Научная статья на тему 'Актуальные направления взаимодействия кафедры прокурорского надзора и криминологии с ведущими научными школами в сфере укрепления законности и правопорядка'

Актуальные направления взаимодействия кафедры прокурорского надзора и криминологии с ведущими научными школами в сфере укрепления законности и правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И КРИМИНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / THE CHAIR OF PROSECUTOR''S SUPERVISION AND CRIMINOLOGY / PROFESSIONALISM / RESEARCH ACTIVITIES / SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асташкина Елена Николаевна, Курохтина Елена Сергеевна

В статье рассматриваются направления взаимодействия кафедры прокурорского надзора и криминологии с ведущими научными школами в сфере укрепления законности и правопорядка. Излагаются отдельные моменты истории создания кафедры прокурорского надзора и криминологии. Приводятся научные школы, взаимодействие с которыми, оказывает самое плодотворное влияние на научно-исследовательскую и учебную работы кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL DIRECTIONS OF INTERACTION OF THE DEPARTMENT OF PROSECUTOR’S SUPERVISION AND CRIMINOLOGY WITH THE LEADING SCIENTIFIC SCHOOLS IN THE SPHERE OF STRENGTHENING OF LEGALITY AND THE RULE OF LAW

The article discusses areas of cooperation of the chair of Prosecutor's supervision and criminology with the leading scientific schools in the sphere of strengthening of legality and law and order. The authors set out certain moments of the history of the creation of the Department of Prosecutor's supervision and criminology. They are listed scientific schools, the cooperation with whom has the most successfully impact on research and educational work of the Department of Prosecutor's supervision and criminology.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления взаимодействия кафедры прокурорского надзора и криминологии с ведущими научными школами в сфере укрепления законности и правопорядка»

менения трудового договора (А.М. Бабицкий), правотворчество в сфере труда (И.А. Шестеряков), поощрения в трудовом праве (Е.В. Типикина), правовой статус руководителя организации в национальном и зарубежном трудовом праве (Ю.С. Сергеенко), социальная защита граждан в Российской Федерации (В.В. Еремин), защита трудовых прав работников (С.А. Кузнецова, О.В. Девятов, С.М. Якушенко), локальное правотворчество (Ю.М. Никитенко).

По мнению ученых-трудовиков, к настоящему времени в российской науке трудового права сформировалось либо идет процесс формирования более 8 школ с научными центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Перми, Саратове, Омске, Томске, Ярославле4.

1 См.: Угрюмое П. Саратовский юридический институт // Советская юстиция. 1941. № 16. С. 21.

2 См.: БарабашА.Т, ГончароваГ.С., Жигалкин П.И. Рецензия на монографию: Т.М. Кузьмина «Советское право социального обеспечения» // Правоведение. 1984. № 1. С. 110-111.

3 См.: Энциклопедия нашей жизни. СЮИ — 1931. СГАП — 2006 / науч. ред. А.И. Демидов. Саратов, 2006. С. 101.

4 См.: Курс трудового права. Общая часть: учебное пособие / под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. То-машевского. Минск, 2010. С. 164.

Е.Н. Асташкина, Е.С. Курохтина

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАФЕДРЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И КРИМИНОЛОГИИ С ВЕДУЩИМИ НАУЧНЫМИ ШКОЛАМИ В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

E.N. Astashkina, E.S. Kurokhtina

ACTUAL DIRECTIONS OF INTERACTION OF THE DEPARTMENT OF PROSECUTOR'S SUPERVISION AND CRIMINOLOGY WITH THE LEADING SCIENTIFIC SCHOOLS IN THE SPHERE OF STRENGTHENING OF LEGALITY AND THE RULE OF LAW

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР „О прокуратуре СССР" были внесены существенные дополнения в Закон «О прокуратуре СССР»1. Вследствие этого перед органами прокуратуры в 1988-1990 гг. были поставлены новые задачи, обусловленные также возникновением и развитием кооперативного движения, созданием акционерных обществ, внедрением иностранного капитала в про-

© Асташкина Елена Николаевна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: astashkinaen@gmail.com

© Курохтина Елена Сергеевна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kurohtinae@mail.ru 123

мышленность и в сельское хозяйство СССР и т.д. Руководство Саратовского юридического института им. Д.И. Курского восприняло инициативу законодателя как обязательную к исполнению, в связи с чем в 1987 г. была создана кафедра правосудия и прокурорского надзора, которая в 2013 г. была переименована в кафедру прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности. Основу коллектива кафедры на момент образования составили специалисты в области уголовно-процессуального права2, которые имели опыт практической работы в правоохранительных органах.

Вновь созданную кафедру возглавил Виктор Викторович Гаврилов, который обладал богатым опытом научно-педагогической деятельности и опытом работы в аппарате прокуратуры Саратовской области в должностях прокурора отдела общего надзора и старшего помощника прокурора области по надзору за следствием в органах госбезопасности. В.В. Гаврилов имел классный чин советника юстиции, неоднократно поощрялся Генеральным прокурором СССР, прокурорами РСФСР и Саратовской области3.

С 1997 г. кафедру возглавлял кандидат юридических наук, профессор, Почетный работник прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ Александр Федорович Соколов. На всем протяжении руководства кафедрой А.Ф. Соколов осуществлял научно-исследовательскую деятельность, он — автор более 110 научных, учебных и учебно-методических работ. Под его руководством успешно были защищены кандидатские диссертации по специальности 12.00.11 «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности». В содержание специальности 12.00.11 включается исследование основ правоприменительного з механизма, вопросы организации суда и судебной системы, прокуратуры и иных ? правоохранительных органов, организация деятельности адвокатуры, разграни-3 чения компетенции и взаимодействия между ними и другими государственными | и негосударственными структурами.

I Важными направлениями в рамках указанных областей исследования по дан-

| ной специальности являются предмет и методы правового регулирования, дея-! тельности и устройства судов, прокуратуры, иных правоохранительных органов § и адвокатуры, способов совершенствования правоприменительного механизма | в целом и отдельных его компонентов, изучение отечественного исторического | опыта в рассматриваемой сфере и опыта зарубежных стран4. Достижение фор-'I мулы специальности наиболее эффективно в случае взаимодействия с учеными | ведущих научных школ.

| Следует отметить, что А.Ф. Соколов успешно проводил работу по пополнению

состава кафедры новыми научными кадрами, учеными, защитившимися по иным специальностям, что, в свою очередь, благоприятно влияет на качество, § полноту, всесторонность научно-исследовательской деятельности и преподавае-§ мых дисциплин, непосредственно оказывая влияние на студента и процесс его 1 становления как юриста.

| В 2016 г. произошла реорганизация кафедры, в результате чего при сохранении

приоритетности прокурорского надзора оптимизировались новые направления научных изысканий в сфере предупреждения преступлений, что и повлекло переименование кафедры в кафедру прокурорского надзора и криминологии.

Современное развитие кафедры прокурорского надзора и криминологии характеризуется разнообразием тематики научных исследований, что обуслов-124 лено тем, что кафедра обеспечивает преподавание широкого круга дисциплин:

«Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор», «Криминология», «Правовые основы правоохранительной службы в Российской Федерации», «Современные криминологические проблемы и пути их решения», «Работа органов прокуратуры по укреплению законности и правопорядка» и др. Разнообразие учебных дисциплин предполагает постоянную научно-исследовательскую деятельность по своему объекту исследования и его взаимодействия с различными объектами исследования в иных сферах правоотношений. В процессе преподавания вышеназванных дисциплин необходимы в т.ч. и специальные научные разносторонние знания для их интеграции в разработку положений, направленных на повышение качества и эффективности обучения юристов, будущих работников правоохранительных органов.

Определяющим началом успешного осуществления практически любой деятельности является научное осмысление и обоснование, что в целом реализуется научными сообществами. Одним из составляющих данного понятия является научная школа, которая представляет собой объединение ученых, создающих и распространяющих новые знания, имеющих в основе единые научные традиции, и обладающие способностью к самопроизводству5. К числу существенных черт, присущих научным школам, в специальной литературе называют следующие: единый объект научной деятельности;

способность к генерированию нового знания, позволяющего выделить данную школу среди других сообществ;

авторские технологии создания и распространения новых знаний; проявление элемента саморазвития, в основе которого лежит обмен идеями как внутри одного поколения, так и между учителями и учениками; ш

ой п

признание со стороны других научных направлений6. и

Существуют различные классификации видов научных школ. Так, в специ- п

альной литературе представлены: о

школа-направление в науке (определяется через общую парадигму научной О

деятельности); О

п

школа-образовательная система (определяется через общую базу подготовки а к исследовательской деятельности); |

школа-производственная система (определяется через совместную исследо- О вательскую деятельность); ю

школа-инкубатор (определяется через общность научной идеологии: миро- |

воззрение, традиции, нормы и ценности) 7. К

В настоящее время в Саратовской юридической академии действуют научные а

школы, в рамках которых сложившиеся коллективы, объединенные работой |

по общему направлению, осуществляют совместную научную деятельность. ||

Определяющим фактором в их объединении выступает парадигма, которая была №

заложена основателем течения. Наш вуз всегда славился научными традициями, 1

которые соблюдаются и сегодня. )

На кафедре прокурорского надзора и криминологии специфика преподавае- б мых дисциплин предполагает активное взаимодействие преподавателей кафедры и представителей научных школ других вузов. Так, например, в коллектив кафедры успешно влились ученики доктора юридических наук, профессора, Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации, действительного члена

Российской Академии естественных наук — Ивана Николаевича Сенякина. 125

Профессор И.Н. Сенякин является руководителем научной школы «Система российского законодательства: состояние и перспективы развития». На кафедре представлены ученики доктора юридических наук, заслуженного профессора МГУ, заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного юриста РСФСР, Почетного работника прокуратуры — Николая Павловича Яблокова. Профессор Н.П. Ябло-ков является ярким представителем научной школы «Юридические науки» (МГУ им. М.В. Ломоносова).

Преподаватели кафедры прокурорского надзора и криминологии, осуществляя научно-исследовательскую деятельность, активно участвуют в научных конференциях и круглых столах, посвященных актуальным направлениям деятельности как органов прокуратуры, так и иных правоохранительных органов в сфере укрепления законности и правопорядка; публикуют научные труды, в которых происходит обмен информацией, ее осмысление и анализ, постановка проблем и поиск оптимальных вариантов решений, сопровождаемый научным обоснованием. В публикациях и дискуссиях обсуждаются вопросы, которые могут находиться на стыке нескольких отраслей права. Такое взаимное обогащение знаниями и идеями способствует росту научного потенциала кафедры, обеспечивая тем самым учебный процесс, в ходе которого формируются высокопрофессиональные кадры для практической работы в правоохранительных органах.

Успешная реализация стоящих перед правоохранительными органами задач по обеспечению правопорядка и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства возможны только на основе высокого профессионализма, способности принимать грамотные решения и принципиально отстаивать свою позицию в соответствии законом, что является одним из важнейших условий обеспечения эффективности деятельности правоохранительных органов в современных условиях.

1 См.: Ведомости ВС СССР. 1987. № 25, ст. 349.

2 См.: Энциклопедия нашей жизни: СЮИ — 1931 СГАП — 2006. Саратов, 2006. С. 114.

3 Официальный сайт прокуратуры Саратовской области. URL: www.sarprok.ru (дата обращения: 09.06.2016).

4 Паспорт специальности 12.00.11 «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности» // Официальный сайт Высшей Аттестационной Комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. URL: www.vak.ed.gov.ru (дата обращения: 15.06.2016).

5 См.: Устюжанина Е. В., Евсюков С.Г., Петров А.Г., Казанкин Р.В., Дмитриева М.Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности. М., 2011. С. 3.

6 См., например: Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке: сборник статей / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штейнера. М., 1977; Шестак Н.В., Астанина С.Ю. Роль научных школ в подготовке молодых ученых. URL: www.muh.ru (дата обращения: 09.06.2016).

7 См.: Устюжанина Е. В., Евсюков С.Г., Петров А.Г., Казанкин Р.В., Дмитриева М.Б. Указ. раб. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.