о профессиональных базах данных специалистов на местах. Потому, именно в ходе образовательного процесса необходимо сформировать у студента соответствующие навыки владения программами, которые позволят ему в дальнейшем с большей продуктивностью осуществлять свою рабочую деятельность. С учётом специфики юриспруденции, перед будущим специалистом-юристом стоит задача не только уметь обрабатывать большие потоки правовой информации, но и уметь автоматизировать поток информации. Поэтому, возникает острая необходимость ещё на стадии образовательного процесса дать студенту те азы, благодаря которым он сумел бы решать различные практические задачи. Понятия СУБД дадут: основу понимания построения запроса для получения конкретного результата, возможность избежать ежедневного потока рутинной работы; возможность отслеживания логических и причинно-следственных связей, научить качественно обрабатывать и систематизировать массивы правовой информации, с которой выпускнику придётся работать в ходе юридической практики (правотворческом, правореализационном и др. процессах).
Современное динамически развивающееся общество обусловливает возрастание массивов правовой информации как во внутригосударственном законодательстве, так и в международном правовом поле. Следует согласиться с тем мнением, что «любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств» [1, с. 6]. Таким образом, необходимость нахождения путей существенно упростить и автоматизировать процесс юридической деятельности является объективной и безусловной. А потому в рамках образовательного процесса для становления профессионального специалиста-юриста (полноценного, трудоспособного кадра) важно, чтобы студент овладел теми азами работы с базами данных, которые в дальнейшем поспособствовали бы в наиболее быстром и качественном освоении сложных БД для продуктивного решения трудовых задач. Список использованной литературы
1. Коноплева И.А. Информационные технологии. 2-е издание. Учебное пособие / И.А. Коноплева, О.А. Хохлова, А.В. Денисов. - М.: Издательство Проспект, 2014. - 275 с.
2. Мирошник Е.Н. Роль информационных технологий при подготовке будущих юристов / Е.Н. Мирошник. -Вестник Марийского государственного университета. -№ 3. - 2009. -С.94-96.
3. Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf.
© М.Н. Перевалова, С.Ю. Нифантьев, В.А. Тимохович, 2015
УДК 378.14.015.62
М.Н. Перевалова
ст.преподаватель кафедры Математика и информатика Института Математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета
С.Ю. Нифантьев студент 1 курса направления «Юриспруденция» Института государства и права Тюменского государственного университета г.Тюмень, Российская Федерация
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций у бакалавров по направлению «Юриспруденция» в процессе образования. Анализируются предусмотренные Федеральным государственным стандартом компетенции в сравнении с
242
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
актуальными потребностями работодателей на рынке труда. Вносятся предложения по созданию и внедрению в образовательный процесс новых компетенций, основанных на проведённом исследовании (опросе) работодателей.
Ключевые слова
Компетенции, юриспруденция, бакалавр по направлению «Юриспруденция», высшее учебное заведение, компетентностная модель образования, гарантии качества подготовки, трудоустройство, работодатели. Специфика рынка труда в сфере юридических услуг в настоящее время претерпела существенные изменения, которые традиционно связываются с переменами в устройстве общества и возникновении соответствующим времени потребностям. В современном мире информация стала занимать превалирующую роль во всех социальных сферах взаимодействия, и юриспруденция как профессиональная деятельность в этой связи не исключение. Работа с внушительным правовым массивом информации требует от будущего юриста конкретно-специальных знаний, навыков и умений, которые бы смогли позволить ему правильно понимать правовую информацию, систематизировать и применять в своей деятельности, что немаловажно для формирования правосознания юриста и способности корректно толковать нормы права.
Следует согласиться с точкой зрения В.И. Блинова о том, что «идея компетентностно-ориентированного образования - один из ответов системы образования на социальный заказ. Работа над компетенциями - это путь, которым системы образования во всем мире пытаются прийти к преодолению разрыва между результатами образования и современными требованиями жизни» [1, с. 5]. Таким образом, на сегодняшний день актуален вопрос получаемых бакалавром по направлению «Юриспруденция» компетенций в ходе образовательного процесса в ВУЗе.
Необходимо обратить внимание на имеющуюся проблему междисциплинарной интеграции методик преподавания в рамках формирования компетенций, поскольку именно организация, методика образовательного процесса и преподавания составляют базу, на основе которой формируется качественное юридическое образование. В данной связи следует согласиться с тем мнением, что «отторжение студента от образования на сегодняшний день происходит еще и потому, что массив полученных в ВУЗе теоретических знаний по большому числу не выстроенных во взаимодействии друг с другом учебных дисциплин не служит гарантией будущего профессионального успеха» [4, с. 13]. И, действительно, междисциплинарное взаимодействие способствует более легкому и качественному усвоению навыков и, как следствие, формированию и закреплению компетенций, предусматриваемых ФГОС.
Следует отметить, что, несмотря на большое количество разнообразного рода подходов и методик организации образовательного процесса в ВУЗе, как показывает практика, далеко не всегда достигается желаемый для работодателя результат - немногие выпускники обладают тем объёмом компетенций, который объективно необходим для осуществления юридической практики и решения поставленных задач. В связи с этим, становится актуальным исследовать - какие именно компетенции на данном этапе востребованы работодателями и насколько высок уровень тех общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения студентов-юристов.
В рамках нашего теоретико-статистического исследования с сентября 2014 года проводился опрос квалифицированных юристов (работодателей), на основании которого был сделан ряд выводов, касающийся актуальных проблем формирования компетенций у специалистов-юристов в ходе образовательного процесса в высшем учебном заведении. Для получения более эффективных показателей за основу вопросов были взяты сами компетенции из образовательного стандарта с вариантами ответов - низкий (уровень), средний, высоки, затрудняюсь ответить. В конце опросного листа был предложен отдельных блок «Желаемые компетенции и уровни их усвоения». В результате, среди новых, востребованных работодателями компетенций, явно выделились следующие:
• способность выявить несколько путей решения поставленных задач с применением нормативно-правовых документов, судебной практики и обычаев делового оборота;
• способность анализировать и предупреждать, при составлении правовых документов, спорные ситуации в договорных отношениях.
Отсюда следует, что необходимо создавать и внедрять в образовательный процесс компетенции, которые позволили бы будущему специалисту максимально адаптироваться под требования, выдвигаемые работодателем.
Компетентностная модель образования бакалавров по направлению «Юриспруденция» - это сложный и многоаспектный процесс, который следует поддерживать и развивать. И для достижения его наиболее перспективной и продуктивной модели следует активно применять различные методики, которые поспособствуют междисциплинарной интеграции знаний и навыков студентов, их целостному и комплектному освоению в условиях системы образования в Российской Федерации. Список использованной литературы:
1. Блинов В.И. Стандарт результата: (о новых федеральных стандартах профессионального образования) // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 2.- С. 5.
2. Концепция системы классификации правовых актов / А.Л. Маковский, Д.Б. Новиков, А.В. Силкина [и др.] / Разработка классификатора правовых актов актов РФ, КонсультантПлюс — 1998 — 28 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/nc/class/concept.
3. Немытина М. В. Эффективные модели обучения праву / М. В. Немытина // Современные формы и методы обучения праву: материалы Всерос. науч.-метод.конф. - Саратов : Науч. кн., 2008. - С. 12-15.
4. Соловьева Н.А., Шинкарук В.М. Компетентностный подход в юридическом образовании: проблемы и перспективы. Волгоград: Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып.14, 2013. - С.42-49.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf.
© М.Н. Перевалова, С.Ю. Нифантьев, 2015
УДК 378.147.88
А.Е. Подоляка
К. н. по физ. восп. и сп., доцент Факультет биологии и здоровья человека Череповецкий государственный университет г. Череповец, Российская Федерация
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЛЕКСА ГТО В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
Определялась: степень мотивации к занятиям физической культурой, выполнению норм ГТО и физическая подготовленность в соответствии с нормами ГТО. Негативные моменты, связанные с различной физической подготовленностью и состоянием здоровья современных студентов, должны уйти при непременном соблюдении добровольности сдачи норм ГТО. На занятиях физической культурой необходимо добавление определённого количества баллов выполнившим нормы ГТО, а так же за увеличения своих личных рекордов и просто участия в соревновательных элементах на занятии.
Ключевые слова Студент, нормы ГТО, мотивация, физическая культура.
Начиная с 90-х годов двадцатого века традиции советского массового спорта, физкультурного движения, оказались забыты и потеряны. Неблагоприятная экологическая обстановка существенно повышает заболеваемость населения страны и снижает потенциальные возможности образовательного и рабочего процесса. Причиной ухудшения здоровья является, в том числе и нарушение правил здорового