УДК 657.421.1:343 .8 НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА РОЖКОВА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения (Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: в статье рассмотрены актуальные аспекты учета и движения объектов основных средств, имеющих наибольший удельный вес в общей доле всех активов предприятий исправительных учреждений.
К объектам основных средств относятся материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности предприятия при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд предприятия, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг). Проанализированы вопросы принятия к учету основных средств, начисления амортизации и их списания с документальным оформлением данных операций.
Ключевые слова: основные средства, бухгалтерский учет, амортизация, документы, бухгалтерская проводка, оприходование, списание.
Основные средства занимают наибольший удельный все в общей доле всех активов предприятий и играют важную роль в осуществлении их деятельности.
Материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд предприятия, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Оприходование основных средств осуществляется на основании товарных и товарно-транспортных накладных. Накладная служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя. Накладные должны быть надлежащим образом оформлены с заполнением всех необходимых реквизитов и иметь соответствующие подписи и печати.
Объекты основных средств принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объектов основных средств признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств с учетом сумм налога
© Рожкова Н. В., 2016
на добавленную стоимость, предъявленных предприятию поставщиками и подрядчиками [1].
Первоначальную стоимость на момент приобретения формируют суммы фактических вложений учреждения:
- уплачиваемые поставщику по договору поставки;
- уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
- регистрационных сборов, государственных пошлин;
- таможенных пошлин;
- вознаграждений, которые уплачиваются посредническим организациям за услуги по приобретению объектов основных средств;
- затрат по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
- других затрат, которые непосредственно связаны с приобретением объектов основных средств.
Принятие объектов основных средств к учету в учреждениях УИС, оформление первичных учетных документов на поступающие основные средства осуществляется комиссией учреждения по поступлении и выбытии объектов основных средств. Состав комиссии утверждается приказом начальника с включением в ее состав лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками для
оценки технического состояния объектов и соответствия их технологическим требованиям по эксплуатации объектов. В акте приема-передачи основных средств указывается срок полезного использования объекта. Приемочная комиссия определяет также техническое состояние и комплектность объекта, его наименование, год выпуска предприятием-изготовителем или год постройки, первоначальную стоимость и другие сведения, позволяющие вести аналитический учет объекта в соответствии с целевым назначением [2]. Все эти данные отражаются в составляемом акте приемки, к которому прилагается необходимая техническая документация (чертежи, технический паспорт, руководства по эксплуатации и др.).
Причинами поступления основных средств являются:
- принятие к учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом, или стоимости работ по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию;
- принятие к учету вновь построенных зданий, сооружений;
- принятие к учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении.
Безвозмездное получение и передача объектов основных средств на предприятии осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета в случае:
- принятия к учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных объектов основных средств;
- оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости;
- принятия к учету объектов основных средств, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом;
- принятия к учету лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, учитываемого в соответствии с договором на балансе лизингополучателя.
Если принимается к учету объект, бывший в употреблении, то балансовую стоимость необходимо скорректировать на сумму накопленной амортизации по данным объектам.
Таким образом, первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат предприятия по приобретению, сооружению или изготовлению объектов.
К фактическим затратам принято относить:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
- таможенные пошлины;
- затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 3 тыс. рублей включительно, а также библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий, несмотря на их стоимость, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Инвентарная карточка учета основных средств составляется ответственным работником бухгалтерии в одном экземпляре. В карточке указываются характерные признаки объектов: инвентарный номер, модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска (изготовления), дата и номер акта ввода основных средств в эксплуатацию, сведения об амортизации и др. [1]
В бухгалтерском учете приобретение объектов основных средств отражается следующими проводками:
1. Принятие к учету основного средства путем расчетов с подотчетным лицом Дт 1 10631 310 (1 10134 310) Кт 1 20831 660 (1 10631 410).
2. Принятие к учету транспортного средства с амортизацией путем безвозмездного поступления в порядке централизованных поставок Дт 1 10135 310 (1 30404 310) Кт 1 30404 310 (1 10435 410).
3. Принятие к учету машин и оборудования путем безвозмездного поступления в централизованном порядке Дт 1 10134 310 Кт 1 30404 310.
4. Принятие к учету основного средства путем расчетов с поставщиками и подрядчиками Дт 1 10134 410 (1 10631 410) Кт 1 10631 410 (1 30231 730).
Амортизация основных средств - систематическое распределение стоимости актива на протяжении срока его полезного использования. Амортизация - это постепенное перенесение стоимости амортизируемого имущества по мере его физического и морального износа на расходы предприятия. ФГУП ФСИН России начисляет амортизацию на объекты основных средств по правилам, установ-
ленным Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 1 октября 2012 г. № 157н:
1. Используется линейный способ начисления амортизации.
2. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
3. В течение срока полезного использования основного средства начисление амортизации не приостанавливается.
4. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету.
5. Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости основного средства или за месяцем его выбытия с бухгалтерского учета.
6. Начисление амортизации не производится свыше 100 % стоимости амортизируемого объекта.
На основные средства стоимостью до 3 тыс. руб. включительно, за исключением библиотечного фонда и недвижимого имущества, амортизация не начисляется. Начисление амортизации в течение срока полезного использования основного средства не приостанавливается, кроме случаев:
- перевода основного средства по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев;
- в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Подтверждением перевода объекта основных средств на консервацию является акт о консервации объектов основных средств, который оформляется комиссией, созданной приказом начальника учреждения.
В случаях, когда основное средство принято к учету и введено в эксплуатацию в одном месяце, начисление 100 % амортизации происходит в этом же месяце, а именно на дату ввода в эксплуатацию, иными словами, если указанный объект вводится в эксплуатацию в месяце принятия его к учету, то амортизация по нему начисляется в этом же месяце, а не в следующем.
Основными показателями, необходимыми для расчета амортизации основного средства, являются его стоимость и норма амортизации, которая рассчитывается исходя из срока полезного использования амортизируемого основного средства.
По общему правилу расчет амортизации должен производится исходя из балансовой стоимости основного средства согласно п. 85 Инструкции № 157н.
Остаточная стоимость основного средства используется для расчета амортизации в следующих случаях:
- когда в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации
или частичной ликвидации основного средства изменились его первоначально принятые нормативные показатели функционирования, что повлекло за собой изменение срока полезного использования. В данном случае начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, амортизация рассчитывается исходя из остаточной стоимости основного средства и оставшегося на дату изменения срока полезного использования (п. 85 Инструкции № 15 7н) - если объект был принят на учет с ранее начисленной амортизацией. В таком случае расчет амортизации производится исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету (п. 85 Инструкции № 157н). При этом под остаточной стоимостью основного средства на соответствующую дату понимается его балансовая стоимость, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации, а под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату - срок полезного использования амортизируемого основного средства, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.
В бухгалтерском учете начисление амортизации и выбытие объектов основных средств отражается следующими проводками:
1. Начислена амортизация на сооружения Дт 1 40120 271 Кт 110413410.
2. Начислена амортизация на машины и оборудование, используемые при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг Дт 1 10971 271 Кт 1 10434 410.
3. Передача в эксплуатацию оборудования со склада с начислением амортизации 100 % Дт 1 10134 310 (1 40120 271) Кт 1 10134 310 (1 10434 271).
4. Передача в эксплуатацию основного средства стоимостью менее 3000 руб. с одновременным списанием на забалансовый счет Дт 1 40120 271 321 Кт 1 10134 271.
5. Списано основное средство в сумме начисленной амортизации Дт 1 10434 410 Кт 1 10134 410.
Определение целесообразности, пригодности дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также оформление документации при принятии решения о списании объектов на предприятии возлагается на комиссию по принятию и выбытию объектов основных средств.
Решение о списании (выбытии) объектов основных средств выносит собственник (орган исполнительной власти или местного самоуправления, уполномоченный осуществлять управление
имуществом публично-правового образования) по представлению комиссии учреждения по результатам проведения следующих мероприятий:
- осмотр объекта, определение его технического состояния и возможности дальнейшего использования по назначению исходя из необходимой технической документации на этот объект (например, паспорт транспортного средства, инструкция по эксплуатации и т. п.), данных бюджетного учета;
- установление факта непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию или нецелесообразности дальнейшего использования или ремонта;
- установление причины списания (выбытия) объекта: износ физический, моральный, авария, нарушение условий эксплуатации, низкое качество ремонта, другие конкретные причины;
- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта;
- определение возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов выбывающего объекта в деятельности учреждения и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
- составление актов на списание объектов основных средств.
По результатам проверки для согласования решения о списании основных средств комиссия комплектует пакет документов, представляемый собственнику имущества (уполномоченному им органу власти) и включающий в себя:
- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003, унифицированная форма № ОС-4); акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004, унифицированная форма ОС-4а); акт о списании групп объектов основных средств (ф. 0306033, унифицированная форма ОС-4б);
- акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
- акт о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144).
Представляются также документы, перечень которых определяется в зависимости от вида предполагаемого к списанию основного средства.
1. Для всех видов основных средств:
- копия приказа начальника предприятия о создании постоянно действующей комиссии, наделенной полномочием оформления решения о списании основных средств;
- копия инвентарной карточки учета основных средств;
- справка о балансовой стоимости основного средства;
- сопроводительное письмо;
- выписка из реестра федерального имущества (государственного имущества субъекта Российской Федерации, муниципального имущества), которой подтверждается, что федеральное имущество (имущество субъекта Российской Федерации, муниципальное) внесено в указанный реестр; иные документы, предусмотренные порядком принятия решения о списании имущества.
2. Для транспортных средств:
- копия технического паспорта транспортного средства;
- копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;
- сведения о прохождении последнего техосмотра.
3. Для недвижимого имущества - копии технических паспортов бюро технической инвентаризации.
В случае списания объектов основных средств, выбывших вследствие аварии, кроме перечисленных выше документов, прилагаются копия акта об аварии и экспертное заключение о техническом состоянии объекта; справка о стоимости нанесенного ущерба [2].
При списании основного средства в случае хищения, террористического акта, нанесения ущерба дополнительно прилагаются:
- копия постановления о возбуждении уголовного дела и документы о принятии мер по защите интересов предприятия или возмещению причиненного ущерба;
- копия приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта основных средств, копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.
Первый экземпляр актов о списании основных средств передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Материальные запасы, полученные предприятием вследствие ликвидации основных средств, принимаются к бюджетному учету по текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету. Ответственность за результаты работы комиссии по списанию и выполнение всех мероприятий несут ее председатель и начальник ФГУП ФСИН России; ответственность за полноту и достоверность информации в документах, правильность заполнения документов и актов списания основных средств - лицо, составившее и подписавшее данные документы.
Таким образом, бухгалтерский учет основных средств в учреждении является одним из сложных участков учета в связи с постоянно меняю-
щимся законодательством и принятием новых нормативных документов, поэтому главным задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, их внутреннего перемещения и выбытия, правильное исчисление и отражение в учете суммы износа и амортизации основных средств, точное определение результатов при ликвидации основных средств, контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и правильным использованием.
Список литературы
1. Вахрушина М. А. Бюджетный учет и отчетность : учеб. пособие. М., 2011. 281 с.
2. Загарских В. В. Бюджетный учет в учреждениях и органах УИС : практикум. Киров, 2012. 71 с.
NATALYA VLADIMIROVNA ROZHKOVA,
phd in economy,
professor, department of accounting, analysis, finance and taxation
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
RELEVANT ASPECTS OF THE ACCOUNTING MOVEMENTS OF FIXED ASSETS IN PRISONS
Annotation: the article considers the topical aspects of accounting and movement of fixed assets in correctional institutions that currently have acquired the most important and relevant, as the fixed assets take the largest share in the total share of all assets of these institutions.
To property, plant and equipment are tangible items of property, regardless of cost, with useful life exceeding 12 months intended for repeated or permanent use on the basis of operational management in the course of business enterprises in the fulfilment of works, rendering of services, the exercise of state powers (functions) or for management needs of the enterprise in operation, a stock, on preservation, leased, obtained in the leasing (subleasing). This article analyzes the issues of recognition of fixed assets, depreciation and write-off with regard to documenting of these transactions.
Key words: fixed assets accounting, depreciation, documents, journal entry posting, write-off.
References
1. Vahrushina M. A. Bjudzhetnyj uchet i otchetnost' [Budget accounting and reporting]. Moscow, 2011. 281 p.
2. Zagarskih V. V. Bjudzhetnyj uchet v uchrezhdenijah i organah UIS [Budgetary accounting in the institutions and bodies of the penal system]. Kirov, 2012. 71 p.
© Rozhkova N. V., 2016