АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Сысоев Е.В., соискатель кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета
В статье рассматриваются некоторые аспекты совершенствования государственной промышленной политики в современных российских условиях, предполагающие комплексный подход к решению проблем промышленности и связанные с реализацией возможности дальнейшего развития индустриальных парков, развитием внутреннего рынка промышленной продукции, выявлением приоритетных промышленных кластеров, определяющих экономический и инновационный прорыв.
Ключевые слова: промышленное производство, промышленная политика, индустриальные парки.
TOPICAL ASPECTS OF IMPROVING THE STATE’S INDUSTRIAL POLICY
Sysoyev E., The applicant, Economic and financial disciplines chair, Moscow University for the Humanities
This article discusses some aspects of improving the state S industrial policy in modern Russian conditions, a comprehensive approach to solving the problems of industry and opportunities associated with the implementation of further development of industrial parks, development of the internal market of industrial products, the identification of priority industrial clusters that define the economic and innovative breakthrough.
Keywords: industrial production, industrial policy, industrial parks.
Промышленная политика государства, адекватная сложившимся экономическим условиям, является важным фактором экономического развития страны. В современных российских условиях она должна быть ориентирована на решение проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам относятся: структурные диспропорции промышленного комплекса; высокая степень износа основных фондов; низкая восприимчивость к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей; низкая производительность труда; высокая материалозатратность и энергоемкость производимой продукции; отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости; недостаточное кадровое обеспечение; недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития. Эти проблемы обострились как в связи с отсутствием действенной научно-обоснованной промышленной политики, так и с действием факторов микроэкономического уровня: низкой инновационной активностью на уровне отдельной организации или предприятия, невысоким качеством менеджмента, а также низкими стимулами к реформированию и модернизации. Поэтому их решение требует комплексного подхода и активного сотрудничества органов государственной власти, представителей деловых кругов, профсоюзов, научного сообщества при разработке и реализации промышленной политики.
По мнению специалистов ТПП РФ важнейшим инструментом промышленной политики выступают промышленные (индустриальные) парки1. Возможности развития индустриальных парков в нашей стране использованы далеко не полностью.
Индустриальные парки бывают универсальные, где предприятия не связаны единой технологической цепочкой, а также специализированные. Последние формируются в основном вокруг так называемых якорных арендаторов, занимающихся выпуском сложной конечной продукции. В промышленном парке Toyota в Японии работает 30 тыс. малых предприятий. В парке КамАЗа -около 1502.
Индустриальные парки стали появляться в России еще лет восемь назад, и формально сейчас их насчитывается уже около двух сотен. Однако, по данным Ассоциации индустриальных парков России, реально работает всего 41 парк. Средний размер российских индустриальных парков составляет примерно 255 га, но около десяти из них имеют площадь, превышающую 1000 га.
Преимущество индустриальных парков состоит в более развитой инфраструктуре и льготах, предоставляемых по региональным налогам. Региональные органы власти в основном занимаются созданием индустриальных парков с нуля. Это так называемые проекты greenfield. Из 27 действующих greenfield-парков 12 созданы
государством, остальные - частными девелоперами. Среди парков, организованных на месте уже существующих объектов (brownfield),
2 парка государственных и 12 - частных. В отношении проектируемых парков пропорции следующие: 25:19 и 4:7 соответственно3.
В отличие от индустриальных парков, создаваемых для привлечения новых, как правило, внешних инвесторов, создание промышленных кластеров ориентировано на максимально эффективное использование собственного промышленного потенциала.
Кластерный подход к развитию промышленности отражен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. В качестве основных инструментов поддержки пилотных программ развития двадцати пяти инновационных территориальных кластеров государство использует соответствующие субсидии региональным бюджетам, обеспечивает поддержку в рамках федеральных целевых и государственных программ, привлекает государственные институты развития и стимулирует работу крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития.
Примером успешно развивающегося кластера является город Калуга, в котором действует производство автомобилей и автокомпонентов, основой которого стали компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors.
Кластерный подход может использоваться как на национальном уровне, так и в рамках реализации промышленной политики на уровне Единого экономического пространства. При этом целесообразно использовать опыт ЕС по формированию наднациональной системы мер по стимулированию кластеров. Так, в ЕС действует Европейская комиссия, которая является главным исполнительным органом, принимающим решения о воплощении различных инициатив по развитию кластеров, а также утверждающим межгосударственные программы по финансированию инновационных кластеров.
За 2012 год в России открылось свыше 400 новых производств (не считая мелких), из них 112 созданы «с нуля», 51 - с участием иностранных инвесторов. Среди них преобладают предприятия пищевой промышленности (молокозаводы, мясомолочные фермы, предприятия по переработке мяса и рыбы, консервные заводы), предприятия строительной индустрии (цементные заводы, панельное домостроение, производство плитки, панелей, окон и сантехники и др.), а также предприятия добывающей, металлургической и автомобильной промышленности. За год появилось и несколько десятков высокотехнологичных производств, связанных с ИТ, телекоммуникациями и приборостроением.
Однако отметим, что экономическая ситуация очень тревожная: темпы экономического роста снижаются, особенно в промышленности. И это не только результат негативных внешних тенденций, но и ошибок экономической политики, в частности, связанных с вступлением в ВТО. Ограничения, действующие в отношении продукции отечественных предприятий, остаются, в то же время
1 См.: Козак С., Промышленная политика: инструменты ускоренного развития // ТПП-Информ, 2013 // Газета Трибуна, №10, 2013.
2 Сычев А., Парки для новой промышленности // Эксперт, № 48 (830), 2012.
3 См.: Козак С., Промышленная политика: инструменты ускоренного развития // ТПП-Информ, 2013 // Газета Трибуна, №10, 2013.
импорт растёт галопирующими темпами, и в феврале 2013 года он уже достиг 27%4.
Промышленная политика государства должна быть ориентирована на развитие внутреннего рынка промышленной продукции и отрасли его обслуживающие с выявлением промышленных кластеров, которые будут определять экономический и инновационный прорыв. На этой основе возможно создание компаний, производящих инновации мирового уровня. Переход на инновационный путь развития и существенные изменения отраслевой структуры экономики является настоятельной потребностью, реализация которой позволит обеспечить устойчивый рост благосостояния населения. Именно модернизация и инновационное развитие будут способствовать оптимизации накопления, размещения и использования материальных и нематериальных активов промышленных предприятий в целях повышения потенциала устойчивого развития экономики.
Создание благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики путем выявления и поддержки приоритетных кластеров на основе комплексной модернизации с учетом сложившегося научнотехнического, инновационного и производственного потенциала предполагает такие направления промышленной политики как стимулирование повышения инновационной активности и увеличения производства высокотехнологичной продукции, стимулирование потребления конечной промышленной продукции отечественного производства, поддержку модернизации производства, создания высокопроизводительных рабочих мест и повышения производительности труда, совершенствование системы лизинга технологического оборудования, изменение налогообложения предприятий обрабатывающей промышленности, усовершенствование системы профессиональной подготовки кадров для промышленных предприятий, в том числе по программам опережающего обучения, совершенствование таможенного регулирования экспортноимпортных операций с сырьевыми ресурсами, сокращение нелегального импорта и производства.
Российская действительность показывает, что в современных условиях технологии (и, следовательно, соответствующее оборудование) выгоднее покупать за рубежом. Российские промышленники и предприниматели действуют в условиях, когда инвестиции должны начать приносить прибыль уже через 3-5 лет. А отечественная система внедрения результатов научных исследований и разработок предполагает отдачу лет через 10-15. Не удивительно, что импорт машиностроительной продукции многократно превосходит экспорт. (Так в 2012 г. доля машин, оборудования и транспортных средств в
товарной структуре экспорта составляла только 5,0%, а в товарной структуре импорта - 50,3%).5 Единственное, что может переломить сложившуюся ситуацию - это возрождение промышленности высоких технологий. Поэтому финансирование крупных венчурных проектов должно брать на себя государство. По такому пути уже давно идут США и другие высокоразвитые страны мира. Именно по такой схеме был создан Интернет, именно так сегодня во многих странах разрабатываются проекты альтернативных источников энергии и многие другие исследования с огромной потенциальной выгодой.
Технологические инновации невозможно реализовать на старом технологическом оборудовании. В России сейчас производится нового оборудования очень мало, а закупки иностранного оборудования более или менее эффективны с экономической точки зрения только для крупных, мощных компаний. Зачастую небольшие предприятия сталкиваются с организационными логистическими трудностями, с завышением цен, потерей средств на массе посредников и так далее.
В связи с этим, по нашему мнению, одним из актуальных направлений промышленной политики является усовершенствование системы лизинга промышленного оборудования.
Современная ситуация вынуждает разрабатывать промышленную политику сегодняшнего дня, нацеленную, главным образом, на стимулирование роста объемов промышленного производства, сохранение научно-технического и инновационного потенциала. Однако это должно быть только первым этапом долгосрочной промышленной политики, который может быть назван стабилизационным этапом. Важно, чтобы здесь обеспечивались цели и решались задачи, не противоречащие целям долгосрочного этапа, т.е. этапа формирования конкурентоспособной промышленности.
Литература:
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года.
2. Отчёт Правительства о результатах деятельности за 2012
год.
3. Сычев А., Парки для новой промышленности. - Эксперт. № 48 (830). 2012.
4. Козак С., Промышленная политика: инструменты ускоренного развития // ТПП-Информ. - Газета Трибуна. №10. 2013.
5. Федеральная служба государственной статистики // Промышленное производство: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/#
4 Отчёт Правительства о результатах деятельности за 2012 год.
5 Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru