Научная статья на тему 'Актуальные проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов'

Актуальные проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / СТРУКТУРА ДОХОДОВ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ИЗЪЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джурбина Е. М., Таран О. Л., Лиходедова Н. С.

В статье проанализирована региональная специфика формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов субъектов РФ, определены концептуальные направления повышения налоговых доходов за сет упорядочения системы льготирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов»

Современная российская практика администрирования налога на добавленную стоимость: региональный аспект

Modern Russian practice administration of VAT: a regional perspective

Джурбина Е.М., д.экон.наук, доцент Таран О.Л., д.экон.наук, доцент Спиридониди Т.В., канд.экон.наук Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация: В статье рассмотрена российская практика налогового администрирования налога на добавленную стоимость, выделены ее основные недостатки. В частности, затронута проблема неправомерного возмещения как внутреннего, так и экспортного налога на добавленную стоимость из бюджета.

Abstract: In article the Russian practice of tax administration of a value added tax is considered, its main shortcomings are allocated. In particular, the problem of wrongful compensation both internal, and an export value added tax from the budget is mentioned.

Ключевые слова: администрирование, бюджет, НДС, возмещение НДС, налоговые вычеты.

Keywords: administration, budget, value added tax, compensation of a value added tax, tax deductions.

Налог на добавленную стоимость (НДС) без преувеличения можно назвать одним из наиболее тяжело администрируемых налогов в нашей стране. Вместе с тем НДС - это один из важнейших ключевых источников налоговых доходов бюджета. В консолидированном бюджете РФ НДС составляет около четверти всех налоговых поступлений. Данный налог обладает широкой налоговой базой, и в отличие от таких основных налогов, как налог на прибыль, НДПИ, менее подвержен конъюнктурным колебаниям мировых цен на сырье и энергоносители и способен обеспечивать стабильность российской системы государственных финансов в долгосрочной перспективе.

Сложившаяся в последние годы ситуация по сбору НДС не может быть признана удовлетворительной, по той причине, что порядок уплаты и администрирования указанного налога не обеспечивает необходимый уровень его собираемости.

При общем увеличении доли добавленной стоимости в ВВП темп роста сумм налоговых вычетов по НДС превышает темп роста начисленных к уплате сумм налога. В результате, сложилась негативная тенденция устойчивого увеличения объема денежных средств, подлежащих возмещению из бюджета плательщикам НДС. В основе данной тенденции лежат как объективные причины (переход российского налогового законодательства к применению при исчислении НДС по экспортноимпортным операциям принципа «страны назначения», а также наличие пробелов в налоговом законодательстве, позволяющих налогоплательщикам различными легитимными способами минимизировать платежи НДС), так и субъективные (рост числа фирм-однодневок; нарастание потока различных схем по уходу от НДС, активное использование налогоплательщиками незаконных методов снижения платежей НДС, поступающих в федеральный бюджет).

Необходимо отметить, что вопрос об организации возмещения НДС при превышении сумм вычетов над суммами начисленного налога является ключевым с точки зрения его эффективного администрирования. Без действенной системы возмещения, основанной на классической, зачетной схеме исчисления и уплаты, обложение НДС создает значительные издержки для отдельных групп налогоплательщиков. Невозможность возмещения НДС хозяйственным агентам, добросовестно исполняющим требования налогового законодательства, приводит к значительной потере денежных средств налогоплательщиков, что подрывает конкурентоспособность, прежде всего, экспортного сектора экономики. Следует указать и на то обстоятельство, что возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений, как со стороны

налогоплательщиков, так и со стороны органов налогового администрирования.

За последние пять лет налоговые вычеты по НДС увеличились с 84 % до 92,8 % к сумме начисленного налога. В 2010 году удельный вес налоговых вычетов в сумме начисленного налога составил 92,8% (в 2009 году - 92,9%).

Рис. 1. - Удельный вес налоговых вычетов по НДС в сумме начисленного налога

Сумма налога, возмещенная налогоплательщиками в 2010 году, составила 1184556,5 млн.руб. и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 36029,2 млн.руб. или на 3,1% в связи с ростом объемов экспорта и введением заявительного порядка возмещения налога [1]. При этом 236,0 млрд. рублей возмещено в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации «Заявительный порядок возмещения налога», согласно которой возмещение суммы налога осуществлялось до завершения проводимой на основе налоговой декларации камеральной налоговой проверки

Сложившаяся в последние годы устойчивая динамика опережения темпа роста налоговых вычетов над темпами роста начислений по объектам, облагаемых НДС, свидетельствует о завышении сумм налога, заявленных к возмещению, и наличии существенных недостатков в администрировании налога. При сохранении подобной тенденции в рамках действующего налогового законодательства в перспективе могут возникнуть обстоятельства, при которых суммы налога, начисленные к уплате в бюджет, и суммы налога, принятые к вычету, окажутся равными, что противоречит экономическому смыслу и сути НДС. Другими словами, формально данный налог будет существовать, но деньги по нему в бюджет поступать не будут.

Действующая система администрирования НДС на товары (работы, услуги), не исключает возможности значительных злоупотреблений. Как свидетельствуют материалы проверок, проводимых Счетной палатой, непрозрачность схемы начисления и уплаты налога приводит к активному использованию большого количества нелегальных и полулегальных схем незаконного возмещения НДС на стадиях, как внутренней реализации товаров (работ или услуг), так и при экспортных операциях, путем неправомерного применения налоговых вычетов.

Все более масштабный характер приобретает использование налогоплательщиками возмещения НДС при экспортных операциях с использованием «фирм-однодневок» (по статистике около 35% всех выявляемых налоговых правонарушений)[2].

Возможность возмещать сумму «входного» НДС из бюджета при подобного рода операциях предоставляется организациям для избежания двойного налогообложения и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров (работ, услуг) за рубежом, однако, некоторые налогоплательщики используют это право в преступных целях. Об этом свидетельствуют нарастающие диспропорции в динамике роста возмещаемых сумм и объемов экспортных операций. Так, за 2000 - 2008 гг. сумма возмещения экспортерам НДС из федерального бюджета увеличилась

с 97,4 до 1103,8 млрд. руб., или более чем в 11 раз, при увеличении экспорта российской продукции чуть более чем в 4 раза. В кризисном 2009 г. размер выплат из бюджета сумм возмещения НДС за 9 мес. составил более 775 млрд. руб..

Действующая система администрирования НДС создает стимулы для уклонения от налогообложения, так как фактически, при прочих равных условиях, счет-фактура на оплату налогооблагаемых товаров, выставленная поставщиком (или документ, подтверждающий факт экспорта), является основанием для уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика, а, следовательно, представляет собой требование к бюджету. Уже сам этот факт создает сильнейший стимул для недобросовестных налогоплательщиков к минимизации своих налоговых обязательств. Скрывая от налоговых органов выручку от реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, налогоплательщик может не только уклониться от уплаты налога с объема реализации, но и получить право на возмещение уплаченного налога из бюджета. С целью неправомерного увеличения объема требований о возмещении НДС при экспорте товаров, облагаемых по нулевой ставке, также используются различные способы, включая, как уже отмечалось, создание фирм-однодневок, предоставление ложных документов, подтверждающих факт экспорта продукции, подделка счетов-фактур, регистров учета производства товаров и закупки материальных ресурсов, завышение цен на закупаемые материальные ресурсы, что увеличивает роль аудита документов, предъявляемых на возврат налога.

В настоящее время можно говорить о целой индустрии фальсификации экспортных операций, сложившейся за последние годы, причем данная индустрия базируется не на грубой подделке документов, а на создании длинных запутанных цепочек фиктивных контрагентов, которые достаточно трудно, а в некоторых случаях невозможно, проследить до конца. По результатам налоговых проверок по вопросу обоснованности возмещения НДС в 2010 году из 300, 2 тыс. налоговых проверок по результатам 58,9 тыс.

проверок (19,6%) возмещение налога на сумму 93,9 млрд.руб., или 8% суммы фактического возмещения НДС, было признано налоговыми органами необоснованным [3].

Известен также перечень товаров, наиболее часто используемых в целях неправомерного возмещения НДС из бюджета. В большинстве случаев это технологическое оборудование, компьютерные программы и программное обеспечение, металлолом черных и цветных металлов, продукция нефтехимии.

Наиболее типичной схемой возврата НДС является лжеэкспорт. По экспертным оценкам, сумма возмещения НДС при нем может достигать 15% от общих сумм налога, который возвращается из бюджета экспортерам[4]. Следует отметить, что такие преступления стали отличаться высокой степенью латентности.

В результате аналитической работы сотрудников налоговых органов был выделен ряд признаков, характеризующих отдельно или в совокупности схемы незаконного возмещения налога на добавленную стоимость:

- искусственно увеличивается входной налог путем многоступенчатой перекупки товаров на территории Российской Федерации с последующей реализацией продукции по заниженным ценам, что приводит к неоправданному росту расходов федерального бюджета на выплаты, связанные с возмещением. При этом на стадии перепродажи налог в полном объеме в бюджет не поступает ввиду «исчезновения» организации-перекупщика после перечисления в ее адрес возмещенных сумм НДС;

- в ряде случаев выручка от реализации товаров фактически не поступает на счет поставщика, в течение одного дня движение денежных средств в банке имеет замкнутый цикл, денежные средства заимствуются у банка или одного из участников сделки и т.д.;

- документооборот между участниками сделки на каждом отдельно взятом этапе сделки приводится в соответствие с законодательством, что

позволяет по формальным основаниям удовлетворить требования по применению налоговых вычетов недобросовестными налогоплательщиками.

Обобщая изложенное, можно констатировать, что существующий порядок возмещения как внутреннего, так и экспортного НДС несовершенен и нередко способствует использованию его для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонению от налогообложения и даже прямому незаконному субсидированию из бюджета. Широкие масштабы использования схем уклонения от уплаты НДС при импорте создают неравные условия конкуренции для законопослушных импортеров, что вынуждает весь этот сектор уходить «в тень». В результате, в подобной ситуации, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой - у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).

Если же рассуждать более масштабно, то неправомерное возмещение налога на добавленную стоимость при экспортных операциях является угрозой экономической безопасности Российской Федерации в сфере внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что наряду с пробелами и недостатками действующего налогового законодательства, позволяющими недобросовестным налогоплательщикам незаконно возмещать НДС, крайне негативно сказывается несовершенство форм и методов взаимодействия налоговых и иных контролирующих и правоохранительных органов при выявлении и пресечении преступных схем возмещения НДС.

Одной из важнейших на этом направлении остается задача участия представителей правоохранительных структур в работе органов законодательной власти в целях исправления в тексте принимаемых и действующих нормативных правовых актов пробелов и недостатков, позволяющих впоследствии недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от налогообложения на «законной» основе.

Все это подтверждает тот факт, что, несмотря на огромное множество изменений, вносимых в последнее время в налоговое законодательство, в части реформирования НДС, существующая система его администрирования не достаточно эффективна, потому как не устраняет возможности уклонения от налогообложения, для одних групп налогоплательщиков создает значительные издержки при возмещении налога из бюджета, а для других, напротив, создает возможности для злоупотреблений.

Библиографический список

1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. ach.gov.ru - Загл. с экрана.

2. Герасимова В.А. Возврат НДС из бюджета. Нет проблем?// Экономическая газета, 2010. №76. - с. 12.

3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета 2010 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ach.gov.ru - - Загл. с экрана.

4. Афанасьева Т.А. Удар по бюджету// Российская Бизнес-газета. 2010, №733.

- с.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.