Научная статья на тему 'Актуальные проблемы государственного надзора в сфере морского и речного транспорта на примере Енисейского угмрн Ространснадзора'

Актуальные проблемы государственного надзора в сфере морского и речного транспорта на примере Енисейского угмрн Ространснадзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЗОР / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СУДНО / ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ / РЕГЛАМЕНТ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / САНКЦИИ / SUPERVISION / SUPERVISORY ACTIVITY / WATER TRANSPORT / LEGISLATION / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / SHIP / HYDRAULIC STRUCTURE / REGULATIONS / OFFENSE / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котлованов В.Г.

Статья посвящена выявлению актуальных проблем государственного надзора в сфере морского и речного транспорта. Проанализирована отчётная документация Енисейского УГМРН Ространснадзора, в результате чего установлено, что суммарный показатель выявленных в 2019 году нарушений меньше, чем в 2018 году, но незначительно. Отдельное внимание уделено выявлению причин транспортных происшествий на воде. Обнаружено, что основные причины их возникновения неблагоприятное воздействие «человеческого фактора». К нарушителям применяются меры административного воздействия, чаще всего практикуются штрафные санкции, притом в минимальном размере. Сформулирован вывод о наличии таких проблем, как несформированность юридическо-правовой культуры руководителей отраслевых предприятий, несовершенство механизмов исполнения решений о привлечении к ответственности.The article is devoted to the identification of urgent problems of state supervision in the field of sea and river transport. The reporting documentation of the Yenisei UMMRN of Rostransnadzor was analyzed, as a result of which it was found that the total rate of violations detected in 2019 is less than in 2018, but not significantly. Special attention is paid to identifying the causes of traffic accidents on water. It was found that the main causes of their occurrence are the adverse effect of the "human factor". Administrative measures are applied to violators, most often fines are practiced, moreover, at a minimum amount. The conclusion is formulated on the existence of such problems as the lack of formation of the legal and legal culture of the leaders of industry enterprises, the imperfection of the mechanisms for the implementation of decisions to hold accountable.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Котлованов В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы государственного надзора в сфере морского и речного транспорта на примере Енисейского угмрн Ространснадзора»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ ЕНИСЕЙСКОГО

УГМРН РОСТРАНСНАДЗОРА

В.Г. Котлованов, и.о. начальник управления1, магистрант2

1 Енисейское УГМРН Ространснадзора

2

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС 1 (Россия, г. Красноярск) (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10597

Аннотация. Статья посвящена выявлению актуальных проблем государственного надзора в сфере морского и речного транспорта. Проанализирована отчётная документация Енисейского УГМРН Ространснадзора, в результате чего установлено, что суммарный показатель выявленных в 2019 году нарушений меньше, чем в 2018 году, но незначительно. Отдельное внимание уделено выявлению причин транспортных происшествий на воде. Обнаружено, что основные причины их возникновения - неблагоприятное воздействие «человеческого фактора». К нарушителям применяются меры административного воздействия, чаще всего практикуются штрафные санкции, притом в минимальном размере. Сформулирован вывод о наличии таких проблем, как несформированность юриди-ческо-правовой культуры руководителей отраслевых предприятий, несовершенство механизмов исполнения решений о привлечении к ответственности.

Ключевые слова: надзор, надзорная деятельность, водный транспорт, законодательство, правоприменительная практика, судно, гидротехническое сооружение, регламент, правонарушение, санкции.

Современная система контрольно-надзорной деятельности за последние годы претерпела значительные изменения. В процессе её реформирования были пересмотрены многие законодательные нормы, происходит первичная апробация практики риск-ориентированного контроля. Вместе с тем, анализ правоприменительной практики надзорных органов свидетельствует о несовершенстве системы государственного надзора в целом и государственного надзора в сфере морского и речного транспорта, в частности.

Выявление актуальных проблем государственного надзора в сфере морского и речного транспорта позволит определить те направления дальнейшего реформирования системы, которые обеспечат высокую эффективность исполнения надзорными органами своего функционала.

В качестве объекта нашего исследования выступило Енисейское Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управле-

ние) [1]. Управление осуществляет государственный контроль (надзор) в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта [2], Кодексом об административных правонарушениях [3], рядом федеральных законов [4, 5], постановлений Правительства РФ [6-8], отраслевых ведомственных приказов [9]. В качестве материалов для анализа выступила планово-отчётная документация за 2019 год [10-13].

Зона ответственности Управления -Енисейский бассейн внутренних водных путей, внутренние морские воды и территориальное море РФ в Арктике, включая акватории портов, морских грузовых терминалов, расположенные меридианами восточной оконечности острова Олений (на западе) и западной оконечности острова Большой Бегичев (на востоке).

Под надзором управления находится 171 субъект. За 2019 год Управлением было проведено 45 проверок: 20 плановых, 18 внеплановых и 7 предлицензионных. Осмотрено 30 причалов. Всего выявлено 219 нарушений обязательных требований.

По выявленным нарушениям юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 26 предписаний, вынесено 179 постановлений о привлечении к административной ответственности. Сумма наложенных штрафов 1531,0 тыс. руб. Следует отметить, что на сегодняшний

день взыскано только 859,0 тыс. руб., то есть 56% от общей суммы установленных штрафных санкций.

На рисунке представлены данные о численности выявленных нарушений по статьям КоАп РФ.

70 60 50 40 30 20 10 0

65 64

16

21

53

14

ш

10 11

51 44

10

□ 2018 год

□ 2019 год

14

02 01 п , ■ ,

55

1 0 21 1 0

-D_, I I—I , |~|_

11

I I 11 1 11——I—1 111 1—11 1 11 11 1—I I

^ Xх . ? . ? . * * Л> ^ ^ ^ 0

o^ Л Л Л Л \4' 4 4 4 4 4 4 4 4 ^ ЛЧ V4

\ к

л- л- л- л- \ л-

л л

Л Л Л Д v ь л

л- л- л- л- Оч- <v

Сведения о применении статей КоАП РФ за 2019 год, в сравнении с 2018 годом

Как видим, наибольшее количество нарушений норм КоАП РФ допускается в форме: управления судном, не прошедшим техосмотр, или не имеющим бортовых номеров, или переоборудованным с нарушением технических регламентов, что приводит к небезопасности его эксплуатации (ч. 1 ст. 11.8); игнорирования требований пожарной безопасности (ст. 11.16); выпуска судна в плавание без надлежащих документов или подготовки (ч. 1 ст. 11.13); невыполнения предписаний надзорных органов в установленные сроки (ч. 1 ст. 19.5); управления судном лицом, не имеющим права управления (ч. 2 ст. 11.8); нарушения правил судовождения, несоответствия управления судном нормам безопасности (ч. 1 ст. 11.7); нарушения требований к состоянию и эксплуатации гидротехнических сооружений (ст. 9.2).

Максимальный прирост наблюдается в показателях численности нарушений, свя-

занных с несоблюдением норм пожарной безопасности и обязательных требований к оборудованию и эксплуатации причалов.

Так, в ходе проверки исполнения требований пожарной безопасности в пунктах ремонта и отстоя судов выявлены множественные нарушения ППБ на судах внутреннего водного транспорта - от отсутствия специальных указателей и разметок до отсутствия пожарных установок, инвентаря для тушения пожаров, дежурных судов на зимний период.

Особого внимания заслуживает тот факт, что основная причина совершения таких правонарушений заключается в так называемом «человеческом факторе». В процессе детального анализа зафиксированных фактов правонарушений сотрудниками Управления было установлено, что со стороны руководства подлежавших проверке предприятий отсутствовал контроль деятельности работников, сами ра-

9

8

7

ботники не владели знаниями тех нормативно-правовых и технических регламентов, которые имеют прямое и непосредственное отношение к исполнению ими своих должностных обязанностей, обнаружены признаки халатного отношения работников и руководства предприятий к исполнению своих обязательств. При этом все виновные были привлечены к административной ответственности в форме наложения штрафов в минимальных размерах.

Необходимо так же отметить, что в 2019 году было зафиксировано 4 случая не зарегистрированными суднами и такими, которые имеют неисправности, запрещающие их эксплуатацию (ч. 3 ст. 11.8 КоАП РФ), и 2 случая отсутствия страховки (ч. 1 ст. 11.31), что создаёт дополнительную угрозу безопасности (в том числе, экономической) не только для того, кто находится на судне и управляет им, но и для добросовестных судовладельцев. Кроме того, важно понимать, что в случае аварии и затопления не зарегистрированные суда сложнее разыскать и идентифицировать, что создаёт дополнительные трудности при расследовании таких происшествий.

За 2019 год в Енисейском бассейне произошло 8 транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте, в том числе 3 аварии и 5 инцидентов. Из них только одно происшествие произошло по не зависящим от человека обстоятельствам. Это транспортное происшествие, произошедшее 31 июля 2019 года. При следовании вверх по течению, в районе Борковского перевала на 273 км реки Енисей в результате воздействия ветряного смерча произошло падение в воду 30 порожних контейнеров с баржи «МП-3219» толкаемой теплоходом «РТ-630», судовладелец ООО «Судоходная компания Тран-зит-СВ». Совершенно очевидно, что в данном случае причина транспортного происшествия - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства, стихийное бедствие природного происхождения.

Во всех остальных случаях транспортные происшествия происходили по вине человека.

Так, в начале июня 2019 года т/х «РТ-758» у пристани Стрелка получил удар о подводное препятствие. Причина транспортного происшествия - неудовлетворительное содержание пути, рейда для стоянки судов. Старший капитан рейда оштрафован на сумму 10000 руб.

В июле 2019 года при постановке плота на аванрейд произошло соприкосновение носовой частью несамоходной баржи, пришвартованной к головной части плота, с кормовой частью несамоходной нефтеналивной баржи, стоящей у причальной стенки. В результате соприкосновения на нефтеналивной барже оторвало швартовные тросы, поданные на причальную стенку. Причина транспортного происшествия является выбор неудачного маневра. Должностное лицо, по вине которого произошло происшествие, оштрафовано на сумму 500 руб.

В начале августа 2019 года при движении по р. Ангара маломерное судно типа «Казанка» совершило столкновение с баржой, которая находилась в движении под буксировкой маломерного судна. В ходе столкновения погиб человек, который находился на маломерном судне типа «Казанка». Причина транспортного происшествия - невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, судоводительские ошибки. Общая сумма штрафных санкций по совокупности четырёх статей КоАП РФ составила 35 000 руб.

В августе 2019 года т/х «Стриж», принадлежащий Кызыльскому прорабству Управления эксплуатации Красноярского судоподъемника, шел вниз по реке Большой Енисей. При подходе к «Туеру» на т/х «Стриж» лопнул штуртрос, швартовый подать не успели, теплоход заломило под Блочный камень ниже «Туера» в пределах 60 м и он затонул. Капитан пытался выплыть на берег, но ушел под воду и больше не всплывал на поверхность. Причина транспортного происшествия - нарушение командным составом трудовой дисциплины. Потеря управляемости судна не установлена. Установить причину возможно, только после обнаружения судна, его

подъема и проведения технической экспертизы.

В сентябре 2019 года на Енисее маломерное судно, следовавшее вверх с толкаемым несамоходным пантоном и двумя пассажирами на борту, столкнулось с нефтеналивным судном, в результате чего затонуло. Два человека спасены, один пропал без вести. Причина транспортного происшествия - выбор неудачного маневра, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость (судоводительские ошибки).

В этом же месяце в морском порту Дудинка несамоходная баржа, стоявшая у причала под выгрузкой шпалы, при северном ветре 10-15 м/с, порывами до 1720 м/с была сорвана со швартовов и совершила навал на стоявшей у причала д/э, причинив ему повреждения корпуса, не приведших к потере мореходных качеств. Баржа получила повреждение в виде пробоины в районе правой скулы и выше уровня воды. Причина транспортного происшествия - непринятие мер по обеспечению безопасной стоянки несамоходной баржи «у причала при объявлении штормового предупреждения».

В октябре 2019 года т/х «Алтай» следовал вниз с составом из двух барж по реке Ангара - шивера Алешкины камни. На судовом ходу одна из барж коснулась каменистого грунта, у судна появился крен на правый борт и дифферент на корму. Несамоходная баржа получила множественные повреждения. Причина транспортного происшествия - невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства. Должностное лицо оштрафовано на сумму 5000 руб.

В начале декабря произошло падение в воду с последующим затоплением автомобиля с прицепом, груженных круглым лесом, с понтона, буксируемого под левым бортом т/х. Т/х повреждений не получил, а понтон получил следующие повреждения: с левого борта повреждено колесоотбой-ное устройство; четыре стойки леерного ограждения; Автомобиль с прицепом, гружёный круглым лесом, затонул. Причина транспортного происшествия - невы-

полнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства. Должностные лица оштрафованы на общую сумму в 6 000 руб.

Таким образом, основными причинами транспортных происшествий, произошедшими в 2019 году стало невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, а также выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость и др. (судоводительские ошибки). При этом мы вновь видим, что виновные в происшествиях привлекались только к административной ответственности (штрафы в минимальном размере).

Детальный анализ отчётной документации Управления позволяет сделать вывод о том, что в ходе проверок предприятий, эксплуатирующих суда, неоднократно устанавливались факты нарушения норм статей 16, 34.1 и 34 КВВТ РФ, согласно которым любое судно должно быть надлежащим образом подготовлено, укомплектовано квалифицированным персоналом, который регулярно проходит аттестацию. Руководству хозяйствующих субъектов выносились предупреждения об устранении таких нарушений, однако рассмотренные выше примеры транспортных происшествий свидетельствуют о явном неисполнении предписаний, что так же может быть квалифицировано как халатность.

Иначе говоря, во всех случаях, так или иначе проявляются признаки недостаточной сформированности юридическо-правовой культуры руководителей предприятий, которые допускают нарушение технических и административных регламентов, не предпринимают мер по предотвращению возможного наступления негативных последствий, не в полной мере на местах осуществляют свои контрольные функции, что приводит к регулярности выявления одних и тех же нарушений надзорными органами.

Ещё один важный момент, на который следует обратить внимание, - это практика

проведения Управлением тематических семинаров просветительской направленности, в ходе которых руководители хозяйствующих субъектов могут получить исчерпывающую информацию о правовом регулировании осуществляемых их предприятиями видов деятельности. Более того, результаты правоприменительной практики освещаются на ежегодных публичных отчётных слушаниях. Из этого следует вывод о том, что мероприятия такого рода, вероятнее всего, слабо популя-

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем выделить следующие актуальные проблемы правового регулирования надзорной деятельности на водном транспорте: несформированность юридическо-правовой культуры руководителей отраслевых предприятий, несовершенство механизмов исполнения решений о привлечении к ответственности, недостаточность применения ресурсов уголовного права для повышения эффективности надзорной деятельности.

ризированы.

Библиографический список

1. Приказ ФСНСТ от 26.12.2012 № АК-878фс «Об утверждении Положения о Енисейском Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // СПС «КонсультатПлюс». Версия ПРОФ.

2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

4. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

5. Федеральный закон от 21.07.1999 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 236 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре» // СПС «КонсультантП-люс». Версия ПРОФ.

9. Приказ Министра транспорта Российской Федерации от 24.12.2004г. № 158 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

10. Доклад по правоприменительной практике за 1 квартал 2019 года // Енисейское УГМРН Ространснадзора. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://enugmm.tu.rostransnadzor.ru/deyatel-nost-/правоприменительная-практика/2019-god

11. Доклад по правоприменительной практике за 2 квартал 2019 года // Енисейское УГМРН Ространснадзора. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://enugmm.tu.rostransnadzor.ru/deyatel-nost-/правоприменительная-практика/2019-god

12. Доклад по правоприменительной практике за 3 квартал 2019 года // Енисейское УГМРН Ространснадзора. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://enugmm.tu.rostransnadzor.ru/deyatel-nost-/правоприменительная-практика/2019-god

13. Доклад по правоприменительной практике за 4 квартал 2019 года // Енисейское УГМРН Ространснадзора. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://enugmm.tu.rostransnadzor.ru/deyatel-nost-/правоприменительная-практика/2019-god

ACTUAL PROBLEMS OF STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF MARINE AND RIVER TRANSPORT ON THE EXAMPLE OF THE YENISEI UMMRN

ROSTRANSNADZOR

1 2

V.G. Kotlovanov, Acting Head of The Department, Undergraduate 1 Yenisei UMMRN of Rostransnadzor

1 (Russia, Krasnoyarsk)

2 Siberian Institute of Management - a branch of the RANEPA (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article is devoted to the identification of urgent problems of state supervision in the field of sea and river transport. The reporting documentation of the Yenisei UMMRN of Rostransnadzor was analyzed, as a result of which it was found that the total rate of violations detected in 2019 is less than in 2018, but not significantly. Special attention is paid to identifying the causes of traffic accidents on water. It was found that the main causes of their occurrence are the adverse effect of the "human factor". Administrative measures are applied to violators, most often fines are practiced, moreover, at a minimum amount. The conclusion is formulated on the existence of such problems as the lack of formation of the legal and legal culture of the leaders of industry enterprises, the imperfection of the mechanisms for the implementation of decisions to hold accountable.

Keywords: supervision, supervisory activity, water transport, legislation, law enforcement practice, ship, hydraulic structure, regulations, offense, sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.