной коммуникации [6].
Этого же мнения придерживаются и разработчики Microsoft Teams, создавшие свой виртуальный офис и разработавшие AR-очки для интерактивной работы. В презентации нового гаджета представители компании говорят о том, что эти очки должны облегчить деятельность работников разных сфер, потому что очки дополненной реальности позволяют оперативно найти необходимую для работы информацию. Но в то же время представители Microsoft предупреждают и о возможном расслоении пользователей метавселенной, т. к. не каждый сможет позволить себе столь дорогостоящий гаджет. Технологическое неравенство повлечет за собой разногласия и станет барьером в коммуникации [7].
По словам работников INVIDA, создателей технического обеспечения для крупных видеоигр, создание аватаров поможет людям идентифицировать себя и окружающих людей, что станет благоприятным условием для коммуникаций. Однако в метавселенной человек может предстать в качестве любого существа или одушевленного предмета, что может негативно влиять на восприятие собеседника [8].
Эксперимент показал, что у стандартного набора для создания интернет-версии себя очень ограниченный функционал. У аватаров отсутствует мимика, есть проблема с выражением эмоций (зачастую понять эмоцию можно лишь по интонации пользователя). Более того, если возникнет желание «прокачать» своего персонажа, необходимо в него вложиться, приобретя новую атрибутику.
Для объективности исследования было принято решение посетить Cryptovoxels - Ethereum Virtual World - очередное виртуальное пространство, где любой желающий может создать аналог абсолютно любого реально существующего места, предварительно купив землю за эфиры (местная валюта) и потратив реальные деньги на строительство.
В начале января 2022 г. Wannabes Music Club организовал вечеринку в собственном виртуальном клубе на Cryptovoxels. Огромное количество аватаров-пользователей с разных уголков страны и мира посетили данное онлайн-мероприятие, где гости все вместе танцевали, но общение между ними происходило только посредством эмодзи. Коммуникация между участниками отсутствовала [9].
Анализ различных уже существующих интернет-пространств показал, что большинство из таких платформ являются игровыми и развлекательными, подразумевающие короткое и незначительное межличностное общение. Лишь онлайн-офисы предлагают постоянную коммуникацию с целями, определенными нормами и правилами.
По нашему мнению, межличностное общение в условиях новых интернет-коммуникаций не изменится благодаря техническому воссозданию реального мира, с одной стороны. С другой, перцептивная сторона коммуникации претерпит изменения: восприятие аватар-пользователей и получаемой информации от них, вероятнее всего, будет искажаться из-за отсутствия у них невербальных аспектов коммуникаци, а также за счет самих аватаров, имеющих порой не аттрактивное воплощение.
По результатам исследований были выявлены следующие проблемы коммуникации в рамках метавселенной:
1) Невозможность в полной мере и качественно передавать информацию в связи с разным уровнем технического оснащения участников коммуникационного процесса;
2) Основной барьер, препятствующий общению - помехи и перебои в работе связи;
3) Неполноценность передачи невербальных аспектов общения (мимики, прикосновений и т. п.) в связи с ограниченностью функционала технических девайсов;
4) Как следствие из предыдущего пункта - недопонимание и невозможность «прочувствовать» собеседника;
5) Неадаптированность онлайн-пространств для объединения и организации процесса межличностного общения миллионов пользователей одновременно;
6) Отсутствие целей и функций у передаваемой информации;
7) Отсутствие обратной связи между участниками процесса общения из-за их огромнейшего количества и неподготовленности онлайн-платформ;
8) Отсутствие закрепленных норм и правил, регулирующих коммуникацию в новом пространстве, что влечет за собой анархию и вседозволенность в рамках межличностного общения.
Таким образом, в процессе сопоставления основных принципов метавселенной и особенностей межличностной коммуникации, было установлено, что интеграция межличностного общения в полной мере в новое интернет-пространство невозможна.
Библиографические ссылки
1. CoinMarketCap. What Is the Metaverse - An Overview and a Deep Dive Into the Top Metaverses [Электронный ресурс]. URL: https://coinmarketcap.com/alexandria/article/what-is-the-metaverse-an-overview-and-a-deep-dive-of-the-top-metaverses/ (дата обращения: 10.02.2022).
2. Matthew Ball. The Metaverse: What It Is, Where to Find it, and Who Will Build It. [Электронный ресурс]. URL: https://www.matthewball.vc/all/themetaverse/ (дата обращения: 10.02.2022).
3. Магомедов, М. М. Роль и функции межличностного общения в эффективной работе психолога // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 240.
4. Гуревич, П. С. Психология: учебник/П. С. Гуревич. - Москва: Инфра-М, 2015. С. 209.
5. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер. 2011. 288 с.
6. Binance academy. Top 7 Technologies that Power the Metaverse [Электронный ресурс]. URL.: https://academv.binance.com/en/articles/top-7-technologies-that-power-the-metaverse/ (дата обращения: 10.02.2022).
7. Jannifer Langston. New HoloLens 2 gives Microsoft the edge in the next generation of computing [Электронный ресурс]. URL.: https://HoloLens 2 gives Microsoft the edge in next generation of computing/ (дата обращения: 10.02.2022).
8. NVIDA.com. NVIDIA Announces Platform for Creating AI Avatars [Электронный ресурс]. URL: https://nvidianews.nvidia.com/news/nvidia-announces-platform-for-creating-ai-avatars/ (дата обращения: 10.02.2022).
9. Wannabemusic [Электронный ресурс]. URL: https://wannabesmusic.club/ (дата обращения: 10.02.2022).
© Якобсон Е. А., 2022