RUDN Journal of Philosophy 2018 Vol. 22 No. 3 386-390
Вестник РУДН. Серия: ФИЛОСОФИЯ http://journals.rudn.ru/philosophy
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ CRITICS AND BIBLIOGRAPHY
DOI: 10.22363/2313-2302-2018-22-3-386-390
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ.
Рецензия на коллективную монографию: Этика высшей школы: монография / В.А. Цвык, И.В. Цвык, А. Косорукова, И.Е. Лапшин, В.М. Моисеенко, В.С. Мухаметжанова, О.В. Саввина. М.: РУДН, 2016. 210 с.
В.Ю. Крянев, Т.П. Павлова
Образование есть сложная система, реализующая многие научные, технические, социально-гуманитарные функции. Качество образования зависит от процессов модернизации высшей школы, которые в своей основе содержат четыре основополагающих принципа:
— научиться познавать,
— научиться делать,
— научиться приобрести профессиональную квалификацию,
— научиться справляться с различными многочисленными ситуациями в быстроменяющейся реальности.
Образование как социально-культурный феномен имеет свои функциональные и структурноорганизационные особенности. Функциональность образования обеспечивает воспроизводство и развитие социального (социума) и систем деятельности. Реализация образования происходит через трансляцию культурных норм и ценностей в сочетании традиций и инноваций, опыта, сменяющихся поколений людей. Функциональный механизм образования охватывает все сферы жизнедеятельности.
Вместе с тем оно имеет структурно-организационное воплощение. Их реализует специализированные социальные институты и социальные субъекты (образовательные учреждения всех уровней, в том числе и высшего образования).
Всеобщий образовательный процесс конкретизируется в следующих проявлениях: обучение как технологизация познавательной деятельности; воспитание как процесс социализации людей — передача, усвоение и приобретение человеком
опыта жизни в обществе в условиях реальносуществующей культуры, создания условий для поведенческой мотивации; подготовка кадров как технологизация профессиональных требований для развития общества.
Именно эти проблемы рассматриваются в коллективном труде специалистов, выполненного под руководством профессора В.А. Цвык (Этика высшей школы: монография / В.А. Цвык, И.В. Цвык, А.А. Косорукова, И.Е. Лапшин, М.В. Моисе-енко, В.С. Мухамеджанова, О.В. Саввина. — Москва, РУДН, 2016). В монографии обозначена актуальность и своевременность научного анализа проблем профессиональной этики как полноправной части общей этической теории. Рассматривая предмет и задачи этики в высшем образовании, автор В.А. Цвык отмечает, что высшее образование в России и в мире в целом претерпевает ряд изменений. Некоторые из современных вызовов вступают в противоречие с традиционной академической этикой. Во-первых, это коммерциализация высшего образования и конкуренция между вузами на рынке. Эти тенденции заставляют по-другому взглянуть на вышеназванного отношения учитель—ученик в рамках высшей школы. Во-вторых, это воспроизводство научного знания в университетах и наукометрические показатели, не так давно ставшие актуальными в вузовской конкурентной борьбе. Внедрение информационных технологий, изменения государственных стандартов и другие нововведения также заставляют пересмотреть цели, ценности и этические ориентиры высшей школы [1].
Все это активизирует значимость этической составляющей высшего образования как учения о содержании, формах создания правил и требований и к социальным отношениям, акцентирующих обобщенные сущностные принципы поведения человека и общностей.
Профессиональная компетентность специалиста не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предлагает синтез всех духовно-нравственных качеств личности.
Прежде всего — это основные этические понятия, такие как долг, добро и зло, честь, совесть и т.д., а также определение предметного поля профессиональной и прикладной этики.
Развитие современных информационных технологий привело к формированию нового понятия «виртуальная реальность», которое означает, что человек может видеть, слышать, переживать в среде, созданной с помощью персонального компьютера и глобальной компьютерной сети [2].
Особенное беспокойство вызывает доверчивость и неподготовленность студенческой молодежи к восприятию типичных нарушений через троллинг в Сети. Троллинг (от английского trolling) — распределение в Сети (на форумах, в группах новостей) провокационных сообщений с целью вызвать конфликтную ситуацию. Виртуальные провокаторы являются активными участниками популярных форумов. Создавая определенные установки, они предлагают обсудить актуальные проблемы чаще всего на политические, религиозные и общественные темы [3]. Перенесенная в социальную сферу, эта проблема борьбы с неэтическими дейст-
виями в сети Интернет приобретает практическое звучание. С помощью знаний, полученных при изучении курса профессиональной этики, студенты смогут критически интерпретировать полученную из Интернета информацию [4].
Авторы В.А. Цвык, А.А. Косорукова, Н.В. Моисеенко раскрывают в монографии богатый опыт работы преподавателей, как в подобных ситуациях противостоять нигилизму, равнодушию и недоверию к официальной информации.
Особенно актуальной сегодня является проблема теоретического осмысления философами и социологами понятия «патриотизм». М.В. Моисеенко отмечает, что патриотизм является одним из основных принципов обучения в высшей школе. Собственно духовно-ценностный смысл патриотизма заключается в том, что он становится одной из форм согласования личных и общественных интересов, единения человека и Отечества [5].
Следующий блок проблем в монографии затрагивает принципы и ценности этики высшей школы. Здесь рассматриваются базовые ценности университетов, такие как знание, труд, воспитание, толерантность. В связи с этим раскрывается перспектива интеграции этих ценностей в стенах вуза и рассматриваются возможные ценностные конфликты. В рамках понимания образовательного пространства и преемственности вузовской практики раскрывается важность уважения существующих традиций академической среды и в то же время необходимость дальнейшего развития этики высшей школы, переосмысления и дополнения ее принципов.
Такой анализ подводит к раскрытию разнообразных форм этического регулирования в профессиональной вузовской среде, что актуализирует субъектную составляющую высшего образования, профессиональной этики преподавателя. Отношения «учитель — ученик» и отношения преподавателя с коллегами в современном мире наталкиваются на множество этических дилемм, которые требуют теоретической проработки. Важным является рассмотрение этики межнационального общения в вузе, педагогического такта как нравственного принципа, этики дистанционного обучения и использования информационных технологий, этикета в высшей школе.
Специально в монографии выделяются проблемы этики научно-исследовательской работы в вузе. Сюда входят вопросы: особенности научно-исследовательской деятельности в вузе; рассмотрение принципов академической этики и их сочетание с необходимостью вести научные исследования; специально этические проблемы научных публикаций и актуальный ныне вопрос научной этики — этики ведения научных дискуссий.
Следует отметить, что в монографии, помимо заключения, в котором подводятся итоги, содержатся приложения — этические кодексы российских вузов, в том числе МГУ, РУДН, миссия и гимн РУДН, кодекс чести преподавателя РУДН.
Необходимость специфических моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали проявляется прежде всего в социально-гуманитарных профессиях. Основным содержанием этих требований является воспитание и удовлетворение потребностей личности, как в профессиональной
деятельности, так и в общении с коллегами. Профессионально-этические кодексы складываются в тех видах деятельности, которые связаны с исполнением важных социальных функций в обществе, одной из которых является обучение в высшей школе.
Вполне закономерно, что при рассмотрении большого пласта этики высшего образования и этики науки следуют обращения к опыту Российского университета дружбы народов. В первую очередь — это этика межнационального общения и толерантность, та сфера, в которой РУДН имеет много положительного опыта. Уже более 50 лет университет работает в этом направлении, и его практический опыт служит базой для теоретических обобщений.
Немало мест в исследовании занимает научный поиск в рамках современного университета. Здесь следует подчеркнуть, что научный поиск и отчетность по этому направлению работы в вузе могут сильно расходиться, и только этические принципы и личная ответственность сотрудников высшей школы способны оградить от нарушений научной этики и сохранять честь и достоинство как отдельных сотрудников, так и вуза в целом.
При этом следует подчеркнуть, что этические принципы высшей школы должны соблюдаться и служить ориентиром для всех участников образовательного процесса в вузе. Только таким образом можно обеспечить авторитет и репутацию преподавателей, менеджеров и иных сотрудников современного вуза.
Таким образом, настоящая монография представляет собой существенный вклад кафедры этики РУДН с исследованием места и роли преподавателей этики в высшей школе.
Важно, что настоящее исследование ориентировано на довольно широкую аудиторию — это, безусловно, сотрудники высшей школы — преподаватели, администраторы, менеджеры, а также обучающиеся в вузе аспиранты, магистры, бакалавры. Оно также заинтересует исследователей в области академической и профессиональной этики.
© Крянев В.Ю., Павлова Т.П., 2018
ЛИТЕРАТУРА
[1] Этика высшей школы: монография / В.А. Цвык, И.В. Цвык, А. Косорукова, И.Е. Лапшин, В.М. Моисеенко, В.С. Мухаметжанова, О.В. Саввина. М.: РУДН, 2016.
[2] История и философия науки (философия науки) / под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Мото-риной. М.: Альфа-М, ИНФРА, 2017.
[3] Малюк А.А., Полянская О.Ю., Алексеева И.Ю. Этика в сфере информационных технологий. М.: Горячая Линия — Телеком, 2011.
[4] Цвык И.В. Компьютерные технологии в современном образовательном процессе: этический аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. Т. 21. № 3. С. 379—388.
DOI: 10.22363/2313-2302-2018-22-3-386-390
CHALLENGING PROBLEM OF ETHICS IN HIGHER EDUCATION:
Review of Tsvyk V.A. (ed.), Ethics of Higher Education. Moscow: RUDN University; 2016. 210 p. (In Russ)
V.Y. Kryanev, T.P. Pavlova REFERENCES
[1] Ethics of higher education / V.A. Tsvyk, I.V. Tzvyk and others. Moscow: Publishing House of the PFUR, 2016. 210 p.
[2] History and Philosophy of Science (Philosophy of Science). Ed. by Yu.V. Kryanev, L.E. Motorina. Moscow: INFRA-M, 2008. P. 416. (In Russ)
[3] Malyuk A.A, Polyanskaya O.Yu., Alekseeva I.Yu. Ethics in the field of information technology. Moscow, Goryachaya Liniya — Telekom, 2011.
[4] Tsvyk I.V. Computer Technologies in the Contemporary Educational Process: the Ethical Aspect. RUDN Journal of Philosophy. 2014;(2):145—151. (In Russ).
Для цитирования:
Крянев В.Ю., Павлова Т.П. Актуальные проблемы этики в высшем образовании: Рецензия на книгу: Этика высшей школы: монография \ В.А. Цвык, И.В. Цвык, А. Косорукова, И.Е. Лапшин, В.М. Моисеенко, В.С. Мухаметжанова, О.В. Саввина. М.: РУДН, 2016. 210 с. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2018. Т. 22. No 3. С. 386—390. doi: 10.22363/2313-2302-2018-22-3-386-390.
For citation:
Kryanev V.Y., Pavlova T.P. Challenging problem of ethics in higher education: Review of Tsvyk V.A. (ed.), 2016. Ethics of higher education. Moscow: RUDN University. RUDN Journal of Philosophy. 2018; 22(3):386—390. doi: 10.22363/2313-2302-2018-22-3-386-390.
Сведения об авторах:
Крянев Владимир Юрьевич — старший преподаватель кафедры философии Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (e-mail: [email protected])
Павлова Татьяна Петровна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского авиационного института (e-mail: [email protected]).