Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальные инструменты / музыкальная культура / заработная плата / музыкальное образование / музыкальное техническое оснащение. / musical instruments / musical culture / wages / musical education / musical technical education.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Суранчиева Г.К.

Богатые традиции кыргызского народного песенного, инструментального и эпического творчества формировались многие века. Это наследие было обращено к глубинным пластам традиционной художественной культуры. Пройдя многовековую шлифовку временем, прекрасные музыкальные образцы народного творчества нашли свое второе рождение в оркестровых обработках кыргызских композиторов. После эпохи Советского Союза в Кыргызстане наступила новая эпоха, которая стремительно поменяла сложившиеся жизненные устои общественного сознания тяжелыми экономическими, нравственными, психологическими и материальными испытаниями. Цель. В статье рассматриваются особенности и проблемы развития академической музыки в Кыргызстане, возникшие из-за смены эпохи, которая стремительно изменила экономические, нравственные, психологические и материально жизненные устои человека-музыканта. Методы. При написании данной статьи автором использовались общенаучные методы исследований. Результаты. Автором делается попытка определения роли и места академических музыкантов в социальной культурной сфере. Выводы. В статье указывается, что музыкально образовательный процесс связан с применением музыкальных инструментов, а качество обучения музыкальному искусству на всех уровнях определяется действенным элементом, которым является музыкальный инструмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Суранчиева Г.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC MUSIC IN KYRGYZSTAN

The rich traditions of Kyrgyz folk song, instrumental and epic creativity have been formed for many centuries. This legacy was drawn to the deep layers of traditional artistic culture. Having passed the centuries-old polishing of time, wonderful musical samples of folk art found their rebirth in the orchestral arrangements of Kyrgyz composers. After the era of the Soviet Union, a new era began in Kyrgyzstan, which rapidly changed the established foundations of social consciousness with severe economic, moral, psychological and material trials. Goal. The article examines the features and problems of the development of academic music in Kyrgyzstan, which arose due to the change of the era, which strikingly undermined the economic, moral, psychological and material foundations of a human musician. Methods. When writing this article, the author used general scientific research methods. Results. The author attempts to define the role and place of academic musicians in the social and cultural sphere. Conclusions. The article indicates that the musical and educational process is associated with the use of musical instruments, and the quality of teaching musical art at all levels is determined by the effective element, which is a musical instrument.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ»

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.52.18.002 УДК 008

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Суранчиева Г.К.

Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева

Аннотация. Богатые традиции кыргызского народного песенного, инструментального и эпического творчества формировались многие века. Это наследие было обращено к глубинным пластам традиционной художественной культуры. Пройдя многовековую шлифовку временем, прекрасные музыкальные образцы народного творчества нашли свое второе рождение в оркестровых обработках кыргызских композиторов. После эпохи Советского Союза в Кыргызстане наступила новая эпоха, которая стремительно поменяла сложившиеся жизненные устои общественного сознания тяжелыми экономическими, нравственными, психологическими и материальными испытаниями.

Цель. В статье расматриваются особенности и проблемы развития академической музыки в Кыргызстане, возникшие из-за смены эпохи, которая стремительно изменила экономические, нравственные, психологические и материально жизненные устои человека-музыканта. Методы. При написании данной статьи автором использовались общенаучные методы исследований. Результаты. Автором делается попытка определения роли и места академических музыкантов в социальной культурной сфере. Выводы. В статье указывается на то, что музыкально образовательный процесс связан с применением музыкальных инструментов, а качество обучения музыкальному искусству на всех уровнях определяется действенным элементом, которым является музыкальный инструмент.

Ключевые слова: музыкальные инструменты, музыкальная культура, заработная плата, музыкальное образование, музыкальное техническое оснощение.

Current problems and prospects for the development of academic music in Kyrgyzstan

Gulzinat K. Suranchieva

Kyrgyz State University named after I. Arabaev

Abstract. The rich traditions of Kyrgyz folk song, instrumental and epic creativity have been formed for many centuries. This legacy was drawn to the deep layers of traditional artistic culture. Having passed the centuries-old polishing of time, wonderful musical samples of folk art found their rebirth in the orchestral arrangements of Kyrgyz composers.

After the era of the Soviet Union, a new era began in Kyrgyzstan, which rapidly changed the established foundations of social consciousness with severe economic, moral, psychological and material trials. Goal. The article examines the features and problems of the development of academic music in Kyrgyzstan, which arose due to the change of the era, which strikingly undermined the economic, moral, psychological and material foundations of a human musician. Methods. When writing this article, the author used general scientific research methods. Results. The author attempts to define the role and place of academic musicians in the social and cultural sphere. Conclusions. The article indicates that the musical and educational process is associated with the use of musical instruments, and the quality of teaching musical art at all levels is determined by the effective element, which is a musical instrument.

Keywords: musical instruments, musical culture, wages, musical education, musical technical education.

Введение. Ансамблевое и оркестровое искусство в Кыргызстане долгие годы формировались наряду с индивидуальным народным исполнительством. Этому направлению в республике уделялось большое внимание. И сейчас в различных учреждениях культуры продолжает свое развитие народное ансамблевое и оркестровое исполнительство [5].

В конце 20-30-х гг. ХХ в. в советских республиках зародилось самодеятельное и профессиональное ансамблевое исполнительство. Для республик Средней Азии совместное музицирование оказалось новым явлением, так как здесь издавна закрепились традиции народного сольного исполнительства. Со временем, аналогично русским народным оркестрам, были созданы оркестры народных инструментов в Казахстане,

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Узбекистане, Кыргызстане и других республиках. Национальные инструменты выходят из круга индивидуального музицирования на профессиональную эстраду. Музыкальный фольклор и исполнительская область народного музыкального творчества вышли на качественно новый профессиональный уровень, предлагая свои высокие образцы исполнительского искусства [5].

В советскую эпоху кыргызские композиторы и дирижеры за короткий период времени смогли освоить высокие образцы мирового музыкального искусства, избрав идею реализма своим главным творческим методом.

В это время зародилось национальное музыкальное искусство, своими корнями уходящее в глубь веков.

Обсуждение. Результаты. В статье отражены последствия периода трансформации жизни академических музыкантов - специалистов узкого профиля в сфере академической музыки -пианистов, духовиков, струнников и т.д., выпускников музыкальных училищ, музыкальных институтов и консерватории. В начале 1990-х в Кыргызстане начался массовый отток музыкантов из страны. В основном, это были русские, евреи, немцы. Многие из них уезжали на свою историческую родину, кто-то в силу обстоятельств, продиктованных новой эпохой, кто-то в силу личного отношения к происходящему в стране.

В те годы после смены валюты рубля на сом, заработная плата музыкантов была ниже прожиточного минимума, что привело многих к отчаянию и психологическому кризису. И люди эпохи Советского Союза, которые жили стабильно с пониманием что делать и как далее двигаться, были не готовые морально и психологически к таким стремительным переменам и потеряли жизненный ориентиры, что привело к приходу времени дезориентированных людей.

Когда абсолютно обесценилась профессия музыканта - педагога, музыканта - исполнителя, в стране стало выгодно и престижно торговать на рынках. И, кстати, многие музыканты также пробовали себя в этом новом амплуа. Результаты были разные. В те годы люди думали только о том, как заработать на хлеб, а не о культуре. Молодые музыканты бросали учебу в Консерватории или увольнялись и устраивались работать в рестораны. Кто-то переучивался на другую профессию и т.д. И только те, кто не мог себя видеть в другом остались. В соседних странах тоже происходили подобные ситуации, где-то даже закрылись театры оперы и балета, целые оркестры.

Все это привело постепенно к тому, что живое акустическое инструментальное исполнение утратило былую востребованность. Это привело к развитию других, новых течений таких как фонограмма. Возрастало широкомасштабное использование фонограммы. Не только сольные исполнители, но и целые коллективы (оркестры,

трио, вокал) стали выступать под фонограмму. Фонограмма от греч. фоно «звук» + грамма «запись». Это звуковые сигналы, полученные в результате звукозаписи и содержащие на аналоговом или цифровом носителе, или записанные в определенном файле. Это все привело к большому спросу звукозаписывающих носителей таких, как мини диски, кассеты, компакт диски и т.д. И до сегодняшнего дня технические возможности звукозаписывающих студий выросли настолько, что можно обрабатывать голос и исправлять все допущенные интонационные, ритмические ошибки исполнителя, и природную окраску голоса, то есть тембр изменить до неузнаваемости.

Путь к профессии академического музыканта-инструменталиста существенно отличается от других профессий. Чтобы воспитать одного узкого специалиста, к примеру, скрипача или пианиста, понадобится 15-17 лет. Или, к примеру, такие особые профессии, как артисты балета, гимнасты, где определенные физиологические навыки прививаются с раннего детства. То есть, нельзя прийти в 18 лет и поступить в ВУЗ, чтобы сразу стать артистом балета. Это требует многолетней физической подготовки. Также и музыканты. В советское время после окончания общеобразовательной школы молодые люди получали аттестат зрелости, где было примечание «С этим документом можно поступить в любой ВУЗ Советского Союза кроме Консерватории и Художественных ВУЗов». То есть, эти профессии требуют особой подготовки до поступления в ВУЗ.

В Кыргызстане в настоящее время 3-х ступенчатое музыкальное образование: музыкальная школа - 7-9 лет, музыкальное училище - 4 года, потом консерватория - 5 лет.

Таким образом, требуется 16 лет, чтобы воспитать 1 кадрового сотрудника.

30.12.2022 года в Кыргызстане вышел приказ № 577 «О развитии музыкального искусства», где в I пункте указан запрет на использование фонограммы во всех подведомственных культурных, и образовательных учреждениях (театры, спортивные, филармонии, концертные залы, кинозалы, клубы, музеи, библиотеки), в концертных программах, в культурных мероприятиях. Вокальное искусство, начиная с 01 января 2023 года, должно звучать только в живом исполнении. Данный приказ в правовом поле не имеет силу на любых других концертных площадках. Казалось бы, теперь ситуация будет меняться и чрезвычайно востребованным станет профессиональное музыкальное образование.

Почти во всех учреждениях (школах, училищах) оркестрах не обновлялись музыкальные инструменты 50-80 лет, за исключением грантов в некоторых оркестрах. И учащиеся, и артисты вынуждены играть на старых и уже не отвечающих своим функциям инструментах. А ведь успех музыканта почти на 50 % зависит от звучания

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

инструмента. Амортизация музыкальных инструментов согласно положения, по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления, утвержденного приказом №137 от 25 декабря 2018 года Министерством финансов Кыргызской Республики, установлено в 10 лет. Разница просро-ченности 70 лет просто ужасает. Вызывают сочувствие музыканты, которые еще умудряются что-то изобразить на инструментах, завезенных в страну 80 лет назад.

Четвертая причина - уменьшения числа академических музыкальных кадров, предлагаемые социальные пакеты из соседних стран, таких как Россия, Китай, Турция, Таджикистан. В эти социальные пакеты входит трудоустройство в оркестры при театрах с солидной заработной платой почти в три раза превышающей нашу; предоставление жилья бесплатно, устройство детей в садики, школы; покупка нового инструмента и двух комплектов концертного костюма и т.д. Многие молодые музыканты, естественно, пользуются такой возможностью и уезжают из страны.

В 2020 году вышло Постановление правительства КР об утверждении Положения об автоматизированной системе «Государственная система электронного документооборота», включающую в себя информацию в электронной форме каждого действующего музыканта, архивные данные с автоматическим вычислением места работы по штату и совместительству. Возможно, цель этого Постановления в других сферах, на мой взгляд, принесет благо, а для музыкальной сферы не все так однозначно. Это можно объяснить тем фактом, что во многих оркестрах, учебных заведениях работают одни и те же люди. То есть, один музыкант, являясь штатным сотрудником одного учреждения, параллельно является совместителем в 3-х - 5-ти учреждениях.

В настоящее время количество узких специалистов как контрабасист всего 7 человек в республике, гобоистов всего 8 человек, 5 из которых студенты, арфиста нет ни одного уже более 20 лет, струнная и духовая школа, также и пианистов в регионе уже почти нет. Во многих региональных и даже городских музыкальных учреждениях закрыты целые отделения, факультеты. Педагогов-теоретиков, обучающих детей музыкальной грамоте, тоже по пальцам можно пересчитать. Чтобы как-то выйти из положения даже в столице в школах берут на работу студентов.

В 2023 году 17 ноября состоялась коллегия Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики КР с участием премьер министра А. Жапарова, где Министр культуры озвучил все эти катастрофические для культуры цифры. Например, в городе Оше в музыкальном училище им. Н. Борошева закрылись отделения струнных, духовых инструментов и нет уже ни камерных, ни духовых оркестров.

Всего, по подсчетам автора, сегодня в республике осталось около 2000 с лишним музыкантов (всех вместе взятых - и скрипачей, и пианистов), в в Бишкеке - порядка 400-500 человек. И они работают почти везде.

В данное время все подведомственные учреждения Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики КР входят в эту электронную систему, которая позволяет работать только в одном месте в штате, и еще 0,5 ставки по совместительству. Это, скорее всего, приведет к тому, что закроются столичные оркестры, а в учебных заведениях отделения, классы. Консерватория им. К. Молдобасанова -единственный ВУЗ, выпускающий узких специалистов с очень малой численностью - почти по одному в год.

Если все пустить и далее на самотек, то наследие таких великих представителей кыргызской академической культуры, как Н. Давлесов, К. Молдобасанов, Т. Эрматов, А. Тулеев постепенно исчезнет.

В предыдущей своей статье, автор писала о развитии традиционной, фольклорной музыки за годы суверенитета. Следует отметить, что даже исполнители народной музыки получают фундаментальное трехступенчатое образование, также как и представители академической музыки. И мы, наверное, в недалеком будущем будем иметь в стране только музыкантов - носителей идентичной культуры и не сможем соответствовать мировым стандартам культуры. Надо отдать должное академическим музыкантам, которые до сегодняшнего дня, несмотря ни на что, проходят огромные испытания эпохи перемен с большими потерями.

Для решения подобных проблем необходимо: укрепить все образовательные музыкальные учреждения, полноценно оснастить, создать условия, при которых начинающий обучение музыке ребенок хотел бы продолжить обучение, выбрать профессию музыканта и остаться в ней. 2023 году Президент Кыргызской Республики Садыр Нургожоевич Жапаров выделил музыкальным учреждениям 670 млн сом. Эта сумма была распределена между 7 учреждениями куда вошли Кыргызская Национальная филармония имени Т. Сатылганова, Национальный театр оперы и балета имени А.Малдыбаева, Кыргыз-ска Национальная консерватория имени К. Мол-добасанова, Государственный университет культуры имени Б. Бейшеналиевой, Государственное музыкальное училище им. М. Куренкеева, Государственное музыкальное училище им. Н. Бо-рошева в городе Ош, РССМШИ им. М. Абдраева и ЦДМШ им.П.Ф. Шубина.

Распределенную сумму театрализованные учреждения используют для новых постановок, обновления костюмов, приобретение музыкальных инструментов, а учебные заведения для приобретения музыкального инструментария. Но

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

и эта сумма на сегодняшний день оказалось недостаточной. Так как, некоторые музыкальные учреждения смогли купить только один инструмент - рояль. Еще многие учреждения даже не-охвачены и нуждаются в техническом оснащении. Это говорит о том, что еще многое предстоит решать государству для сохранения академической культуры страны.

Заключение. Давно известно, что для развития музыкальных кадров необходимо создать конкурентную среду. ЦДМШ имени П.Ф. Шубина с помощью родителей проводит уже не первый год международный детский конкурс «Обон» по 4 номинациям: фортепиано; струнные инстру-

менты; народные инструменты; руские народные инструменты и гитара. Это масштабное мероприятие дает возможность участнику и педагогу из отдаленных регионов страны укрепить свои исполнительские возможности и получить методическую помощь, так как в рамках конкурса проходят мастер-классы, методические сообщения, лекции специально приглашенных музыкантов из столицы и соседних государств. Участники приобретают богатейшие обмен обытами. Такие попытки со стороны руководств музыкальных образовательных учреждений очень важны и в истории ради сохранения академической музы-кал ь ной культуры уже играют свою ключевую роль.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Вертков К.А. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К.А. Вертков, Г.И. Благодатова, Э.Э. Язовицкая. М. : Музгиз, 1963. 434 с.

2. Модр А. Музыкальные инструменты. М. : Музгиз, 1959. 267 с.

3. Научный журнал Ала-Тоо Scientific journal. 2023. № 1. С. 406-429.

4. Усков А.С. Роль куьтурного наследия в процессах национально-культурной идентификации личности / А.С. Усков // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. М., 2009. № 6. С. 117-128.

5. Турумбаева Ч.М. Оркестровое исполнительство в кыргызской музыкальной культуре на примере творческой деятельности оркестра народных инструментов им. карамолдо орозова. Тамбов : Грамота, 2019. Т. 12. Вып. 12. C. 262-265.

References:

1. Vertkov K.A. Atlas of musical instruments of the peoples of the USSR / K.A.Vertkov, G.I. Blagodatova, E.E.Yazovitskaya. M. : Muzgiz, 1963. 434 p.

2. Modr A. Musical instruments. M. : Muzgiz, 1959. 267 p.

3. Scientific journal Ala-Too Scientific journal. 2023. № 1. P. 406-429.

4. Uskov A.S. The role of cultural heritage in the processes of national and cultural identification of a person / A.S. Uskov // Izvestia of higher educational institutions. Problems of printing and publishing. M., 2009. № 6. P. 117-128.

5. Turgumbayeva Cholpon Mukashevna. Orchestral performance in kyrgyz musical culture on the example of the creative activity of the karamoldo orozov orchestra of folk instruments. Tambov : Gramota, 2019. Vol. 12. Iss. 12. P. 262-265.

Информация об авторе

Суранчиева Гулзинат Карыбековна

Заслуженная артистка Кыргызской Республики аспирантка,

Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, директор Центральной

детской музыкальной школы им. П.Ф. Шубина,

shubinka55@mail.ru

https://orcid.org/0009-0007-8683-0791

Gulzinat K. Suranchieva

Honored Artist of the Kyrgyz Republic Graduate Student,

Kyrgyz State University named after I. Arabaev, Director of the Central Children's Music School named after P.F. Shubin, shubinka55@mail.ru https://orcid.org/0009-0007-8683-0791

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.