Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1550
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ / ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЁТА / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / CORPORATE INCOME TAX / TAX ACCOUNTING / PROBLEMS OF TAX ACCOUNTING / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чувакина Л.А.

Налог на прибыль организации является одним из наиболее значимых в налоговой системе РФ и требует к себе повышенного внимания. Актуальность такой проблемной области, как исчисление и уплата налога на прибыль в РФ обусловлена тем, что он представляет значительную часть доходов в бюджет страны, а размер отчислений организаций по нему обычно один из самых крупных. В статье определены основные проблемы налога на прибыль с точки зрения государства и организаций и предложены направления совершенствования процесса уплаты и исчисления данного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чувакина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF CALCULATING AND PAYING CORPORATE TAX AND POSSIBLE DIRECTIONS FOR THEIR IMPROVEMENT

Corporate income tax is one of the most significant in the tax system of the Russian Federation and requires special attention. The relevance of such a problematic area as the calculation and payment of corporate income tax in the Russian Federation is due to the fact that it represents the basis of income to the budget of the country, and the size of deductions for organizations is usually one of the largest. The article identifies the main problems of corporate income tax from the point of view of the state and organizations and suggests directions for improving the process of payment and calculation of this tax.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Актуальные проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организации и возможные направления их совершенствования

Actual problems of calculating and paying corporate tax and possible directions for their

improvement

Чувакина Л.А.

Студентка 4 курса, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный Федеральный университет, Россия, г. Владивосток. e-mail: lubssik@mail. ru

Chuvakina L.A.

4rd year student, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok. e-mail: lubssik@mail.ru

Аннотация.

Налог на прибыль организации является одним из наиболее значимых в налоговой системе РФ и требует к себе повышенного внимания. Актуальность такой проблемной области, как исчисление и уплата налога на прибыль в РФ обусловлена тем, что он представляет значительную часть доходов в бюджет страны, а размер отчислений организаций по нему обычно один из самых крупных. В статье определены основные проблемы налога на прибыль с точки зрения государства и организаций и предложены направления совершенствования процесса уплаты и исчисления данного налога.

Annotation.

Corporate income tax is one of the most significant in the tax system of the Russian Federation and requires special attention. The relevance of such a problematic area as the calculation and payment of corporate income tax in the Russian Federation is due to the fact that it represents the basis of income to the budget of the country, and the size of deductions for organizations is usually one of the largest. The article identifies the main problems of corporate income tax from the point of view of the state and organizations and suggests directions for improving the process of payment and calculation of this tax.

Ключевые слова: налог на прибыль, налоговый учёт, проблемы налогового учёта, налоговое бремя.

Key words: corporate income tax, tax accounting, problems of tax accounting, tax burden.

Основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. Ведущая роль в финансовом обеспечении государственных функций принадлежит налогам, так как налоговые доходы занимают примерно четверть в

общей структуре доходов федерального бюджета РФ (Рисунок 1).

Рисунок 1. Основные источники доходов Федерального бюджета РФ за 2018-2019 гг.

Налог на прибыль организаций и проблемные вопросы, касающиеся его уплаты и исчисления, занимают особое место в налоговой системе России, так как от эффективности механизма взимания налога на

прибыль зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов.

По данным Минфина России, налог на прибыль организации в структуре доходов бюджета ежегодно растёт и в 2019 году составляет примерно 6% от общих доходов в федеральный бюджет и 25% от всех доходов консолидированного бюджета субъектов РФ [1]. В связи с высокой значимостью собираемости и поступлений налога на прибыль для бюджетов страны, проблемные вопросы, связанные с исчислением и уплатой данного налога, затрагивают не только государство, но и непосредственных налогоплательщиков, так как налоговая политика государства напрямую влияет на финансовое состояние предприятий.

При рассмотрении налогового законодательства, официальной статистики, судебной практики и научной литературы, проблемы исчисления налога на прибыль можно условно разделить на три группы:

1) проблемы, связанные с недоработками законодательства. Данный вопрос неоднократно обсуждался в научных работах Гетьман В.Г. [2], Кручановой Ю.А. [3], Задорожнюк В.Ю. [4] и других авторов. Налоговая система находится в постоянной динамике в связи с изменениями экономической ситуации, что приводит к частым изменениям в законодательстве и вызывает трудности у налогоплательщиков, о чем свидетельствует анализ арбитражной практики по налогу на прибыль организации. В настоящее время, из всех уплачиваемых на территории РФ налогов, налог на прибыль подвергается изменениям чаще всего, что говорит о его ещё несовершенном механизме исчисления [5];

2) проблемы, связанные с несоответствием бухгалтерского и налогового учётов. На сегодняшний день существенные различия между бухгалтерским и налоговым учётом приводят к проблемам при формировании налоговой базы, о чем говорится в статьях Дедовой О.В., Дворецкой Ю.А. [6], Кировой Е.А. [7] и других авторов;

3) проблемы, связанные с реализацией регулирующей функции налога на прибыль. Налог на прибыль организаций является инструментом воздействия государства на инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Статистика по налогу на прибыль не однозначна, в связи с этим возникает вопрос применимости на практике различных льгот и преференций по налогу на прибыль и их эффективности с точки зрения стимулирования производства.

Все обозначенные проблемы так или иначе влияют не только на процесс исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, но и на поступление данного налога в бюджеты РФ.

Проблемы, связанные с недоработками законодательства преследуют налогоплательщиков с самого принятия 25 главы НК РФ в 2002 году и заключаются в изначальном несовершенстве положений данной главы. С целью постепенного сглаживания недоработанных моментов Минфин ежегодно разрабатывает основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на плановый период, чем постепенно прорабатывает проблемные вопросы Налогового кодекса и 25 главы в том числе [8].

На сегодняшний день, для уточнений спорных моментов, касающихся положений 25 главы НК РФ Минфин публикует письма с разъяснениями по наиболее актуальным запросам налогоплательщиков, а Арбитражные суды ведут картотеку дел, в которой собраны все открытые и закрытые дела с решениями судов. На практике данные пояснительных писем и решений судов не редко разнятся.

Так, например в статье доктора экономических наук Гетьман В.Г. рассматривается вопрос учета сумм неосновательного обогащения, выплаченных по решению суда при определении величины налогооблагаемой прибыли [2]. Автор обозначил несовпадение позиций Минфина, обозначенных в письме от 20.02.2008 № 03-0306/2/16, и ФАС Западно-Сибирского округа. Схожую проблему автор обозначил и при учёте затрат на мерчандайзинг. На протяжении нескольких лет Минфин выпускал пояснительные письма, в которых расходы на мерчандайзинг относятся к нормируемым расходам. В то же время ряд судов выносят решения в пользу учёта

расходов на мерчандайзинг в полном объёме. Из данной практики следует, что решение судов в отношении споров, связанных с налоговым законодательством, являются более значимыми, чем пояснительные записки Министерства финансов по данному вопросу. В письме Минфина от 22.04.2015 № 03-03-06/22913 обозначено, что оно не является нормативным правовым актом, а имеет разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

На сегодняшний день мониторинг изменений и уточнений по вопросам налога на прибыль представляет собой трудоёмкий процесс ввиду отсутствия единого официального источника информирования налогоплательщиков. Для этих целей существуют тематические журналы и сборники с платным доступом, что, несомненно, увеличивает расходы организаций.

В целях предотвратить возникновение ошибок при исчислении и уплате налога на прибыль, законы прямого действия не должны противоречить друг другу, формулировки должны быть предельно понятны и не расходиться по смыслу с ранее принятым положениям, а выявленные неточности и недоработки должны вноситься поправками в НК РФ. Для совершенствования процесса мониторинга изменений и уточнений налогоплательщиками, необходим удобный и простой в использовании официальный источник информации, систематизирующий все поправки и изменения в налоговом законодательстве. Данный ресурс позволит налогоплательщикам сократить время на поиск уточнений и разъяснений, а также может предотвратить возникновение ошибок при формировании отчётных документов.

Вторая группа проблем связана с несоответствием налогового и бухгалтерского учёта. По мнению Кручановой Ю.А., причиной существенного различия между бухгалтерским и налоговым учётом является различие целей для двух видов учёта. В налоговом законодательстве РФ существует ряд расходов, которые не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, но учитываются в бухгалтерском учёте. В результате чего возникают постоянные разницы, которые никогда не будут учтены при исчислении налогооблагаемой прибыли. Как следствие, сопоставление бухгалтерского и налогового учётов влечет за собой появление новых дополнительных затрат денежных средств и времени, которые могут явиться довольно значительными для организации. [3].

Задорожнюк В.Ю. в своей работе отмечает, что раздельное ведение бухгалтерского и налогового учёта приводит к значительному росту расходов налогоплательщика на ведение учёта [4]. Автор отмечает, что в связи с тем, что определение прибыли в соответствии с нормативными и законодательными документами разняться, то есть бухгалтерская прибыль может отличаться от налоговой, возникают, так называемые разницы, или отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства. Как следствие, такие разницы могут как завысить, так и занизить налогооблагаемую прибыль в отчётном периоде. При этом может возникнуть ситуация, когда по декларации налог на прибыль больше, чем сама прибыль до налогообложения, что безусловно отрицательно влияет на экономическую и инвестиционную активность предприятия.

Для частичного решения проблемы на предприятиях можно внести изменения в учётной политике. В ПБУ и главе 25 НК РФ есть некоторые правила определения элементов учетной политики, которые можно сопоставить, тем самым избежав ведения двойного учёта. То есть, можно выбрать аналогичные способы отражения данных, закрепив их в учетной политике.

К таким элементам учётной политики можно отнести, например, амортизацию. В налоговом учёте есть два способа амортизации - линейный и нелинейный. В бухгалтерском учёте обозначены четыре способа: линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции. В целях сближения бухгалтерского и

налогового учётов целесообразно выбрать линейный способ, чтобы избежать постоянных подсчётов временных разниц. Так же можно отметить выбор способа учёта доходов и расходов. Применимым и для налогового, и для бухгалтерского учёта будет метод начислений, но не всегда данный метод будет наиболее подходящим и выгодным.

Проблема сближения налогового и бухгалтерского учёта должна решаться, в первую очередь, законодательно. Налоговый учет должен быть прост, ясен и построен на Федеральных законах прямого действия, а не уточняющих подзаконных актах. Разговоры о сближении налогового и бухгалтерского учета ведутся с момента вступления в силу 25 главы НК РФ, однако реальные поправки принимаются точечно и так и не устранили принципиальных различий между учётами. В связи с этим требуется доработка и совершенствование нормативов реализации налогового учёта с акцентом на максимальное сближение его со стандартами бухгалтерского учёта.

Проблемы, связанные с реализацией регулирующей функции налога на прибыль непосредственно влияют на экономическую и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов и, как следствие, собираемость налога на прибыль.

В реалиях российской экономики налог на прибыль активно выполняет фискальную функцию. По данным сайта Федеральной налоговой службы РФ ежегодно поступления налога на прибыль в бюджеты стабильно растут (Таблица 1) [9].

Таблица 1. Поступления налога на прибыль в структуре федерального и консолидированного бюджета

субъектов Российской Федерации

Поступления налога на прибыль в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации, млн. р.

год Поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации в том числе:

В федеральный бюджет В консолидированный бюджет субъекта РФ

2014 2 372 842,85 411 316,42 1 961 526,43

2015 2 598 848,21 491 379,88 2 107 468,33

2016 2 770 152,70 491 023,23 2 279 129,47

2017 3 289 992,50 762 404,10 2 527 588,30

2018 4 099 996,30 995 539,70 3 104 456,60

2019 4 543 100,00 1 185 000,00 3 358 100,00

Полученные данные нельзя трактовать однозначно. Положительная динамика может говорить о том, что у организаций-налогоплательщиков растет прибыль, которая является объектом обложения, что является следствием роста экономики в стране, например. Так же такая динамика может быть показателем роста числа новых предприятий-налогоплательщиков, в следствии роста деловой активности и развития предпринимательского климата в стране. Такой рост может быть обеспечен усилением мер по налоговому контролю, что повысило собираемость налога.

В то же время существует достаточно высокая доля непоступлений по налогу на прибыль по отношению к общей сумме исчисленного налога на прибыль за 2014-2018 годы (Таблица 2).

Таблица 2. Сумма налога на прибыль, не поступившая в бюджет РФ за 2014-2018 гг.

Год Сумма исчисленного налога, млн. р. Сумма налога, не поступившая в бюджет, млн. р. Сумма налога, не поступившая в бюджет, %

2014 1 906 539,94 179 458,57 9%

2015 2 176 463,00 279 389,49 13%

2016 2 592 269,34 892 995,85 34%

2017 2 902 231,40 225 462,10 8%

2018 3 468 974,20 316 756,00 9%

К причинам непоступлений налога в бюджет можно отнести величину налогового бремени, несовершенство законодательной базы, общую нестабильность экономической ситуации в стране и нежелание организаций платить законно установленные налоги.

При этом, по данным Федеральной налоговой службы РФ, налоговая нагрузка по налогу на прибыль за последние 5 лет постепенно снижалась, но в целом, оставалась на достаточно высоком уровне (Таблица 3).

Таблица 3. Налоговая нагрузка по налогу на прибыль (В % К ВВП)

год в консолидированный бюджет Российской Федерации в федеральный бюджет в консолидированный бюджет субъекта РФ

2014 4,39 0,76 3,63

2015 4,4 0,8 3,6

2016 4,26 0,76 3,51

2017 3,8 0,9 2,9

2018 3,9 1 3

Тенденция к уменьшению доли налога на прибыль в ВВП может отражать стремление государства к стимулированию предпринимательской активности.

Если посмотреть на демографию организаций за последние годы, то можно отметить, что рост поступления налога на прибыль не связан с вышеперечисленными ситуациями (Рисунок 2).

Показатели демографии организаций в целом по Российской Федерации за 2015-2019 гг.

172

102,7

67,4

149,2

96,2

154,8

135,3

91,2

78,8

76,4

2015 2016 2017 2018 2019

--Рождаемость--Ликвидация

Рисунок 2. Показатели демографии организаций в целом по Российской Федерации за 2015-2019 гг.

В России на протяжении пяти лет сохраняется тенденция к уменьшению числа рождаемости предприятий и сравнительно высокой доле официальной ликвидации компаний. Исходя из показателей демографии организаций в РФ, наибольшее число ликвидаций предприятий приходится на 2019 год. Меньше всего организаций было зарегистрировано так же в 2019 году. Такая динамика может свидетельствовать о том, что все меньше уже действующих компаний справляются с условиями, диктуемыми рынком и государством.

При положительной динамике поступления налога на прибыль в бюджеты и незначительном снижении налоговой нагрузки по налогу на прибыль мы наблюдаем высокую долю непоступлений по налогу на прибыль в бюджете, крайне низкую рождаемость новых предприятий и большое число ликвидируемых предприятий. При этом число камеральных налоговых проверок с 2015 года увеличилось в 2 раза, то есть, усиливаются меры налогового контроля. В таких условиях налогоплательщикам необходима государственная поддержка и стимул к развитию.

Важно отметить, что к основным методам регулирования инвестиционной и предпринимательской активности с помощью налога на прибыль относятся налоговые льготы. Анализ положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет выделять четыре разновидности налоговых льгот [10]:

- льготы в виде установления пониженных или дифференцированных ставок по налогу на прибыль;

- льготы в виде освобождения от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль;

- льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль как элемента инвестиционного налогового

кредита;

- дополнительные льготы по налогу на прибыль, вводимые по решению органов представительной власти субъектов Российской Федерации в части налога, зачисляемого в региональные бюджеты.

К льготным условиям и преференциям также можно отнести применение амортизационных премий, специальных коэффициентов амортизации, инвестиционного вычета.

Налоговые льготы являются эффективным рычагом для регулирования предпринимательской, инвестиционной и социальной сфер деятельности. Однако под них не всегда попадают те организации, которые действительно нуждаются в уменьшении налогового бремени, в этом заключается основная проблема предоставления льгот.

Для оценки бюджетной и социально-экономической эффективности регулирующей функции посредством предоставления льгот был проведён анализ предоставления льгот и преференций по налогу на прибыль за 2015-2019 гг. (Таблица 4).

Таблица 4. Анализ предоставления налоговых льгот и преференций за 2015-2019 гг, тыс. р.

Наименование показателя 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

Сумма налога на прибыль к уменьшению -всего 208 207 235 122 630 933 152 877 910 164 020 505 215 475 021

в том числе в федеральный бюджет 20 811 017 12 312 442 14 561 443 24 468 722 31 303 988

Сумма недопоступления налога в связи с уменьшением налоговой базы на сумму убытка или части убытка 190 372 079 553 861 004 829 216 746 165 778 981 198 673 616

Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с установлением законами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ (кроме резидентов особых экономических зон и участников региональных инвестиционных проектов) 88 501 362 40 699 964 61 895 367 57 087 549 115 266 553

Количество налогоплательщиков, применивших пониженные налоговые ставки (ед.) 11 860 9 616 10 457 8 010 1 467

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 1 и 1.2 ст. 284 НК РФ (в части резидентов особых экономических зон): в федеральный бюджет 95 126 186 652 744 281 1 098312 878 757

в бюджеты субъектов Российской Федерации 420 925 593 569 1 128 314 1 398 496 2036356

Количество налогоплательщиков, применивших пониженные налоговые ставки (ед.) 54 70 90 135 161

Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ (в части участников проекта «Сколково») 0 0 11 138 98 801 46 218

Количество налогоплательщиков, применивших налоговую ставку 0 процентов (ед.) 0 0 1 2 3

Всего сумма недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций, тыс. р 279 389 493 595 341 189 892 995 846 225 462 139 316 901 499

Исходя из полученных данных, можно заметить, что с 2015 по 2017 год сумма недопоступления налога на прибыль быстро росла, а в 2018 году снизилась почти в 4 раза по сравнению с 2017 годом. В сточки зрения бюджетной эффективности, государству выгодна минимальная сумма недопоступлений налога на прибыль. Согласно анализу, за 2019 год сумма недопоступлений превысила 316 миллиардов рублей, однако количество налогоплательщиков, использующих льготы и преференции по налогу на прибыль, за последние 5 лет уменьшилось в 8 раз. Такая динамика свидетельствует о низкой социально-экономической эффективности предоставления льгот и преференций по налогу на прибыль и может говорить о сложности получения поддержки, недостаточно широкой направленности предлагаемых мер или же непривлекательности существующих стимулов для налогоплательщиков.

Если на организацию не распространяются существующие преференции по налогу на прибыль или же их использование недостаточно облегчает налоговое бремя, то налогоплательщик в праве снижать налоговую базу в рамках, установленных законом. Но даже законные способы снижения налоговой базы могут вызвать множество вопросов со стороны налоговых органов. Во избежание спорных ситуаций, необходимо чётко знать все правовые аспекты способов оптимизации налога на прибыль.

Решить проблемные вопросы, связанные с реализацией регулирующей функции налога на прибыль, государство может путём создания результативной системы налоговых льгот. Для её создания необходимо ввести различные методы мониторинга эффективности предоставления льгот. В настоящее время, в России, данные методы ограничены контролем за налоговыми поступлениями в различные уровни бюджетов страны. Процесс подачи заявки и её рассмотрение не должен сопровождаться многочисленными бюрократическими операциями.

Подводя итоги, можно резюмировать следующее:

1) Проблемы, связанные с недоработками законодательства приводят к многочисленным ошибкам в формировании налоговой базы и отчётных документов. В таком случае налогоплательщику остаётся внимательно следить за официальными источниками, подписываться на тематические журналы, публикующие изменения и обзоры на них и читать тематические форумы. Государство может решить данный вопрос внося изменения в законы прямого действия таким образом, чтобы они не противоречили друг другу и были предельно понятны. При этом информация об изменениях должна публиковаться на специальном ресурсе, который систематизирует все поправки и изменения в налоговом законодательстве и позволит налогоплательщикам сократить время на поиск уточнений и разъяснений.

2) Проблемы, связанные с несоответствием бухгалтерского и налогового учётов, решаются законодательно, с помощью доработки и совершенствования нормативов реализации налогового учёта с акцентом на максимальное сближение его со стандартами бухгалтерского учёта. На предприятиях данную проблему можно сгладить, внеся изменения в учётной политике таким образом, чтобы некоторые правила были сопоставимы в обоих учётах.

3) Проблемы, связанные с реализацией регулирующей функции налога на прибыль, в первую очередь должны рассматриваться и решаться государством. Необходимо упростить процедуру предоставления налоговых льгот, при этом усилить контроль за их применимостью и эффективностью. Организации, в данной ситуации, могут использовать законные методы уменьшения налоговой базы.

Системный подход по совершенствованию налогообложения прибыли предприятий включает в себя совершенствование законодательной базы, сближение налогового и бухгалтерского учёта, более эффективную реализацию регулирующей функции налога на прибыль организаций.

Список используемой литературы:

1. Минфин России Официальный сайт [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www. minfin. ru/ru/

2. Гетьман В.Г. Учет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и его совершенствование // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2016. - №1 (177). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7uchet-nalogooblagaemoy-bazy-po-nalogu-na-pribyl-i-ego-sovershenstvovanie

3. Кручанова Ю.А. Актуальные проблемы налогового учета при исчислении налога на прибыль организаций и возможные направления его совершенствования // Учет и статистика. - 2018. - №2 (50). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-nalogovogo-ucheta-pri-ischislenii-naloga-na-pribyl-organizatsiy-i-vozmozhnye-napravleniya-ego-sovershenstvovaniya.

4. Задорожнюк В.Ю. Современная практика исчисления налога на прибыль предприятий // Наука, техника и образование. - 2017. - №4 (34). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennaya-praktika-ischisleniya-naloga-na-pribyl-predpriyatiy.

5. Кузнецова М.Е., Семёнова Е.Н. Анализ арбитражной практики по налогу на прибыль организаций // Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. - 2017. - С. 101-104.

6. Дедова О. В., Дворецкая Ю. А. Совершенствование налогового учета на предприятии // Вестник БГУ. - 2019. - №3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-nalogovogo-ucheta-na-predpriyatii

7. Кирова Е. А., Захарова А. В., Самоделко Л. С. Проблемы сближения налогового и бухгалтерского учета // Вестник ГУУ. - 2015. - №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sblizheniya-nalogovogo-i-buhgalterskogo-ucheta

8. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. - Режим доступа:

https://www.minfin.ru/commonupload/librarv/2019/10/main/QNBNiTTP 2020-2022.pdf

9. Федеральная налоговая служба Официальный сайт [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn25/.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : часть вторая : от 26.07.2000 № 117-ФЗ : принят Гос. Думой 19.07.2000 : (ред. от 01.01.2020). - Режим доступа: компьютерные сети ДВФУ. -БД КонсультантПлюс.

11. Алиева Э.Б., Салаутдинова Б. А., Агабалаева Р. Ш. Проблемы применения налога на прибыль организаций // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-naloga-na-pribyl-organizatsiy

12. Петров О. В. Способы снижения налоговой базы по налогу на прибыль // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №11-2. URL: https://cvberleninka.ru/artide/n/sposobv-snizheniva-nalogovov-bazv-po-nalogu-na-pribvl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.