Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕС'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ / ДЕМОГРАФИЯ / ПРАВА РЕБЕНКА / ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Собонь Я., Литвинова С.Н.

В статье на основе анализа сложившихся демографических процессов, а также происходящих изменений в семейной структуре Польши, раскрыт ряд проблем и определены основные направления совершенствования и реализации социальной семейной политики в условиях экономической и политической интеграции страны в социально-экономическую систему Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS AND ISSUES OF SOCIAL FAMILY POLICY IN THE EU

On the basis of analysis of existing demographic processes, as well as ongoing changes in the family structure of Poland, revealed a number of issues and identify key issues for improving the implementation of social and family policy in the context of economic and political integration of the country's socio-economic system of the European Union.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕС»

1. TOMES I.: From waste to targeting in social security: a Central and Eastern Europe reflection, Social Security Tomorrow: Permanence and Change. "Studies and Research" No 36, ISSA, Geneva 1995.

2. FERRERA M„ HEMER1JCK A., RHODES M.: The Future of Social Europe. Recasting Work and Welfare in the New Economy. Report for the Portuguese Presidency of the European Union, European University Institute, Florence 2002.

3. ESPING-ANDERSEN G., GALLIE D„ HEMERIJCK A., MYLES J.: A New Welfare Architecture for Europe?, Report submitted to the Belgian Presidency of the EU. 2001.

4. Por. m.in.:ZILOVA A.: Community Social Work Theory. Fribourg: Association Internationale S.E.C.T., 2010._

Applied Economic Researches, SA LLC, 2014

Current problems and issues of social family policy in the EU

Sobon J., Ph.D.. professor3, Litvinova S„ Ph.D.b.

" Maritime University of Szczecin (Poland) 0 Director of the Institute of Business Administration Moscow City Pedagogical Unh'ersity (Moscow)

Abstract

On the basis of analysis of existing demographic processes, as well as ongoing changes in the family structure of Poland, revealed a number of issues and identify key issues for improving the implementation of social and family policy in the context of economic and political integration of the country's socio-economic system of the European Union.

Keywords: family policy; social benefits; demography; rights of the child; tools and techniques of family policy; demographic projection.

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2014

Актуальные проблемы и вопросы социальной семейной политики

в ЕС

Собонь Я., д.э.н., профессор*; Литвинова С.Н., к.п.н.'1.

"Морская академия в Щецине (Польша) ьДиректор Института делового администрирования Московского городского педагогического университета (Москва)

Аннотация

В статье на основе анализа сложившихся демографических процессов, а также происходящих изменений в семейной структуре Польши, раскрыт ряд проблем и определены основные направления совершенствования и реализации социальной семейной политики в условиях экономической и политической интеграции страны в социально-экономическую систему Евросоюза.

Ключевые слова: семейная политика; социальные льготы; демография; права ребенка; инструменты и методы семейной политики; демографический прогноз.

Демографические процессы, такие как создание, распад семей и домохозяйств, рождаемость, смертность, миграции, происходящие в Польше на рубеже веков, характеризуются динамическими изменениями. Происходят изменения структуры формирования семьи, репродуктивных установок и поведения. [1] Наблюдается

систематическое удлинение человеческой жизни. Это связано с уменьшением риска смерти младенцев, детей и взрослых, но Польша по-прежнему делит расстояние от ведущих европейских стран в этом отношении. Одновременно недостаточный прогресс в снижении заболеваемости и смертности от ряда заболеваний известных цивилизации.[2]

Цели и задачи демографической политики. Демографическая политика является преднамеренным, долгосрочным воздействием государственных и общественных организаций, включенных в процесс демографической статистики и миграции населения с целью образования желаемого состояния и структуры населения, путем создания социальных, экономических и политических условий, благоприятных для демографических процессов.

Современная демографическая политика влияет на развитие демографических процессов, прямо или косвенно, за счет использования соответствующих инструментов социальной (расположенных в конкретных областях политики: семья, жилье, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и занятость) и экономической политики являющемся подходящими на желаемый курс этих процессов.

Принятие этого определения значит, что:

главной целью демографической политики является влияние на процессы связанные с созданием и функционированием семей, репродуктивностью, улучшением здоровья и сокращением смертности и миграционных процессов, так что бы процесс способствовал разработке оптимального уровня и структуры населения, обеспечивая равномерное социальное и экономическое развитие;

для достижения этих целей, должны быть использованы все способы и методы, использующиеся в социальной и экономической политике страны. Такое широкое понятие демографической политики результат анализа взаимосвязи между социально-экономическим развитием и демографическими процессами;

главным учреждением реализации целей демографической политики должна быть страна, ответственная за создание системы права и социально-экономическнмн условиями, влияющими на демографические процессы. Государство делит свои задачи и полномочия между государственными органами (центральные) и самоуправлением (региональным и местным), ответственным за конкретные сферы и этапы деятельности;

учреждения которые реализируют цели демографической политики должны быть также: неправительственные организации и церкви разных признаний, профсоюзы организации работодателей. Включение так многих учреждений в осуществление демографической политики позволяет большую гибкость действий

приспособление методов к цели. Однако, это требует точного описания сфер и механизмов их взаимодействия с общественными организациями.

Достижение общих целей, в результате предлагаемого определения, должно способствовать реализации конкретных целей, которые могут включать:

изменения в отношениях и поведении, индивидуальном и социально* супружестве и семье;

изменения в отношениях и репродуктивном поведении для реализации планов рождаемости (сознательное увеличение уровня рождаемости);

улучшения уровня жизни всех поколений, мотивация молодого поколения к развитию (улучшения здоровья и уровня образования);

обеспечения всем поколениям активного участия в демографическом с социальном развитии страны.

Для того, чтобы достичь своих целей должны быть определены направлена деятельности, в том числе, в рамках конкретных стратегий и инструментов, которые онм использовали, в следующих областях:

работа (действия, чтобы получить работу и приличный доход, сокращение безработицы, развитие предпринимательства, самозанятость);

социальная безопасность (выплаты семьям, социальное страхования, социальная помощь и т.д.);

жилье (кредитная поддержки семей, налоговая политика и налоговые инструменты доплаты к кредитам);

здравоохранение (медицинские услуги, доступ к врачам-специалистам, санитарное образование);

образование (система образования, включая просемейное образование в защиту

семьи).

Реализация демографической политики должна быть основана на следующих принципах:

проведение активной политики, понимаемой как действие заключающийся на создании условий помогающих и обязательных для достижения этой цели, использование актпвизационных форм и методов, позволяющих на участие различных групп населения в планируемых мероприятиях;

большее количество учреждений, для более точного определения потребностей, большей гибкости действий, позволяет лучше адаптировать доступные средства к достижению поставленных целей;

количество и разнообразие используемых инструментов и методов работы, связанных с частями конкретных политик без посредственного (направленных на реализацию целей изменений на демографический процесс) и посредственного характера (определенный других целей, но приносящих эффекты в ходе этого процесса).

Для увеличения количества браков и семей, стимулирования производительные планы необходимы разнообразные и многогранные действия в сфере создание благоприятных условий для достижения

и поддержания экономической самостоятельности молодых люден и поддержания экономической независимости семьи в социальной

и экономической области. В области образования, важно образование и профессия позволяющая ведение профессиональной деятельности, адекватное к потребностям рынка труда и, как следствие развития экономики знаний. В области расширения занятости, основным требованием, для уменьшения угрозы безработицы на всех этапах развития и функционирования семьи является обеспечение и поддержание высоких темпов роста, связанные с занятостью. Существует необходимость активизировать активную политику борьбы с безработицей, в частности за счет увеличения финансирования активных программ поддержки рынка труда. Важным элементом является увеличение инвестиций в обучение, адаптация профессиональной квалификации безработных к существующим нуждам и потребностям, и сильнейшая связь между социальной помощью для безработных с их участием в активные программах на рынке труда.

В области жилищной политики важным элементом является, создание условий, которые создают возможности для самостоятельной жизни для молодых людей и для облегчения регулировки фаз и стадий развития семьи. Жилищная политика должна учитывать экономическую ситуацию в польском обществе. Это означает, изменения в оплате, за квартиру в зависимости от финансовых возможностей семей. Есть три модели для удовлетворения потребностей в жилье:

Модель ориентирована на богатых семей, полагаться на удовлетворение потребности в жилье на основе рыночных правил, без каких либо инструментов помощи со стороны страны и самоуправления.

Модель ориентирована на семьи со средним достатком. Первичной ее формой, являются жилищные организации типа non-profit - Сообщества Социатьного строительства и квартирных товариществ. Получателей этого вида жизни должны быть семьи с доходами близкими к среднему доходу в стране, которые могут удовлетворить свои потребности в жилье при финансовой поддержке от страны, за счет льготных (низкопроцентовых и долгосрочных) кредитов и налоговых льгот.

Третья модель ориентирована на бедные семьи, должен включать жилые помещении и социальное жилье, в основном стандарте которые следует отнести к ответственности местного самоуправления. Для этой цели должны быть использованы существующие квартиры, не в полном объеме оборудованные квартиры и помещения. Квартиры предназначены для семей бы меня не имеющих никаких возможностей самим удовлетворять свои потребности в жилье.

Важным аспектом социальной и семейной политики является улучшение системы ухода за маленькими детьми, как элемента, который позволяет совмещать работу и семейные обязанности .[3] В случае укрепления модели семьи с двумя работающими родителями важно получения решения, которое позволило бы совмещения работы и семейных обязанностей. К ним относятся: отпуск по беременности и родам, а также пособие на воспитание ребенка и уход, освобождения, пособия и льготы в соответствии с законодательством, направленные на совмещение работы и семейных обязанностей .[4]

Целью семейной политики является обеспечение преемственности и развития семьи и уважение к правам семьи, особенно право на экономическую независимость и решение вопроса об образовании своих детей. Стабильное состояние семейной политики и ее важным инструментом является вправо. Правовая зашита семьи является одним из основополагающих принципов Конституции Польши. Многочисленные международные конвенции и пакты для зашиты членов семьи, включая брак, детей и женщин (статья 16 Всеобщей декларации прав человека, Европейская социальная хартия, часть - пункт 16. Конвенция о правах ребенка), при чем в этих документах отсутствуют записи, относящиеся правовой защиты семьи в целом. Это требует поощрения и защиты семейных прав в международной системе прав человека.

Стратегия социально-экономического развития должна быть совместима с функционированием системы социальных ценностей. Один из самых стойких ценностей этой системы в польском обществе является семья. В соответствии с этим принципом семейная политика должна стать важным элементом новой модели экономической и социальной политики государства. Рго-семейная политика должна быть долгосрочной, системной, всеобъемлющей и последовательной в себе и коррелируется с темпами роста национального дохода и финансовыми возможностями бюджета.

Одна из главных целей долгосрочной семейной политики является создание условий для всестороннего развития и функционирования семьи, оказывая им помощь на всех этапах развития. Реализация этой цели требует использования таких решений, которые заменят сложившейся в настоящее время принцип социальной опеки государства на при нош помощи семье. Основной причиной выбора решений семейной политики должна быт» всеобщее уважение и принятие семейных ценностей и убеждение, что траты на семь*, воспитывающие детей, являются инвестициями, которые в будущем принесут общественности определенные социальные и экономические выгоды.

Об условиях развития семей решают действия в области экономической и социаль политики. Обязательными при этом являются соотношение и взаимозависимость реше принятых в рамках этой политики. Только такой подход может обеспечить устойчи экономический рост и развитие социальной сферы. Совместное воздействие этих ц политики находит свое отражение как в финансовом положении семьи, а также в кач социальных услуг.

Основная цель эффективной про-семейной политики должна быть направлена на действия, чтобы переломить негативные демографические тенденции (увеличение родившихся), а также повышение качества жизни и социально-экономического полож польских семей. Важно провести различие между семейной политикой и более ши социальной политикой или социально-экономической политикой. Кажется, проектирование, создание или реформирование семейной политики должно рекоменл решения по обеспечению безопасности, прежде всего, максимально широкого доступ»

"государственным службам", активной поддержки процесса воспитания детей, таких как-бесплатные детские сады, детские сады, начальные школы с продленным днем, детского питания и т.д. Важным элементом реформы семейной политики является также налоговая система, которая должна поддерживать процесс рождения и воспитание детей. Налоговая система должна включать в себя точно нацеленные налоговые льготы и освобождения, поддержки системы социальных льгот.

Демографический прогноз до 2030 года, подготовленный Центральным статистическим управлением, указывают на значительные изменения, которые произойдут в размерах и структуре польского населения в ближайшие десятилетня. Вероятно, длящийся несколько лет, снижение рождаемости еще не остановился и это относится все больше к следующим поколениям молодежи. В ближайшие годы следует ожидать дальнейшего снижения уровня рождаемости до 1,1 в 2013 году, затем, в 2013-2020 годах можно ожидать небольшой |эост рождаемости до 1,2. Женщины все позже будут принимать решения о материнстве".

В настоящее время средний детородный возраст составляет около 28 лет, в ближайшие несколько лет возраст увеличится до 29, а дальше, приблизительно в 2025 году превысит 30 лет. Мы по-прежнему наблюдается снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, но эта дистанция, по сравнению с большинством развитых стран, будет снижаться медленнее, чем в прошлые десятилетия.

Будет изменяться соотношения между лицами трудоспособного возраста (18-59/64) и лиц пенсионного возраста (60/65 лет и старше). В 2012 году на 100 человек трудоспособного возраста, их было около 28 человек в пенсионном возрасте (в 2005 году было 24 человек), в 2030 году будет уже 46 человек. Рост числа пожилых людей и уменьшение количества людей, способных работать, в первую очередь накладывает нагрузку на работающих на поддержания социальной системы, в особенности пенсионного обеспечения и здравоохранения (высокие налоги и пенсионные взносы). Это серьезная проблема для политики на рынке труда и целевой модели экономической и социальной политики государства. [5]

Женщины выходят из рынка труда на время воспитания детей. Среди женщин, которые решили завести детей, особенно в возрасте 25-29 лет, четко прослеживается тенденция на выход из рынка труда в первые годы жизни ребенка, и возвращение к работе после достижения детьми дошкольного возрасте. Возвращение на рынок труда не просто в связи с устареванием квалификации, потерей контакта с рынком труда и проблемами работодателей с приемом на работу женщин с детьми, считается менее доступным. Трудности в поиске работы препятствуют решению родить еще одного ребенка. В Польше в 2008 году работало 46,8% женщин (в среднем по ЕС 56,3%), в то время как цель Лиссабонской стратегии заключалась в увеличении числа женщин, работающих до 60% в 2012 году .[6] Важно отметить, что женщины, которые решили вернуться на работу после рождения ребенка, все чаще выбирают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Это происходит в результате трудности в поиске так называемой "полной занятости", которая позволит совмещение работы и семейной жизни .[7] Наемный труд в Польше часто связанный с негибкой организацией рабочего времени, что затрудняет родителям совмещение работы и воспитания детей. Постоянные часы работы, отсутствие реальной способности выполнения телеработы, в сочетании с ограниченным доступом к детским садам, а также жесткие часами их работы, приводят к снижению возможности работать родителям. Для деятельности женщин чрезвычайно важно для облегчения профессионального старта, потому что молодые женщины до родов имеют наибольшие трудности на рынке труда. Обратите внимание, что вероятность того, что решение завести

'Расчеты на основе данных 0115.

ребенка растет, когда у женщины есть работа, опыт работы и чувство стабильности на рынке труда3.

Расходы на семейную политику в Польше являются одними из самых низких в Европе. Преобладают траты на пенсии, что является следствием политики, проводимой в 80-X и в начале 90-х. Тогда был расширен досрочный выход на пенсию, а пенсии были установлены на относительно высоком уровне по отношению к прибыли (как минимальные, так и работы в среднем). В результате начали снижать расходы на другие области социальной политики, в том числе семейные пособия. Среди прочего, введен порог дохода для доступа на семейные пособия, уменьшена длина декретных отпусков по беременности и родам и уменьшение на этой основе взносов в пенсионный план и выплат женщинам в отпуске по уходу. Расходы на семейную политику в Польше составляют лишь около 0,9% от ВВП, по сравнению со средним для стран Европейского союза, более 2,1% (в некоторых странах превышает 2,5%)4. Расходы на пособия семьям и на детей в отношении к общим социальным расходам, составляют лишь 25% от количества детей (0-17 лет) среди населения в целом и является одним из самых низких в ЕС (в среднем по ЕС составляет 0,5)5.

Инструменты семейной политики должны быть направлены на те семьи, которые хотят иметь детей, но не могут принять решение, в связи с прямыми и косвенными затратами. Одним из наиболее важных является прямая (экономическая) стоимость наличия и воспитание детей, а также косвенные расходы, выражены в необходимости отказаться от своей работы и карьеры.

References

1. SZLENDAK Т.: Socjologiarodziny. Ewolucja, historia, zróznicowanie. PWN. Warszawa 2010, s. 113-114. Por. takze: DVORSKÁ S. JUHASOVÁ L.: Sociálna problematic, rodin. /in:/ Sociálna práca, manazment a ekonómia - prepojenie a spolupráca: zborník referátov z vedeckej konferencie s medzinárodnou úcast'ou, 18.2.2009 Dolny Kubín. Dolny Kubín. Pedagogická fakulta Katolíckej univerzity, Institut Andreja Radlinského, 2009.

2. CBOS: (1) Nie ma jak rodzina. Warszawa, marzec 200S. http://www.cbos.pK20.11.2010); (2) AspiracjePolaków w latach 1998 i 2008. Warszawa. pazdziernik 2008, http://www.cbos.pl (20.11.2010); (3) CBOS. PostawyprokreacyjnePolaków.'WíiTszáwa, styczeñ 2010, http://www.cbos.pl (20. 11.2010).

3. Por. GEJDOSOVÁ, Z.: Sociálne zabezpecenie pre matky s det'mi. /in:/ Dialog teológie a sociálnej práce: zborník z interdisciplinárnej vedeckej konferencie. (red.) Ján Ducl Ruzomberok: Katolicka univerzita, 2006.

4. GEJDOSOVÁ Z.: Sociálne zabezpecenie v système verejnej správy na Slovenskm. VERBUM, Ruzomberok 2012.

5. Zob.m.in.: KOTOWSKA I.E., MATYSIAK A.: Reconciliation of work and fa under different institutional settings, [w:] HOHN CH., AVRAMOV D., KOTOWSKA I.E.: ( People, Population Change and Policies: lessons from the Population Policy. "Acceptance Study", vol. 2, 2008, s. 347-370

3 Похожие проблемы появляются на словацком рынке труда. Por. m.in.:GEJDO$OVÁ Z:.Opa sociálnoprávnej ochrany deli na predchádzanie vzniku krizovycli situácii v rodine.IIn:/ Sociálna práca. manaimqe ekonómia - prepojenie a spoluprácx zborník referátov z vedeckej konferencie s medzinárodnou úóast'ou: 18. 2. 2 Dolny Kubín /cd./ Anna Zilová. Emilia Janigová. Dolny Kubín: Pedagogická fakulta Katolíckej univerzity - 1 Andreja Radlinského. 2009. s. 211-215.

4 Собственные расчеты на основе данных Министерства Финансов.

'Собственная обработка на основе: данных GUS, рапортовианапича Института труда и Социальных также: Polityka rodzinna w krajach Unii Europejskiej - wnioski dla Polski (Family policy in the El' recommendations for Poland.. Materiaty i Opracowania, Rzecznik Praw Obywatelskich. Warszawa -KOTOWSKA I.E.: Zmiany model и rodziny a zmiaiiy aktywnosci zawodowej kobiet w Europie. [w:] KOTOWSKA (red.) Strukturalne i kulturowe uwarimkowania aktywnoàci zawodowej kobiet w Polsce.WydawnictwoNa SCHOLAR. Warszawa 2009. s. 15-56. 102

6. Рог. KOTOWSKA I.E., J0ZW1AK J., MATYS1AK A., BARANOWSKA А.: Poland: fertility decline - a response to profound societal change and transformation in the labour market?."Demographic Research", 2008, No 22. s. 795-854.

7. Dane Ministestwa pracy i Polityki Spotecznej. www.mpips.tzov.pl /dataodczytu: 14.03.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.