Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-2.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/71EVN217.pdf
Статья опубликована 27.04.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Казанцева С.Ю., Бунтова А.С., Хохлова Д.В., Григорьева Д.П. Механизм исчисления налога на прибыль организаций и предоставления налоговых льгот. Анализ поступлений налога в бюджет и использования налоговых льгот в России за 2015 - 2016 года // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/71EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 657.1
Казанцева Светлана Юрьевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону1
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=807183
Бунтова Анастасия Сергеевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону
Бакалавр по направлению «Экономика» E-mail: [email protected]
Хохлова Дарья Вадимовна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону
Бакалавр по направлению «Экономика» E-mail: [email protected]
Григорьева Дарья Павловна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону
Бакалавр по направлению «Экономика» E-mail: [email protected]
Механизм исчисления налога на прибыль организаций и предоставления налоговых льгот. Анализ поступлений налога в бюджет и использования налоговых льгот в России за 2015 - 2016 года
Аннотация. Статья посвящена одному из основных налогов в росскийской налоговой системе - налогу на прибыль организации. Налоги являются экономическим рычагом, воздействующим на развитие бизнеса в стране. Авторами отмчено, что налог на прибыль составляет значимую часть бюджета не только государства, но и самой организации, являющейся налогоплательщиком. Поэтому очень важно использовать налоговые льготы, предоставляемые государством, для снижения своего налогового бремени. В данной статье представлены результаты рассмотрения механизма исчсиления налога на прибыль, применения налоговых люгот. Особое внимание уделено анализу послуплений налога на прибыль в бюджет
1 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
страны за последние 2 года, рассмотрена структура этих поступлений. Авторами проведен анализ применния налоговых льгот, на основе которого сделаны выводы.
Ключевые слова: налог на прибыль; налоговые льготы; структура налоговых поступлений; анализ поступлений налога; функционирование системы налогообложения; регулирование предпринимательской деятельности
Налоги играют ведущую роль в поддержании и обеспечении функционирования государства с момента его возникновения, так как они являются источником формирования государственного бюджета. В настоящее время налоги выступают составной частью экономических отношений в обществе. Помимо того, что налоги являются финансовым элементом государства, они выступают экономическим рычагом для воздействия на развитие бизнеса страны. Поэтому анализ налоговых поступлений, в том числе налога на прибыль, в бюджет страны и применения льгот необходимы для изучения экономической ситуации в стране.
В связи с этим нами проведено исследование, на основе данных, предоставленных сайтом ФНС (Федеральная налоговая служба) о поступлениях налога на прибыль и совокупного использования налоговых льгот организациями за 2015 - 2016 года. В статье проведен сравнительный анализ показателей, сделаны выводы об эффективности налогообложения налогом на прибыль организаций и применения налоговых льгот по нему.
Налог на прибыль является одним из весомых налогов в общей доли поступлений в бюджет Российской Федерации. У современных экономистов возникает множество вопросов и споров, так как налог на прибыль составляет значимую часть бюджета не только государства, но и самой организации, являющейся налогоплательщиком. Для снижения своего налогового бремени организации необходимо использовать налоговые льготы, предоставляемые государством.
На протяжении последних лет замечено нестабильное поступление налогов, как в федеральный, так и в региональные бюджеты. Это связано с ухудшением экономической ситуации в стране. Возможно, многие увидят решение проблемы в повышении налоговых ставок для более эффективного пополнения казны государства. Однако, на примере стран, имеющих развитую экономику, мы видим, что увеличение доходной части бюджета достигается путем снижения налоговых ставок, а именно применения льгот по налогу на прибыль.
Льготой по налогу на прибыль является право, которое предоставляется некоторым предприятиям, на полное или частичное освобождение от уплаты налога на прибыль в течении определенного периода времени. Существуют случаи, когда сумма преференции достигает 100% от рассчитанного налога.
При введении льгот по налогу на прибыль, регулятор, которым является государство, стимулирует развитие среднего и малого бизнеса, предоставляя возможность расширения объёмов деятельности организации. Таким образом происходит поддержание медицинской и образовательной сферы. [4]
Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, предусмотренным гл. 25 НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации), вступившей в силу с 1 января 2002 года.
Величина налога напрямую зависит от конечного финансового результата деятельности организации. Из этого следует, что для целей исчисления налога на прибыль, объектом налогообложения является прибыль, возникающая в случае, когда доходы превысили расходы.
Пунктом 1 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговой базой признаётся денежное выражение прибыли, которая в дальнейшем подлежит налогообложению.
Плательщиками налога на прибыль являются все российские организации, за исключением тех, которые находятся на ЕНВД (единый налог на вмененный доход), УСН (упрощенная система налогообложения) и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Помимо тех организаций, которые находятся на специальных режимах налогообложения, налог на прибыль не уплачивают предприятия, занимающиеся игорным бизнесом.
Следует отметить, что исчисление налога на прибыль организации послужило введению в практику такого понятия, как «налоговый учет». Налоговый учет представляет собой особое дополнение к бухгалтерскому учёту, так как расчет налога на прибыль требует специфического исчисления.
Для исчисления налоговой базы необходимо классифицировать доходы на внереализационные и доходы от реализации. Однако, следует помнить о том, что в статье 251 НК РФ содержится перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. Для наглядности, порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль представлен на рисунке 1.
Налоговая база
Прибыль (убыток) от реализации
Сумма доходов от реализации
+
Прибыль (убыток) от внереализационных операций
Сумма внереализационных доходов
Сумма произведенных
расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации
Сумма внереализационных расходов
Убытки, подлежащие переносу
Рисунок 1. Порядок расчета налоговый базы по налогу на прибыль (составлено авторами)
Для расчета налога на прибыль, налогоплательщик должен знать, какие доходы и расходы он обязан признать в этом периоде, а какие нет. Для этого налогоплательщику предоставляется право выбрать один из двух методов учета доходов и расходов, предусмотренных статьями 271-273 НК РФ. В соответствии с первым методом - методом начисления, налогоплательщик обязан признавать доходы и расходы в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они имели место. Кассовый же метод ведения учета признает доходы и расходы по дате фактического поступления денежных средств.
Базовая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, кроме иных случаев, предусмотренных НК РФ. Ставка 20% разделяется по уровням бюджета: 3% идет в федеральный бюджет, а 17% зачисляется в бюджет субъектов. Такое распределение установлено на период с 2017 до 2020 года. До 2017 года ставка налога в размере 20% распределялась следующим образом: 2% - поступало в федеральный бюджет, а 18% - в региональный. Однако, для отдельных налогоплательщиков субъекты федерации устанавливают пониженные ставки, но не ниже 13,5%.
Как упоминалось ранее, налог на прибыль является одним из значимых налогов для казны государства. В связи с этим авторы определили долю поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет страны за период 2015-2016 года (таблица 1)2.
Таблица 1
Структура поступлений в федеральный бюджет РФ (составлено авторами)
2015 год 2016 год
млрд. руб. в % к объему пост. в фед. бюджет млрд. руб. в % к объему пост. в фед. бюджет
Всего поступило в федеральный бюджет 6863,6 100 6306 100
Из них:
Налог на прибыль 474,6 6,91 519,8 8,24
НДС 2448,3 35,67 2366,1 37,52
Акцизы 527,9 7,69 572,9 9,08
НДПИ 3160,0 46,04 2602,7 41,27
Остальные налоги и сборы 252,8 3,68 244,5 3,88
Данные представленные в таблице можно рассмотреть в виде диаграммы (рисунок 2).
Доля налогов в федеральном бюджете РФ в 2015 году Доля налогов в федеральном бюджете РФ в 2016 году
4% 7% ■ Налог на прибыль ■НДС ■ Акцизы 4% 8% ■ Налог на прибыль ■НДС ■ Акцизы
46% 35% ■ НДПИ 41% 38% ■ НДПИ
8% ■ Остальные налоги и сборы 9% ■ Остальные налоги и сборы
Рисунок 2. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ (составлено авторами)
Проведенный анализ показывает то, что налог на прибыль составляет в среднем 7% от общей суммы налоговых поступлений. Однако за последний год наблюдается рост этой доли на 1%, это говорит о росте налогооблагаемой прибыли. Увеличение бюджета страны позволит
2 Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]: https://www.nalog.ru.
государству поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, а также финансировать социальные программы и систему здравоохранения.
Проведем статистический анализ поступлений налога на прибыль в бюджеты федерации и в консолидированный бюджет страны (таблица 2)3.
Таблица 2
Анализ поступлений налога на прибыль в различные уровни бюджета РФ
(составлено авторами)
———___ 2015 (базисный) 2016 (отчетный) Изменение
В тыс. руб. В %
Консолидированный бюджет РФ 2 372 842 854 2 598 848 206 226005352 9,52
Федеральный бюджет РФ (2%) 47456857,08 51976964,12 4520107 9,52
Бюджеты субъектов федерации (18%) 427111713,7 467792677,1 40680963 9,52
Налог на прибыль организаций наибольшее влияние оказывает на бюджеты субъектов федерации, так как на данный уровень бюджета уходит 18% от общей суммы налога, рассчитанной по ставке 20%. Но учитывая, что с 2017 года этот показатель снизился до 17%, то можно ожидать увеличение поступлений в федеральный бюджет. Как видно из анализа, проведенного в таблице 1, налоговая нагрузка по налогу на прибыль выросла. Следовательно, государство может в большем объеме осуществлять целевое финансирование различных сфер жизни общества. Однако учитывая сложную экономическую ситуацию в стране государству необходимо разработать стратегию для защиты малых, средних, а также социально значимых предприятий. Для этого государство создает различные льготы для предприятий, которые нуждаются в поддержке.
Налоговые льготы являются эффективным рычагом для регулирования предпринимательской, инвестиционной и социальной сфер деятельности. Однако под них не всегда попадают те организации, которые действительно нуждаются в уменьшении налогового бремени, в этом заключается основная проблема предоставления льгот.
При оценке и тщательном изучении законодательства РФ, экономисты пришли к выводу о том, что налоговые льготы и преференции отвечают всем заявленным требованиям лишь отчасти. С каждым годом все сильнее возрастает необходимость в переработке методики и создании системы единых критериев предоставления налоговых льгот.
В настоящее время разработано множество методов, позволяющих достигать разумных объемов налоговых платежей. Однако практика показывает, что минимизация налоговых выплат не всегда является оптимальным. Государство пристально следит за налогообложением прибыли организаций. Особое внимание уделяется ведению инвестиционной деятельности для создания эффективной системы налогообложения инновационных предприятий.
Для создания результативной системы налоговых льгот необходимо ввести различные методы их мониторинга. В настоящее время, в России, данные методы ограничены контролем за налоговыми поступлениями в различные уровни бюджетов страны.
Налоговые льготы считаются скорее исключением, нежели правилом. в главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» установлено более 120 пунктов, позволяющие снизить налоговую ставку. Практически каждый субъект РФ имеет свои нормативные акты, принятые
3 Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]: https://www.nalog.ru.
на региональном уровне, которые устанавливают собственные преференции, не противоречащие общей законодательной базе.
НК РФ устанавливает группы предприятий и виды деятельности, по которым разрешено применение налоговых льгот, вплоть до ставки равной 0% (рисунок 3). [8]
Рисунок 3. Разновидности налоговых льгот (составлено авторами)
Налоговые льготы направлены на повышение эффективности ведения бизнеса и поддержание слабых частей экономики, однако, НК РФ не предусматривает механизмы, оценивающие результат предоставления преференций. [4]
По данным, которые опубликованы на официальном сайте ФНС об объемах использования налоговых льгот по налогу на прибыль за период 2015-2016 годов, авторами проведен анализ и результат представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ предоставления налоговых льгот за 2015-2016 года (составлено авторами)
Наименование показателя Код строки 2015 год 2016 год Изменение
В тыс. руб. В %
Сумма налога на прибыль к уменьшению - всего 1140 208 207 235 122 630 933 -85 576 302 -41,1015
в том числе в федеральный бюджет 1150 20 811 017 12 312 442 -8 498 575 -40,8369
Сумма недопоступления налога в связи с уменьшением налоговой базы на сумму убытка или части убытка 1157 190 372 079 553 861 004 363 488 925 190,936
Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с установлением законами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ (кроме резидентов особых экономических зон и участников региональных инвестиционных проектов) 1160 88 501 362 40 699 964 -47 801 398 -54,012
Количество налогоплательщиков, применивших пониженные налоговые ставки (к стр. 1160 отчета) (ед.) 1161 11 860 9 616 -2 244 -18,9207
Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 1 и 1.2 ст. 284 НК РФ (в части резидентов особых экономических зон): в федеральный бюджет 1170 95 126 186 652 91 526 96,21555
в бюджеты субъектов Российской Федерации 1171 420 925 593 569 172 644 41,01538
Количество налогоплательщиков, применивших пониженные налоговые ставки (к стр. 1170, 1171 отчета) (ед.) 1172 54 70 16 29,62963
Наименование показателя Код строки 2015 год 2016 год Изменение
В тыс. руб. В %
Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ (в части участников проекта «Сколково») 1175 0 0 0 -
Количество налогоплательщиков, применивших налоговую ставку 0 процентов (к стр. 1175 отчета) (ед.) 1176 0 0 0 -
Всего сумма недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций (строка 1157 + строка 1160 + строка 1170 + строка 1171 + строка 1175) 1180 279 389 493 595 341 189 315 951 696 113,0865
Проведенный анализ говорит о том, что за 2016 год сумма недопоступлений превысила 315 миллионов рублей, однако количество налогоплательщиков, использующих льготы по налогу на прибыль уменьшилось. Это указывает на то, что налогоплательщиков, реально уменьшающих свою налоговую нагрузку, стало порядком меньше, однако эти же налогоплательщики стали более эффективно использовать преференции.
Таким образом, анализ поступлений налога на прибыль, практика применения и оценка эффективности налоговых льгот, предоставляемых организациям, является основным звеном эффективной системы налогового регулирования в РФ. Однако подходы, используемые государством, в разработке и применении механизмов для лучшего функционирования системы налогообложения налогом на прибыль организаций и налоговых льгот до сих пор не дали весомых результатов. Поэтому требуется системное проведение контрольно -аналитических мероприятий для совершенствования и оценки эффективности налогового законодательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусева, Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование / Т.А. Гусева. - М.: ВолтерсКлувер, 2016. - 432 с.
2. Захаров Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации / Захаров, М.Л. и. - М.: Проспект, 2015. - 720 с.
3. Караханян, С.Г. налоговые споры: проблемы, анализ, решение: моногр. / С.Г. Караханян, И.С Баталова. - М.: Бератор-Паблишинг, 2015. - 144 с.
4. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. - М., 2012. - 123 с.
5. В.В. Лесняк, Е.В. Щекотихина. Информационное обеспечение управления налоговыми обязательствами. - Р-н-Д.: Издательство РГСУ, 2010. - 5,42 п.л.
6. Лесняк, И.В. Ситуационный анализ и контроль в коммерческих организациях: Монография / И.В. Лесняк. - Ростов-н/Д: РГСУ, 2009. - 190 с.
7. Романова, М.В. Банковская деятельность: налоговый аспект / М.В. Романова. -М.: БДЦ-пресс, 2016. - 312 с.
8. Тихонов, Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 256 с.
9. Харитонов, С.А. Информационные технологии налогового учета / С.А. Харитонов. - М.: 1С Паблишинг, 2015. - 182 с.
10. Крохичева Г.Е., Галиев А.Р. Структурно-логическая схема учетно-аналитического обеспечения налогового менеджмента коммерческой организации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» [Электронный ресурс] -М.: Науковедение, 2017. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbomik12/12-103.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Kazantseva Svetlana Yur'evna
Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Buntova Anastasiya Sergeevna
Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Khokhlova Daria Vadimovna
Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Grigorieva Daria Pavlovna
Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
The mechanism of calculating the corporate income tax and granting tax exemptions. Analysis of tax revenues to the budget and use of tax incentives in Russia for the years 2015 - 2016
Abstract. The article presents the results of consideration the mechanism of calculating the corporate income tax, the application of tax exemptions. The share of income tax revenues for the last 2 years has been determined, the structure of these revenues has been examined, and the analysis of the application of tax incentives has been carried out. The conclusions were drawn.
Keywords: income tax; tax benefits; tax revenue structure; tax revenue analysis; tax system functioning; business regulation