Научная статья на тему 'Актуальные направления современной педагогической деятельности: инновационные технологические инструменты'

Актуальные направления современной педагогической деятельности: инновационные технологические инструменты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТЕХНОЛОГИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / MODERN TECHNOLOGICAL TOOLS / TECHNOLOGIZED TRAINING / INTERACTIVE TRAINING / INTERNET TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Светлана Петровна

В статье представлены существующие подходы к изучению современных технологических инструментов как способа инновационного преобразования педагогической действительности, одним из механизмов которого на современном этапе развития общества является применение информационных технологий. При этом важно иметь информацию о том, как использовать инновационные технологии в учебном процессе и с их помощью научить будущих специалистов профессиональным компетенциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN CONTEMPORARY PEDAGOGICAL ACTIVITIES: INNOVATIVE TECHNOLOGICAL TOOLS

The article presents the existing approaches to the study of modern technological tools as a way of innovative transformation of pedagogical reality, one of the mechanisms of which at the present stage of development of society is the use of information technologies. It is important to have information on how to use innovative technologies in the educational process and with their help to teach future professionals professional competencies.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления современной педагогической деятельности: инновационные технологические инструменты»

знания. И, следовательно, это не даст им до конца сформировать себя как специалиста, который сможет быстро сориентироваться в любой профессиональной ситуации и с легкостью найти правильное решение.

Заключение

На данный момент немногие преподаватели вузов придерживаются такого подхода, хотя большинство студентов считают, что индивидуальный подход в обучении сможет повысить их успеваемость. Зачастую педагог оценивает количественный показатель знаний студентов, в то же время многие студенты настаивают на качественной оценке своих знаний. Индивидуальный подход позволит адаптировать процесс обучения к каждому студенту, а значит, в полной мере позволит раскрыться его внутренним возможностям, подготовит к будущей профессиональной деятельности, поможет сформировать необходимые знания, умения навыки и компетенции. Индивидуализация может стать толчком для активации познавательной деятельности многих обучающихся.

Библиографический список

1 Баранова Ю. Ю. Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Ю. Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 1. -

С. 123-129.

2 Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении / А. А. Бударный // Советская педагогика. - 1965. - № 7. -С. 51-56.

3 Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. - Москва : Педагогика, 1990. - 192 с.

References

1 Baranova Yu. Yu. Individualizatsiya obucheniya: vozmozhnosti i resursy v aspekte vvedeniya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2012. No.1, pp. 123-129.

2 Budarnyy A. A. Individual'nyy podkhod v obuchenii. Sovetskaya pedagogika. 1965. No. 7, 51-56 pp.

3 Unt I. E. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya. Moscow: Pedagogika. 1990. 192 p.

УДК 371.321:004 С.П. Миронова

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация. В статье представлены существующие подходы к изучению современных технологических инструментов как способа инновационного преобразования педагогической действительности, одним из механизмов которого на современном этапе развития общества 82

является применение информационных технологий. При этом важно иметь информацию о том, как использовать инновационные технологии в учебном процессе и с их помощью научить будущих специалистов профессиональным компетенциям.

Ключевые слова: современные технологические инструменты, технологизиро-ванное обучение, интерактивное обучение, интернет-технологии.

S. P. Mironova

Russian state vocational pedagogical University, Yekaterinburg

CURRENT TRENDS IN CONTEMPORARY PEDAGOGICAL ACTIVITIES: INNOVATIVE TECHNOLOGICAL TOOLS

Abstract. The article presents the existing approaches to the study of modern technological tools as a way of innovative transformation of pedagogical reality, one of the mechanisms of which at the present stage of development of society is the use of information technologies. It is important to have information on how to use innovative technologies in the educational process and with their help to teach future professionals professional competencies.

Keywords: modern technological tools, technologized training, interactive training, Internet technologies.

Использование принципиально новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности, инновационный менеджмент, технологизация обучения, широкое использование информационных технологий в образовательном процессе, учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении, освоение и внедрение внешнего инновационного опыта и проектирование авторского инновационного эксперимента - вот актуальные направления инновационной педагогической деятельности, связанной с освоением широкого спектра новшеств.

Научная новизна заключается в необходимости рассмотреть существующие подходы к изучению современных технологий в сфере образования как способов инновационного преобразования педагогической действительности и предложить теоретико-методологическое обоснование процесса получения новых знаний с помощью инновационных технологий, описать возможности их применения на практике.

Для современного человека уровень образованности включает в себя определенный набор социокультурных ценностей, теоретических знаний и практических навыков. Посредством технологизации знаний получает социальное выражение отношение людей к организации своей деятельности, направленной на реализацию

поставленных задач и целей. Технологичность учебного процесса предполагает технологизи-рованное обучение, реализованное в учебных ситуациях, когда достижение целей и задач на каждом этапе обучения проверяется разработанными измерительными процедурами, использованием разнообразных способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, гарантированным достижением намеченного результата. Образовательная технология — это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей [3].

Происходящая в современном мире «новая промышленная революция» приводит к тому, что в образовании возникает новая система технологий, в том числе гуманитаризация знаний, системный подход, переход с одной ступени образования на другую, одновременное обучение в различных учебных заведениях, либо в разных точках мира, совмещение образования с периодами трудовой деятельности, выбор компетенций из предлагаемых учебным заведением модулей.

Включение России в Болонский процесс привело к разрушению традиционной национальной составляющей российской системы образования, которая считалась одной из лучших в мире [4, с. 487]. В условиях реформирования высшего образования растет конкуренция между вузами, при этом использование современных образовательных технологий становится преимуществом.

Овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным культурным приоритетам [5, с. 144]. Классические оценки перестали являться адекватным критерием при трудоустройстве, работодатель хочет знать, какими практическими умениями и навыками, а также профессиональными и специальными компетенциями, которые легли в основу выбранной профессии, обладает вчерашний студент. Компетенция - базовое качество индивида, влияющее на эффективность и качество выполняемой им деятельности (Л. Спенсер, С. Спенсер).

При компетентностном подходе к образованию данное качество является базой для формирования готовности человека к эффективной жизнедеятельности. С одной стороны, в условиях изменившейся ситуации на рынке труда практические навыки сотрудника, его психологическая готовность к выполнению профессиональных обязанностей выходят на первый план. С другой стороны, происходит и переоценка образовательного процесса самими студентами: пассивное обучение перестает быть для студентов интересным, перспективным и востребованным. Специалисты в области педагогики и психологии высшей школы отмечают тот факт, что начинается переход к так называемой монетизации знаний - будущие выпускники хотят изучать то, что реально будет приносить им отдачу, то есть хорошо оплачиваться [6].

Современные педагогические технологии обучения включают предметно-ориентированные технологии обучения (обеспечивающие высокий уровень предметных знаний), технологии личностного ориентированного образования (педагогическая мастерская, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование), диалоговые технологии обучения, игровые технологии, компьютерные технологии [2, с. 3]. В их числе современные технологические инструменты:

- активные и интерактивные формы аудиторных занятий: деловая игра, ролевая игра, органи-зационно-деятельностная игра, беседа, дискуссия, мозговой штурм, брифинг, тренинг, анализ ситуации профессиональной деятельности, кейс-метод, метод проектов, мастер-классы;

- использование интернет-технологий и компьютерных технологий: компьютерные презентации, выход в интернет на занятии, работа с базами данных, статистическими программами, просмотр на занятии аудиовидеоматериалов по теме, компьютерная проверка знаний (тестирование), электронное учебное пособие, учебник, электронная почта для общения со студентами (получение и отправка заданий, ответы на вопросы, консультации и др.); онлайн-общение со студентами.

Каждая из педагогических технологий имеет свою особенность, в пределах которой происходит развитие личности обучающегося. Студенты проявляют больший интерес к теме занятия и активнее работают, получая больше практических навыков, больше информации, при этом лучше усваивают материал и учатся работать в команде.

Использование инновационных технологических инструментов тесно связано с различными формами внеаудиторной самостоятельной работы, среди которых выделяются подготовка и написание рефератов, эссе на заданные темы; подготовка докладов, выступлений, дискуссии; работа с первоисточниками и научными журналами; решение ситуационных, проблемных и других задач; составление аннотированного списка статей по проблеме, подготовка тематических обзоров по периодике; написание рецензии на статью, доклад, выступление; самотренинг; работа с базами данных; изучение официальной, статистической, научной информации; разработка проектов; проведение самоконтроля, например, в форме компьютерного тестирования, самодиагностика своих знаний; подготовка к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, научных конкурсах; участие в научных исследованиях кафедры, научного руководителя, выполнение микроисследований; оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, плакатов и буклетов, наглядных пособий, макетов, слайдового сопровождения докладов с использованием компьютерных технологий; разработка сценариев ролевых (деловых) игр, оформление их результатов; подготовка глоссариев, кроссвордов.

Применение интернет-технологий для педаго-

83

гического и научного взаимодействия, групповой работы специалистов, неформальных и формальных профессиональных контактов способствует осуществлению вербальной коммуникации, «в основе которой лежит концептуальное взаимодействие, т.е. взаимная активация соответствующих структур знания в виде сформированных на основе различных типов знания смыслов» [1, с. 11]. Преподаватели с помощью интернета включаются в социальную паутину. Как утверждает М. Маклюэн [7, с. 6], интернет помогает создать новое общество, объединяя всех людей из разных стран мира в единую «глобальную деревню». При этом, чем активнее используются информационно-коммуникативные технологии, тем продуктивнее профессиональная деятельность.

Современная педагогическая коммуникация осуществляется при помощи таких интернет-технологий, как телеконференции, веб-форумы, чат-занятия, вебинары. Данные технологии дают возможность децентрализовать учебную деятельность, сделать ее максимально индивидуальной. А сама профессиональная компьютерно-опосредованная коммуникация позволяет обогащать собственные знания за счет знаний и опыта других участников научных дискуссий и семинаров, а также соотнести свое мнение с мнением коллег и учеников [5].

Преподаватель должен иметь навыки использования компьютерных программ для создания презентаций, компьютерных программ тестирования, прикладных статистических программ, электронной почты, программ общения в онлайн-ре-жиме, специальных компьютерных программ для проведения научных исследований.

Новой идеей является так называемое «сетевое обучение», предполагающее развитие обменных программ как с другими учебными заведениями, так и с зарубежными партнерами.

Сложилась система нетрадиционных занятий: интегрированные учебные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований (турнир, бой); занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, исследование); занятия, основанные на имитации публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача); занятия с нетрадиционной организацией учебного материала (урок мудрости, презентация); занятие с использованием фантазии (урок-сказка); занятия, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте); занятия, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие). Таким образом, в ходе данных занятий на первый план выдвигается взаимосвязь между деятельностью преподавателя и обучающихся.

Современная образовательная практика остро ставит проблему использования педагоги-84

ческих технологий в профессионально-образовательном пространстве. Разрабатывая новые образовательные программы, преподаватели сталкиваются с огромным разнообразием технологий и методов: от лекций и семинаров до кейсов и деловых игр, от тренингов до мозговых штурмов. При этом необходимо принять во внимание, что с другой стороны, преподаватели сталкиваются с отсутствием информации о том, с какой целью лучше всего использовать те или иные инновационные технологии, как их применить в учебном процессе, как с их помощью научить будущих специалистов профессиональным компетенциям.

Таким образом, современное управление знаниями не должно ограничиваться внедрением новых информационных технологий. Нельзя недооценивать в современном мире роль инновационных интерактивных технологий в образовательном процессе.

Библиографический список

1 Болдырев Н. Н. Интерпретирующая функция языка // Вестник Челябинского государственного университета. -2011. - № 33. - С. 11-16.

2 Горбич О. И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе / О. И. Горбич. -

Текст : электронный // rus.1sept.ru : [сайт.]. - Первое сентября. Русский язык. - 2009. - №№ 17-24. - URL: http:// rus.1september.ru. (дата обращения: 19.07.2019).

3 Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: пособие к спецкурсу для высш. пед. учеб. заведений, институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования / М. В. Кларин. - Москва : Арена, 1994. - 222 с.

4 Плещёв А. М. Болонский процесс в России: путь к развитию или «расстрел» российского образования // Творческий универсум русской культуры /А. М. Плещёв; Мин.-во образования и науки России, Урал. ин-т бизнеса им. А. И. Ильина, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького [и др.]; [науч. ред.: В. И. Копалов]. - Екатеринбург : [Изд-во УрГУ], 2008. - С. 487-500.

5 Романов Ю. И. Человек и его профессиональная культура // Ю. И. Романов. Культурология. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 205 с. - С. 142-144.

6 Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособ. / Ф. В. Шарипов. - Москва : Логос, 2013. - 446 с.

7 McLuhan Marshal. Understanding Media: Gingko Press. 2003. 396 p.

References

1 Boldyrev N. N. Interpreting function of language. Bulletin of Chelyabinsk state University. 2011. No. 33. pp. 11-16.

2 Gorbich O. I. Modern pedagogical technologies of teaching Russian at school. First of September. Russian. 2009.

NoNo. 17-24. URL: http://rus.1september.ru. (data obrashcheniya: 19.07.2019).

3 Klarin M. V. Innovacionnye modeli obucheniya v zarubezhnyh pedagogicheskih poiskah: Posobie k speckursu dlya vyssh. ped. ucheb. zavedenij, institutov usovershenstvovaniya uchitelej, povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Moscow: Arena. 1994. 222 p.

4 Pleshchyov A. M. Bolonskij process v Rossii: put' k razvitiyu ili «rasstrel» rossijskogo obrazovaniya. Tvorcheskij universum russkoj kul'tury. Yekaterinburg: Izd-vo UrGU. 2008, pp. 487-500.

5 Romanov Yu. I. Chelovek i ego professional'naya kul'tural. Kul'turologiya. Sankt-Peterburg: Piter. 2008, pp.142-144.

6 Sharipov F. V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. Ucheb. posob. Moscow: Logos. 2013. 446 p.

7 McLuhan Marshal. Understanding Media: Gingko Press. 2003. 396 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.