Научная статья на тему 'Актуальные контексты формирования идентичностей в республике саха (Якутия)'

Актуальные контексты формирования идентичностей в республике саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОНФЛИКТ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИЗОЛЯЦИОНИСТСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жондоров Петр Николаевич, Михайлова Виктория Власьевна, Надькин Валерий Борисович

Статья посвящена анализу актуальной проблемы межнациональных отношений в Республике Саха (Якутия). В начале XXI века произошли существенные изменения в национальном составе республики. К исторически сложившемуся, ставшему традиционным, опыту якутско-русского взаимодействия за последние два десятилетия добавился во многом еще новый опыт отношений с нетипичными для Якутии народами Ближнего и Дальнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жондоров Петр Николаевич, Михайлова Виктория Власьевна, Надькин Валерий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные контексты формирования идентичностей в республике саха (Якутия)»

УДК 316.64

Жондоров Петр Николаевич

кандидат философских наук philos-svfu@mail .ru Михайлова Виктория Власьевна кандидат философских наук philos-svfu@mail .ru Надькин Валерий Борисович кандидат философских наук philos-svfu@mail .ru Petr N. Zhondorov candidate of the philosophical philos-svfu@mail .ru Victoria V. Mikhailova candidate of the philosophical philos-svfu@mail .ru Valery B. Nadkin candidate of the philosophical philos-svfu@mail .ru

Актуальные контексты формирования идентичностей в Республике

Саха (Якутия)1

Actual contexts of formation of identichnost in the Republic of Sakha (Yakutia)

Аннотация. Статья посвящена анализу актуальной проблемы межнациональных отношений в Республике Саха (Якутия). В начале XXI века произошли существенные изменения в национальном составе республики. К исторически сложившемуся, ставшему традиционным, опыту якутско-русского взаимодействия за последние два десятилетия добавился во многом еще новый опыт отношений с нетипичными для Якутии народами Ближнего и Дальнего зарубежья.

Ключевые слова: национальный состав, межнациональные отношения, межэтнические взаимодействия, конфликт, миграционная политика, изоляционистское настроение.

Abstract. This article analyzes the current problems of interethnic relations in the Republic of Sakha (Yakutia). At the beginning of the XXI century have been significant changes in the ethnic composition of the country. To the historically that has become traditional, experience Yakut-Russian cooperation in the past two

1 Работа выполнена по государственному заказу Республики Саха (Якутия) № 1175, НИР «Исследование по этноконфессиональным отношениям в Республике Саха (Якутия)».

1

decades has added much new experience with atypical Yakutia nations near and far abroad.

Keywords: national structure, international relations, ethnic interaction, conflict, migration policy, isolationist mood.

Территория Республики Саха (Якутия) (далее РС (Я)) - северо-восточного региона и по площади крупнейшего субъекта Российской Федерации (3,1 млн. кв. км), несмотря на то, что на ней проживает менее 1 миллиона человек (958 тыс.ч.-2010), состав населения по этнокультурному и религиозному составу относится к одним из самых разнообразных в полиэтническом и поликонфессиональном плане [1].

В экстремальных природно-климатических условиях благополучие всех и каждого зависят от социально-экономических и социально-политических факторов, в том числе и от гармоничного взаимодействия между представителями этнических и религиозных групп.

В условиях возрастания напряжения межнациональных и межконфессиональных отношений, усиления миграционного потока, при принятии управленческих решений государственные органы власти и органы местного самоуправления должны опираться на экспертные оценки и данные социологических исследований. Основные причины социально-гуманитарных конфликтов и происходящих сегодня в Якутии процессов находятся не столько и не только в экономической сфере, а скорее в национальной и религиозной, через которые своеобразно транслируется нерешенность многих, вплоть до экзистенциальных, проблем.

В 2011 г. учебно-научная лаборатория «Философские проблемы гражданской культуры» Северо-Восточного федерального университета получила государственный заказ № 1175 РС (Я) на проведения исследования этноконфессиональных отношений в Якутии. Программа этносоциологического исследования предусматривала в качестве объекта изучения взрослое население (старше 18 лет) в городах РС (Я): Алдан, Мирный, Нерюнгри, Якутск, а также поселках Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса (далее Нижний Бестях) и Кысыл-Сыр Вилюйского улуса (района) (далее Кысыл-Сыр). В начале исследования по техническому заданию и календарному плану предполагалось точками опроса выбрать 2011 г. - г. Мирный, 2012 г. - г. Якутск, 2013 г. - г. Нерюнгри и г. Алдан. Но затем по желанию заказчика точки опроса исследования были уточнены и добавлены поселки Нижний Бестях и Кысыл - Сыр.

Таким образом, точками опроса были определены города Алдан (традиционный центр золотодобычи), Мирный («столица Алмазного края»), Нерюнгри («угольная столица Якутии»), Якутск (столица Якутии и крупнейший населённый пункт на её территории), а также поселки Нижний Бестях (будущий город и крупнейший транспортный узел) и Кысыл - Сыр (посёлок газодобытчиков). В данных городах и поселках проживает около 40% населения республики. Кроме того, в выбранных населённых пунктах состав

населения очень пёстр и разнообразен с точки зрения этничности и конфессиональности.

Цель исследования состояла в выявлении состояния и уровня напряженности этноконфессиональных отношений в точках опроса. Для её достижения было необходимо:

- провести диагностику состояния и динамики межэтнических отношений в республике в параметрах стабильности и напряженности на межличностном, межгрупповом и институциональном уровнях;

- определить уровень этнической неприязни в РС (Я);

- выявить проявления этнической дискриминации в республике;

- определить основные социальные факторы, способствующие возникновению, регулированию и предотвращению межэтнических и межконфессиональных противоречий.

Методами исследования стали наблюдение, анкета, фокус - группа, интервью.

В настоящее время, согласно переписи 2010 года, в республике проживают представители около 130 национальностей. Из них 49,91 % составляют якуты (саха), русские 37,84 %, эвенки 2,25 %, украинцы 2,18 %, эвены 1,61 % и 6,21 % других национальностей. Кроме того, достаточно многочисленными этносами республики являются татары 0,87 %, буряты 0,75 %, киргизы 0, 54 %, армяне 0,39 %, узбеки 0,36 %, таджики 0, 29 %, белорусы 0,27 %, азербайджанцы 0,22 %, долганы 0,20 %, башкиры 0,19 %, корейцы 0,15 %, казахи 0,14 %, молдаване 0,17 %, мордва и немцы 0,16 %, юкагиры 0,14 %, чуваши 0,12 %, ингуши и китайцы 0, 10 %.

Во многом современная ситуация зависит от отношений между наиболее крупными этносами, которые складывались и развивались исторически на территории республики более 380 лет (с 1632 г.) - между титульным этносом якутами (саха) и представителями основного по численности в России в целом - русскими. В совокупности, якуты и русские составляют 87,75 % численности населения республики. Коренные малочисленные народы Севера (КМНС) -эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи составляют 4,27 %. Все остальные народы представляют этническое меньшинство в республике 7,98 %.

Поэтому, при выборке использовалась территориальная, вероятностная, стратифицированная модель выборки.

Всего было собрано 1649 единиц наблюдения.

Таблица 1.

Динамика численности основных национальностей республики __за период 1989-2010 (в тыс.)__

Национальность 1989 1996 2002 2010

Якуты (саха) 365,2 33,4 408,6 39,7 432,2 45,5 466,5 49,91

Русские 550,3 50,3 491,7 47,8 390 41 353,6 37,84

Эвенки 14,4 1,4 16 1,5 18,2 1,9 21 2,25

Эвены 8,7 0,8 10,5 1 11,6 1,2 15 1,6

Чукчи 0,5 - 0,5 - 0,6 - 0,67 -

Юкагиры 0,7 0,1 0,8 - 1 0,1 1,3 0,1

Долганы 0,4 - 0,5 - 1,2 0,1 1,9 0,2

Украинцы 77,1 7,1 60,7 5,9 34,6 3,6 20,3 2,1

Белорусы 9,9 0,9 7,8 0,8 4,2 0,4 2,5 0,2

Татары 17,4 1,6 14,9 1,5 10,7 1,1 8,1 0,8

Буряты 8,5 0,8 8,4 0,8 7,2 0,7 7 0,7

Другие 41 3,7 8 1 37,6 3,9 60,6 4,3

национальности

Все население 1094,1 100 1028,4 100 949,2 100 958,5 100

Как видно из таблицы 1, существенным является то, что менее чем за четверть века изменилось соотношение абсолютной и относительной численности двух наиболее крупных народов республики - якутов и русских. Начиная с 1996 года, идет постепенный рост удельного веса якутов, отличающихся сравнительно высоким уровнем рождаемости. Уменьшился удельный вес русских по причине миграции за пределы республики (особенно в 1992 - 2002 гг.), что является характерным в конце ХХ века для многих полиэтничных регионов Российской Федерации. Также из таблицы видно, что продолжается сокращение численности украинцев, белорусов, выходцев из других стран СНГ. Численность татар - народа, проживающего по всей территории России, в Якутии сократилась, по сравнению с 1989 г., почти вдвое. За рассматриваемый период возросла численность коренных малочисленных народов Севера - эвенков и эвенов. Вместе с тем увеличивается численность в целом нетипичных как для Республики Саха (Якутия), так и всего Севера, Сибири и Дальнего Востока представителей народов Средней Азии и Кавказа (среди других национальностей).

Можно заключить, что в результате миграционного оттока части, воспринимаемого в сознании саха, как пришлого, населения Якутии, а также нового миграционного притока в начале XXI века произошли существенные изменения в национальном составе жителей Республики Саха (Якутия). Особенностью современной ситуации в межэтнических отношениях в Республике Саха (Якутия) становится постепенное «утяжеление» полиэтнического компонента в межкультурном взаимодействии, которое происходит как на уровне межличностных, так и групповых контактов во время и учебного (СВФУ - университет, постоянно увеличивающий контингент студентов, как из регионов России, так и из Ближнего и Дальнего Зарубежья) и трудового (таджики-строители, киргизы-таксисты, китайцы в торговле и т.п.) процессов, так и неформальных отношений.

Таблица 2

Карта выборочной совокупности по национальностям_

Точки опроса

Националь- Мирный Якутск Нижний Алдан Нерюнгри Кысыл- Всего

Ность Бестях Сыр

Русский 49,1 30,1 28,5 67 81,3 66,2 53,7

Саха/якут 40,1 59 59,3 13,6 10,3 23 38,2

КМНС - 5 1,8 2,7 1,1 - 1,75

Другая 10,8 6 10,4 16,6 7,3 10,8 10.3

Таблица 3 Карта выборочной совокупности по полу

Точки опроса

Пол Мирный Якутск Нижний Бестях Алдан Нерюнгри Кысыл-Сыр Всего

Мужской 40,1 41,1 33 52,2 47,9 32 41,1

Женский 59,9 58,9 67 47,8 52,1 68 58,5

Состояние межэтнических отношений

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете современную ситуацию в межэтнических/межнациональных отношениях в населенном

пункте, где проживаете»?

Оценка ситуации Мирный Якутс к Нижни й Бестях Алдан Нерюн -гри Кысыл -Сыр В целом по массиву

Нормальная, благоприятна я 74,6 69,9 66,8 79,1 79,5 60,7 71,76

Напряженная ,проблемная 19,1 21,6 25,1 16,2 17,1 31 21,7

Критическая, взрывоопасн ая 1,4 1,6 1,9 0,6 1,2 4,1 1,8

Не знаю 4,8 6,9 6,2 4,2 2,3 4,1 4,75

Как видно из таблицы 4, большинство респондентов оценивают ситуацию, с точки зрения межэтнических и межконфессиональных отношений, в своих населенных пунктах как нормальную, благоприятную - 71,7 % в целом. Особенно высок показатель в Нерюнгри (79,5 %), относительно невысок для Якутска (69,9 %) и Нижнего Бестяха (66,8 %). В Мирном и Алдане показатель близок к среднему: 74,6 % и 79,1 % соответственно. Особо следует отметить, что в поселке Кысыл-Сыр наиболее невысокий процент (60,7 %) респондентов, полагающих, что у них с межнациональными/межэтническими отношениями все обстоит благополучно. В этом случае можно высказать два замечания: 1) ответы респондентов зависят от преимущественно мононационального, либо многонационального состава населения их мест проживания; 2) ответы зависят от общей социально-экономической ситуации в сочетании с конкретными

обстоятельствами и фактами. Так, именно в относительно мононациональных городах Нерюнгри, Алдане, Мирном показатель наиболее высок. В поселке газовиков Кысыл-Сыре, преимущественно русскоязычном, среднемесячная заработная плата на одного работника составляет 39062,1 рублей. Парадокс в том, что Кысыл-Сыр, несмотря на продолжающуюся несколько последних лет деградацию, все равно превосходит по уровню среднемесячной зарплаты жителей Вилюйска (преимущественно сахаязычного) - маленького города с привычной стабильностью в сочетании с некоторым ростом и оживлением. Если бы жителям Кысыл-Сыра гарантировали стабильность и неплохие в материальном плане перспективы, то их ответы вряд ли отличались бы от Алдана, Нерюнгри или Мирного, где также преобладает русскоязычное население. Поэтому ответы респондентов из газодобывающего поселка во многом объясняются тяжелой ситуацией и неблагоприятной конъюнктурой, что же касается непосредственно межнациональных/межэтнических отношений, то обострение здесь маловероятно. Что-либо экстраординарное может произойти в том случае, если социально-экономические условия и дальше будут ухудшаться, и найдутся некоторые силы, способные этим воспользоваться, организовав протест с национальной окраской.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете современную ситуацию в межэтнических/межнациональных отношениях в Республике

Саха (Якутия)?»

Оценка Мир- Якутс Нижни Алдан Нерюн Кысы В целом

ситуации ный к й Бестях - гри л-Сыр по массиву

Нормальная, благоприятная 42,5 51,9 45,1 48,2 51,4 37,5 46,1

Напряженная, проблемная 36,7 38,4 39,2 34,2 34,7 36,8 36,6

Критическая, 5,3 1,8 3,4 4,5 5,2 5,9 4,7

взрывоопасна я

Не знаю 15,5 7,9 12,1 13,2 8,8 19,9 12,9

Почти половина (46,1 %) находят ситуацию нормальной, благоприятной, но немало и тех, кто находит ее напряженной, проблемной - 36,6 % в целом. Совсем мало тех, кто считает ее критической, взрывоопасной - 4,7 % от общего количества. Но, вместе с упомянутыми выше, число негативно оценивающих «...современную ситуацию в межэтнических /межнациональных отношениях в Республике Саха (Якутия) - также близко к половине - 41,3%.

Незнакомых с ситуацией по республике - 12,9 %; их больше всего в Кысыл-Сыре - 19,9 % и Мирном - 15,5 %.

Меньше всего неуверенных в своем знании ситуации по республике респондентов из Якутска - 7,4 %. Представляется, что они могут экстраполировать ситуацию в своих населенных пунктах на республику в целом. Следует остановиться на ответах, где утверждается, что в межнациональных отношениях в республике сложилась напряженная, проблемная ситуация - почти каждый третий респондент, причем во всех 6 точках опроса, так считает. Представляется, что в области отношений между этносами, этническими группами вообще не может быть беспроблемной ситуации. Якутия как давно уже многонациональная территория накопила как положительный, так и отрицательный опыт межэтнического взаимодействия, и этот опыт продолжает расширяться. К исторически сложившемуся (традиционному) опыту русско-якутского взаимодействия в последние два десятилетия добавляется во многом еще неполный опыт взаимодействия с кавказскими, среднеазиатскими группами и диаспорами из дальнего зарубежья (например, с китайцами).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете современную ситуацию в межэтнических/межнациональных отношениях в Российской

Федерации в целом?»

Оценка Мир- Якутс Нижни Алдан Нерюн Кысыл В целом

ситуации ный к й Бестях -гри -Сыр по массиву

Нормальная, благоприятная 19,8 18,2 17,7 20,3 30,6 18,2 20,8

Напряженная, проблемная 40,1 48 42,9 51,3 33,3 30,7 41

Критическая, 19,8 16,9 16,2 12,8 18 18,2 17

взрывоопасна я

Не знаю 20,3 16,9 23,2 15,6 18 32,8 21,1

Как видно из представленных выше распределений, многие склонны находить ситуацию напряженной, проблемной - 637 респондентов (41 %), что на 4,5 % выше показателя по Якутии, и на 19,8 % выше показателя по пункту проживания. Наверное, играет свою роль и сложившиеся у немалой части населения представления о России как опасной территории, изобилующей межнациональными конфликтами. Лишь менее 21% находят ситуацию нормальной, благоприятной, что на 25 % ниже показателя по республике в целом. Лишь процент незнающих ситуации по стране довольно велик - 21,1 %. В целом выстраивается довольно логическая цепь: люди уверены в знакомстве с проблемой у себя дома, по отношению к республике уверенность падает почти вдвое, чтобы достичь самой низкой отметки по отношению к стране. Но, например, в Нерюнгри оптимизм по отношению к ситуации в России выше,

чем в остальных точках опроса - 25,9 % выбрали вариант "нормально, благополучно", незнакомых только 15,2 %. Это показывает, что нерюнгринцы чаще других (благодаря железной дороге) имеют возможность бывать за пределами республики - так, они обнаруживают себя более информированными, чем даже жители Мирного. Также можно думать, что Нерюнгри является во всех отношениях намного более открытым городом, в сравнении с Мирным - оазисом относительного материального благополучия, особо курируемым со стороны властей всех уровней и градообразующим предприятием (АК АЛРОСА) местом.

Таблица 7

Доля респондентов, испытавших недоброжелательное отношение из-

за своей национальности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варианты ответов Мирны й Якутс к Нижни й Бестях Алдан Нерюн -гри Кысыл -Сыр В целом по массив у

Да, часто 7,7 10,1 15,3 4,1 7,3 15 9,9

Иногда 23,4 30,2 39,7 20,5 19,5 32 25,9

Крайне редко 21,7 26 17,9 20 18 18,3 20,3

Нет 43 31,7 25,8 54,2 52,5 32,7 40

Затрудняюсь ответить 4,3 2 1,3 1,1 2,7 2 2,2

В целом, почти 40 % респондентов не сталкивались с подобным отношением. Ответы сильно варьируются в зависимости от точки опроса, начиная с Алдана (54,2 %) и кончая Кысыл-Сыром (32,7%), Якутском (32,6%) и Нижним Бестяхом (25,8 %). И по противоположному ответу (часто приходилось сталкиваться с недоброжелательным отношением к себе из-за национальности) выделяются Нижний Бестях (15,3 %) и Кысыл-Сыр (15 %). Объяснение этому следует искать в следующем: 1) резкое изменение этнического состава населения, увеличение доли инонационального (и вообще нового) населения; 2) ухудшение социально-экономической и, соответственно, социально-психологической ситуации; 3) быстро происходящие большие перемены, экономическое развитие, рост. Так, наиболее близки ответы респондентов из Нижнего Бестяха и Кысыл-Сыра - двух небольших поселков, где в последние годы произошли большие перемены. В одном случае наблюдаются бурное экономическое развитие и рост, ментальная и актуальная трансформация русскоязычного населения (когда-то доминировавшего) всего лишь в одну из групп, наряду с якутами/саха и выходцами из Средней Азии. В другом случае имеет место многолетняя деградация, сопровождающаяся массовым выездом русскоязычного населения - некогда многолюдный поселок газовиков Кысыл-Сыр сейчас имеет около 3500 жителей. Следовательно, ответ

на этот вопрос показывает, скорее, не фактическую картину (ее не может быть из-за самой расплывчатой формулировки вопроса), а является достаточно четким индикатором социального самочувствия. Так, жители Алдана наиболее уверены в себе, так как 54,2 % респондентов не терпели неудобств из-за национальности, а сталкивались с недоброжелательством только 4,1 %, в то время как в целом - 9,3 %. В этом плане их ответы наиболее "благополучны", оптимистичны - Алдан "опережает" Мирный и Нерюнгри, где, казалось бы, социальное самочувствие должно быть не хуже. Но, судя по ответам, прочная средняя стабильность - особого роста, либо резкого падения нет, этнический состав населения существенно не изменился - вообще способствует уверенности в себе, отсутствию фрустрации. Из анализа по национальной принадлежности респондентов можно сделать вывод, что до сих пор многие представители якутского населения сохраняют большую тревожность, чем русскоязычное население.

Представляется странным, что только 35 респондентов (2,2 %) из общего массива затруднились ответить на этот деликатный и непростой вопрос, для остальных ответ представляется очевидным. Это свидетельствует о том, что большинство респондентов действительно сталкивались с этнически обусловленным отношением к себе, либо допускают, что оно вполне может быть. Действительно, население Якутии исторически разделено по национальному признаку, часто совпадающему с расовым признаком - двумя полюсами являются якуты/саха («лица азиатской внешности» по терминологии недобросовестных СМИ) и примыкающие к ним, русскоязычные («лица славянской национальности» из тех же источников). Своего рода «конкуренция» между ними за лидерство в республике, либо в отдельных ее районах, городах и поселках определяет фон межэтнических отношений.

Таблица 8

Как Вы считаете, какие причины способствуют к возникновению напряжения в межнациональных отношениях в Якутии?

Причины неприятия мигрантов Мирн ый Якут ск Н.Бест ях Алд ан Нерюнг ри Кысы л- Сыр Средн яя по масси ву

Невежество и предрассудки местных жителей в отношении приезжих 40,6 35,7 37,8 48,2 40,9 41,3 40,7

Конкуренция за рабочие места, удешевление рабочей силы в результате наплыва «гастарбайтеров» 31,4 31,6 42,7 41,9 29,3 38,0 35,8

Распространение 31,4 34,6 32,4 30,1 36,0 24,0 31,4

наркотиков

приезжими,

совершение ими

преступлений

Неграмотная 33,2 39,0 36,9 30,7 37,8 30,7 34,7

миграционная

политика властей

Неуважительное 48,0 41,8 42,7 45,8 43,9 38,0 43,3

отношение приезжих

к местным,

навязывание ими

своих ценностей

Слабость 21,4 39,0 40,4 31,5 31,1 27,3 31,7

неконкурентноспосо бность местных

жителей (алкоголизм

т .д.)

Различия в 38,0 40,7 26,2 40,3 25,6 22,0 32,1

менталитете,

культуре местного и

пришлого населения

Никакие 7,0 3,8 3,6 6,6 6,1 10,0 6,1

Другое 4,4 1,6 ,9 1,1 1,8 3,3 2,1

Вопрос направлен был не только для того, чтобы выяснить причины, способствующие возникновению напряжения в межнациональных отношениях в Якутии, но и помочь определить уровень аналитичности и рефлексивности опрашиваемых.

Разброс ответов свидетельствует как о невысоком уровне аналитического мышления, так и о мозаичности представлений и весьма низкой самокритичности респондентов.

В целом, более половины опрошенных (59,3 %), считают, что причинами напряжённости в межнациональных отношениях не являются невежество и предрассудки местных жителей в отношении приезжих. Наиболее высокая самооценка у жителей Нижнего Бестяха (62,2 %) и Якутска (63,5 %). Либо, действительно, причиной напряжённости являются только действия «невежественных» и «заражённых» предрассудками мигрантов, либо уровень критичности и самокритичности самих респондентов всё-таки невысок.

Чуть больше трети из опрошенных (34,7 %) считают, что причиной напряженности является конкуренция за рабочие места.

Меньше трети респондентов (31,4 %) считают, что мигранты являются распространителями наркотиков и главными субъектами криминальных сводок.

В целом, миграционную политику властей на момент опроса высоко оценивали более половины жителей из точек исследования (65,3 % против 34,7 соответственно). Наиболее критично политику в сфере миграции оценили жители двух городов: Якутска (38,2 %), Нерюнгри (35,9 %).

Неуважительное отношение приезжих к местным, навязывание ими своих ценностей в качестве причины обострения назвали в целом 43,9 % из опрошенных. Наибольшие претензии высказывали жители таких типичных республиканских моногородов, как Мирный (48 %) и Алдан (45,8 %). В остальных населённых пунктах проценты чуть ниже: 45 % (Нерюнгри), 42,7 (Якутск и Нижний Бестях) и 30,7 % (Кысыл-Сыр). По данным Института социологии РАН, при ранжировании ответов по вопросам дискриминации, ущемления и обид 42 % респондентов выбрали позицию, что мигранты «оскорбительно ведут себя по отношению к русским» [1, 330], что в принципе схоже с результатами нашего опроса.

Слабость, неконкурентоспособность местных жителей (алкоголизм и т.д.) в качестве причины указали чуть менее трети опрошенных (31,7 %). К своим конкурентным способностям наиболее позитивно относятся в алмазной столице Якутии городе Мирном (78,6 %) и в посёлке газовиков Кысыл-Сыре (72,7 %). Наиболее болезненно к самим себе с точки зрения конкурентноспособности отнеслись жители Нижнего Бестяха (40,4 %). В остальных более 2/3 населения не считают мигрантов главными конкурентами на рынке труда.

Различия в менталитете, культуре местного и пришлого населения в качестве причины обострения взаимоотношений видят чуть более трети из опрошенных (32,1 %). Наиболее велики различия между приезжими и местным населением для жителей Якутска (40,7 %).

Никаких причин вообще не могут указать 6,1 % из опрошенных. Больше всего «неразмышляющих» по данному вопросу в Кысыл-Сыре (10 %) и Мирном (7 %).

В качестве других причин обострения обстановки, помимо предложенных в анкете, указывались столь разнообразные обстоятельства, что ими можно пренебречь. В процентном отношении это 2,1 %.

Таким образом, ответы на данный вопрос фиксируют, прежде всего, слабый уровень критичности и самокритичности, несклонность к анализу и поиску ответов на важные, но «неполиткорректные» вопросы.

Для оценки межнациональной ситуации показательны ответы на вопрос о случаях конфликтов на межэтнической почве.

Таблица 9

Случаи межнациональных конфликтов в точках опроса

Там, где Вы Точка опроса В

живете, случались Мир- Якутс Ниж- Алдан Нерюн Кысы цело

или не случались ный к ний -гри л-Сыр мпо

конфликты между Бестя масс

людьми разных х иву

национальностей?

Случались 54,7 46,3 60 42,4 37,3 52 48,7

Не случались 21,6 34,3 22,2 38,8 43,1 15,5 29,2

Затрудняюсь 23,7 19,4 17,8 18,8 19,6 32,4 21,9

ответить

В ответах заметен большой разброс: считают, что межнациональных конфликтов не было - 43,1 % респондентов из Нерюнгри и только 15,5 % из Кысыл-Сыра.

Что такие конфликты были, утверждают 60 % респондентов из Нижнего Бестяха и 37,3 % из Нерюнгри. Считаем опасным то, что в Якутске тех, кто считает, что конфликты были, больше, чем тех, кто их отрицает - 46,3 % против 34,3 %. Удивительно, что в благополучном во многих отношениях, по сравнению с другими городами и посёлками, городе Мирном, 54,7 % респондентов полагают, что конфликты имели место (это близко к показателю Нижнего Бестяха, даже на 2,7 % превышает показатель Кысыл-Сыра). В целом можно сказать, что ответы на этот вопрос являются, скорее, индикатором социального самочувствия, так как не ясно, что респонденты подразумевают под межнациональным конфликтом, на каком основании они утверждают, что таковые конфликты были у них. Видно, что в относительно крупных городах выше готовность допустить возможность конфликтов на национальной почве, хотя в Южной Якутии (Алдан и Нерюнгри) тревожность ниже, чем в Мирном, Нижнем Бестяхе, Кысыл-Сыре. Вероятно, не следует исключать потенциальную возможность русско-якутских конфликтов, так как за постоянным шумом о возмутительном поведении кавказцев (особенно) и выходцев из Средней Азии, забывается, что и отношения между двумя наиболее крупными этническими группами в республике имеют не всегда конструктивный характер.

Таблица 10.

Изоляционистское настроение в отношении мигрантов

По Вашему Точка опроса В

мнению, следует Мир- Якутс Нижни Алда Нерюн Кысы целом

или не следует ный к й н -гри л-Сыр по

ограничить въезд Бестях массив

представителей у

некоторых

национальностей

в нашу республику?

Следует 58,8 57,2 58 49 40,5 68,7 55,3

Не следует 17,2 19,2 19,9 29,1 35 15,6 22,6

Затрудняюсь 24 23,6 22,1 21,9 24,5 15,6 21,9

ответить

Настораживает, что практически около половины респондентов (от 40,5% в Нерюнгри до 68,7 % в Кысыл-Сыре) полагают, что следует вводить ограничения для въезда в республику для ряда национальностей. Только меньшинство - от 15,6 % в Кысыл-Сыре до 35 % в Нерюнгри - считают, что никаких ограничений по национальному признаку для въезда не может быть. Колеблющихся тоже достаточно - от 15,6 Кысыл-Сыре до 24,5 % в Нерюнгри. Ясно, что в своих ответах на этот вопрос респонденты руководствовались своими фобиями, вроде страха потерять работу, либо оказаться в чуждом окружении, а также обнаружили имеющиеся у них ксенофобские установки.

Точки опроса можно сгруппировать по уровню эмоционального отношения к представителям различных конфессиональных и религиозных групп, например: Алдан, Нерюнгри как относительно спокойные, Якутск, Нижний Бестях и Мирный, как неспокойные, Кысыл-Сыр, как тревожный [3]. Интересно, что в Якутске сторонников запретов больше, чем в Нерюнгри на 28,2 %, что показывает и веру в действенность административных ресурсов, и недовольство приезжими из Кавказа и Средней Азии. Что касается Нерюнгри, то, несмотря на наличие значительных национально обусловленных фобий (что видно из ответов на другие вопросы), респонденты вполне осознают, что многие из них сами приезжие, могут уехать, и, вероятно, готовы были бы к приезду русскоязычного населения. Ответы респондентов из Мирного объясняются тем, что его жители не желали бы поступиться своим материальным благополучием в пользу приезжих. Причем известно, что немалые опасения у мирнинцев именно в отношении якутов, особенно из близлежащих вилюйских улусов. Ответы из Кысыл-Сыра отражают тревогу русскоязычных жителей этого газодобывающего поселка, находящегося одновременно в состояниях глубокой и затяжной депрессии (характерной для многих моногородов России), и неминуемого коренного изменения этно-демографической ситуации в будущем.

Ответы на открытый вопрос «Если Вы считаете, что следует ограничивать въезд представителей некоторых национальностей в нашу республику, то каких национальностей?», исключительно трудно анализировать, так как в них наблюдается своего рода хаос - фобий обнаруживается множество, есть немало бестолковых и издевательских, несерьезных ответов. Впрочем, выясняется, что наиболее нежелательны выходцы из Средней Азии и Кавказа, китайцы и цыгане. Есть высказывания и против евреев, корейцев и других. Складывается мнение, что русскоязычные и якуты/саха почти в унисон протестуют в основном против въезда азиатов - как из национальных республик Российской Федерации, так и ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья. По отношению к не азиатам, имеются высказывания против украинцев, в отношении остальных есть единичные ответы. Эти ответы любопытны не только тем, что вполне соотносятся с предыдущими вопросами и ответами, но и обнаруживают общее неприятие коренным и старожильческим населением республики новоприбывшего населения. При этом рушатся все стереотипы и ожидания, вроде взаимных симпатий тюркских и вообще

13

азиатских народов, чего вообще не видно. Ни языковое родство, ни расовая близость якутов/саха и части новоприбывшего населения не способствуют пока взаимопониманию, тем более к симпатии по отношению друг к другу. Скорее всего, три мощных фактора - ислам, общинные, клановые интересы, конкуренция на рынке труда и в сфере бизнеса - препятствуют сближению новоприбывшего и коренного, старожильческого населения. Кроме того, играют роль и значительные культурные и психологические различия -многим известны, и многих раздражают некоторые стереотипы поведения кавказцев и выходцев из Средней Азии (нарочитая мужественность, бравость, двуличие, неприятное сочетание грубости и вежливости, раболепия и высокомерия и другое). Также следует учесть разницу в быту: непривычная кухня, свой семейный уклад, своя система воспитания, иные гигиенические привычки (особенно у мусульман) и так далее. Но можно в качестве объяснения предположить влияние общероссийского кризиса доверия россиян друг к другу. Ответы показывают, что у респондентов есть персональные враждебные этносы, существующие, судя по их названиям в некоторых ответах не в природе, а в воспалённом от страха сознании («киргизцы», «духи», «чехи», «хачики», «азерлбаджанцы» и т.п.).

Нами, в результате проведения исследования, установлены следующие общие выводы:

1) зафиксировано, что в точках опроса состояние межэтнических отношений респондентами оценивается как «нормальная, благоприятная» (71,7%). Межэтнические отношения между наиболее многочисленными этническими группами - саха-якутами и русскими - в республике носят стабильный, неконфликтный характер. Такой вывод подтверждает основную гипотезу исследования;

2) отмечено, что большая часть населения в точках опроса не сталкивалась с проявлениями неприязни по отношению к представителям своих этнических и конфессиональных групп - 40 %;

3) получены данные, что 55,3 % населения республики выступают за ограничение въезда представителей некоторых национальностей, в основном представителей Средней Азии, Кавказа и Китая. Анализ ответов на этот вопрос показывает, что, местное население обеспокоено своим будущим, боится оказаться проигравшей стороной в межэтнической конкуренции;

4) обнаружено, что у русских, в целом, доминирует спокойное отношение к большинству представителей других этносов и конфессий. Русские в Якутии чувствуют себя более уверенно в условиях интенсификации этнических процессов, миграции народов. Якуты и КМНС, напротив, демонстрируют алармистские настроения, они реально обеспокоены за свое будущее, боятся потерять свой этнический статус и идентичность в результате неконтролируемой миграции и ассимиляции.

Прогнозирование развития межнациональных отношений - это сложный и длительный процесс. Основными причинами конфликтов могут служить экономические и политические факторы. Они проявляются чаще всего в таких условиях, когда есть нерешенность социальных, экономических и

14

политических проблем, ущемление интересов населения при осуществлении земле- и водо-пользования, дискриминация представителей некоренной национальности, внешнеполитические факторы и т. д. Способами предупреждения межнациональных конфликтов являются меры по решению социально-культурных проблем национальных групп, тесное сотрудничество с лидерами национально-культурных общин, религиозных организаций и т. д. Исследование выявило, что в обозримой перспективе межконфессиональные антагонистические конфликты маловероятны.

Этноконфессиональные отношения являются частью сложных социальных взаимодействий, чутко реагирующих на угрозы экономического и экологического кризиса. Можно надеяться, что человечество в скором времени перейдет к качественно иному цивилизационному состоянию, в котором будут сконцентрированы многие лучшие достижения культуры. Республика Саха (Якутия) как многонациональный субъект Российской Федерации не останется на стороне от мировых тенденций социокультурного развития.

Литература:

1. О Республике. URL: http://sakha.gov.ru/node/448

2. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. 483 с.

3. См.: Жондоров П.Н., Михайлова В.В., Надькин В.Б. Политические перспективы мигрантов из «исламских регионов» в будущем городе // Теория и практика общественного развития. 2013. №10. С. 114. URL: http://teoria-practica. ru/ru/2013/10-2013. html

Literature:

1 . About the Republic. URL: http://sakha.gov.ru/node/448

2 . Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow / hands. project and отв. edition of L. M. Drobizhev. - M.: Russian political encyclopedia, 2013. 483 pages.

3 . See: Zhondorov P. N., Mikhaylova V. V., Nadkin V. B. Political prospects of migrants from "Islamic regions" to future city//the Theory and practice of social development. 2013 . No. 10. Page 114. URL: http://teoria-practica.ru/ru/2013/10-2013.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.