производных глицирризиновой кислоты. // Биоорган. химия. - 2004. - Т.30. - С. 61-67.
18. Hoever G., Baltina L.A., Michaelis M., Kon-dratenko R., Baltina L.A. (jr), Tolstikov G.A. Antiviral activity of Glycyrrhizic acid derivatives against SARS-Coronavirus. // J. Med. Chem. - 2005. V. 48. - P. 12561259.
19. Lin J.C., Cherng J.M., Hung M.S., Baltina L.A., Baltina L.A., Kondratenko R.M. Inhibitory effects of some derivatives of Glycyrrhizic acid against Epstein-Barr virus infection: Structure-activity relationships. // Antiviral Res. - 2008. - V. 79. - P. 6-11.
20. Baltina L.A., Zarubaev V.V., Baltina L.A., Orshanskaya I.A., Fairushina A.I., Kiselev O.I., Yunusov M.S. Glycyrrhizic acid derivatives as influenza A/H1N1 virus inhibitors. // Bioorg. Med. Chem. Lett. - 2015. - V.25. - P.1742-1746.
21. Baltina L.A., Jr., Stolyarova O.V., Baltina L.A., Kondratenko R.M., Fedorova V.A., Orshanskaya Ya.A., Zarubaev V.V. New amino-acid conjugates of
Glycyrrhizic acid. // Chem. Nat. Prod. - 2014. - V. 50.
- P. 317-320.
22. Baltina L.A., Kunert O., Fatykhov A.A., Kondratenko R.M., Spirikhin L.V. High Resolution 1H and 13C NMR of Glycyrrhizic acid and its esters. // Chem. Nat. Compd. - 2005. - V. 41. - P. 432-435.
23. Петров Р.В. Иммунология. М.: Медицина, 1982. - 368 с.
24. Гордон Дж., Форд Р.А. Спутник химика, M.: Мир, 1976. - 541 c.
25. Столярова О.В., Балтина Л.А. (мл.), Михайлова Л.Р., Габбасов Т.М., Балтина Л.А., Толстиков Г.А., Оптимизация метода получения моноаммонийной соли глицирризиновой кислоты из корней солодки уральской (GlycyrrhizauralensisFisher) сибирских популяций. // Химия в интересах устойчивого развития. - 2008.
- T. 16. - C. 571-576.
26. Беленький М.Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта. Л.: Медгиз, 1963. - 151 с.
АКТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ _БИЗНЕСА._
Карева Нина Николаевна,
докт. фарм. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России, профессор кафедры управления и экономики фармации, г. Санкт-Петербург Швецова Валерия Дмитриевна, заочный аспирант 1-го года обучения, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России, г. Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ.
Социальная ответственность обеспечивает наряду с другими факторами выживаемость и сбалансированное, устойчивое развитие бизнеса в долгосрочной перспективе посредством гармонизации интересов собственников, общества, государства и других групп влияния.
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность.
ABSTRACT.
Social responsibility provides along with other factors viability, well balanced development and long-term sustainability of business through the coordination of business-owners' benefit as well as interests of society, government and other stakeholders.
Keywords: social responsibility of business, corporate social responsibility.
Цель настоящего исследования - изучение теоретических основ социальной ответственности бизнеса (СОБ). Использованы метод теоретического исследования (анализ), дедукции, а также логический и структурный.
В основе идеологического обоснования ответственности производителей товаров и услуг перед обществом в далекие времена нередко лежали религиозные идеи.
В частности, в притчах Соломоновых, отмечается, что «лучше немного с правдою, нежели много прибытков с неправдою» [2].
Первые ростки концепции социальной ответственности предпринимателей появились в конце XIX - начале XX в., когда в США, в ведущих странах Европы, в том числе и в дореволюционной России начался бурный рост филантропии и благотворительности.
Следует отметить, что у теории социальной ответственности бизнеса с самого начала ее зарождения появились не только сторонники, но и серьезные противники.
На рисунке 1 представлены модели СОБ, возникшие во второй половине XX века.
теория «корпоративного эгоизма»
КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
теория «разумного эгоизма»
теория «корпоративного альтруизма»
Рисунок 1. Концепции социальной ответственности бизнеса.
Теория «корпоративного эгоизма» была сформулирована в 1971 году противником социальной ответственности бизнеса, лауреатом Нобелевской премии М. Фридманом: «...в обществе есть одна и только одна социальная ответственность бизнеса, заключающаяся в использовании его ресурсов и осуществлении деятельности, направленной на увеличение прибыли до тех пор, пока эта деятельность остается в рамках правил игры, то есть осуществляется в открытой и свободной конкуренции без обмана или мошенничества» [6].
Тем самым М. Фридман фактически называет социальной ответственностью бизнеса только мотив прибыли и его успешность. С его точки зрения, не следует отвлекаться на изучение, оценку и разрешение каких бы то ни было проблем общества, а следует непосредственно концентрироваться на своих прямых обязанностях - организации производства товаров и услуг. Согласно этой теории социальная ответственность бизнеса - это наращивание капитала, получение и увеличение прибыли и уплата налогов, которая является главной ответственностью бизнеса перед государством и обществом. Таким образом, выполняя свои прямые экономические функции бизнес обеспечивает работой членов общества, а эффективным распределением финансовых результатов бизнеса в виде налоговых сборов должно заниматься государство, тем самым выполняя одну из своих прямых задач.
Эта теория, как мы видим, отрицает суть социальной ответственности.
Основная идея теории «корпоративного альтруизма» предполагает, что бизнес должен максимально участвовать в решении общественных проблем, повышении качества жизни общества и его граждан, заботиться об окружающей среде, а не только о получении прибыли. Комитет буквально призывал корпорации вкладываться в улучшение качества жизни американских граждан.
Эта концепция направлена уже на выполнение общественных ценностей.
В начале 90-х годов прошлого века получила распространение в большинстве развитых стран Запада следующая теория - теория «разумного эгоизма», которая актуальна по сей день. Согласно концепции разумного эгоизма, социально ответственный бизнес ограничивает свои текущие прибыли, создавая предпосылки для успешного долгосрочного развития и формирования благоприятной социальной среды для работников и территории своей деятельности.
Данная теория уже сужена до территории своей деятельности и интересов собственных работников.
В конце 90-х годов прошлого века появилась еще одна теория - теория корпоративной социальной ответственности, концепция корпораций [1].
«Зеленая книга о корпоративной социальной ответственности» Европейского союза определяет ее как «.концепцию интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой».
В Зеленой книге также приведены критерии, которым должна соответствовать социально ответственная компания: «соблюдать законы и нормы общественной жизни; производить безопасные и надежные товары (услуги); устанавливать справедливые цены на выпускаемую продукцию; заботиться о безопасных условиях труда для своих работников, обеспечивать справедливое вознаграждение за труд; отказаться от участия в нечестной конкуренции и необоснованного ограничения конкуренции» [7].
Эта концепция говорит об интеграции социального и экологического развития организации.
Таким образом, из описанных моделей СОБ -одна отвергает саму суть СОБ, а три модели признают значение СОБ для успешного долгосрочного развития компании.
Для бизнеса социальная ответственность актуальна по двум причинам. Во-первых, в современных условиях бизнес в соответствии со своим предназначением рассматривает социальную ответственность сквозь призму потенциальных выгод. Примерами последних могут послужить развитие собственного персонала, что позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке, рост производительности труда в компании, улучшение имиджа компании, рост репутации, реклама товаров или услуг и как следствие стабильность и устойчивость развитие компании в долгосрочной перспективе. Во-вторых, бизнес как влиятельная сила не только учитывает факторы внешней и внутренней среды, но и активно влияет на их формирование и развитие. В этом смысле социальная ответственность рассматривается как действия, направленные на создание благоприятной социально-экономической среды хозяйствования [3].
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:
Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставления новых рабочих мест (расширение рабочего штата). Базовый уровень рассматривается как необходимое условие социальной ответственности.
Второй уровень предполагает осуществление социальных инвестиций внутренней направленности: обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».
Третий, высший уровень ответственности, имеет направленность на внешнюю среду, когда предприятие направляет часть средств на решение проблем региона присутствия (снижение уровня преступности, помощь людям с определёнными заболеваниями, организация досуга молодёжи и улучшение экологической обстановки), а также благотворительную деятельность [3].
В России теория и практика СОБ стала актуальна в XXI веке.
Понимание СОБ заложено в формулировку миссии Российского предпринимательского сообщества. Съездом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2004 г. была принята Социальная хартия, которая представляет собой «свод основополагающих принципов ответственной деловой практики, в котором прописаны взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, обозначены принципы, связанные с экологической безопасностью» [5].
Социальной хартией российский бизнес подтверждает приверженность принятому в мировой
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (49), 2018 практике пониманию корпоративной социальной ответственности.
«Социальная хартия направлена на содействие тому, чтобы:
- провозглашенные принципы стали частью корпоративных стратегий и повседневной деловой жизни;
- партнерство, взаимодействие и сотрудничество основных заинтересованных сторон в достижении социальных целей общества стали более эффективными» [5].
В 2012 году в Российской федерации вводится в действие национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности», в котором приведены ключевые термины и понятия, имеющие основополагающее значение для понимания социальной ответственности: «социальная ответственность - ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения» [4].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что тема социальной ответственности бизнеса развивается и является в настоящий момент очень актуальной.
Список литературы:
1. Беляева Ж.С., Чертищева А.Д. Формирование национальных моделей социальной ответственности бизнеса в регионах мира. Екатеринбург: Урал.ун-т, 2015. - 172 с.Эскиндарова. -М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.
2. Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. - М.: РГГУ, 2011. - 481 с.
3. Карева Н.Н., Юденков Д.Е. Актуальные вопросы разработки стратегии управления социальной ответственностью в сфере аптечного бизнеса // Труды науч.-практ. конф. «Фармация из века в век», часть 1. - Санкт-Петербург: Изд-во СПХФА, 2008. - С. 75-77.
4. Национальный стандарт Российской Федерации «Руководство по социальной ответственности» ГОСТ Р ИСО 26000-2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012.
5. Социальная хартия российского бизнеса. Редакция 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rspp.ru/12/6273.pdf.
6. Фридман М. Капитализм и свобода / пер. с англ. М: Новое изд-во, 2006. - 240с.
7. Commission of the European communities. Green Paper: Promoting a European framework for Corporate Social Responsibility [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/trans-parency/regdoc/rep/1/2001/EN/1-2001-366-EN-1-0.Pdf