Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и особенности ценообразования в РФ'

Актуальные проблемы и особенности ценообразования в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2074
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / PRICING / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICY / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / NATURAL MONOPOLY / GOVERNMENT PRICING POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Михаил Александрович

В статье проанализирована государственная политика РФ в области ценообразования. Дана оценка тарифной политике, сформированы рекомендации по улучшению государственной политики в области ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и особенности ценообразования в РФ»

Пришедшие в Великобритании к власти лейбористы поставили вопрос о справедливости и легитимности проведенной правительством М. Тэтчер приватизации и ввели налог на случайные доходы. Таким образом, предприятия, которые участвовали в приватизации, должны были заплатить крупные суммы. В государственный бюджет поступило около 5 миллиардов фунтов стерлингов, которые впоследствии пошли на проведение программы переподготовки безработных.

В постсоциалистических странах приватизация дала гораздо меньший эффект, чем ожидалось. Она прошла со значительными социальными и экономическими издержками.

Произошло формирование рыночных структур, появился класс частных собственников. Также были негативные явления, такие, как высокий уровень безработицы, затянувшийся экономический спад, конфликты в управлении между новым и старым менеджментом, упадок системы социального обеспечения, длительное отсутствие инвесторов, усилилось расслоение общества. Существенных поступлений в государственный бюджет не было. С 1995 года многие стратегически важные отрасли, которые изначально не предполагалось приватизировать, попали в руки иностранцев, так как финансовые возможности отечественных инвесторов были незначительными.

В наши дни ситуация в социалистических странах улучшилась, но многие проблемы еще не решены. Остается на высоком уровне безработица, иностранная экспансия в основные отрасли и сферы экономики, большая задолженность.

Литература

1. Рассел Д. Приватизация / Рассел Д. М.: Книга по требованию, 2012. 33 с.

2. Рассел Д. Приватизация в России / Рассел Д. М.: Книга по требованию, 2012. 122 с.

3. Статья «О сложившейся практике приватизации в Российской Федерации и мировом опыте», 2013.

Actual problems of pricing and features in the Russian Federation

Scherbakov M.

Актуальные проблемы и особенности ценообразования в РФ

Щербаков М. А.

Щербаков Михаил Александрович / Scherbakov Mikhail — студент, кафедра денежно-кредитных отношений и монетарной политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье проанализирована государственная политика РФ в области ценообразования. Дана оценка тарифной политике, сформированы рекомендации по улучшению государственной политики в области ценообразования.

Abstract: the article analyzes the Russian state policy in the area ofpricing. The estimation of the tariff policy, formed recommendations for improving the state pricing policy.

Ключевые слова: ценообразования, государственная политика ценообразования, тарифная политика, естественная монополия.

Keywords: pricing, government pricing policy, tariff policy, a natural monopoly.

Можно сказать, что, несмотря на различные изменения, которые произошли за последние годы, и отказ государства от определенной политики полного невмешательства в процесс ценообразования, ключевой проблемой на сегодняшний день является отсутствие некоторого целостного государственного курса в данной области. То есть, сегодня все действия властей в сфере регулирования цен носят крайне непоследовательный или даже стихийный характер. Хотелось бы отметить, что в статье № 71 Конституции РФ говорится о том, что в ведении государства находится установление определенных основ политики ценообразования в стране. Но сегодня еще нет такого закона, который смог бы обеспечить проведение в государстве единообразной политики цен, а также тарифного регулирования.

Различные законопроекты, которые предлагались в разное время, например «О государственном регулировании цен (тарифов)», а также «Основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок)» и «Об основах ценовой политики Российской Федерации», депутатами Государственной Думы РФ отклонялись еще в первом чтении.

Определенные механизмы, а также принципы регулирования цен со стороны государства в РФ раскиданы по огромному количеству различных законодательных актов. Непосредственное

воздействие государства на ценообразование в стране и тарифы производится по большей части именно на ведомственном уровне с помощью большого числа подзаконных актов органов исполнительной власти. Очевидны является то, что такое обширное разнообразие правовых норм сильно замедляет, а также усложняет весь процесс регулирования цен со стороны государства. В пример можно привести недавний скачок цен на различные услуги ЖКХ в регионах страны. Хотелось бы отметить, что ответственность за данную ситуацию чиновники разного уровня постоянно перекладывали друг на друга.

Еще одно немаловажной проблемой в сфере регулирования цен и тарифов является недостаточная обоснованность всех тарифов естественных монополий. Эксперты говорят о том, что используемые сегодня методики вычисления затрат, которые включаются в себестоимость продукции естественных монополий, являются совершенно непрозрачными. Так как в действующем законодательстве России нет понятия «экономически обоснованные затраты», предприятия позволяют себе закладывать в различные тарифы расходы на содержание определенных непрофильных активов, а также необоснованно высокие зарплаты управленцев. Сегодня широкоизвестными являются случаи, когда зарплата менеджера локальной естественной монополии, к примеру, службы водоканала, в несколько раз превышала зарплату губернатора региона1.

Увеличение тарифов естественных монополий очень часто обосновывается определенной необходимостью инвестиций в активное развитие отраслей. Но система принятия управленческих решений о включении определенной инвестиционной составляющей во всю структуру тарифа тоже является особенно непрозрачной. То есть тщательно проконтролировать распределение всех инвестиционных средств просто невозможно2.

Именно в результате этого увеличение тарифов естественных монополий каждый год существенно превышает уровень инфляции в стране. Все это ставит прочие отрасли экономики в худшее положение, что вынуждает многих отечественных производителей увеличивать цены на всю производимую выпускаемую продукцию. В конечном итоге, это особенно негативно сказывается на общем уровне жизни всего населения РФ. Ученые и исследователи говорят о том, что увеличение тарифов естественных монополий - это ключевой фактор высокого уровня инфляции в государстве. Хотелось бы отметить, что для разрешения указанных выше проблем в области регулирования цен со стороны государства в РФ требуется выработать единый и целостный подход, а также достаточно прозрачные принципы в данной сфере.

Таким образом, можно сказать, что требуется принятие таких мер, как:3

1. Разработка и принятие базового федерального закона, который касается ключевых принципов ценообразования в Российской Федерации. Здесь должны четко разграничиваться определенные полномочия между федеральными, а также региональными органами государственной власти в области регулирования цен и тарифов со стороны государства. Нужно определить те сферы, где осуществляется государственное регулирование цен. Должны быть четко сформулированы наиболее общие принципы формирования регулируемых и свободных цен, ключевые критерии, принципы расчета экономически обоснованных затрат. Сегодня требуется установление прав и обязанностей, ответственности всех субъектов ценообразования.

2. Использование методов долгосрочного планирования, а также прогнозирования цен в государстве. То есть государство сегодня не должно допускать резких скачков цен в различных отраслях экономики РФ.

3. Остановка необоснованного увеличения тарифов естественных монополий. Все процедуры формирования тарифов должны быть прозрачными и вполне понятными, как бизнесу, так и всему населению. Должен вестись четкий контроль со стороны ключевых проверяющих органов власти за работой монополий.

4. Увеличение эффективности контроля за определенными ценовыми сговорами, а также установлением монопольно низких или же высоких цен. Нужно более широко привлекать все общество к отслеживанию данных процессов.

5. Реализация целостного комплекса мер, которые направлены на активное развитие конкуренции, а также стимулирование уменьшение издержек производителей, увеличение производительности труда, использование инновационных ресурсосберегающих технологий.

1 Официальный сайт Государственной Думы РФ. - www.duma.gov.ru.

2 Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2010. № 6 (392).

3 Орешин В.П. Государственное регулирование экономики. - М., 2010.

Литература

1. НуреевР. М. Курс микроэкономики: Учебник. М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012.

2. Орешин В. П. Государственное регулирование экономики. М., 2010.

3. Алиева З. Б. Некоторые аспекты государственного регулирования продовольственной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010. № 16.

4. Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А. Брыкин, В. Шумаев // Экономист, 2010. № 2.

5. Виссарионов А. Особенности государственного регулирования переходной экономики / А. Виссарионов // Пробл. теории и практики управления, 2011. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.