Научная статья на тему 'Актуальные аспекты реализации концепции стандарта социального благополучия'

Актуальные аспекты реализации концепции стандарта социального благополучия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / стандарт благополучия / государственное управление / доверие граждан / social policy / standard of well-being / public administration / citizen's trust

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривов Виктор Дмитриевич, Владимиров Дмитрий Георгиевич

В число приоритетных задач в современной России входит модернизация всей системы социальной защиты граждан и повышение ее эффективности. Одним из наиболее действенных механизмов такой модернизации может стать внедрение единого для всей страны Стандарта социального благополучия. В статье на основе социальных и экономических показателей дано обоснование необходимости и актуальности принятия в нашей стране данного Стандарта. Проанализированы некоторые меры, предпринятые на государственном уровне за последнее время и направленные на реализацию принципов и элементов данного Стандарта. Представлено авторское видение того, каким должно быть содержание Стандарта социального благополучия, какой объем государственных услуг, общественных благ и денежных выплат он должен гарантировать гражданам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кривов Виктор Дмитриевич, Владимиров Дмитрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Aspects of the Implementation of the Concept of the Standard of Social Well-being

Among the priorities in modern Russia is the modernization of the entire system of social protection of citizens and increasing its effectiveness. One of the most effective mechanisms for such modernization may be the introduction of a single Standard of social well-being for the whole country. The article substantiates the necessity and relevance of adopting this Standard in our country on the basis of social and economic indicators. Some recent measures taken at the state level aimed at implementing the principles and elements of this Standard are analyzed. The author's vision of what the content of the Standard of Social Well-being should be, how much public services, public goods and monetary payments it should guarantee to Russian citizens is presented.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты реализации концепции стандарта социального благополучия»

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024. Том 16. Выпуск 1 (51) ЭО!: 10.38050/2078-3809-2024-16-1-65-79

Экономика общественного сектора и социальной сферы

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СТАНДАРТА СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Кривов Виктор Дмитриевич

доктор экономических наук, заведующий кафедрой статистики МГУ имени М.В. Ломоносова, экономический факультет

(г. Москва, Россия)

Владимиров Дмитрий Георгиевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и менеджмента общественных процессов, МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа современных социальных наук,

(г. Москва, Россия)

Аннотация

В число приоритетных задач в современной России входит модернизация всей системы социальной защиты граждан и повышение ее эффективности. Одним из наиболее действенных механизмов такой модернизации может стать внедрение единого для всей страны Стандарта социального благополучия. В статье на основе социальных и экономических показателей дано обоснование необходимости и актуальности принятия в нашей стране данного Стандарта. Проанализированы некоторые меры, предпринятые на государственном уровне за последнее время и направленные на реализацию принципов и элементов данного Стандарта. Представлено авторское видение того, каким должно быть содержание Стандарта социального благополучия, какой объем государственных услуг, общественных благ и денежных выплат он должен гарантировать гражданам России.

Ключевые слова: социальная политика, стандарт благополучия, государственное управление, доверие граждан.

ЗЕЕ коды: Ш10, Н410, ¡310, В20.

Для цитирования: Кривов В.Д., Владимиров Д.Г. Актуальные аспекты реализации концепции стандарта социального благополучия // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024. Том 16. Выпуск 1. С. 65-79. Б01: 10.38050/20783809-2024-16-1-65-79.

Кривов В.Д. е-таП: у1скт\оу@л andex.ru Владимиров Д.Г. е-шаП: d еу^1т1гоу@таП .ги

Кривов В.Д., Владимиров Д.Г. Актуальные аспекты реализации концепции стандарта социального благополучия

Введение

Тенденции в экономике последнего времени диктуют необходимость обновления в России системы социальной поддержки граждан. Ключевой задачей при этом должно стать повышение эффективности такой поддержки. Для стабильного развития государства необходимо добиваться зримых положительных результатов, прежде всего, в устранении неравенства и повышении качества жизни граждан.

В России сохраняется существенная социальная дифференциация: по данным на январь 2023 г., 46,1% от всей денежной массы в стране владеют 20% жителей России, в то время, как на 20% наименее обеспеченных россиян приходится лишь 5,6% от объема денег в стране1. Существенное увеличение социального расслоения было зафиксировано в начале 1990-х гг., и с тех пор ситуация практически не меняется. Так, в 1992 г. на долю 20% самых богатых приходилось 38,3% объема денежных доходов, а в 1993 г. - уже 46,8%. На долю 20% граждан с наименьшими доходами в 1992 г. приходилось 6% от объема денежных доходов, в 1993 г. - 5,1%2. Как видим, за 30 последних лет не произошло заметных изменений в соотношении доходов между богатыми и бедными.

Ситуацию усугубляет и неравенство между регионами: в регионах-лидерах по душевому ВРП (160 тыс. р. и более) живут лишь 12% населения (Комраков, 2022).

Большинство российских и зарубежных ученых и политиков сходятся во мнении, что подобное неравенство в глазах граждан выглядит неоправданным и приводит к ряду отрицательных последствий. В частности, оно ограничивает потенциал для экономического роста, который, в свою очередь, способен повлиять на рост благополучия различных слоев населения; не позволяет эффективно бороться с бедностью, минимизирует возможности для социальных лифтов и способствует росту напряжения в обществе (Мареева, Слободенюк, 2021).

Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН считают, что в случае снижения дифференциации доходов можно добиться увеличения доли доходов, которые граждане направляют на потребление, а не на накопление. Также домашние хозяйства (особенно наиболее бедные) смогут перестроить привычные схемы потребления, что приведет к уменьшению части импорта в потреблении граждан. Следовательно, уменьшение неравенства в доходах способно стать стимулом для повышения потребительского спроса, что логически ведет к росту производства и ВВП страны.

При этом эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ссылаясь на данные Всемирного банка, подчеркивают, что ситуация с неравенством граждан в России не является критической. Согласно индексу Джини, наша страна занимает срединное положение в общем перечне стран. Дифференциация доходов населения значительно выше по сравнению со странами Западной Европы, однако заметно ниже показателей развивающихся стран (Мареева, Слободенюк, 2021).

Авторы данной статьи со своей стороны полагают, что России, исходя, в том числе, из структуры ее экономики (в которой наибольшую долю занимает обрабатывающее

1 Социально-экономическое положение России. Январь 2023 года. Росстат: URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2023.pdf (дата обращения: 5.09.2023).

2 Распределение общего объема денежных доходов по 20 -процентным группам населения по Российской Федерации. Росстат. 28.04.2023: URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения: 5.09.2023).

производство3), преобладания городского населения над сельским, целесообразно ориентироваться на социальные показатели именно промышленно развитых государств, а не стран так называемых «третьего мира» - преимущественно аграрных и сельских.

Тем актуальнее выглядит задача внедрения в России, наряду с уже действующими, дополнительных механизмов и мер государственной поддержки населения, которые бы позволили качественно улучшить ситуацию в социальной сфере. Безусловно, понимание необходимости изменения социальной системы и планы по ее реформированию у руководства государства существуют. Еще в 2021 г., подводя итоги борьбы с коронавирусом, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «предстоит сделать более современной и адресной всю нашу систему социальной защиты»4.

1. О дискуссии, касающейся внедрения социальных стандартов

Очевидно, что метод «точечных улучшений» в социальной сфере недостаточно эффективен. Поэтому для повышения уровня и качества жизни граждан необходимы принципиально новые методы, способные комплексно улучшить социальную ситуацию.

Авторы статьи в предыдущих публикациях (Кривов, Владимиров и др., 2023; Кривов, Постников, 2022) выдвинули тезис о том, что наиболее действенным механизмом обеспечения достойного уровня жизни граждан могло бы стать внедрение единого для всей страны Стандарта социального благополучия.

Под Стандартом социального благополучия в контексте данного исследования следует понимать набор конкретных показателей, которые задают минимальную планку уровня жизни, социального обеспечения, доступа к благам в стране или в отдельном регионе. Эти показатели могут включать в себя такие параметры, как уровень доходов, доступность здравоохранения и образования, а также других социальных услуг и прочие факторы. Цель установления такого стандарта - обеспечение достойного уровня жизни для граждан, равных возможностей для них вне зависимости от места проживания.

Таким образом, основными целями и задачами исследования являются определение возможных компонентов Стандарта социального благополучия, выявление факторов, напрямую влияющих на благополучие жизни населения в России. Предмет исследования -принятые меры в данном направлении, а также текущие тенденции. Основная гипотеза -сегодня существует понимание необходимости такого Стандарта, однако системный подход к его внедрению отсутствует.

Надо отметить, что внимание, которое уделяется данной теме в научных кругах, явно не соответствует ее значимости для страны и общества. Подход, при котором социальный стандарт должен быть обеспечен, прежде всего, за счет мер финансовой поддержки, использования в качестве границ уровня жизни прожиточного минимума и системы бюджетов разных уровней (Квалиметрия..., 2006; Бобков, 2009; Бобков, 2013), представляется перспективным и нуждающимся в дальнейшей разработке. При этом в

3 В 2022 г. доля обрабатывающих производств в структуре ВВП России составила 14,2%, добыча полезных ископаемых - 14%, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств - 12,4% (Росстат. Доклад «О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) в 2022 году». 20.02.2023: URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/22 20-02-2023.html (дата обращения: 5.09.2023).

4 Стенограмма встречи Президента Российской Федерации с представителями социальных организаций // Сайт Президента Российской Федерации. 08.06.2021: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65764 (дата обращения: 5.09.2023).

экспертном сообществе превалирует точка зрения, что внедрение безусловного базового дохода в России могло бы привести к положительным результатам при решении проблемы неравенства доходов и возможностей, преодоления бедности, а также помогло бы наиболее уязвимым слоям населения обеспечивать свои базовые потребности и создать условия, при которых граждане ощущали наличие социальной справедливости в обществе (Бобков, Одинцова, 2021).

2020 г. принес немало новых доводов в пользу внедрения гарантированного базового дохода граждан. Пандемия коронавирусной инфекции оказала значительное негативное влияние на уровень жизни миллионов человек, что привело к росту общественного напряжения и другим отрицательным последствиям (Квашнин, 2020; Stähl,MacEachen, 2020; Бобков, Черных и др., 2020).

В то же время на самом высшем политическом уровне идея внедрения социальных стандартов в течение последнего года стала подниматься все активнее. При этом в рамках дискуссии речь идет о стандартах как для определенных групп населения или конкретных сфер жизни общества, так и для всей страны в целом. В частности, во время встречи Президента Российской Федерации с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в мае 2023 г. глава государства отметил необходимость разработки стандарта социального капитала бизнеса на основе следующих принципов: устойчивое развитие бизнеса с долгосрочными перспективами, рост роли бизнеса в общественном, научном и ином прогрессе страны, внимание к потребностям коллектива и семьям сотрудников, участие в социальных программах, забота об экологии и среде, создание системы мотивации для тех представителей бизнеса, которые задействованы в решении важных для страны общественных и экологических вопросов5. Внедрение стандарта социального капитала бизнеса может быть неразрывно связано с реализацией проекта Стандарта социального благополучия. Например, компании, которые заинтересованы в развитии социального капитала, как правило, вовлечены в жизнь местного сообщества, создают новые возможности как для сотрудников, так и для жителей своего населенного пункта/района/региона.

Более широко эта тема затрагивалась на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), состоявшегося с участием президента Российской Федерации в феврале 2023 г. Глава государства отметил, что Россия должна стать примером «в создании возможностей для самореализации каждого человека» и предлагать лучшие «стандарты социального развития»6. При этом гендиректор АСИ С.В. Чупшева сообщила, что агентство разработало типовой проект Регионального социального стандарта, который АСИ рекомендовало регионам России к принятию и внедрению. Проект содержит 13 пунктов. В частности, в рамках внедрения стандарта рекомендуется каждому региону принять Стратегию развития социальной сферы, создать Совет по качеству жизни, создавать команды региональных сервисных уполномоченных, которые будут заниматься разработкой решений по повышению качества предоставления услуг в социальной сфере на основе методологии сервис-дизайна, обеспечить поддержку региональных социально

5 Стенограмма встречи Президента Российской Федерации с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» // Сайт Президента Российской Федерации. 26.05.2023:

URL: http ://www.kremlin .ru/events/pre sident/news/71211 (дата обращения 5.09.2023).

6 Стенограмма заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив // Сайт Президента Российской Федерации. 09.02.2023: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/70482 (дата обращения: 5.09.2023).

ориентированных некоммерческих организаций и т. д. По данным АСИ, элементы Регионального социального стандарта применяются в 40 регионах7.

В июне 2023 г. Президент России вновь подчеркнул, что в нашей стране «нужно задавать высокие стандарты социальной поддержки, благоустройства городов и населенных пунктов»8.

Авторы данной статьи также высказывали ранее предложение, в соответствии с которым Стандарт социального благополучия должен содержать максимально широкий набор социальных гарантий и мер, не ограничиваясь выплатами, а включая в себя, в том числе, услуги в сфере жилищного и коммунального обслуживания, предоставления качественных муниципальных услуг, неотъемлемой частью которых является, в том числе, и благоустройство населенных пунктов.

Следует напомнить, что о необходимости внедрения единого для всей России Стандарта социального благополучия высказывались многие руководители страны. В частности, председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко (Замахина, 2016), заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухин (Филиппова, 2020). О внедрении в Москве стандарта благополучия пенсионеров Мэр Москвы С.С. Собянин объявил в 2018 г.9 Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев в 2020 г. заявил о том, что в регионе начата разработка Стандарта социального благополучия человека, который гарантирует жителям региона равный доступ к качественным услугам в сфере здравоохранения, образования и культуры10.

2. О некоторых принятых мерах

Авторы данной статьи выдвигали тезис о том, что Стандарт социального благополучия должен обеспечивать гражданам нашей страны вне зависимости от места проживания необходимый объем, качество и доступность услуг во всех отраслях социальной сферы, а также благоприятную и безопасную окружающую среду (Кривов, Владимиров и др., 2023; Кривов, Постников, 2022).

Таким образом, Стандарт - это универсальный механизм. В его рамках могут быть объединены уже существующие меры по оказанию практической или финансовой помощи гражданам, оказавшимся в затруднительном положении (уровень дохода ниже уровня прожиточного минимума, отсутствие работы, необходимость юридической помощи и др.) и доступ к общественным благам, которые государство обязано предоставлять автоматически, безо всяких требований или дополнительных условий. К общественным благам можно отнести, в частности, равный доступ к газовым, водопроводным сетям, канализации, качественным дорогам с твердым покрытием, отлаженной системе общественного транспорта, организациям здравоохранения, образования, спортивным и культурным объектам и т. п. Авторы не исключают включения в Стандарт иных критериев,

7 Там же.

8 Стенограмма пленарного заседания третьего ежегодного форума Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» // Сайт Президента Российской Федерации. 29.06.2023: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71554 (дата обращения: 6.09.2023).

9 В Москве создадут стандарт благополучия пенсионеров // Сайт Мэра Москвы. 22.10.2018: URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/5109050 (дата обращения 5.09.2023).

10 Ростовская область первой в стране приступает к внедрению стандарта благополучия человека // ТАСС. 03.09.2020: URL: https://tass.ru/obschestvo/9368613 (дата обращения 5.09.2023).

направленных на улучшение уровня и качества жизни граждан. Однако в настоящий момент общепринятого определения Стандарта социального благополучия в России не существует, что безусловно затрудняет исследования в данном направлении и объективную оценку принимаемых мер.

Можно констатировать, что на государственном уровне начинают приниматься шаги по внедрению элементов и принципов, которые могут быть отнесены к структурным элементам Стандарта социального благополучия.

В частности, правительством Российской Федерации утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы11. Ее внедрение идет поэтапно. Концепция предусматривает полный переход к принципам «социального казначейства». Данная система подразумевает беззаявительное уведомление населения о предусмотренной для него социальной помощи и более простое получение пособий, субсидий, льгот и др. без необходимости сбора документов, подтверждающих право на получение данных выплат, кроме того, без необходимости подавать обращения, заявления. Оформление выплат (если в конкретном случае гражданин имеет на них право) должно происходить оперативно с помощью единого портала государственных услуг Российской Федерации. Таким образом, создана единая цифровая платформа, которая объединяет различные виды социальной помощи. По данным на март 2023 г., с помощью механизма «социального казначейства» около 35 млн граждан получают адресные выплаты теперь автоматически или на основании лишь одного заявления, которое можно подать дистанционно (Кузьмин, Замахина, 2023). К 2025 г. все меры социальной помощи полностью перейдут в электронный формат и будут предоставляться гражданам без заявлений и подтверждающих документов. Все это, безусловно, является элементом Стандарта социального благополучия, который предполагает автоматическое, беззаявительное получение гражданами всех полагающихся им льгот и выплат.

Безусловно, продуманная пошаговая цифровизация элементов социальной помощи является одним из ключевых признаков перехода к электронно-цифровой стадии в развитии общества, признаки которой одним из первых проанализировал академик РАН Г.В. Осипов. По его мнению, развитие технологий и увеличение их роли в повседневной жизни повлекут за собой - и это уже происходит - к значительным переменам в социуме. Изменения затрагивают целый ряд сфер, в частности, потребление, работу и досуг, само устройство общества (Осипов, Климовицкий, 2020).

В перспективе велик соблазн подключать алгоритмы, реализующие подходы в рамках модной сейчас концепции искусственного интеллекта (который правильней было бы называть квази-интеллектом), к формированию набора социальных услуг, содержания Стандарта социального благополучия - в предположении, что такие алгоритмы могли бы наблюдать за тем, чтобы социальные меры, входящие в стандарт благополучия, строго выполнялись. Вопрос о возможности использования алгоритмов квази-интеллекта в мониторинге и продуцировании контента по развитию современных общественных процессов, по-прежнему весьма дискуссионный. Необходим мощный государственный запрос на широкомасштабные действия для научного и публичного обоснования соответствующих решений. Открытое и свободное профессиональное обсуждение вполне

11 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 431-р.

укладывается в доктрину академика РАН Г.В. Осипова о возможности социально -гуманитарного варианта развития электронно-цифровой цивилизации.

Следует отметить, что в 2023 г. были сделаны конкретные шаги по созданию общей структуры, которая отвечает за назначение и выплату пособий, пенсий, субсидий и т. п. гражданам, что отвечает задаче повышения доступности государственных услуг в социальной сфере. Так, создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России). Фонд образован 1 января 2023 г. в результате слияния Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Социальный фонд России является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки).

Одним из действенных способов помощи гражданам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, является социальный контракт12. При заключении социального контракта орган соцзащиты берет на себя задачу оказать содействие гражданину в виде ряда мер социальной поддержки. Это могут быть определенные социальные услуги, субсидии, выплаты и др. В свою очередь, получатели вышеназванных мер социальной поддержки обязуются выполнить конкретные действия: трудоустроиться, начать свой бизнес, запустить личное подсобное хозяйство и т. д. По официальным данным, в 2022 г. 867,7 тыс. граждан заключили 276,3 тыс. социальных контрактов, характерно, что более 90 тыс. человек из числа заключивших социальный контракт открыли свое дело. Важно, что в 2022 г. до 350 тыс. р. был увеличен максимально допустимый размер помощи на открытие своего бизнеса, а на развитие личного подсобного хозяйства - до 200 тыс. р.13

Говоря о стандартизации социальных услуг в регионах, следует в первую очередь упомянуть Москву, где внедрен социальный стандарт минимального дохода неработающих пенсионеров. Речь идет о финансовых выплатах, которые регулярно индексируются. Так, в начале 2023 г. в столице данный стандарт был увеличен на 10%, в результате чего минимальный размер пенсии с городской доплатой вырос до 23 313 р. в месяц14. Таким образом, данный стандарт касается лишь финансовой стороны вопроса, что означает слишком «узкое» понимание сущности Стандарта социального благополучия, который должен включать в себя, в частности, набор конкретных услуг.

Анализируя положение дел в других регионах России, можно констатировать, что работа по внедрению социальных стандартов пока что, чаще всего, находится на стадии предварительного обсуждения. Например, в упомянутой выше Ростовской области разработка Стандарта социального благополучия человека затормозилась, а практическое внедрение так и не произошло.

12 Социальный контракт — это соглашение между органами соцзащиты и гражданами, чей доход по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Заключить социальный контракт с государством могут также малоимущие семьи.

13 Более 90 тысяч граждан открыли свое дело благодаря соцконтракту в 2022 году // Сайт Минтруда России. 09.02.2023: URL: https://mintrud.gov.ru/social/462 (дата обращения: 5.09.2023).

14 Социальные выплаты в Москве проиндексировали на 10% // ТАСС. 01.01.2023: URL: https://tass.ru/obschestvo/16727385 (дата обращения: 6.09.2023).

Если же говорить о Региональном социальном стандарте, разработанном Агентством стратегических инициатив, то в конкретном случае речь идет о наборе организационных мер, направленных на повышение эффективности системы социального обеспечения граждан. Это, безусловно, важный, но лишь первый шаг. В перспективе надо вести речь о внедрении нового широкого комплекса мер, дополнительных выплат и набора социальных услуг, которые государство обязано предоставлять гражданам в рамках обеспечения данного стандарта.

3. О тенденциях в реформировании социальной сферы

Можно сделать вывод, что на настоящий момент в России внедрение Стандарта социального благополучия фактически находится на первоначальном этапе.

Понимание необходимости создания новой системы социального обеспечения есть и в других странах, включая экономически наиболее развитые государства, свидетельством чему является широкое экспертное и общественное обсуждение целесообразности внедрения Универсального базового дохода (Universal Basic Income (UBI) - гарантированной финансовой выплаты каждому взрослому гражданину вне зависимости от наличия у него работы). Правительства ряда стран уже приступили к проведению экспериментов по внедрению Универсального базового дохода. Так, например, в Великобритании, в Уэльсе, реализуется программа, где участники получают 1600 фунтов в месяц. Аналогичная программа реализуется и в других частях страны, в частности, в Лондоне, где методом случайной выборки отобрано 30 человек, которые в течение двух лет безо всяких условий будут получать указанную сумму ежемесячно15. В Испании в 2020 г. начали выплачивать минимальную пожизненную ренту бедным неработающим гражданам в возрасте от 23 до 65 лет. Размер выплаты составит 462 евро ежемесячно. Ежегодно на выплату ренты направляется из бюджета 3 млрд евро, получателями стали 2,3 млн неимущих16.

Стоит добавить, что в 2021 г. Всемирный банк, опубликовав 45-й доклад о состоянии российской экономики, рекомендовал России разработать и ввести в действие национальную программу минимального гарантированного дохода, которая, по мнению экспертов данной организации, к 2030 г. поможет уменьшить вдвое уровень бедности в стране. В пользу внедрения системы гарантированного дохода, или Универсального базового дохода, можно привести следующие аргументы: это чрезвычайно эффективный механизм борьбы с бедностью, снижения неравенства. Наличие гарантированного дохода снизит уровень стресса у работников, которые будут меньше бояться потерять рабочее место, а, кроме того, повысит массовый уровень образованности граждан, поскольку проживающие на гарантированный доход люди будут склонны заниматься самообразованием, реализацией своих творческих наклонностей и получением соответствующих навыков.

Однако пока что предложение установить Универсальный базовый доход далеко не всегда находит поддержку среди экспертов, особенно правительственных, и даже в общественных кругах. Есть пример Швейцарии, граждане которой в 2016 г. на референдуме проголосовали против внедрения «безусловного основного дохода». Предлагалось ввести

15 В Англии проведут эксперимент с выплатой безусловного базового дохода // ТАСС. 05.06.2023: URL: https://tass.ru/obschestvo/17932723 (дата обращения: 07.09.2023).

16 Испания ввела минимальную пожизненную ренту // Известия. 2020. 20 июня.

ежемесячные выплаты на уровне примерно 2260 долл. США для взрослого человека и примерно 565 долл. США для ребенка17.

Основные аргументы против внедрения гарантированного дохода - это слишком большая нагрузка для государственной финансовой системы, соответственно, создается высокий риск усиления инфляции, можно также отметить невозможность обеспечить приемлемый размер выплат, проблему поощрения иждивенчества среди граждан и потери мотивации к труду.

Приходится констатировать, что ни один зарубежный опыт по введению гарантированного и безусловного базового дохода не позволяет сделать вывод о том, какова эффективность этого инструмента (Van Parijs, Vanderborght, 2017).

Однако нам представляется, что принятие гарантированных социальных стандартов неизбежно произойдет, поскольку это диктуется самой логикой научно -технического, экономического, социального и демографического развития как в России, так и во всем мире. Автоматизация большинства производственных процессов, роботизация, широкое применение технологий искусственного интеллекта уже в ближайшие 10 лет приведут к радикальным изменениям на рынке труда. Согласно исследованиям Всемирного экономического форума, в течение следующих 5 лет почти четверть всех рабочих мест в развитых странах изменится в результате внедрения ИИ, оцифровки и других экономических изменений. При этом за период 2021-2025 гг. в результате автоматизации в мире исчезнет не менее 85 млн рабочих мест (Kelly, 2021). А к 2030 г. 400 млн человек разных профессий из-за автоматизации станут, по сути, лишними на рынке труда — это 15% всех рабочих мест в мире (Jobs, Jobs, 2017). Что касается России, то в нашей стране, согласно прогнозам, к 2030 г. будет роботизировано 20,1 млн рабочих мест18 (при том, что общая численность занятых в России на май 2023 г. составила 75,8 млн человек19).

Через считанные годы сначала в наиболее промышленно развитых странах, а затем и во всех остальных государствах без исключения встанет вопрос о создании совершенно новой системы социальной помощи сотням миллионов людей, лишившимся работы или занятым переобучением. И наиболее эффективным выходом из этой ситуации, чреватой масштабными социальными потрясениями, станет обеспечение граждан определенным набором благ - т. е. будут приняты некие нормативы или стандарты благополучия, гарантированные государством.

4. О содержании Стандарта социального благополучия

Таким образом, целесообразнее вести дискуссию не о том, есть ли необходимость внедрять четкие нормативы и стандарты социального обеспечения, а о том, каким должен быть Стандарт социального благополучия, какие виды помощи населению в него должны входить и по какому принципу формироваться тот набор благ, который данный механизм будет гарантировать. Сводить содержание Стандарта исключительно к финансовым выплатам, как это делается, например, в Москве - слишком узкий подход.

17 Там же.

18 Греф: роботы убьют ненужные профессии // Эксперт. 2021. 24 мая.

19 Численность и состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше // Росстат. 14.07.2023: URL: https://rosstat.gov.ru/labour force (дата обращения: 5.09.2023).

Мы рассматриваем Стандарт социального благополучия как наиболее действенный инструмент, который приведет, в том числе, к повышению эффективности и упрощению (считаем, что здесь применим данный термин) всей системы социальной помощи гражданам.

Многие мировые эксперты считают, что введение безусловного базового дохода стало бы механизмом сокращения расходов, подчас весьма значительных, на функционирование сложных, забюрократизированных и низкоэффективных систем социальной защиты (ЬеЬ1;о, 2018; 2'^Нп8к1, 2014). В полной мере это можно отнести и к внедрению Стандарта социального благополучия. Стандарт может включать в себя выплату денежных средств (пособий) нуждающимся в них гражданам на уровне не ниже прожиточного минимума (в данной части — это будет аналог универсального базового дохода), и, кроме того, обеспечивать каждого гражданина безусловным набором услуг (универсальные базовые услуги). Причем универсальные базовые услуги в рамках Стандарта, на наш взгляд, должен включать в себя достаточно широкий перечень наименований, чтобы прямо влиять на качество жизни гражданина. Здесь подразумевается набор бесплатных услуг, которые обязательно должны предоставляться в наиболее значимых сферах жизни: медицинское обслуживание, возможность получить качественное образование и заниматься культурным развитием, заниматься спортом, получать юридическую защиту, жить в благоприятных условиях, иметь доступ к транспортной, коммунальной инфраструктуре и т. д.

Помимо этого, можно расширить условия получения такого вида помощи, как обеспечение жильем по договору соцнайма (без передачи в собственность), или предусмотреть выдачу базового набора необходимых продуктов для нуждающихся категорий граждан, чей текущий уровень дохода или сложившаяся жизненная ситуация не позволяют приобретать их самостоятельно. Кажется возможным предоставлять данные виды помощи в рамках социального контракта.

Таким образом, Стандарт социального благополучия - это гарантированный государством минимальный объем услуг, доступа к инфраструктурным и коммунальным благам и денежных выплат, обеспечивающий реализацию социальных гарантий и социальных прав граждан. Безусловно, каждая отдельная выплата или услуга, предоставляемая в рамках Стандарта, их объем, требуемое качество и содержание должны пройти экспертную оценку и обсуждение. Особенно это касается источников финансирования, за счет которых могут поэтапно внедряться элементы Стандарта. В разрезе финансового вопроса уместно вспомнить о реализации национальных проектов в Российской Федерации, цель которых заключается именно в решении ряда насущных проблем. В том числе решение проблемы социального неравенства. В рамках национальных проектов создано множество программ как федерального, так и регионального значения, каждая из которых направлена либо на поддержку уязвимых слоев населения, либо на развитие здравоохранения, образования, спорта, либо на модернизацию инфраструктуры и т. д. Внедрение Стандарта социального благополучия могло бы помочь федерации и регионам в вопросе реализации положений национальных проектов, систематизировать принимаемые меры. Но для этого необходимо сначала дать конкретное и законодательно зафиксированное определение Стандарта социального благополучия на государственном уровне, что является задачей в первую очередь для научного и экспертного сообщества. Впоследствии данное определение может быть зафиксировано и в рамках федерального законодательства.

Кривов В.Д., Владимиров Д.Г. Актуальные аспекты реализации концепции стандарта социального благополучия

В связи с этим, мы считаем, что необходим комплексный федеральный закон, утверждающий правовые основы и общий порядок применения и корректировки единого для всей страны Стандарта социального благополучия.

Заключение

Авторы данной статьи считают, что благодаря внедрению Стандарта социального благополучия наша страна могла бы стать лидером в социальных преобразованиях и примером проведения успешной социальной политики для всего мира. Эффективные социальные реформы позволят обеспечить высокий уровень доверия со стороны общества к государственным институтам, а, значит, и обеспечить внутриполитическую стабильность, а также ускоренное экономическое развитие нашей страны.

Список литературы

Бобков В.Н. Вопросы теории, методологии изучения и оценки качества и уровня жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 6. С. 3-15. ББК

ьмвакя.

Бобков В.Н. Экономические аспекты демографической политики в России // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 3. С. 4-6. ББК QAMNBR.

Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Российские эксперты о безусловном базовом доходе: оценки 2020 г. // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17. № 1. С. 67-86. Б01: 10.19181/1вргг.2021.17.1.6.

Бобков В.Н., Черных Е.А. и др. Безусловный базовый доход: критериальные основы, переходные формы и опыт экспериментов по внедрению // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 84-94. Б01: 10.31857/Б013216250009313-7.

Влияние уровня и распределения доходов на структуру потребления российских домашних хозяйств // Проблемы социальной политики. Бюллетень Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2020. Вып. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Замахина Т. Матвиенко предложила утвердить единый стандарт благополучия россиян // Российская газета. 2016. 5 дек.

Квалиметрия жизни / Г.Г. Азгальдов, В.Н. Бобков, В.Я. Ельмеев, Ю.С. Перевощиков, В.А. Беляков. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2006. 820 с. EDN QOGJYF.

Квашнин Ю.Д. Базовый доход как ответ на новые экономические вызовы // Анализ и прогноз. ИМЭМО РАН. 2020. № 3. С. 13-23. Б01: 10.20542/аГу-2020-3-13-23.

Комраков А. Территориальное неравенство в России сократить не удается // Независимая газета. 2022. 30 июня.

Кривов В.Д., Владимиров Д.Г., Лисичкина А.А. Статистическое наблюдение уровня доверия с использованием «стандарта благополучия» // Международная ежегодная научная конференция Ломоносовские чтения - 2022. Секция экономических наук. «Наука и искусство экономической политики в кризисных условиях»: Сборник лучших докладов. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2023. С. 552.

Кривов В.Д., Постников С.Л. «Стандарт благополучия» как инструмент достижения стратегических целей социально-экономического развития государства // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022. Т. 14. Вып. 4. С. 4255. Б01: 10.38050/2078-3809-2022-14-4-42-55.

Кузьмин В., Замахина Т. Мишустин выступил с отчетом в Госдуме: Экономика вернулась на траекторию роста, поэтому важно обеспечивать его устойчивость и задействовать все ресурсы // Российская газета. 2023. 23 мар.

Мареева С.В., Слободенюк Е.Д. Неравенство в России на фоне других стран: доходы, богатство, возможности // Аналитический доклад. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 2021. С. 4. DOI: 10.17323/978-5-7598-2631-6.

Осипов Г.В., Климовицкий С.В. Цифровизация общественной жизни и новые задачи социальных наук // Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. С. 69-77.

Филиппова Е. Для реализации единого стандарта жизни россиян понадобится изменить ряд законов, считает Рябухин // Парламентская газета. 2020. 13 нояб.

Jobs Lost, Jobs Gained: Workforce Transitions in a Time of Automation // McKinsey Global Institute, December 2017. P. 2.

Kelly J. Artificial Intelligence Has Caused a 50% to 70% Decrease in Wages - Creating Income Inequality and Threatening Millions of Jobs // Forbes. 18.06.2021: URL: https://www.forbes.com/sites/iackkelly/2021/06/18/artificial-intelligence-has-caused--50-to-70-decrease-in-wages-creating-income-inequality-and-threatening-millions-of-iobs/?sh=7165a3191009 (дата обращения: 7.09.2023).

Lehto O. Basic Income around the World: The Unexpected Benefits of Unconditional Cash Transfers. Adam Smith Research Trust. London, 2018. 45 p.

Stahl C., MacEachen E. Universal Basic Income as a Policy Response to COVID-9 and Precarious Employment: Potential Impacts on Rehabilitation and Return-to-Work // Journal of Occupational Rehabilitation. 2020. Vol. 31. P. 3-6. DOI: 10.1007/s10926-020-09923-w.

Van Parijs Ph., Vanderborght Y. Basic Income: A Radical Proposal for a Free Society and a Sane Economy. Cambridge: Harvard University Press, 2017. 400 p.

Zwolinski M. The Pragmatic Libertarian Case for a Basic Income Guarantee // Cato Unbound: A Journal of Debate. 2014: URL: https://www.cato-unbound.org/2014/08/04/matt-zwolinski/pragmatic-libertarian-case-basic-income-guarantee (дата обращения: 05.09.2023).

Кривов В.Д., Владимиров Д.Г. Актуальные аспекты реализации концепции стандарта социального благополучия

DOI: 10.38050/2078-3809-2024-16-1-65-79

Public Economics and Welfare

CURRENT ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THE STANDARD OF SOCIAL WELL-BEING

Victor D. Krivov

Doctor of Economics, Head of the Department of Statistics, Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics

(Moscow, Russia)

Dmitry G. Vladimirov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Management,

Lomonosov Moscow State University, Social Processes Higher School of Modern Social Sciences

(Moscow, Russia)

Abstract

Among the priorities in modern Russia is the modernization of the entire system of social protection of citizens and increasing its effectiveness. One of the most effective mechanisms for such modernization may be the introduction of a single Standard of social well-being for the whole country. The article substantiates the necessity and relevance of adopting this Standard in our country on the basis of social and economic indicators. Some recent measures taken at the state level aimed at implementing the principles and elements of this Standard are analyzed. The author's vision of what the content of the Standard of Social Well-being should be, how much public services, public goods and monetary payments it should guarantee to Russian citizens is presented.

Keywords: social policy, standard of well-being, public administration, citizen's trust.

JEL: H110, H410, I310, I320.

For citation: Krivov, V. D., Vladimirov, D.G. (2024) Current Aspects of the Implementation of the Concept of the Standard of Social Well-being. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal, vol. 16, no. 1, pp. 65-79. DOI: 10.38050/2078-3809-2024-16-1-65-79.

References

Bobkov V.N. Voprosy teorii, metodologii izucheniya i otsenki kachestva i urovnya zhizni naseleniya. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2009. No. 6. P. 3-15. EDN LMBGRR. (In Russ.).

Bobkov V.N. Ekonomicheskie aspekty demograficheskoy politiki v Rossii. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2013. No. 3. P. 4-6. EDN QAMNBR. (In Russ.).

Bobkov V.N., Odintsova E.V. Rossiyskie eksperty o bezuslovnom bazovom dokhode: otsenki 2020 g. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2021. Vol. 17. No. 1. P. 67-86. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.1.6. (In Russ.).

Bobkov V.N., Chernykh E.A. i dr. Bezuslovnyy bazovyy dokhod: kriterial'nye osnovy, perekhodnye formy i opyt eksperimentov po vnedreniyu. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2020. No. 10. P. 84-94. DOI: 10.31857/S013216250009313-7. (In Russ.).

Vliyanie urovnya i raspredeleniya dokhodov na strukturu potrebleniya rossiyskikh domashnikh khozyaystv. Problemy sotsial'noy politiki. Byulleten' Instituta narodnokhozyaystvennogo prognozirovaniya RAN. 2020. Vyp. 10. (In Russ.).

Zamakhina T. Matvienko predlozhila utverdit' edinyy standart blagopoluchiya rossiyan. Rossiyskaya gazeta. 2016. 5 dek. (In Russ.).

Kvalimetriya zhizni / G.G. Azgal'dov, V.N. Bobkov, V.Ya. El'meev, Yu.S. Perevoshchikov, V.A. Belyakov. M.: Vserossiyskiy tsentr urovnya zhizni, 2006. 820 s. EDN QOGJYF. (In Russ.).

Kvashnin Yu.D. Bazovyy dokhod kak otvet na novye ekonomicheskie vyzovy .Analiz i prognoz. IMEMO RAN. 2020. No. 3. P. 13-23. DOI: 10.20542/afij-2020-3-13-23. (In Russ.).

Komrakov A. Territorial'noe neravenstvo v Rossii sokratit' ne udaetsya. Nezavisimaya gazeta. 2022. 30 iyunya. (In Russ.).

Krivov V.D., Vladimirov D.G., Lisichkina A.A. Statisticheskoe nablyudenie urovnya doveriya s ispol'zovaniem «standarta blagopoluchiya». Mezhdunarodnaya ezhegodnaya nauchnaya konferentsiya Lomonosovskie chteniya - 2022. Sektsiya ekonomicheskikh nauk. «Nauka i iskusstvo ekonomicheskoy politiki v krizisnykh usloviyakh»: Sbornik luchshikh dokladov. M.: Ekonomicheskiy fakul'tet MGU imeni M.V. Lomonosova, 2023. P. 552. (In Russ.).

Krivov V.D., Postnikov S.L. «Standart blagopoluchiya» kak instrument dostizheniya strategicheskikh tseley sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva. Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakul'teta. Elektronnyy zhurnal. 2022. Vol. 14. Vyp. 4. P. 42-55. DOI: 10.38050/2078-3809-2022-14-4-42-55. (In Russ.).

Kuz'min V., Zamakhina T. Mishustin vystupil s otchetom v Gosdume: Ekonomika vernulas' na traektoriyu rosta, poetomu vazhno obespechivat' ego ustoychivost' i zadeystvovat' vse resursy. Rossiyskaya gazeta. 2023. 23 mar. (In Russ.).

Mareeva S.V., Slobodenyuk E.D. Neravenstvo v Rossii na fone drugikh stran: dokhody, bogatstvo, vozmozhnosti. Analiticheskiy doklad. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». 2021. P. 4. DOI: 10.17323/978-5-7598-2631-6. (In Russ.).

Osipov G.V., Klimovitskiy S.V. Tsifrovizatsiya obshchestvennoy zhizni i novye zadachi sotsial'nykh nauk. Novaya sotsial'naya real'nost': sistemoobrazuyushchie faktory, bezopasnost' i perspektivy razvitiya. Rossiya v tekhnosotsial'nom prostranstve: monografiya. M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2020. P. 69-77. (In Russ.).

Filippova E. Dlya realizatsii edinogo standarta zhizni rossiyan ponadobitsya izmenit' ryad zakonov, schitaet Ryabukhin. Parlamentskaya gazeta. 2020. 13 noyab. (In Russ.).

Jobs Lost, Jobs Gained: Workforce Transitions in a Time of Automation. McKinsey Global Institute, December 2017. P. 2. (In Russ.).

Kelly J. Artificial Intelligence Has Caused a 50% to 70% Decrease in Wages - Creating Income Inequality and Threatening Millions of Jobs. Forbes. 18.06.2021: Available at: https://www.forbes.com/sites/jackkelly/2021/06/18/artificial-intelligence-has-caused--50-to-70-decrease-in-wages-creating-income-inequality-and-threatening-millions-of-j obs/?sh=7165a3191009 accessed: 7.09.2023). (In Russ.).

Lehto O. Basic Income around the World: The Unexpected Benefits of Unconditional Cash Transfers. Adam Smith Research Trust. London, 2018. 45 p. (In Russ.).

Stahl C., MacEachen E. Universal Basic Income as a Policy Response to COVID-9 and Precarious Employment: Potential Impacts on Rehabilitation and Return-to-Work. Journal of Occupational Rehabilitation. 2020. Vol. 31. P. 3-6. DOI: 10.1007/s10926-020-09923-w. (In Russ.).

Van Parijs Ph., Vanderborght Y. Basic Income: A Radical Proposal for a Free Society and a Sane Economy. Cambridge: Harvard University Press, 2017. 400 p. (In Russ.).

Zwolinski M. The Pragmatic Libertarian Case for a Basic Income Guarantee. Cato Unbound: A Journal of Debate. 2014: Available at: https://www.cato-unbound.org/2014/08/04/matt-zwolinski/pragmatic-libertarian-case-basic-income-guarantee (accessed: 05.09.2023). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.