Научная статья на тему 'Актуальные направления социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации'

Актуальные направления социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
455
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТEENAGERS / SOCIALIZATION / PREVENTION / PEDAGOGICAL SUPPORT / VOLUNTEER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стукалова О.В., Береговая Е.Б.

В статье раскрываются современные направления педагогического сопровождения подростков. Авторы опираются на результаты исследования, посвященного вопросам социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В статье представлены результаты многолетней апробации образовательно-просветительской программы благотворительного фонда «Образ жизни» «Школа позитивных привычек» в различных регионах России. Эта программа раскрывает эффективные направления социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, тематику и содержание деятельности, которая способна раскрыть заложенные в них способности как востребованные окружающим миром. Сделан вывод о том, что социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает такие направления, как просвещение подростков в сфере волонтерской деятельности; активная позитивная коммуникация. Такая коммуникация обязательно должна иметь деятельностный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL DIRECTIONS OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The article reveals the modern directions of adolescents’ pedagogical support. The authors rely on the results of the adolescents in difficult situations socialization study. The article presents the testing results of the charity foundation “Way of life” educational program “School of Positive Habits” in various regions of Russia. This program reveals the effective directions of adolescents in difficult situations socialization, topics and content of activities that are able to reveal their abilities as claimed by the world. It is concluded that the adolescents in difficult life situations socialization includes such areas as: enlightenment of adolescents in the field of volunteering; active positive communication. Such communication must necessarily have an active character. The article was written with the support of the Presidential Grants Fund (application No. 18-1-017694).

Текст научной работы на тему «Актуальные направления социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации»

УДК 377

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

О.В. Стукалова, Е.Б. Береговая1

1 Статья написана при поддержке Фонда президентских грантов (заявка № 18-1-017694)

Аннотация. В статье раскрываются современные направления педагогического сопровождения подростков. Авторы опираются на результаты исследования, посвященного вопросам социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В статье представлены результаты многолетней апробации образовательно-просветительской программы благотворительного фонда «Образ жизни» - «Школа позитивных привычек» в различных регионах России. Эта программа раскрывает эффективные направления социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, тематику и содержание деятельности, которая способна раскрыть заложенные в них способности как востребованные окружающим миром. Сделан вывод о том, что социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает такие направления, как просвещение подростков в сфере волонтерской деятельности; активная позитивная коммуникация. Такая коммуникация обязательно должна иметь деятельностный характер.

Ключевые слова: подростки, социализация, профилактика, педагогическое сопровождение, волонтерская деятельность.

ACTUAL DIRECTIONS OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

O. Stukalova, E. Beregovaya

Abstract. The article reveals the modern directions of adolescents' pedagogical support. The authors rely on the results of the adolescents in difficult situations socialization study. The article presents the testing results of the charity foundation "Way of life" educational program - "School of Positive Habits" in various regions of Russia. This program reveals the effective directions of adolescents in difficult situations socialization, topics and content of activities that are able to reveal their abilities as claimed by the world. It is concluded that the adolescents in difficult life situations socialization includes such areas as: enlightenment of adolescents in the field of volunteering; active positive communication. Such communication must necessarily have an active character. The article was written with the support of the Presidential Grants Fund (application No. 18-1-017694).

Keywords: тeenagers, socialization, prevention, pedagogical support, volunteer activities.

Актуальность разработки программ педагогического сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, определяется острой необходимостью профилактики девиантного и даже делинквентного поведения этой категории молодежи.

Трудная жизненная ситуация не только нарушает жизнедеятельность растущего человека, но и раскрывает его социальную беспомощность, неготовность к преодолению вызовов, которые он получает от социума. Среди наиболее значимых характеристик подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, выделим следующие:

- резкий негативизм вплоть до агрессии;

- злоупотребление различными психоактивными веществами (алкоголь, наркотики и др.);

- поведенческие изменения: сниженное настроение, утрата интереса к общению и

учебной деятельности, обесценивание собственных достижений, сверхкритичность к себе, сопровождаемое чувством одиночества, бесполезности, вины, пренебрежительное отношение к своему внешнему образу;

- негативные предпочтения в общении. Как известно, социализация подростков наиболее активно осуществляется в коммуникации в референтной группе, в которую, главным образом, включаются сверстники. От того, кого подростки выбирают в качестве своей референтной группы и Значимых взрослых, во многом зависят их поведенческая и жизнестроительная стратегии. Ведь в референтной группе создается система критериев оценки ситуации и других людей, что может вызвать даже переоценку ценностей и изменить сложившуюся иерархию морально-этических требований [9].

Как видим, в трудной жизненной ситуации

способен оказаться любой подросток, столкнувшись, например, с проблемами в школе или в кругу сверстников.

В связи с этим, важным представляется содействие продуктивной интеграции подростков в современный социум. Как доказывают результаты многолетней апробации

образовательно-просветительской программы благотворительного фонда «Образ жизни» -«Школа позитивных привычек» в различных регионах нашей страны, наиболее значимым педагогическим потенциалом в социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, является деятельность, способная раскрыть заложенные в них способности как востребованные окружающим миром.

Эта деятельность, следовательно, должна иметь социально направленный характер и быть одновременно творчески наполненной, воодушевляющей.

В ходе реализации программы были проведены опросы подростков (опрошено 320 обучающихся 5 - 9 классов общеобразовательных школ гг. Москвы, Калуги, Ульяновска), посвященные определению досуговых предпочтений подростков.

Вот некоторые результаты опросов: 51% подростков, участвовавших в опросе, ответили, что в свободное время «играют в компьютер»; 32% подростков «смотрят видео и переписываются с друзьями»; 17% занимаются в спортивных кружках и художественных студиях.

В принципе, это достаточно типичная картина распределения выбора занятий для досуга у современных подростков [2, с.128-131]. Но в этой структуре мы не видим не только упоминания о чтении, но и ни одного упоминания о волонтерской деятельности, о помощи близким по дому, об участии в каких-либо благотворительных акциях и проектах.

Опрос подростков, являющихся

воспитанниками детских социальных учреждений Смоленской, Ивановской областей,

Ставропольского края, т.е. подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, показал, что часть подростков - около 11% -ответили на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?»: «ничем».

Этот ответ уже настораживает, свидетельствует об опасной тенденции апатии, безделья, или скрытности, даже лжи.

Между тем, исследование показало, что 37% подростков хотели бы участвовать в какой-либо посильной полезной социально значимой деятельности. Среди упомянутых в ответах ярких событиях года были названы выступления с

концертами в доме престарелых, участие в благотворительной ярмарке, тимуровская помощь пожилым одиноким людям, живущим в соседнем с детским домом-интернатом поселке, и многое другой. Такая разница в ответах на вопросы о предпочтениях в досуге подтверждает необходимость продуманной и интересной содержательно деятельности по вовлечению подростков в волонтерские отряды с различными направлениями помощи [1].

Сущность социально значимой деятельности подростков заключается не только в трансформации растущим человеком самого себя, но и в возникновении новых смыслов, определяющих саморазвитие личности. Глубокие идеи воспитания личности в социально полезной деятельности заложены в трудах классиков отечественной педагогики - А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского. Педагогические аспекты этих подходов к социализации подростков поддержаны результатами психологических исследований. Так, в работах В.Н. Мясищева находим важный постулат о том, что «моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой» [5, с.22].

В центре внимания исследователей -закономерности социализации, ее характер, содержание, возможности педагогического сопровождения, т.е. вопросы различных механизмов - технологий, методик, приемов, педагогических ситуаций, а также диагностики уровня социализации и факторов влияния на ее развитие [6;7].

Изучение сущности процессов социализации подростков, в целом, показывают, что наиболее важны следующие факторы:

1) степень вовлеченности личности в актуальную для нее социокультурную ситуацию;

2) готовность к активному участию в реальной социальной практике;

3) эмоциональная устойчивость и способность противостоять возникающим сложностям в коммуникации;

4) умение конструктивно решать различные проблемы жизненного пути.

Таким образом, в совокупности, все эти факторы соответствуют выдвигаемому предположению о педагогических возможностях активизации социально значимой деятельности подростков.

Безусловно, это сложный

многокомпонентный процесс, который осуществляется поэтапно. Лозунги и призывы в

данном случае не подходят. Подростки, особенно подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, крайне недоверчивы и скептичны. Выше уже отмечался свойственный им негативизм.

Моделирование педагогического

сопровождения, определяющего механизмы социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, учитывает, что подростки, несмотря на свой юный возраст, также способны активно влиять на общественную ситуацию.

Важно, чтобы процесс социализации не был хаотичным, спонтанным и оказался под влиянием дезадаптирующих элементов.

В ходе вовлечения в деятельность, в которой подросток должен отрешиться от своего эгоизма, зацикленности на собственных проблемах и обратить внимание на тех, кто более нуждается в поддержке и помощи, он проходит несколько этапов и даже несколько состояний.

Каковы эти этапы? В исследовании, проведенном в рамках реализации программы «Школа позитивных привычек», были выделены следующие шаги:

- этап просвещения. На этом этапе важно раскрыть для подростков возможности социально значимой деятельности, делать это с максимальным эмоциональным подъемом, оптимизмом. На занятиях рекомендуем опору на диалоговый подход, проблематизирующие ситуации, поддержку творческого самовыражения подростков;

- этап выбора сущности, формата и вида социально значимой деятельности. Возможно, что на этом этапе подростки могут проявлять и апатию, и даже враждебность, вызванную эмоциональным шоком от предстоящего жизненного поворота, когда из позиции «принимающего» заботу взрослых, т.е. потребителя, подросток должен встать на позицию «дающего» эту заботу, причем дающего бескорыстно [8]. На этом этапе иногда возникает отрицательное отношение к самой идее волонтерства, к культуре взаимопомощи. Отмечаем, что в этой ситуации подросткам важно оказать профессиональную психологическую поддержку, помочь им сделать конструктивный выбор, найти в себе силы на духовное совершенствование;

- на этапе включения в социально значимые проекты, как доказывает практика, эмоциональный настрой подростков на участие в активной групповой и даже коллективной деятельности восстанавливается. А.С. Макаренко считал важнейшим условием формирования

нравственной сферы личности участие в жизни коллектива [4].

На этом этапе исчезают проявления негативизма, и формируются представления о своих возможностях, растет самооценка, открывается стремление к самопознанию. На этом этапе также создаются условия для самоидентификации и включения подростка в позитивные социальные отношения, освоения системы гуманистических ценностей. Это подчеркивают многие современные

исследования. В работах Т.Е. Конниковой доказываются, что «...участие детей в делах на благо других, преодоление вместе трудностей и переживание общих достижений, сотрудничество с другими коллективами ради общей цели» является основой становления гуманистических отношений [3, с.36].

Исходя из этого, социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает такие направления, как:

- просвещение подростков в сфере волонтерской (добровольческой) деятельности и возможности самопроявления личности в процессе участия в различных проектах и акциях, имеющих социальную значимость;

- активная позитивная коммуникация, значимая и для социально ориентированной деятельности, и для развития личного коммуникативного опыта, и для выстраивании конструктивной коммуникативной ситуации в коллективе. Такая коммуникация обязательно должна иметь деятельностный характер.

Среди основных принципов педагогического сопровождения социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы выделяем системность, целостность,

динамичность, непрерывность и устойчивость.

Педагогическое сопровождение, связанное с поддержкой социализации подростков, прежде всего, направлено на:

- формирование ценностных установок и гуманистических мировоззренческих позиций личности;

- профилактику негативизма;

- содействие творческой социально значимой самореализации подростков.

Реализация этих направлений позволяет преодолевать ценностно-нормативную

эклектичность жизненных позиций подростков, которая значительно затрудняет успешность и позитивный характер их социализации.

Выстраивание системного педагогического сопровождения социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает несколько векторов:

1. Мониторинг проблем в процессе социализации конкретных подростков, что предполагает изучение ценностных ориентаций и характер отношения подростка к окружающему миру, социокультурной реальности. В данном случае важно раскрыть для подростков рефлексию в осознании собственной определяющей роли в достижении жизненных целей; оценке своего влияния на коллектив. Отметим, что это касается даже младших подростков.

Приведем некоторые результаты

исследования структуры ценностных ориентаций, проведенного в рамках проекта. Знание, образование, свобода, семья, любовь - именно эти ценности назвали наиболее важными от 86% опрошенных подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Разработка технологий и методик организации педагогического сопровождения

подростков. В этом процессе большую роль играет развитие мотивации подростков к освоению устойчивых ценностных ориентаций, социальной ответственности и гражданской идентичности.

Заключая обзор актуальных направлений педагогического сопровождения социализации подростков, отмечаем, что этот сложный многокомпонентный процесс осуществляется в быстро меняющейся и подчас агрессивной информационной среде. Это порождает множество рисков в дезадаптации, росте цинизма и негативизма подростков. Очевидно, что перед педагогами стоит задача эффективной поддержки социализации подростков, направленной на выработку таких качеств, как инициативность, социальная ответственность, готовность к осознанному и позитивному жизнестроительству, устойчивость и стойкость.

1. Береговая Е.Б. Развитие социокультурных инициатив как приоритетное направление образовательных программ некоммерческих организаций: основы и перспективы / Е.Б. Береговая // Инициативы 21 века. - 2016. - № 3-4. - С. 97-100.

2. Герасимова И.А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ / И.А. Герасимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -М., 2014. - № 3(59). - С. 128-131.

3. Конникова Т.Е. Отношения между детьми в школьном коллективе / Т.Е. Конникова // Социальная психология личности. - М.: Знание, 1974. - С. 32-44.

4. Макаренко А.С. Доклад в Украинском научно-исследовательском институте педагогики. Собрание сочинений в семи томах: т. 5 / А.С. Макаренко. - М.: АПН РСФСР, 1958. - С. 325-341.

5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1960. - 427 с.

6. Юдина А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга / А.И. Юдина // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск; Барнаул. - 2013. - № 4(41). - С. 215-218.

7. Berry J.W. Psychology of acculturation // J. Berman (Ed.) Cross-Cultural Perspectives. Lincoln, 1990.

8. Oberg К. Culture Shock and Problems of Adjustment // Journal of Practical Antropology, 1958. - № 7. - Р. 117-189.

9. Stukalova O.V. The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art // Espasios, 2017. Vol. 38 (N 56). - P. 33.

Сведения об авторах:

Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГБНУ ИХОиК РАО, e-mail: stukalova@obrazfund.ru

Береговая Елена Борисовна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, директор Благотворительного фонда содействия развития социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», член Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, e-mail: bereg444@mail.ru

Data about the authors:

O. Stukalova (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief Research Fellow, Federal State Budget Scientific Institution "Institute of Art Education of the Russian Academy of Education", e-mail: stukalova@obrazfund.ru

E. Beregovaya (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, director of the Charitable Foundation for the Promotion of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of life", member of the Public Council under the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, member of the Council under the Government of the Russian Federation on issues of trusteeship in the social sphere, e-mail: bereg444@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.