Научная статья на тему 'Актуальные информационные угрозы ЕАЭС в системе обеспечения национальной и экономической безопасности'

Актуальные информационные угрозы ЕАЭС в системе обеспечения национальной и экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные угрозы / информационная безопасность / цифровизация / обеспечение нацио-нальной безопасности / обеспечение экономической безопасности / information threats / information security / digitalization / ensuring national security / ensuring economic security
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Прасолов В. И., Волконский В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные информационные угрозы ЕАЭС в системе обеспечения национальной и экономической безопасности»

Прасолов В. И.

к.полит.н, доцент, Финансовый университет Волконский В.А

магистрант, Финансовый университет

АКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ ЕАЭС В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1

Ключевые слова: информационные угрозы, информационная безопасность, цифровизация, обеспечение национальной безопасности, обеспечение экономической безопасности.

Keywords: information threats, information security, digitalization, ensuring national security, ensuring economic security.

Широкомасштабная цифровизация в условиях высоких темпов роста ценности информации как одного из ключевых современных факторов производства, благополучия и безопасности при предоставлении неоспоримых преимуществ и повышении общих темпов развития неизбежно несет в себе широкий спектр новых угроз национальной и экономической безопасности. Более того, в условиях организации и функционирования межгосударственных союзов, каждому из государств-членов таких союзов при обеспечении собственной безопасности также необходимо управлять как угрозами безопасности других партнеров, оказывающими косвенное неблагоприятное воздействие, так и угрозами, объектом которых является непосредственно весь союз.

Не секрет, что на современном этапе развития мирового сообщества сохранение стабильных темпов развития при условии обеспечения достаточного уровня национальной и экономической безопасности определяется, в частности, наличием у субъекта мировых отношений информационных ресурсов и способности осуществлять манипуляции с данными ресурсами при обеспечении их сохранности.

В настоящее время развитие сотрудничества и интеграции в рамках ЕАЭС позволяет его странам -участникам использовать имеющиеся материальные, научные, кадровые ресурсы для инициации и реализации совместных проектов в области разработки новейших технических, физических, методических и методологических инструментов обеспечения безопасности информации как в гражданской, так и в оборонной сферах

По статистике Международного союза электросвязи (табл. 1), страны -члены ЕАЭС в последние годы не занимают лидирующих позиций в области информационных технологий.

Таблица 1

Рейтинг стран-участников ЕАЭС по индексу развития информационно -коммуникативных

«2

технологий

Место в мировом рейтинге по индексу р азвития инфор мацио нно -коммуникационных технологий

Страна 2017 г. 2016 г. 2015 г.

Россия 45 43 45

Белоруссия 32 31 36

Казахстан 52 52 58

Киргизия 109 113 97

Армения 75 71 76

Можно отметить, что большая часть государств-членов Союза не смогла закрепить позиции, достигнутые в 2016 году. Данная ситуация обостряет угрозы информационной безопасности и сопутствующие риски в условиях развития международного сотрудничества и мировой интеграции.

Согласно актуальным подходам к пониманию, идентификации и воздействию на угрозы безопасности, можно выделить основные информационные угрозы безопасности ЕАЭС в формате классификации по основным признакам.

По характеру источника возникновения информационные угрозы стран-членов ЕАЭС можно разделить на:

- Внешние угрозы, порождаемые деятельностью иных государств. К подобным угрозам относятся такие, как несанкционированный доступ к секретной информации, хакерские атаки, шпионаж, несанкционированный доступ к каналам СМИ и пр.;

- Внутренние угрозы, связанные с системой обеспечения безопасности конкретной страны -члена Союза. К данному типу могут относиться угрозы, связанные с организацией систем защиты информации, квалификацией лиц,

1 Доклад на I Евразийском аналитическом форуме.

2

Официальный сайт международного союза электросвязи. - https://www.itu.int/

осуществляющих операции с информацией ограниченного доступа, несовершенством применяемых технологий и методов защиты информации и другие;

- Угрозы, возникающие при реализации межгосударственного взаимодействия стран -членов Союза. В перечень данных угроз могут входить угрозы, возникающие в процессе обмена информацией между государствами -членами Союза и связанные с несогласованностью информационных систем стран-членов, различиями в нормативной базе регламентации обработки и хранения информации, наличием уязвимостей в системе информационной безопасности пограничных субъектов и т.п.

В целях формирования эффективной политики ЕАЭС в области обеспечения безопасности в условиях совр е-менных вызовов и угроз, информационные угрозы следует разделить на основе объекта воздействия угроз.

Так, в первую группу входят информационные угрозы, объектом которых является непосредственно информ а-ция ограниченного доступа. При реализации данных угроз возникает опасность изменения информации, хищения информации, утраты информации. Данный тип угроз оказывает существенное воздействие на национальную и экономическую безопасность стран-членов Союза, так как напрямую влияет на эффективность управления государством и реализуемую политику на мировой арене.

Вторая группа включает в себя угрозы доступа к каналам массового распространения информации. Особенную актуальность данный тип угроз обрел в связи с развитием терроризма как формы ведения современных войн. В условиях цифровизации общества широкое распространение ложной информации, информации, связанной с деятельностью террористических группировок, в короткие сроки оказывает сильное воздействие на социальную сферу жизнедеятельности общества, приводя к недоверию общества к государству, снижению уровня экономической безопасности государства.

Кроме того, для обеспечения возможности проведения качественных широкомасштабных исследований в области изучения информационных угроз безопасности ЕАЭС и методов их минимизации целесообразно определить основные современные инструменты и методы обеспечения безопасности информационно -коммуникативной среды.

Так, наиболее популярным направлением на текущий момент можно считать освоение технологии блокчейн в гражданской и оборонной сферах Возможность создания сети, безопасность процессов внесения, обмена и вывода информации в которых будет практически абсолютной и будет обеспечиваться наличием полного объема блоков информации у каждого пользователя позволяет обеспечить достаточно высокий уровень защиты информации, находящейся внутри сети. Однако при этом угрозы, направленные на пользователей таких сетей, возрастают, так как обычно они обладают всеми ресурсами для доступа к данной сети.

На основе вышеизложенного выделяется следующее направление развития минимизации информационных угроз - повышение ИТ-грамотности населения, развитие ИТ -компетенций специалистов и сотрудников, обладающих информацией ограниченного доступа. Если важность ИТ-грамотности сотрудников и должностных лиц достаточно очевидна, то в случае с населением, стоит уточнить, что предоставление государством и союзами государств образования населению в части правильного осуществления деятельности в информационной среде позволит обеспечить адекватную реакцию общества в случаях реализации информационных угроз доступа к каналам распространения информации.

Наконец, важным направлением воздействия на информационные угрозы стран-членов ЕАЭС является совершенствование систем межгосударственного обмена информацией. Информационная среда ЕАЭС должна представлять собой единую систему, при которой возможно осуществление эффективного взаимодействия при условии обеспечения безопасности информации. Для достижения данной цели целесообразно осуществление согласованных исследований и преобразований информационных систем. При этом, однако, необходимо также установить границы доверия и взаимопроникновения информационных систем для обеспечения безопасности национальных интересов каждого государства-члена ЕАЭС.

В условиях ускоряющихся темпов социально-экономического развития вопросы безопасности требуют особого внимания и частичного пересмотра. Так, современное понимание экономической безопасности (и информационной безопасности как ее части) стремится отойти от категории «состояние», как тяготеющей к статике всей системы, и все чаще предлагает категорию «процесс», позволяющую отразить важность безопасности в ходе устойчивого функционирования и развития. В свете данной ситуации при решении проблемы обеспечения безопасности ЕАЭС как в целом, так и в части информационной составляющей, следует определять необходимый и достаточный уровень защищенности от угроз информационной безопасности, при котором возможно как раскрытие потенциала современных достижений в области цифровизации, так и сохранность информационных ресурсов, обеспечивающих устойчивую позицию субъектов международных отношений.

Список литературы и источников

1. Прасолов В. И., Волконский В. А. Угрозы «Индустрии 4.0» для безопасности России // Modern economy success. 2018. - № 4. -С. 11-14.

2. Прасолов В.И. Цифровая экономика как ответ на вызовы XXI века // Инновационная экономика и общество. 2017. - № 3.

3. Feshina S.S., Konovalova O.V., Sinyavsky N.G. Industry 4.0-transition to new economic reality // Studies in Systems, Decision and Control. 2019. - № 169. - С. 111-120.

4. Официальный сайт международного союза электросвязи. - https://www.itu.int/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.